Четверг, 28.11.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое урегулирование деятельности субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних и молодежи

Деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних и молодежи требует правового урегулирования. В то же время «важно обратить внимание не только на правовые основы регулирования действий несовершеннолетних, но и психологию в уголовном процессе».[1]

Среди правовых средств борьбы с преступностью несовершеннолетних особое место занимает уголовное законодательство[2], в частности, в Уголовном кодексе РФ 1996 г.[3] «выделен самостоятельный раздел V, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.

В главе 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указанного раздела дается понятие уголовной ответственности несовершеннолетних, виды наказаний, назначаемых данной категории лиц, определяются порядок назначения наказания, условия, при наличии которых несовершеннолетние освобождаются от уголовной ответственности и наказания, дается перечень принудительных мер воспитательного воздействия и определяется их содержание.

Кроме специального раздела V в Общей части УК РФ ряд положений либо специально регламентируют уголовную ответственность несовершеннолетних, либо распространяются и на них».[4]

Например, «о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, говорится в ст.20 УК РФ.

Так, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст. 20 УК).

В ч.2 ст.20 УК дается исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Определенный интерес представляет решение вопроса о соответствии психического развития паспортному возрасту в тех случаях, когда подростку только что исполнилось четырнадцать (шестнадцать) лет и констатация «несоответствия» означает, по существу, освобождение от уголовной ответственности в силу невменяемости либо в связи с недостижением по своему психическому развитию возраста уголовной ответственности.

Сложность заключается в том, что подросток не страдает психическим заболеванием, а обнаруживает лишь признаки задержанного психического развития. Иными словами, в этом случае отсутствует медицинский и юридический критерий невменяемости.

В УК РФ вопрос решен следующим образом: несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, если он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий «бездействия» либо руководить ими (ч.3 ст.20 УК).

С учетом этого, перед следствием все чаще будет вставать вопрос о необходимости проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, которая стала назначаться с 1968 г., но значительного распространения не получила. Эта проблема связана с представлениями о возрастной психической (социальной) незрелости, которая, не будучи выражением психического нездоровья, несколько ограничивает способность подростков (в силу недостаточной еще - по возрасту - социализации, несформировавшегося волевого и интеллектуального контроля над своими поступками и т.д.) понимать значение своих действий и руководить ими. Речь идет об институте «ограниченной» (уменьшенной) вменяемости.

Как известно, это понятие используется в ряде западных стран. В нашей стране неоднократно обращались к этому вопросу, хотя к единому мнению ни юристы, ни психиатры не пришли.

В УК понятия ограниченной вменяемости не дается, однако в ст.22 УК РФ говорится об уголовной ответственности лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемость, то есть законодатель подразумевает под этим «ограниченную» вменяемость, при этом отмечается, что указанное обстоятельство учитывается при назначении наказания.

На наш взгляд, здесь предпочтителен более завершенный вариант - безусловное смягчение наказания виновному при установлении состояния «уменьшенной» вменяемости».[5]

В свою очередь, «согласно ч.4 ст. 18 УК РФ, судимость за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, не может учитываться при признании рецидива преступлений. К несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), не назначается наказание в виде смертной казни (ст. 59 УК РФ). Несовершеннолетие виновного законом отнесено к обстоятельствам, смягчающим наказание (п."б" ч.1 ст. 61 УК РФ)».[6]

Наличие таких специальных правовых норм играет роль как общей, так и частной превенции.

«Постоянное внимание ученых и практиков сосредотачивается на решении проблемы сочетания в наказании требований юридического характера с задачами воспитания. Вероятно, еще острее встает этот вопрос по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, поскольку еще не закончен процесс формирования их сознания и фактического развития».[7]

Несовершеннолетними преступниками УК РФ «признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».[8]

К несовершеннолетним, совершившим преступления, в отличие от взрослых, «могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебновоспитательное учреждение закрытого типа».[9]

Несовершеннолетие учитывается законодателем и при определении видов наказаний, перечень которых дается в ст. 88 УК.

«1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности». [10]

Кроме того, «при назначении наказания несовершеннолетнему... учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». [11]

Значительную роль в профилактике правонарушений играет то, что «несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего».[12]

Содержание указанных мер воспитательного воздействия проявляется в следующем:

 

«1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа».[13]

Кроме того, «несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздей- ствия»[14], предусмотренных ч.2 ст. 90 УК.

В то же время, «несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года».[15]

Положения УК РФ, касающиеся особенностей привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо не только знать, но и правильно применять в процессе осуществления борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, однако «следует сделать вывод, что работники правоохранительных органов не в полной мере используют возможности действующего уголовного кодекса, мотивируя свое бездействие несовершенством уголовного законодательства».[16]

 

В свою очередь, в Уголовном процессуальном кодексе РФ[17] (раздел XVI. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел) глава 50 так же посвящена особенностям производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Так, в статье 421 УПК РФ дается перечень обстоятельств, подлежащих установлению:

«1. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются:

возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации»[18].

Здесь необходимо обратить внимание на то, что «при проведении следственных действии с участием несовершеннолетних действуют психологические особенности, связанные с возрастными и другими особенностями их личности. Следователь должен хорошо знать эти особенности и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия».[19]

 

В настоящее время информация, которая имеет место в материалах уголовного дела, обычно малоинформативна, формальна, при ее анализе нет возможности оценить уровень интеллектуального развития, сформированности эмоционально-волевой, мотивационной сферы, что может затруднить для суда оценку такой информации. Здесь, как представляется, необходима и вполне реальна возможность привлечения психолога в качестве специалиста.

Сегодня в школах практически в каждом районе области имеется психологическая служба, где работают квалифицированные психологи, которые реально смогут выполнять процессуальные функции специалиста «для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию»[20].

Данную помощь по сбору информации, на основе которой суд решает психодиагностические задачи по установлению способности субъекта к осознанию и волевому регулированию своего поведения могут оказывать и социальные работники.

Привлечение квалифицированных специалистов-психологов в каждом конкретном случае сможет заменить назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо судебно-психологической экспертизы.

Чаще всего устанавливаются признаки либо отсутствия факта отставания в психическом развитии, либо предметом изучения становится вопрос о наличии способности осознавать несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) фактический характер своих действий и руководить ими.

Экспертиза же необходима в тех конкретных случаях, когда следователь на стадии сбора информации по уголовному делу (в том числе с привлечением специалиста-психолога) устанавливает факты, свидетельствующие об отставании подростка в психическом развитии.

Здесь применяются положения, закрепленные в ч.2 ст. 421 УПК, в которой отмечается, что при «наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими»[21].

В случае же установления фактов отставания в психическом развитии целесообразно назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Одной из проблем также является вопрос применения специальных психологических знаний для определения способности субъекта руководить своими действиями в юридически значимой ситуации. Это вызвано тем, что к подросткам не в полной мере применяются такие же подходы, как и к взрослой сформировавшейся личности, так как субъектом уголовной ответственности является такое лицо, которое лишь проходит через процессы психологического, социального, интеллектуального, физиологического, личностного и психофизиологического развития.

В отношении несовершеннолетних-обвиняемых необходимо проводить комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, поскольку отставание в психическом развитии зачастую является следствием как педагогической и социальной запущенности, так и следствием, например, либо органического заболевания головного мозга, либо черепно-мозговой травмы, либо соматического заболевания. Иногда имеет место взаимодействие как социальных, так и биологических факторов в возникновении отставания психического развития несовершеннолетнего.

Согласно ст. 196 УПК РФ, судебно-медицинская экспертиза является обязательной для назначения при наличии тех обстоятельств, которые перечислены в указанной статье. «Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить: причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией; психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение»[22].

Специфичным для привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних является факт определения возраста лица, совершившего деяние, тогда, когда документы о личности отсутствуют или имеются сомнение. В данном случае назначается экспертиза и на разрешение судебно-медицинского эксперта ставится следующий вопрос: «Каков возраст (возрастной период) обследуемого лица?» С целью обследования несовершеннолетнего его медицинская документация (данные анализов, рентгеновские снимки и т.п.) предоставляется эксперту.

В соответствии со ст. 196 УПК назначение судебно-психиатрической экспертизы является обязательным «в случае необходимости установления психического состояния несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, а также для установления психического состояния несовершеннолетнего потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания»[23].

Экспертиза может проводиться либо амбулаторно (при однократной явке подэкспертного в отделение экспертного учреждения), либо стационарно (при помещении лица в психиатрический стационар) в областных, краевых, республиканских психиатрических больницах, если там имеются соответствующие отделения (амбулаторной либо стационарной судебно - психологической экспертизы).

Такой вид экспертизы назначается:

- если несовершеннолетний состоит по месту жительства на учете в психоневрологическом диспансере;

- когда несовершеннолетний обращался за психиатрической помощью в психоневрологический диспансер;

- если несовершеннолетний проходил лечение в психиатрическом стационаре;

- когда в период расследования несовершеннолетний ведет себя неадекватно;

- в связи с тяжестью совершенного преступления (например, по делам об убийствах), либо с особой жестокостью его совершения;

- когда нет документов, удостоверяющих личность несовершеннолетнего (в этом случае, помимо судебно-медицинской, как правило, проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).

При осуществлении правосудия одной из основных задач является установление виновности лица, совершившего преступление, что возможно путем исследования его личности, условий, мотивов совершения противоправного действия. В ряде случаев возникают следственно-судебные ситуации, требующие привлечения специалистов-психологов с целью установления способности несовершеннолетнего осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.

В ювенальной юстиции на стадиях сбора информации о правонарушителе (его окружении и семье), ведения следствия, а также применения к нему мер воспитательного характера важно учитывать его возрастные особенности, использовать психологические знания.

Так, например, в УПК РФ регулируются особенности порядка вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого, что непосредственно закреплено в ст.423 УПК: «вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения»[24]. В ст.424 УПК урегулированы особенности допроса несовершеннолетнего: «допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно»[25].

В свою очередь, к несовершеннолетнему обвиняемому могут быть применены не только меры уголовного, но и воспитательного характера, так на основании ч.1 ст. 427 УПК РФ «если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд»[26].

В соответствии с ч.1 ст. 430 УПК «при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд...обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания в случаях, предусмотренных статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы»[27].

Правоприменитель при избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) руководствуется ст. 431 УПК: «если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд прекращает уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего и применяет к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации»[28].

На основании ч. 1 ст. 432 УПК «если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд в соответствии с частью первой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации»[29].

В ч. 2 данной статьи отмечается, что «если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого, совершившего это преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то суд, постановив обвинительный приговор, освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания и в соответствии со статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет»[30].

Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов представляет определенный интерес глава 17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ[31], в которой также рассмотрены особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних преступников. Так, например, в ст.142 УИК дается понятие одного из таких специфических субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних, как родительские комитеты: «в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии»[32].

В частности, в ч.9 ст.74 УИК урегулирован порядок отбытия несовершеннолетними наказания в исправительных учреждениях: «в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний»[33].

«Раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых»[34] предусмотрено в ч.1 ст.80 УИК.

А в ст.132 УИК урегулирован порядок содержания несовершеннолетних преступников в воспитательных колониях:

«1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания»[35].

Условия отбытия наказания несовершеннолетними урегулированы ст.133 УИК:

«1. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере десяти тысяч восьмисот рублей

б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одиннадцати тысяч четырехсот рублей;

б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии;

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:

а) пользоваться деньгами;

б) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч шестисот рублей...»[36]

При осуществлении профилактики и исправления осужденных несовершеннолетних соответствующую роль играют положения ст. 141 УИК:

«1. В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня.

Общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессиональное обучение осужденных осуществляются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и учебнопроизводственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Несовершеннолетним осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях»[37].

Одно из главных мест в деятельности Федеральной службы исполнения наказания РФ занимает работа по формированию профессионального мастерства сотрудников исправительных учреждений с целью исправления несовершеннолетних преступников осужденных, что вполне закономерно.

«Исправительно-воспитательное воздействие на осужденных в воспитательных колониях (ВК) имеет значительную специфику. Прежде всего, следует указать на то, что единая для всех видов исправительных учрежде-

 

ний (ИУ) задача по достижению исправления осужденных в ВК наиболее отчетливо выдвигается на первый план. Важность и первостепенность воспитательных задач, стоящих перед исправительными учреждениями для несовершеннолетних, подчеркивается самим фактом названия этих колоний - воспитательные».[38]

В процессе осуществления организации исправительного воздействия на несовершеннолетних осужденных следует учитывать их приверженность к соблюдению неформальных правил, следованию нормам асоциальной субкультуры, в основе которой лежат ценности, традиции, обычаи преступной среды[39]. В силу возрастных особенностей стремление к самоутверждению у несовершеннолетних осужденных сопровождается противозаконными действиями.

«Формирование личности несовершеннолетних осужденных во многом обусловлено особенностями подросткового возраста, который характеризуется бурным физическим развитием организма, инициативностью, активностью. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над торможением могут служить причиной нарушения режима отбывания наказания. Несовершеннолетние осужденные восприимчивы к внешним воздействиям, причем как положительным, так и отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качества личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, что снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений».[40]

Как показывают результаты целого ряда исследований, по прибытии в воспитательную колонию все подростки, как правило, подвергаются искусственной стратификации (то есть делению на касты, слои) под влиянием других осужденных. В основу данного деления положено следующее: жизненный опыт осужденного; длительность его преступной деятельности; рецидив; поведение в процессе предварительного расследования и на суде; индивидуальные особенности (в том числе психолого - криминологические).

 

Поступки подростка и тип поведения (агрессивное поведение, несоблюдение режима и т.п.) предопределяют стремление встать на более «высокую» ступеньку в иерархии воспитательной колонии.

«Особенностью исправительного воздействия на несовершеннолетних осужденных является то, что оно происходит в условиях отбывания ими уголовного наказания, во время которого воспитательное воздействие сочетается с карательным».[41] «Правильно организованный режим исполнения наказания обеспечивает своевременное выявление и пресечение правонарушений со стороны осужденных, что вырабатывает у них убежденность в неотвратимости наказания и, в свою очередь, является социально значимой предпосылкой их успешной адаптации в условиях свободы, а также предупреждения рецидива преступления».[42]

Следует отметить, что именно «недостаточная эффективность наказания представляет собой одно из центральных звеньев в цепи многообразных обстоятельств внешнего порядка, обусловливающих возврат части осужденных на преступный путь.[43]

Как показывает практика, «в решении проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних важную роль выполнят места предварительного заключения под стражу, основным видом которых является следственный изолятор (СИЗО)»[44].

Так же обращает на себя внимание тот факт, что «в новых социальноэкономических условиях уголовно-исправительная система вынуждена перестраивать всю ранее сложившуюся практику обеспечения порядка в учреждениях, исполняющих наказания. Это относится и к организации воспитательного процесса с несовершеннолетними заключенными в следственных изоляторах России, так как в решении проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних важную роль выполняют и места предварительного заключения под стражу, основным видом которых является СИЗО.

Необходимо отметить, что поскольку лица, содержащиеся под стражей, еще не признаны виновными в совершении преступлений и не осуждены к лишению свободы, воспитательная работа с ними должна осуществляться на основе общих задач воспитания и в то же время соответствовать требованиям Закона Российской Федерации «О содержании под стражей

 

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[45], принятого в 1995 г.

Воспитательная работа с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах, - это большая и комплексная проблема. Более того, это особый воспитательный, психолого-педагогический процесс, поскольку он по своему содержанию обращен к несовершеннолетним лицам, заключенным под стражу».[46] Именно там указанные лица, в основном, приобретают социально-негативный опыт (на этапе предварительного следствия), когда взрослые их обучают «законам» тюремной жизни. Следовательно, именно во время пребывания подростков в СИЗО (при условии отсутствия СИЗО непосредственно для несовершеннолетних), а также при этапировании в воспитательную колонию, инициативу воздействия на них преступный мир берет в свои руки. Следует отметить, что эффективность пенитенциарного воздействия значительно понижается из-за того, что между его этапами отсутствует преемственность.

С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, целесообразно повсеместно, по всей стране создавать отдельные следственные изоляторы для несовершеннолетних, а также структуру этапирования при них.

В настоящее время сотрудниками психологической службой ФСИН России по Свердловской области разработана примерная схема, которая позволяет: решать задачи социально-психологической поддержки несовершеннолетних осужденных; диагностировать на ранних стадиях антисоциальные наклонности подростков и осуществлять их профилактику; выявлять психические аномалии и пограничные состояния у несовершеннолетних по мере прибытия их в воспитательную колонию, с учетом состояния их психики, индивидуальных особенностей при организации с ними воспитательной работы.

Данная схема состоит в следующем: на первоначальном этапе психологу необходимо провести углубленную диагностику несовершеннолетних осужденных, прибывших в ВК, а затем внести соответствующие предложения по осуществлению организации с ними индивидуальной воспитательной работы, при необходимости - освидетельствования их психиатром на предмет обнаружения психических аномалий.

На следующем этапе психолог выполняет определенную психокоррекционную работу, которая позволяет подготовить воспитанника к переходу из карантина в отряд; предлагает соответствующие рекомендации при проведении работы с так называемыми «злостными нарушителями режима»; при условно-досрочном освобождении; при переводе в иное исправительное учреждение и т.п.; консультирует сотрудников воспитательной колонии по

 

вопросам организации индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными и т.д.

В свою очередь, психолог изучает психологический климат, который существует в отделениях, отрядах, классах; выявляет микрогруппы в коллективах подростков, отбывающих наказания, а ФСИН России осуществляет обеспечение единой системы диагностических методик, организует их внедрение, а затем и использование в воспитательной колонии.

В процессе осуществления организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать, что среди них есть лица с психическими отклонениями, тревожно-депрессивными состояниями, поэтому следует, с учетом этого, включать в систему мер воспитательного воздействия определенные психотерапевтические методики, позволяющие контролировать негативные психические состояния. Но для осуществления данной работы требуется обладать глубокими знаниями как в области владения определенными терапевтическими методиками, так и диагностики. Однако, следует констатировать, что не все психологи ФСИН России по Свердловской области имеют соответствующий сертификат, позволяющий осуществлять психотерапевтическую деятельность, что приводит к низкой эффективности их коррекционной работы. Более того, психологи достаточно часто привлекаются к выполнению режимных мероприятий, что не входит в их функциональные обязанности и, соответственно, осложняет осуществление их психологического контакта с несовершеннолетними осужденными. Такая практика свидетельствует о непонимании руководством ВК роли и задачи психолога в колонии.

Для устранения недостатков, имеющихся в организации работы психологической службы в ВК необходимо, на наш взгляд:

- «необходимо разработать примерную схему реализации задач социальной и психологической поддержки несовершеннолетних осужденных, основными целями которой являются: максимально раннее диагностирование аутоагрессивных наклонностей подростков и их профилактика; выявление психических аномалий и пограничных состояний у подростков по мере их прибытия в СИЗО, карантин ВК и далее на всем протяжении пребывания подростка в воспитательной колонии для определения индивидуальных особенностей и их учета при организации с ними воспитательной работы, обучения, трудоустройства, а также оказание им медицинской помощи и др., компенсация психологических аномалий; ресоциализация с учетом состояния их психологического здоровья».[47]

- направлять для работы в психологической службе ВК квалифицированных выпускников-специалистов психологических факультетов университетов России;

- запретить практику выполнения психологами несвойственных ими функций и т.п.

 

Рекомендации психиатра и психолога должны применяться воспитателем в своей работе, с учетом индивидуальных особенностей подростка и требований режима.

Проблемы, связанные с привлечением подростков к уголовной ответственности, и, как следствие - применение к ним мер уголовно- процессуального пресечения, стоят весьма остро, но ювенальная юстиция (специальная система правосудия для несовершеннолетних) в должной мере в нашей стране не развита до сих пор. Целенаправленное применение уголовно-правовых мер к несовершеннолетним, в том числе и мер пресечения, может реально способствовать предупреждению совершения ими правонарушений, обеспечивая их исправление.

Наказание по российскому уголовному закону не является самоцелью, что имеет большое значение по делам о преступлениях, совершенных подростками. Так, например, содержание под стражей несовершеннолетних до суда является крайней мерой и на краткий период времени. На первом месте должно быть именно предупреждение.

«Политика обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включает: профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения»,[48] а «нравственное, эстетическое и физическое воспитание направлены на формирование и закрепление положительных установок осужденных на ведение здорового образа жизни, повышение культурного уровня, преодоление у них антиобщественных взглядов и привычек».[49]

В то же время, «обеспечивая социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, субъекты профилактики должны проводить индивидуальную профилактическую работу планомерно, целенаправленно, дифференцированно. Процесс реабилитации бывшего осужденного и его включение в нормальный трудовой ритм всегда в той или иной мере сопряжен с преодолением трудностей, устранением или нейтрализацией различных негативных факторов, которые либо вытекают из самой природы уголовного наказания, либо, действуя избирательно, в зависимости от кон-

 

кретных условий, так или иначе связаны с фактом судимости. Ряд исследователей отмечают, что подростки после освобождения из мест лишения свободы в некоторых случаях вновь попадают в криминальную среду, их не пугает угроза возвращения в ВК, среди сверстников они даже бравируют фактом судимости, вновь легко идут на совершение повторных преступлений. «Проблемы борьбы с повторной преступностью решаются самым разным способом. Безусловно, самым мощным сдерживающим фактором от повторного совершения преступления является само уголовное наказание, основной социальной функцией которого является предупреждение новых преступлений».[50]

В связи с этим активную профилактическую работу с освобожденными из мест лишения свободы и постоянный контроль за их поведением необходимо проводить именно в самом начале пребывания указанных лиц на свободе. В этом плане, представляется необходимым, создание специальных реабилитационных центров, где будут работать освободившиеся из мест лишения свободы до тех пор, пока не найдут себе желаемую работу»,[51] так как «на практике многим из освободившихся в приеме на работу отказывают, зачастую это обусловлено тем, что уровень их профессиональной подготовки и производительности труда не в полной мере соответствует современным требованиям».[52]

Одним из основных нормативных правовых актов, напрямую направленных на решение вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», анализ содержательной части которого будет нами дан в следующем разделе.

 

[1]Юричь Д.В., Зайко Т.М. Психолого-криминологические аспекты ювенальной юстиции / Законность и правопорядок: взаимодействие науки и практики: Сборник научных статей преподавателей и студентов. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2014. С.113.

[2]Бабажанова О.Ж., Зайко Т.М. Правовая регламентация предупреждения правонарушений несовершеннолетних (постановка вопроса) /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретический конференции курсантов (16 апреля 1998 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.206.

[3] Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. (в ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.

[4]Зайко Т.М. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних /Уголовное право России. Общая часть: Курс лекций. Лекция 19. Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2001. С.379.

[5]Зайко Т.М Ответственность несовершеннолетних и уголовное законодательство / Актуальные проблемы уголовного законодательства Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 1998 г. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1998. С.177-178.

[6]Зайко Т.М. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних /Уголовное право России. Общая часть: Курс лекций. Лекция 19. Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2001. С. 379.

[7]Белослудцев В.И., Зайко Т.М., Хармаев Ю.В., Багреева Е.Г. Проблемы социализации и организации профилактики преступлений воспитанников детских домов, школ-интернатов и воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных: Научно-практическое пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2000. С.101.

[8]Часть 1 ст.87 УК РФ.

[9]Часть 2 ст.87 УК РФ.

[10]Статья 88 УК РФ.

[11]Часть 1 ст.89 УК Ф.

[12]Часть 2 ст. 90 УК РФ.

[13]Статья 91 УК РФ.

[14]Часть 1 ст. 90 УК РФ.

[15]Части 1,2 ст. 92 УК РФ.

[16]Зайко Т.М., Пантюхина Г.А., Пантюхин Н.П. О некоторых проблемах борьбы с организо-

35

ванной преступностью (уголовно-правовой и криминологические аспекты) / Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Материалы научно-практической конференции (17-18 мая 1994г.). М.: Московский институт МВД России, 1994. С.104.

[17]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.12.2001 (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч.1). Ст.4921.

[18]Статья 421 УПК РФ.

[19]Соколов Н.А., Зайко Т.М. Особенности подростковой памяти и ее учет при производстве следственных действии /Закон и правопорядок: исторические, социальные, юридические аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции слушателей и студентов (29 апреля 1997 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1997. С.187.

36

[20]Статья 58 УПК РФ.

[21]Часть 2 ст.421 УПК РФ.

[22]Статья 196 УПК РФ.

[23]Статья 196 УПК РФ.

[24]Статья 423 УПК РФ.

[25]Статья 424 УПК РФ.

[26]Часть 1 ст.427 УПК РФ.

[27]Часть 1 ст.430 УПК РФ.

[28]Статья 431 УПК РФ.

[29]Часть 1 ст.432 УПК РФ.

[30]Часть 2 ст.432 УПК РФ.

[31]Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации №1-ФЗ от 8.01.1997г.

(в ред. от 15.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 2. Ст.198

[32]Часть 2 ст.142 УИК РФ.

[33]Часть 9 ст.74 УИК РФ.

[34]Часть 1 ст.80 УИК РФ.

[35]Часть 1-3 ст.132 УИК РФ.

[36]Статья 133 УИК РФ.

[37]Стать 141 УИК РФ.

[38]Белослудцев В.И., Волгин В.С., Зайко Т.М. Проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными к длительным срокам лишения свободы /Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Выпуск 2. Екатеринбург: УрЮИ МВД России.1998, С. 25.

[39]Пищелко А.В. Педагогические проблемы ресоцализации личности осужденного // Право и юридическая психология. 2015. №1. С.16.

[40]Цветков Ю.Е., Зайко Т.М. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России,1999. С.177.

44

[41]Головченко А.В., Зайко Т.М. Исправительное воздействие в условиях воспитательной колонии - важное направление в борьбе с рецидивной преступностью несовершеннолетних.

Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России,1999. С.165.

[42]Там же. С.167.

[43]Зайко Т.М. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности: Лекция. Екатеринбург: ЕВШ, 1996. С.14.

[44]Зайко Т.М. Некоторые аспекты организации исправительной работы с несовершеннолетними в условиях следственных изоляторов /Правовая защита. Выпуск 2. Проблемы применения современного законодательства в практике: Межкафедральный сборник научных статей. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2004. С. 94.

45

[45]Федеральный закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст.2759.

[46]Зайко Т.М. Применение воспитательного воздействия на несовершеннолетних, заключенных под стражу /Педагогика и право: грани взаимодействия: Материалы межвузовской научно-практической конференции (10 сентября 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1999. С.69-70.

[47]Николаева Т.Б., Зайко Т.М. Роль психологической службы в реализации задач социальной и психологической поддержки несовершеннолетних осужденных /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России,1999. С.174-175.

47

[48]Зайко Т.М. Международные стандарты и нормы ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних /Международные и национальные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Материалы международной научно-практической конференции (22-23 июня,1999 г.) и международного научного семинара (5-6 октября,1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2001. С.18.

[49]Козлов В.И., Белослудцев В.И., Зайко Т.М., Карпов В.И. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД к работе по социальной реабилитации осужденных и адаптации лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы /ПрИС. Правовые исследования. Выпуск 1. Юридическое образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-теоретической конференции (24 сентября 1998 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.45.

48

[50]Белослудцев В.И., Зайко Т.М. Проблемы профилактики повторной преступности / Проблемы реализации норм права: Материалы международной конференции (27-28 мая 1999г.). Челябинск: ЧелГУ, 1999. С.209.

[51]Долинин В.Н., Зайко Т.М. Совершенствование профилактической деятельности органов внутренних дел - важнейшее условие формирование правового государства / Вопросы совершенствования нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов в 2-х ч. Часть I. Уфа: Уфимская высшая школа МВД Российской Федерации. 1991. С.93.

[52]Белослудцев В.И., Зайко Т.М., Зимин А.В., Соколов И.И. Социальная реабилитация лиц, освобожденных из ИУ /Теоретические вопросы назначения и реализации пожизненного и длительных сроков лишения свободы: Научно-методическое пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1999. С.71.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%