Четверг, 28.11.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи

Преступность несовершеннолетних обусловлена сочетанием ряда отрицательных факторов и внешней среды, и личности самого несовершеннолетнего преступника. В основном, преступления совершают так называемые «трудные» подростки.[1] Одним из основных условий формирования «трудного» подростка является существование семейного неблагополучия, так как именно семья является наиболее значимым фактором воздействия на личность подростка в переходном возрасте.[2]

Ребенок неосознанно усваивает негативные примеры, образцы поведения взрослых, при этом, все это отражается на ранней, первичной социализации, может приобретать криминогенное значение.

Формирование отрицательных свойств личности несовершеннолетнего может быть обусловлено ошибками, допускаемыми в нравственном

 

воспитании в семье, вызываемыми сочетанием как субъективных, так и объективных факторов.

К первой группе обстоятельств (субъективного характера) относится та внутрисемейная атмосфера, которая влияет на условия воспитания подростков, их физическое и психическое здоровье.

Криминогенная атмосфера проявляется в неблагополучных семьях, где родители либо не желают, либо не умеют воспитывать детей.

Семейное неблагополучие приводит к недостаткам в воспитательной работе, а в результате - появлению «трудных» подростков, которым свойственно смещение представлений о долге, об обязанностях, нравственных нормах и т.п., что может привести к конфликтным ситуациям, способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними.

Получается, как бы замкнутый круг: ошибка в воспитании - «трудный» подросток - преступление, замыкающее данный круг.

Психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения[3]. К числу других причин следует отнести также пренебрежительное отношение самих родителей к правовым и нравственным запретам. Определенные криминогенные последствия может оказывать ситуация, когда в семье доминирует удовлетворение материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.

В свою очередь, к недостаткам воспитания следует отнести бесконтрольность и безнадзорность, приводящие к тому, что подростки предоставлены самим себе, попадают под влияние уличных компаний и противоправных группировок[4].

Определенные «негативные тенденции в структуре преступности несовершеннолетних объясняются, в частности, материальной и социальной неустроенностью, растущей безнадзорностью, связанной с семейным неблагополучием, бесконтрольностью со стороны родителей и лиц, их заменяющих, недостаточной организацией общественно-полезной занятости подростков и молодежи, недоступностью многих имеющихся форм досуга из-за их высокой денежной оплаты и т.д.»[5] и, «как результат - увеличилось число детей и подростков, самовольно покидающих место жительства, занимающихся бродяжничеством».[6]

«Безнадзорный» - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц»[7].

«Беспризорный» - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»[8].

Проблема борьбы с безнадзорностью и беспризорностью подростков весьма актуальна, одним из направлений этой борьбы является профилактика и предупреждение таких явлений. «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»[9].

На поведение подростка также негативно могут сказаться гиперопека, то есть постоянный надзор за поведением ребенка, строгие приказы родителей, многочисленные запреты, проявление бесчувствия, безразличия к интересам ребенка, постоянные наказания.

Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может носить невиновный характер, когда появляются объективные, возникающие без вины родителей трудности, которые они сами не в состоянии преодолеть. Но довольно часто встречаются и самонадеянность, и небрежность в воспитании детей.[10]

Именно в благоприятной обстановке семьи и коллектива должен быть реализован опыт социального общения и самоутверждения подростка. В ином же случае самоутверждение происходит в неформальных подростковых группах (дворовых, уличных и т.п.), формирующих антисоциальные установки личности подростка.

На процесс формирования личности «трудного» подростка существенное влияние оказывают скандалы родителей, физические наказания: это приводит к разрушению процессов торможения, к появлению несдержанности, повышенной возбудимости, вспыльчивости, к впитыванию такой же манеры поведения, как в семье.

В свою очередь, даже в «благополучных» семьях так же бывают случаи негативного воздействия на нравственное состояние подростка в связи, например, с проявлением «двойной» морали родителей, которые живут на средства, добытые противоправным путем, имеет место бездуховность, алчность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях.

Именно в это время происходят изменения в самосознании подростка и становлении его личности. Согласно мнению Б.Г. Ананьева, - сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности[11].

Семья - основная среда, где происходит социализация человека, именно там приобретаются основные представления об окружающем его мире, о людях, о запретах и дозволениях; формируются привычки и взгляды, нравственные и ценностные ориентиры, устои, потребности, вырабатываются навыки их удовлетворения, регулирования и достижения. По мере взросления, подросток часто перенимает ту манеру поведения, в которой он воспитывался в семье, перенося ее на отношения с окружающими и на свою семью.

В результате нарушения ранней социализации подросток еще не усвоил иных положительных примеров поведения вне семьи: он полностью зависим от старших, считает их поведение единственно верным и не имеет представления о каком-либо ином варианте поведения. Поэтому формирование личности в семье и заслуживает внимания ученых, криминологов, психологов. Семья - та основная среда, которая оказывает влияние на формирование поведения подростка, в том числе и противоправного. Низкий культурный и образовательный уровень родителей, отсутствие свободного времени из-за работы, материальные затруднения и негативные жилищнобытовые условия - все это влияет на воспитательный процесс в семье.

Условия жизни напрямую не оказывают влияния на психическое и нравственное формирование ребенка. В одних и тех же условиях могут формироваться разные как положительные, так и отрицательные свойства личности, все зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится подросток. Имеется целый ряд весьма убедительных доказательств того, что в семьях с уважительным отношением к детям более активно формируются такие качества, как доброжелательность, самостоятельность, способность к сопереживанию, инициативность и др.[12]

Такое семейное воспитание, при котором отсутствует целенаправленное, нравственное воспитание, а родители заботятся об удовлетворении только материальных потребностей ребенка, может иметь криминогенное значение.

Неприятие ребенка может проявляться в открытой форме побоев, издевательств, отсутствии заботы, нанесении ему неизгладимых психических травм. В то же время неприятие ребенка может быть и скрытым: между родителями и детьми в этих случаях нет ничего общего, каждый мало интересуется жизнью другого. Такие отношения не афишируются, их обычно скрывают как родители, так и дети.

 

При эмоциональном неприятии родителями своего ребенка, у него развивается тревожность, беспокойство за свое положение в жизни, ощущение всеобщей враждебности. Данные акцентуации закрепляются и в дальнейшем: в процессе общения в школе, в учебных коллективах. В результате, подростки объединяются в группы для самозащиты, получая в группе ту поддержку, которую они не дополучили в семье.

Подростки, отвергнутые семьей, в силу разных причин, например, из - за умственной отсталости, не смогли примкнуть к какой-нибудь неформальной группе сверстников, - обычно опускаются на дно, спиваются, становясь беспризорниками и попрошайками. Правонарушения, совершаемые ими, как правило, не представляют большой общественной опасности.

Сегодня имеется большое количество данных о семьях правонарушителей и методах родительского воспитания. В основном, это социально-демографические и социологические данные о семье. Однако, подобной информации (об уровне культуры родителей, совершении ими и другими родственниками антиобщественных действий и т.п.) недостаточно для того, чтобы объяснить причины и условия преступного поведения подростка.[13]

Среди социально незрелых подростков часто наблюдается неспособность взять на себя ответственность за происходящее с ними. Такая ситуация при некоторых обстоятельствах «облегчает» выход на совершение преступления. К факторам, формирующим делинквентное поведение, можно отнести: перенесенную в детском и подростковом возрасте отвержение или эмоциональную изоляцию, постоянные негативные оценки поведения и деятельности.

Социально-психологическая адаптация приобретает свою особенную остроту. В подростковом возрасте одиночество весьма болезненно переживается ребёнком и оказывает пагубное влияние на его дальнейшую жизнь. Поэтому, знания об особенностях формирования личности помогают определить уровень социально-психологической дезадаптации личности ребёнка и выбрать направление соответствующего коррекционного воздействия на подростка.

Ко второй группе факторов (объективного характера) следует отнести такие демографические показатели, как неполные семьи, бытовое и материальное положение и т.п. На формирование отклоняющегося поведения подростка может повлиять и отсутствие в семье одного из родителей. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, отмечено, что причиной включения несовершеннолетних в антиобщественные группы являлось отсутствие отца. Отсутствие отца или его аморальное поведение не всегда свидетельствует о неблагоприятном влиянии на ребенка. Ненадлежащее нравственное формирование может иметь место и в полной семье, если в ней происходят частые ссоры, скандалы, присутствует грубость, равнодушие, цинизм, неуважение. Такая семейная обстановка вынуждает подростка проводить

 

время вне семьи, убегать из дома, ища прибежище в социально негативных группах, что приводит к асоциальным поступкам.

Поэтому решающую роль все же играет не состав семьи, личные отношения между родителями, их противоправное поведение, сколько их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отвержение.

Существует немало семей, в которых родители совершают правонарушения, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью, такие дети менее склонны к совершению преступлений. Поэтому можно сделать вывод, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяет ненадлежащее поведение человека в будущем.

Условия жизни не оказывают прямого влияния на психическое и нравственное развитие формирование ребенка. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, все зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек. Влияние же среды воспринимается в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются. Имеется множество убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами и уважительным отношением к детям активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Криминогенное значение может иметь и такое семейное воспитание, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся лишь об удовлетворении материальных потребностей ребенка, не приучая его к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм.

Образовавшийся эмоциональный вакуум заполнялся отношениями в группе, в которой лидировали лица старше его возраста, пропагандирующие уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем, то есть происходит подмена авторитета отца авторитетом лидера группы.[14]

При этом, не сам факт неполной семьи выступает в качестве детерминанты перехода на преступный путь, а то, что в результате этого снижается уровень контроля над поведением несовершеннолетних; материально-бытовые возможности семьи ухудшаются; имеет место аморальное поведение одного из оставшихся родителей на глазах у несовершеннолетнего

Данные обстоятельства понижают в глазах несовершеннолетнего авторитет такого родителя; формируют у него ощущение неполноценности, озлобленность, желание любыми средствами, в том числе и противоправными, добиться авторитета среди сверстников, зависть к другим, более обеспеченным подросткам; облегчают попадание несовершеннолетних под негативное влияние; могут запустить механизм индивидуального преступного поведения - это зависит не от того полная либо неполная семья, а от той или

 

иной атмосферы в ней и вокруг нее, которую необходимо оценивать по существу, а не по формальным признакам.

Как показывает анализ многочисленных криминологических исследований, отсутствие одного из родителей у несовершеннолетних правонарушителей встречается в 3-4 раза чаще, чем у правопослушных подростков.[15]

Подросток, воспитывающийся в неполной семье, ищет компенсацию на стороне, в среде сверстников со сходной проблемой, что чаще всего способствует неблагоприятным связям.

Однако, как уже отмечалось, ненадлежащее воспитание может иметь место и в полной семье, в которой происходят частые скандалы, ссоры, присутствует равнодушие грубость, неуважение, цинизм. Данная семейная обстановка вынуждает подростка убегать из дома, проводить время вне семьи, что приводит к антиобщественным поступкам подростков.

При отсутствии надлежащего надзора за детьми, безразличие к их поведению, связям, не заинтересованность в их увлечениях и отсутствие совместного времяпрепровождения оказывает определённое криминогенное значение. Подобное обстоятельство обнаруживается почти у каждого третьего несовершеннолетнего правонарушителя. Еще более негативным образом сказываются ошибки в воспитании, проявляющиеся в отсутствии должной требовательности к детям, баловство, исполнение всех их капризов, ограждение ребенка от обязанностей и т.п.

На нравственное формирование личности подростка негативное влияние оказывает наличие у его родителей таких качеств как стяжательство, карьеризм, лицемерие, нечестность, расхождение между делом и словом.

В юридической, психологической, педагогической литературе весьма подробно освещены недостатки семейного воспитания. В целом, они выражаются в невыполнении либо в ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В сферу и психологии, и криминологии, входит анализ недостатков в воспитательном процессе, которые способствуют акцентуации характера подростка, его девиантному поведению.[16]

Отсутствие одного из родителей или его аморальное поведение не всегда свидетельствует о неблагоприятном влиянии на ребенка. Поэтому решающую роль все же, на наш взгляд, играет не состав семьи, отношения между родителями, либо их противоправное поведение, сколько их отношение к подростку, его отвержение или, напротив, принятие.

Уровень материальной обеспеченности семьи, безусловно, оказывает существенное влияние на воспитание подростка, хотя эта взаимосвязь не одномерна, носит сложный характер.

Процесс воспитания в семье напрямую связан и с физическим, и с психическим здоровьем детей. В последнее время заметно увеличивается доля подростков с физическими и психическими дефектами, у которых возможно

 

развитие комплекса собственной неполноценности, ведущий к озлобленности, замкнутости и т.п., что в несколько раз повышает угрозу эмоциональных срывов.

Существенное негативное влияние на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, в свою очередь, оказывают также недостатки в воспитании подростков в школе.

«В последнее время стали выявляться несовершеннолетние семи-пятнадцати лет, которые вообще не приступали к обучению в школах. Все это является причинами роста преступности несовершеннолетних».[17]

Следует отметить, что наличие определённых проблем во взаимосвязи школы и семьи существенно осложняет процесс нравственного воспитания и формирования подрастающего поколения. Дискуссионным является вопрос о том, кто же больше виноват - школа или семья. Если признать роль школы ведущей, тем самым будет занижена роль воспитания в семье. И, наоборот: при обвинении во всех недостатках в воспитательном процессе семьи, оппоненты могут возразить: нельзя снимать ответственность за данный процесс со школы. Как представляется, выход из этого замкнутого круга заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности воспитательной деятельности школы и семьи.

В свою очередь, одним из факторов, влияющих на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, является существование серьезных проблем, возникающих из-за неподготовленности молодежи к трудовой деятельности. Здесь проявляется следующая закономерность: чем ниже уровень подготовленности к трудовой деятельности, тем выше вероятность совершения правонарушений несовершеннолетними, и наоборот. И, если уже на ранних стадиях воспитательного процесса в личности подростка были допущены ошибки, то в дальнейшем, в период трудовой деятельности - они могут лишь множиться.

У начинающих трудовую деятельность подростков появляется собственный заработок, а при отсутствии надлежащего контроля со стороны семьи, заработанные деньги в руках работающих подростков могут тратиться на бесцельное проведение досуга, наркотики, спиртные напитки, участие в азартных играх и т. п.

Но это лишь одна из проблем, но явно непоследняя. В настоящее время часто встречаются факты, когда в процессе сокращения штатов в первую очередь, вслед за пенсионерами, увольняют молодежь, не имеющую высокой квалификации. Кроме того, ряд молодых людей либо не хотят, либо не умеют работать и учиться, а предприятия, естественно, весьма неохотно принимают на работу выпускников учебных заведений.

На наш взгляд, существует необходимость в создании системы государственных гарантий, которая бы экономически стимулировала прием на работу молодежь, не имеющей соответствующей квалификации.

 

Следующим фактором, который может негативно повлиять на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, является плохая организация по месту жительства их досуга. «Не многие сохранившиеся секции и кружки функционируют платно, при этом не все родители в состоянии оплатить их посещение.

Также одним из факторов, негативно влияющих на несовершеннолетнего правонарушителя, является пагубное влияние неформальных групп, которое, в ряде случаев, может быть более сильным, чем положительное воздействие со стороны семьи, производственных и учебных коллективов и даже общества в целом. При этом, наиболее вредным оно будет, если лидерами указанных групп являются лица, в прошлом ранее судимые».[18]

Подростки нуждаются в подтверждении своей значимости среди своих сверстников, влияние же неформальных групп в ряде случаев бывает даже более сильным, чем все - то положительное, что имеет место быть в семье, трудовых, учебных коллективов и даже обществе в целом.

А, если лидерами таких групп являются лица, раннее судимые, то данное влияние будет более чем вредоносным, и, как правило, приводит к формированию антиобщественных интересов и потребностей и др.

Такое влияние на личность подростка необходимо нейтрализовать, так как антиобщественные группы, являющиеся разновидностью неформальных групп, меньше, чем формальные, поддаются контролю со стороны государства и общества в целом.

И как один из вариантов решения данной проблемы - переориентация таких групп и отдельных их членов на занятия социально-полезной направленности.

 

[1]Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2010. С.328.

[2]Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник. М.: Норма, 2015. С.378.

22

[3]Антонян Ю.М., Еникеев М.И. Психология преступника и расследование преступлений. М.: Норма, 2009. С.231.

[4]Беличева С.А. Психология и профилактика ассоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень: ТГИ, 2015. С.187.

[5]Зайко Т.М Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, связанных с наркотизмом /Актуальные проблемы современной юридической науки (Теоретический и практический аспекты): Материалы Уральской региональной научно-теоретической конференции. (21 апреля 1998 г.). Екатеринбург: Уральского юридического института МВД России, 1998. С.230.

[6]Зайко Т.М., Белослудцев В.И. Правовое регулирование предупреждения правонарушений несовершеннолетних /Современные проблемы правоприменения: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1999. С.14.

[7]Ст.1 Закона.

[8]Ст.1 Закона.

[9]Ст.1 Закона.

[10]Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2015. С.204.

[11]Шипицина Л.М. дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. М.: Речь, 2003. С. 126.

[12]Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Академия, 2000. С.144.

[13]Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учебнометодическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2011. С.93-94.

26

[14]Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учебник. М.: Норма, 2011. С.275-276.

27

[15]Бандурка А.М., Бочарова С.П. Юридическая психология: Учебное пособие. Харьков: Национальный университет внутренних дел, 2002. С.102.

[16]Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2015. С.200.

[17]Полубоярцев М.В., Зайко Т.М. Некоторые аспекты криминологической характеристики несовершеннолетних правонарушителей /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретический конференции курсантов (16 апреля 1998 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.218.

29

[18]Зайко Т.М., Петухов Е.Н. К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего преступника: Социолого-правовой аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 6. Часть 1. С.138.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%