Как личность, человека формирует вся совокупность материальных отношений: семейные, бытовые, правовые, нравственные, политические, правовые и другие.
Личность человека - это определенная совокупность его социальнопсихических качеств, свойств и черт носителя и участника общественных отношений. В результате неблагоприятного формирования личности система ее интересов и потребностей начинает противоречить представлениям, интересам других людей, и, в результате, она приобретает антиобщественную ориентацию.
Личность преступника «всегда является одним из основных звеньев характеристики любого вида преступности».[1] При этом, следует отметить, что «сама психология как наука, по сути, начиналась с изучения личности, а криминальная психология - личности преступника».[2]
Личность преступника - это личность человека, совершившего преступление, в котором проявилась ее антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
«Личность преступника формируется под воздействием определенных социальных влияний и связей. Различные социальные условия могут выработать как нравственно-положительную, так и нравственно-отрицательную ориентацию личности. Лица, совершающие преступления, отлича-
ются друг от друга по глубине и стойкости антисоциальных взглядов, степени общественной опасности, в связи с чем возникает необходимость подразделять их на различные категории или типы».[3]
Для личности преступника характерна определенная психолого- криминологическая структура, которая включает в себя кроме признаков, свойственных любому человеку, специфические черты, которые характеризуют именно ее и определяют степень ее антиобщественной опасности. Как справедливо отмечает А.И. Долгова, - «если только сказать, что личность преступника есть личность, нарушившая закон, то для этого, очевидно, не нужна столь многочисленная литература и столь много споров, посвященных проблеме общего понятия личности преступника».[4]
По мнению Ю.М. Антоняна, - антиобщественные взгляды, устремления, убеждения могут быть так же и у тех лиц, которые не совершали и не совершат преступлений, следовательно, «нельзя утверждать, что личность преступника всегда отличается от личности человека вообще именно такими взглядами, убеждениями и т.д.».[5]
На наш взгляд, правы все же те авторы, которые считают, что основным признаком личности преступника является его общественная опасность, а лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга именно по степени общественной опасности, по стойкости и глубине асоциальных взглядов.
Проблема изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя «в психолого-педагогическом плане предполагает установление тех признаков, которые отражают внутренний механизм и динамику установления целостной личности подростка, определяющим образом влияющих на его позитивное или негативное развитие».[6]
Сегодня изучение личности несовершеннолетнего преступника важно в связи с тем, что без изучения того, кто совершает преступления, нельзя бороться с преступностью в целом.[7]
«В криминологии преступность несовершеннолетних, как и преступность в целом, принято характеризовать состоянием и динамикой.
Состояние дает комплексную характеристику преступности в статике и имеет статистическое выражение в уровне и структуре. Динамика характеризует состояние преступности в движении и выражается через выявление изменений в уровне и структуре».[8]
В структуре личности преступника можно выделить следующие звенья:
- социально-демографические признаки (пол, возраст, семейное положение, образование и т.п.);
- социальные функции (как члена трудового коллектива, гражданина и т.п.);
- нравственно-психологическую характеристику (отношение личности к социальным функциям: семье, труду, государству, обществу, закону, правопорядку, досугу, правоохранительным органам и т.п.).
Следует отметить, что сегодня «растет число тяжких преступлений против личности, совершенных подростками» [9], - общественная опасность совершаемых несовершеннолетними и молодежью противоправных деяний усиливается: «каждое третье разбойное нападение, грабеж, каждое четвертое изнасилование совершается несовершеннолетними, при этом тенденция продолжения структурных изменений преступности несовершеннолетних и молодежи в сторону корыстно-насильственной преступности продолжает сохраняться, что во многом обусловлено дальнейшим обострением жилищных, трудовых, бытовых и иных социальных проблем, нерешенность которых, в свою очередь, создает предпосылки для усиления ожесточенности и озлобленности подростков, развитию у них деформированного представления о принципах социальной справедливости, распространению нигилизма и потребительской психологии».[10]
При оценке данных «официальной уголовной статистики преступности несовершеннолетних, необходимо учитывать те фактические обстоятельства, в силу которых статистические показатели не полностью отражают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия (ст.90 УК), возрастные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14-15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.)»[11].
Правильное же «использование статистической информации позволяет получать дополнительные сведения для оценки состояния преступности, поскольку в ней имеются сведения, характеризующие конкретные обстоятельства совершения преступления, отдельные моменты, связанные с личностью виновного лица».[12]
Следует отметить, что «криминологический анализ личности несовершеннолетних преступников ряд авторов предлагает проводить по следующей схеме: описать наиболее типичные для этого контингента признаки, отличающие его от нормотипических членов общества по социально-демографическому и культурно-образовательному статусу, кругу и содержанию потребностей и интересов, отношению к ценностным ориентациям в сфере права, эмоциально-волевой характеристике, состоянию психического и физического здоровья. На наш взгляд, такой подход к рассматриваемой проблеме возможен».[13]
Личность правонарушителя формируется (внешне) в тех же самых сферах общественной жизни (семье, школе, трудовом коллективе, бытовом окружении), как и у гражданина, который соблюдает нормы поведения. Однако, характер развития личности, а, соответственно, и содержание ее поступков, особенности интересов и в первом, и во втором случаях могут быть различны.
К личным особенностям, характеризующим несовершеннолетних преступников, относится деформация их ценностных нравственных ориентаций.
Начальные признаки антиобщественной направленности проявляются в раннем возрасте в виде мелких краж, озорства, незначительных правонарушений, которые или не замечаются, или им не придается должного значения, порождая безнаказанность.
Несовершеннолетним преступникам присущи определенные искажения нравственного и правового сознания; понимание законодательных запретов как формальных и необязательных «для себя лично»; уверенность в возможности избежать наказания за содеянное. Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего преступника характерны грубость, несдержанность, жестокость, отсутствие самокритичности и т.п. Соответственно, в механизме преступного поведения основную роль играет отрицательная волевая направленность.
Как правило, для «трудных» подростков свойственно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их школьному коллективу и т. д.
Важнейшим фактором в формировании личности «трудного» подростка, как правило, являются отрицательные условия в семье: отсутствие нравственной атмосферы в семье, аморальное поведение родителей часто приводит к развитию эгоцентризма и других негативных качеств, оказывает существенное влияние на деформацию личности подростка. Хотя, зачастую, нравственную атмосферу в семье создают любящие и ответственные родители, но не обладающие достаточными знаниями в педагогике и психологии, воспитании несовершеннолетнего.
Поведению подростков свойственно отсутствие жизненного опыта, весьма низкий порог самокритичности и самоконтроля, эмоциональная возбудимость, лабильность, неуравновешенность, мстительность, повышенная самооценка, импульсивность, отсутствие критичности и чувства стыда, стремление к независимости; им присущи такие черты как: конформизм, лень, агрессивность, безволие, безответственность, половая распущенность; частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, насилия, жестокости, крайнего индивидуализма; стремление исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества; его интересы сосредоточены на зрелищах, видео, компьютерных играх и др.
Источником девиантного поведения подростка служит противоречие между потребностями (устремлениями, ценностями) и возможностями их удовлетворения.[14]
Подростки довольно часто демонстрируют явное пренебрежение к общепринятым нормам морали (они сквернословят, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; пристают к гражданам; портят общественное имущество; им свойственно также хулиганство и т.д.).
Для них характерна привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.[15]
Типичными для подростка - правонарушителя является низкий уровень культуры, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия.[16]
Мотивационная и ценностная сфера у подростков в значительной мере искажена: отсутствует интерес к обучению или труду, но при этом превали-
рует желание к досугу, заполненному бесцельным и негативным времяпрепровождением в подъездах, подвалах, на чердаках, улицах и тому подобных местах, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, курением. Такое бесцельное времяпрепровождение вызывает желание удовлетворения социально - негативных потребностей противоправными способами.
Эмоционально-волевая сфера также искажена: её характеризует отсутствие самокритичности, сочувствия. Особенно выражены индивидуализм и эгоизм, стремление решить все проблемы при помощи насилия. Подростки, совершая правонарушения, либо не желают, либо не умеют оценивать значение своих действий, нечувствительны к страданиям других, у них проявляются психопатические черты, носящие приобретенный характер: они часто испытывают состояние подавленности, чувство страха, тревожности вследствие эмоциональной неуравновешенности, нестабильности. Многие подростки не могут найти место в школьном коллективе, социуме в связи с отрицательным отношением к нему. Большинство подростков в настоящее время, в основном, нуждаются в помощи психологов.
При благоприятных условиях воспитания или даже при коррекции нарушений, особенности деформации личности «трудного» подростка могут быть заменены деятельностью, одобряемой обществом. А при неблагоприятных социальных условиях - приобретают отрицательную направленность.[17]
Подростковый возраст (11 - 15 лет) является переходным: в биологическом смысле - это возраст полового созревания, в социальном плане - это продолжение первичной социализации. Такой возраст психологически крайне противоречив, для него характерны определенные диспропорции в темпах развития, которые обусловлены, в основном, биологическими факторами, поскольку подросток, по мере становления взрослым, ощущает себя фактически еще не достигшим этого статуса, но уже выдвигает необоснованные притязания. Стремление подростка к равенству в отношениях с взрослыми и сверстниками часто приводит к повышенной конфликтности.
Главное, что отличает этих подростков, - затруднение в самоконтроле, «бестормозность», поведенческая неустойчивость, чрезмерная подвижность.[18]
Подростковый возраст весьма противоречив. У подростка формируется самосознание, он стремится понять себя, свои особенности. Отсюда постоянные конфликты с окружающими. В этом возрасте подросток эмоционально неустойчив, для него характерны повышенная возбудимость, неуравновешенность, повышенная конфликтность и резкость.
Анализ психологических особенностей, формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя показывает, что подросток, проходя период становления как личность, переживает психологические изменения в виде: состояния эмоциональной неустойчивости, конфликтности с окружающими и со своим внутренним миром, подверженности всего и вся сомнением.
Вследствие обостренного чувства взрослости «стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших».[19]
Важное значение оказывают на отклоняющееся поведение дефекты социализации, которые зависят от: ошибок в воспитании; асоциальной мотивации; антиобщественной ориентации; отсутствия индивидуального социального опыта; общения в группе с отклоняющимся поведением и т.п.
Негативно сказываются на процессе становления личности педагогическая несостоятельность взрослых, которая довольно часто проявляется в превалировании мер наказания, а не поощрения.
В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм заканчивается в возрасте 14 - 16 лет.[20] Для подростков характерна повышенная потребность в общении; чуткое реагирование на мнение сверстников, стремление к самоутверждению в их среде.[21]
Самоутверждение должно происходить на основе социально - значимой полезной деятельности. Если же самоутверждение подростка осуществлялось в форме асоциальных действий, то оно может стать катализатором дальнейшего антиобщественного поведения. В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в дальнейшем - Закон), - антиобщественными действиями считаются «действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».[22]
Для подросткового периода характерны: сочетание упрямства и негативного отношения к мнению близких; повышенная внушаемость, подражательность; следование за лидером группы; застенчивость и робость среди незнакомых людей; показная грубость и развязность в знакомой среде; повышенное внимание к своим внутренним переживаниям; безучастность и безразличие по отношению к другим людям; завышенная самооценка; неуверенность в себе; противопоставление себя общепринятым нормам поведения, копирование поведения кумира и т.п.
На социальную адаптацию также оказывают влияние разнообразные нервно-психические заболевания.
В настоящее время отмечается интенсивный рост преступности среди подростков с аномалиями психики, по темпам опережающий почти в 4 раза рост преступности среди несовершеннолетних, в целом, что объясняется определенными проблемами в семейном воспитании, наличием различных нервно-психических заболеваний у родителей, их противоправным и аморальным образом жизни, алкоголизмом и пьянством, жестокостью в семьях.[23]
На процесс формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя влияет совокупность негативных факторов окружающей его внешней среды и самой личности несовершеннолетнего. Противоправное поведение является результатом нарушения процесса социализации, который выражается в социальной дезадаптации, то есть несоответствии его поведения тем нормам и требованиям системы отношений, существующих в обществе, в которые включается личность по мере своего социального становления и развития. Пик таких нарушений приходится как раз на подростковый возраст.
Помимо мер психологической и педагогической помощи, необходимы вмешательство невропатологов, психотерапевтов, психиатров, осуществляющих медицинскую коррекцию. Не учет такого важного фактора может привести к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически нездоровых несовершеннолетних.
Становление несовершеннолетнего как члена социума, непосредственно связано с теми нормами, социальными образцами, которые будут ему привиты как семьей, так и той социальной средой, в которой он будет находиться.
В силу неустойчивости психики подростки легко подвержены групповому воздействию и, соответственно, довольно часто совершают правонарушения в группе, при этом свои поступки совершают, исходя из групповых интересов.
Борьба с такого рода явлениями требует комплексного подхода к применению мер медицинского, педагогического и административно-принудительного характера.
У несовершеннолетних преступников сформированы устойчивые стереотипы асоциального поведения. Преступления случайно совершают из них лишь единицы. Для остальных, - по мнению Лебедева А.В. и Беличева С.А., - «характерны:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
- следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, участие в азартных играх;
- бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
- ранние половые связи, половая распущенность;
- систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
- виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
- привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека».[24]
В ряде литературных источников выделяются следующие «типы под- ростков-правонарушителей:
- инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.);
- подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых;
- неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки;
- безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений и выступающие как исполнители чужой воли;
- аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д.». [25]
В подростковых группах лидерами становятся контактные, возбудимые и агрессивные типы, демонстративные и истероидные личности.
Среди социально незрелых подростков часто наблюдается неспособность взять на себя ответственность за происходящее с ними. Такая ситуация при определённых обстоятельствах «облегчает» выход к совершению преступления. К факторам, формирующим делинквентное поведение можно отнести: отвержение и перенесенную в детском и подростковом возрасте эмоциональную изоляцию, постоянные негативные оценки поведения и деятельности.
По мнению Г.М. Миньковского, - «существует четыре типа несовершеннолетних правонарушителей, которые подразделяются в зависимости от степени выраженности преступной направленности:
- несовершеннолетние с преступной направленностью (10 - 15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами;
- отрицательная направленность личности (30 - 40%). Подростки имеют привычку к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам; Преступление они совершают не в результате подготовки, а как бы «плывя по течению»;
- неустойчивая личностная направленность (25 - 30%). Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступления совершаются, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении;
- положительная направленность (25 - 30%) Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» - легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий».[26]
При анализе основных показателей преступности несовершеннолетних, можно «выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола 14-15 и 16-17 лет.
В свою очередь, глубокое изучение социальной структуры общества и тенденции его развития обусловили выделение молодежи в качестве общественной группы со своими внутренними различиями и особенностями.
Структуру правонарушений среди молодежи представляет собой сложный и тонкий «организм», подверженный различным влияниям, колебаниям и изменениям, знание которых позволяет предусматривать и осуществлять на практике конкретные профилактические мероприятия. При этом закономерно возникли вопросы, связанные с возрастными и социально-демографическими признаками молодежи».[27]
Следует согласиться с мнением ряда криминологов, которые молодежь также подразделяют на две половозрастные группы: 18-24 и 25-29 лет.
«Молодежь - это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленные возрастом и характером общественных отношений при определенной роли социальных факторов» [28]
Изучение динамики преступности несовершеннолетних и молодежи указывает на ряд закономерностей.
Тенденция развития преступности несовершеннолетних и молодежи (рост, сокращение, стабилизация), имея с ней единые причины, может:
- совпадать с преступностью взрослых;
- может опережать темпы прироста преступности взрослых, либо отставать от темпов ее сокращения, то есть не только имеет со взрослой преступностью общие причины, но и предопределяется факторами, свойственными только ей;
- отмечается процесс омоложения преступности несовершеннолетних и, соответственно, возникает необходимость проведения ранней профилактики. Несовершеннолетними, в среднем, совершается практически каждое 6-е изнасилование, каждое 19-е тяжкое причинение вреда здоровью, каждое 17-е убийство.
Преступности несовершеннолетних свойственна корыстная направленность: в период с 2012 по 2016 гг. количество краж увеличилось на 11,7%, мошенничества - на 23,5%. В свою очередь, каждая четвертая кража и грабёж, каждый третий разбой в Свердловской области совершаются подростками.
В рассматриваемый период в области происходит рост преступлений, совершенных подростками с применением оружия (каждое одиннадцатое). И хотя основная доля приходится на совершение преступлений с применением холодного оружия, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними с применением огнестрельного оружия, выросло практически на одну четверть.[29]
Отмечается рост и таких видов преступлений, как содержание притонов, сутенерство, похищение заложников, торговля наркотиками и оружием, вымогательство, валютное мошенничество, компьютерные преступления и др. Возрастает также рецидивная и групповая преступность.
Сегодня подростками более половины преступлений совершаются в составе группы, которые хотя немногочисленны по составу, существуют непродолжительное время, их общественная опасность весьма велика, потому что группа оказывает негативное влияние на личность несовершеннолетнего, при этом, подросток, - как справедливо отмечает Г.Г. Бочкарева, - чаще всего преступное деяние может совершить под непосредственным воздействием взрослых лиц.[30]
Чаще всего организаторами преступлений, совершаемых подростками, являются взрослые, что приводит к передаче криминального опыта молодому поколению. Так, в Свердловской области, как и в среднем по России, практически в каждом третьем из групповых преступлений, совершенных подростками, принимали участие взрослые преступники.[31]
Здесь, на наш взгляд, на развитие негативных процессов повлиял финансовый кризис, следствием которого явился резкий рост числа преступлений среди несовершеннолетних.
В период с 2012 по 2016гг. возросло количество подростков-наркома- нов более чем в 36 раз, а их доля в общей массе несовершеннолетних - с 6,7% до 22%.[32]
«Обострение наркотической обстановки способствует распространению наркотиков не только среди взрослых, но и в среде несовершеннолетних, в том числе и целого ряда новых синтетических наркотиков - ЛСД, метадона, фенциклидина, «экстази» и др., наркотическое пристрастие к которым может возникнуть даже после разового приема».[33] И соответственно, «отмечается увеличение смертности среди лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств».[34]
В группу риска входят подростки, употребляющие спиртные напитки и наркотики, занимающиеся проституцией и т.п.
Анализ психологических особенностей формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя показывает, что подросток, проходя период становления как личность, переживает психологические изменения в виде: конфликтности с окружающими и со своим внутренним миром, состояния эмоциональной неустойчивости и т.п.
В основе мотивации преступлений, совершаемых подростками, лежит ложная романтика, озорство, стремление к подражанию авторитетам, самоутверждению. Нравственные позиции в данном возрасте еще не достаточно сформированы, подростки подвержены групповому воздействию, в должной мере не могут правильно трактовать многие события.
В основе антиобщественных поступков подростков заложено стремление действовать самостоятельно. В силу еще не сложившегося мировоззрения, податливости к чужому влиянию, подростка легче склонить к совершению правонарушения.
Исследования ряда психологов и криминологов показывает, что личности несовершеннолетних правонарушителей «присущи следующие признаки:
- отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная с семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. При поверхностной оценке производит впечатление умственной отстало-
сти. В то же время отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
- отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
- стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
- неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
- индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
- выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
- повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
- раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков)».[35]
В процессе формирования личности несовершеннолетнего преступника следует, на наш взгляд, учитывать так называемые большие и малые «кризисы возраста». Так, В.Л. Выготский выделяет большие и малые кризисы возраста. Большие кризисы «характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы... проходят относительно свободно, и, прежде всего, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития».[36]
В ряде случаев указанные психовозрастные особенности подростков выступают пусковым механизмом антиобщественного поведения, однако, это не означает, что они становятся причиной данного деяния. На наш взгляд, следует согласиться с мнением ряда криминологов о том, что «такое
решение - всегда следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей».[37]
Изменению поведения ребенка может способствовать раннее выявление неблагоприятных ситуаций воспитания и физиологических особенностей его здоровья при помощи социальных условий, необходимых на основе индивидуального подхода для формирования полноценной личности. Следует установить первопричину асоциального поведения; использовать данные медицины, физиологии, возрастной психологии, социальной педагогики, а также и юриспруденции; знать методики коррекции и диагностики.
Раннее проведение медико-психолого-педагогической диагностики дает возможность выявления отклонений в психической деятельности подростка и составить индивидуальную программу коррекции вовремя.
Таким образом, «личность несовершеннолетнего правонарушителя - сложное и многогранное явление, правильное суждение которого возможно лишь на основе всех социальных свойств и признаков подростка, его положительных и отрицательных качеств»,[38] анализ которых дает возможность осуществлять подход к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя дифференцированно, детализировав его личностные особенности и психолого-криминологическую характеристику.
[1]Зайко Т.М. Актуальные вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних /Вопросы образования и науки: По материалам международной научно-практической конференции (30.12.2016 г.) // Вестник научных конференций. 2016. № 12-3 (16). С.40.
[2]Зайко Т.М., Пантюхина Г.А. Личность несовершеннолетнего преступника: психологокриминологический аспект /Правоотношения и юридическая ответственность: новое в законодательстве: Сборник материалов научно-теоретической конференции (25-26 марта 2015г.). Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015. С.557.
9
[3]Зайко Т.М Некоторые аспекты классификации личности преступника /Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск: СЮИ, 1985. С.133.
[4]Долгова А.И. Криминология: Учебник. М.: Норма, 2014. С.102.
[5]Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы планирования в изучении преступного поведения. М.: Юрайт, 2012. С.19.
[6]Арудова Е.В., Зайко Т.М. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя: психолого-педагогический аспект /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1999. С.165.
[7]Арудова Е.В., Зайко Т.М. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя: психолого-педагогический аспект /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1999. С.165. С.158.
[8]Зайко Т.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и некоторые аспекты ее предупреждения /Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Выпуск 2. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.71.
[9]Зайко Т.М., Шульгин Б.А. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и меры их предупреждения /Взаимодействие правоохранительных органов и экспертных структур при расследовании тяжких преступлений. Деятельность экспертных служб, органов дознания и следствия в процессе расследования тяжких преступлений: Материалы межведомственной научно-практической конференции. Санкт-Петербург (20-21 ноября 1997 г.). Ч.2. Спб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. С.34.
[10]Зайко Т.М., Белослудцев В.И. Правовое регулирование предупреждения правонарушений несовершеннолетних /Современные проблемы правоприменения: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1999. С.14.
[11]Зайко Т.М. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательном процессе /ПрИС. Правовые исследования. Выпуск 1. Юридическое образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-теоретической конференции (24 сентября 1998 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.32.
[12]Зайко Т.М. Уголовная статистика, ее применение в криминологических исследованиях: Лекция. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1999. С.16.
[13]Зайко Т.М. Личность несовершеннолетнего правонарушителя: учет ее особенностей при осуществлении профилактической деятельности сотрудниками органов внутренних дел Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Выпуск 2. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.65.
[14]Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2015. С. 198.
[15]Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2009. С. 316.
[16]Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2003. С. 43.
[17]Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебное пособие.
Спб.: Питер, 2015. С.215.
[18]Лебедев А.В., Беличева С.А. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: Пособие. М.: Школьный психолог, 2001. С.11.
14
[19]Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2009. С. 316.
[20]Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2003. С.34.
[21]Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий. М.: Волтерс Клувер, 2010. С.102.
[22]Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г. (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
15
[23]Долгова А.И. Криминология: Учебник. М.: Норма, 2014. С.290.
16
[24]Лебедев А.В., Беличева С.А. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: Пособие. М.: Школьный психолог, 2001. С.9.
[25]Бандурка А.М. Юридическая психология: Учебник. Харьков: Национальный университет внутренних дел, 2002. С.115.
[26]Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Норма, 1994. С.224.
[27]Зайко Т.М. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи: Лекция. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2000. С.6-7.
[28]Зайко Т.М. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи: Лекция. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2000. С.8.
18
[29]По данным Главного управления МВД России по Свердловской области: https://66.мвд.рф/gumvd/struktura/item/560744
[30]Бочкарева Г.Г. Преступное поведение несовершеннолетних правонарушителей. М.: Проспект, 2012. С.58.
[31]URL: https://66.мвд.рф/gumvd/struktura/item/560744
19
[32]Сайт МВД РФ: Пресс-центр: Состояние преступности за 2016 г.
URL: http://www.mvd.ru./presscenter/statistics/report/show_107636/
[33]Зайко Т.М. Современные тенденции наркотизации несовершеннолетних и молодежи / Теория и практика противодействия наркомании в Уральском регионе: Материалы научно-практической конференции (20 ноября 1998г.). Выпуск 2. Екатеринбург, 1998. С.37.
[34]Зайко Т.М. Наркомания и молодежь: тенденция незаконного оборота наркотиков и наркомании в России и за рубежом (сравнительный анализ) Теория и практика противодействия наркомании в Уральском регионе: Материалы научно-практической конференции (20 ноября 1998г.). Выпуск 2. Екатеринбург, 1998. С.29.
20
[35]Дмитриева Т.Б. Агрессия и психическое здоровье: Учебное пособие. Спб.: Инфра-Спб, 2012. С.223-224.
[36]Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие. М.: Норма, 2001. С.98.
[37]Гуковская Н.И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних: Научно - практическое пособие. М.: Юристъ, 2004. С.10.
[38]Арудова Е.В., Зайко Т.М. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя: психолого-педагогический аспект /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России,1999. С.165.
|