Права человека принадлежат к числу важнейших категорий современной юриспруденции, при этом институт прав человека развивается уже на протяжении длительного времени.
Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, «права человека и гражданина — сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в своем развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов» . В той или иной степени, права личности существовали в условиях всех общественно-экономических формаций, но в полной мере нашли свое воплощение с развитием мирового конституционализма, получили закрепление в первых и последующих конституционных актах.
Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные отношения на основе общепризнанных международных стандартов в области прав и свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу свободы человека; определяют ответственность государства перед личностью и обществом .
Конституцией РФ закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Основной Закон устанавливает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). «Современный перечень прав человека, который утвержден в международно-правовых документах и конституциях современных государств, в том числе в Российской Федерации, является результатом длительного исторического развития стандартов, ставших нормой современного демократического общества» . [1] [2] [3]
Основные права и свободы человека признаются российской Конституцией РФ неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18).
Право на образование может быть отнесено к числу наиболее значимых прав человека и гражданина. Это определяется прежде всего той важной ролью, которую играет образование в современном мире.
Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами...» (п. 2 ст. 26) .
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966) также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования; открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая среднее профессиональное образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе (ст. 13).
В Пакте детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам». «Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» .
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (04.11.1950) гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование» . Данной формулировкой подтверждается право каждого человека на образование, налагается запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование. Однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
Конвенция о правах ребенка (20.11.1989)[4] [5] [6] [7] закрепила общедоступность образования, бесплатность и обязательность начального образования; право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государства-участников следующие обязанности:
- обеспечивать доступность среднего образования, как общего, так и профессионального на бесплатной основе;
- обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
- принимать меры для регулярного посещения детьми школ, а также по снижению числа детей, покидающих школы.
Право на образование, таким образом, представляет собой одно из важнейших естественных прав человека и относится к группе культурных прав.
Без права на образование другие культурные права, такие как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного, технического и научного творчества, не могут быть всесторонне реализованы.
Основными элементами права на образование являются: право на получение образования каждым; право на получение знаний в объеме различных уровней образования; установление не только права, но и обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное право родителей в выборе формы получения образования для своих детей. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса .
Важное значение для реализации любого права имеет наличие соответствующих гарантий, а также механизма такой реализации. Это в полной мере относится и к праву на образование.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению [8] [9]
родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ[10]).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).
Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных организаций всех типов на конкурсной основе осуществлять запрещается. При этом разрешен индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения (например, по кадетским, инженерным, медицинским, гимназическим или лицеистским программам) допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.
Введение индивидуального отбора обучающихся для получения образования по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения с 1 сентября 2013 г. обусловлено тем, что образовательные организации без соответствующего отбора не могут гарантировать высокие результаты качества образования.
Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (ч. 5 и 6 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).
Конституционное право на общедоступное и бесплатное образование означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории РФ .
Все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе аттестации дошкольных образовательных организаций, при аттестации педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольной образовательной организации в первый класс общеобразовательной школы.
Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большей мере способствует их проявлению.
Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.
Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится; как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за процессом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.
Однако некоторые образовательные организации используют систему тестирования уровня развития детей для отбора их в определенную образовательную организацию, в каждой из которых реализуется особая образовательная программа. Тестирование развития ре- 1 бенка «на входе» в образовательную программу с целью его отбора вольно или невольно исходит из презумпции, что одни дети «способны» к ее освоению, а другие — нет. Тем самым делается заявка на тестирование способностей детей в очень раннем возрасте, что буквально противоречит основным законам развития личности и психики ребенка.
Производя такого рода отбор, педагог закрывает ребенку возможность для развития в этом направлении и, возможно, навязывает ему менее перспективный для него путь образования, исходя из личных субъективных представлений об уровне его развития, а не из реальных интересов ребенка. Возникает ситуация, при которой образовательная организация выбирает «удобных» ему детей, прикрываясь интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование, вместо того, чтобы обеспечивать в соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.01.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» право родителей на выбор образовательной организации для своих детей.
Каждый человек один раз может бесплатно получить в Российской Федерации общее образование и среднее профессиональное образование. Согласно ч. 4 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ с января 2013 г. прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Повторное обучение по общеобразовательным программам осуществляется на платной основе. Рассматриваемое право реализуется путем подачи документов в образовательную организацию.
Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 утвердил Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования , в соответствии с которым прием граждан на обучение в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . ОООД может осуществлять при- [11] ем заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка; адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.
Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети Интернет.
Для приема в ОООД:
- родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
- родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка;
- родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в ОООД на время обучения ребенка.
Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются, как правило, через секретариат ОООД в журнале приема заявлений в первый класс.
После регистрации заявителю выдается расписка, которая может содержать следующую информацию:
- входящий номер заявления о приеме в ОООД;
- перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью ОООД;
- сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс;
- контактные телефоны для получения информации;
- телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.
После окончания приема заявлений зачисление в ОООД оформляется приказом руководителя школы не ранее 1 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей) путем размещения на информационном стенде (приказ Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»[12]).
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в государственное или муниципальное ОООД наравне с гражданами России.
Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания.
Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в ОООД не допускается.
При приеме в ОООД для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.
Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.
Отсутствие у несовершеннолетних граждан свидетельства о регистрации по месту жительства согласно приказу Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 не означает отсутствие у них регистрации по месту жительства. Отказ в приеме детей в ОООД в случае отсутствия свидетельства о регистрации по месту жительства является необоснованным. Вместе с тем родителям (законным представителям) необходимо для зачисления ребенка в школу до 31 июля включительно представить документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за ОООД территории.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Возможность получения образования гарантируется в Российской Федерации независимо от состояния здоровья и места жительства граждан. В соответствии с законодательством РФ права и свободы граждан не подлежат ограничению на основании регистрации по месту жительства. Статьей 43 Конституции РФ провозглашено право каждого на образование. Федеральным законом № 273-ФЗ гарантировано право на образование независимо от места жительства.
Российское законодательство не допускает постановку осуществления данного права детьми в зависимость от регистрации по месту жительства родителей, т.е. отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в ОООД.
Неправомерно включать в перечень документов, представляемых при приеме детей в ОООД, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации. Рособрнадзор России просит принять меры по недопущению на территории РФ подобных нарушений международного и российского законодательства образовательными организациями и органами управления образованием (письмо Рособрнадзора от 24.07.2006 № 01-678/07-01 «О праве детей на образование в Российской Федерации»1).
Прокуратура Кемского района Республики Карелия отстояла в суде право ребенка-инвалида на посещение детского сада.
Проверкой установлено, что в 2011 г. малолетнюю девочку приняли в младшую группу одного из дошкольных образовательных организаций района. На следующий год приказом заведующей детским садом воспитанницу отчислили со ссылкой на заключение республиканской психолого-медико-педагогической комиссии. Прокурором на данный приказ принесен протест, который руководством дошкольной организации был отклонен по причине невозможности обеспечить надлежащие условия пребывания ребенка в дошкольной организации общего типа.
Учитывая, что ребенок-инвалид имеет равное с иными детьми право на дошкольное образование, прокурор обратился с соответствующим заявлением в суд. При рассмотрении дела председатель республиканской психолого-медико-педагогической комиссии подтвердила незаконность отчисления ребенка из детского сада. Судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме, на руководство организации возложена обязанность предоставить девочке место в детском саду[13] [14].
Прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение семи рабочих дней после приема документов. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.
При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Муниципальный орган управления образованием за каждым районом (микрорайоном) закрепляет ОООД и обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, зарегистрированных на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В этой связи, администрация ОООД может отказать гражданам (в том числе не проживающим на определенной территории) в приеме их детей только по причине отсутствия свободных мест в государственном или муниципальном ОООД на определенной территории (в данном районе, микрорайоне).
Прокуратура Онгудайского района Республики Алтай выявила грубые нарушения прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования, допущенные администрацией муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Еловская средняя общеобразовательная школа».
Установлено, что в середине августе 2012 г. родителям двоих несовершеннолетних сообщили о том, что в связи с отсутствием достаточного количества детей 10 класс сформирован не будет. Родителям пришлось в спешном порядке принимать меры по устройству старшеклассников в образовательные организации в других населенных пунктах Республики и подыскивать им жилье.
В соответствии с Уставом Еловская школа реализует образовательные программы, в том числе и среднего (полного) общего образования. Школа обязана обучать старшеклассников, желающих продолжить учебу в 10 классе. Организация предоставления общедоступного и бесплатного основного общего образования по основным общеобразовательным программам не зависит от количества детей, имеющих право на образование. Таким образом, отказ школы обучать старшеклассников является незаконным.
По итогам проверки в адрес главы муниципального образования «Он- гудайский район» внесено представление. Прокурор потребовал принять меры по организации обучения несовершеннолетних в 10 классе МБОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»[15].
Не допускается без согласия родителей (законных представителей) взимать плату за питание, охрану или уборку помещений (территорий) образовательных организаций. В противном случае это противоречило бы принципу бесплатности образования в государственных и муниципальных ОООД.
Конституция РФ не предусматривает гарантий бесплатности и общедоступности образования граждан в негосударственных и немуниципальных (частных или созданных религиозными организациями) образовательных организациях. Поэтому учредитель и (или) собственник частной образовательной организации вправе устанавливать условия приема детей и оплаты за их содержание, воспитание, обучение, уход и присмотр.
Общедоступное и бесплатное образование в Российской Федерации предоставляется в рамках ФГОС, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего, среднего профессионального и высшего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ1.
Пункт 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании»[16] [17], предоставляющий негосударственному образовательному учреждению право взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, имеет целью стимулирование развития системы негосударственных образовательных учреждений и повышение качества предоставляемых ими образовательных услуг в отсутствие у таких учреждений права на получение государственного (муниципального) финансирования, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя[18].
Прокуратура Ленинского района г. Иваново в ходе проверки установила, что решением Ивановской городской Думы установлено льготное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города детям, достигшим возраста трех лет.
Такое обстоятельство прокуратура посчитала противоречащим федеральному законодательству. Установление льготного получения мест в детских садах только детьми, достигшими возраста трех лет, нарушает принцип общедоступности и равенства получения образования. Возможность обучаться в детском саду не должна ставиться в зависимость от достижения кем-либо из детей определенного возраста, иначе допускается дискриминация в отношении иных детей.
В связи с выявленными нарушениями прокуратура Ленинского района г. Иваново направила в суд соответствующее заявление. Требования прокурора полностью удовлетворены[19].
Таким образом, право на образование относится к числу важнейших конституционных прав человека. Но полноценная реализация данного права возможна только при наличии в действующей системе нормативного регулирования эффективных механизмов, гарантирующих такую реализацию. Механизмы реализации гарантий права на
образование, как отмечают ученые, «представляют собой совокупность условий, средств и мер, обеспечивающих возможность реально на практике осуществить предоставленные права и защиту данных прав от незаконных ограничений и посягательств»1.
К числу механизмов реализации права на образование относятся организационные, социально-экономические, информационные и правовые механизмы . Только совокупность всех указанных механизмов, работающих эффективно, может обеспечить реализацию права на образование в полном объеме.
В настоящее время идет процесс формирования и совершенствования всех механизмов реализации права на образование, но имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что в данной сфере еще встречаются многочисленные и порой весьма серьезные нарушения.
[1] Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М. : Юрид. лит., 2005. С. 171.
[2] Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М. : Норма, 2007. С. 55-56.
[3] Там же. С. 51.
[4] URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
[5] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
[6] Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
[7] Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
[8] Куртапова Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2009. № 2.
[9] ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы”» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 22. Ст. 2375.
[11] Образование в документах. 1999. № 9.
2 Рос. газ. 2014. № 83. 11 апр.
3 ОООД — организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
[12] Рос. газ. 2014. № 83. 11 апр.
[13] Вестник образования. 2006. № 16.
[14] URL : http://prokuratura.karelia.ru/news/page_5456
[15] URL : http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-78964
[16] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[17] Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании». Документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[18] Определение Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 № 443-О-О.
[19] URL : http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-80655
|