Профессионально организованный процесс предупреждения преступных проявлений, - как справедливо отмечает И.Н. Сорокотягин, - является важнейшей мерой борьбы с несовершеннолетними правонарушителями.[1] В то же время, «вызывает беспокойство тот факт, что в предупреждении правонарушений нет существенных сдвигов».[2]
Преступность - социальное явление, поэтому бороться с нею можно, прежде всего, с помощью мер профилактики, эффективность которых во многом зависит от успехов в решении основных социально-экономических проблем, совершенствуя при этом правовые основы предупреждения преступлений, в том числе, совершаемых подростками.
Следует, на наш взгляд, согласиться с теми учеными, которые полагают, что целесообразно вкладывать средства и силы не в конкретные репрессивные программы, а в фундаментальные долгосрочные программы, которые будут направлены на постепенное устранение социально-экономических проблем, являющихся условиями, приводящими к развитию определенной криминогенной ситуации.
«Одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью является предупреждение преступлений. Комплекс профилактических мер в отношении несовершеннолетних на специально-криминологическом уровне осуществляется различными государственными и общественными организациями».[3]
Общее и специальное предупреждение, борьба с преступностью представляют собой совокупность мер, включающих организационные вопросы, информационно-аналитическое и иное обеспечение; собственно правоохранительную деятельность, заключающуюся в раскрытии преступлений, выявлении и наказании виновных, восстановлении законных интересов и нарушенных прав потерпевших.
Однако, в настоящее время в России существует достаточно тяжелая криминальная ситуация, предопределенная целым рядом факторов, к которым относятся имущественное расслоение населения, ухудшение его правовой защиты, практически полное отсутствие общественной профилактики и др.
Исходя же из специфики субъекта профилактики - несовершеннолетних преступников, содержащихся в воспитательных колониях,[4] среди мер исправления должны преобладать, на наш взгляд, меры воспитательного, а не карательного воздействия. С учетом этого, необходимо более подробно остановиться на особенностях предупреждения преступности среди указанной категории лиц.
Как отмечает А.И. Долгова, - «предупреждение преступности - собирательное, широкое понятие, включающее в себя: а) общегосударственные меры идеологического, социально-экономического, культурно-воспитательного порядка, правового плана, сочетающие принуждение и убеждение;
б) деятельность правоохранительных органов и общественных организаций по выявлению условий и причин совершения преступлений и принятию мер к их устранению, расследованию и рассмотрению дел в суде, наказанию преступников и их исправлению; в) осуществление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой».[5]
Предупреждение преступности подразделяется на следующие виды:
- «по уровню профилактики (общесоциальные, специально-криминологические);
- по объему применения (общие, индивидуальные);
- по масштабу применения (общегосударственные, региональные, местные);
- по субъектам применения (государственные, общественные)»[6] и др.
Общесоциальное предупреждение преступности обеспечивается определенным комплексом мероприятий, который направлен на совершенствование и развитие общественных отношений (идеологии, экономики, культуры, быта и т.п.).
К приоритетным направлениям общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних относятся:
- комплексное, в том числе и законодательное, определение деятельности семьи, государства и общества по воспитанию подростков и детей в качестве специальной сферы, которая требует особого внимания, привилегий и преимуществ по сравнению со всеми иными сферами социальной и производственной инфраструктуры общества;
- укрепление родительской семьи как одного из наиболее важных социальных институтов, который должен оказывать значительное влияние на формирование личности молодого человека;
- создание для подростков, утративших родительскую семью или в случае ее неблагополучия, условий, максимально приближенных к семейному воспитанию.
«В зависимости от сферы приложения профилактических усилий социально-предупредительная деятельность компетентных государственных органов и общественных формирований осуществляется в двух основных видах: общей и специальной профилактики.
Общая профилактика, по существу, связана с процессом разрешения противоречий общественного развития. Процесс этот, как показывает практика, объективно долговременный. В связи с этим возрастает роль и значе-
ние специальной профилактики, направленной на предупреждение конкретных форм проявления преступности»,[7] к которым, на наш взгляд, относятся:
«1. Специально-правовые меры раннего предупреждения преступной деятельности непосредственно регламентируются законом. В зависимости от средств, предлагаемых в этом случае нормами соответствующих отраслей права, они подразделяются на уголовно-правовые, административно-правовые и гражданско-правовые.
Уголовно-правовые меры предупреждения преступной деятельности применяются как меры уголовного наказания к виновным в совершении таких преступлений, которые одновременно представляют общественную опасность как источник формирования криминальной направленности других лиц. Например, привлечение к уголовной ответственности взрослых за вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних является уголовно-правовой мерой раннего предупреждения преступлений несовершеннолетних.
Административно-правовые меры предупреждения преступной деятельности заключаются в применении к лицам, совершившим административные проступки, мер соответствующего воздействия, являющихся не только наказанием, но и средством предупреждения развития преступной деятельности. Например, штраф, исправительные работы к мелким расхитителям являются одновременно и мерой предупреждения уголовно-наказуемой деятельности, например, хищений чужого имущества.
Гражданско-правовые меры раннего предупреждения преступной деятельности - это предусмотренные нормами гражданского и семейного права меры имущественной ответственности за совершение правонарушений, а также меры, направленные на ликвидацию отдельных источников отрицательного влияния. Например, установление попечительства и опеки над несовершеннолетними, которые вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, преследуют не только защиту их личных и имущественных прав, но и имеют также цель обеспечить правильное формирование их личности, предупредить принятие ими решения о совершении корыстного преступления.
2. Специальные меры педагогического характера, в отличие от обычных воспитательных мер, призваны воздействовать на лиц, характер деятельности которых позволяет судить о возможном совершении ими преступных деяний. Поэтому существенный признак многих из этих мер - их принудительный характер. Отличительной особенностью является и то, что они относятся к компетенции определенных органов или общественных формирований: комиссий по делам несовершеннолетних и т.д.
3. Специальные меры медицинского характера - применяются к несовершеннолетним: алкоголикам и наркоманам. Они направлены на приостановление и ликвидацию начавшегося процесса деморализации личности несовершеннолетнего».[8]
В результате принятия Федерального Закона РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществлено уточнение государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
«В соответствии с данным законом:
- официально признано то, что в настоящее время в России есть беспризорные и безнадзорные дети;
- определены задачи по их реабилитации и защите;
- четко обозначены учреждения, которые должны осуществлять выполнение поставленных задач (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа)».[9]
К основным задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с ч.1 ст.2 Закона относятся:
«- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий».[10]
В соответствии с Законом, «законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».[11]
В ст. 4 Закона отмечается, что: «в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)».136
Также в Законе предусмотрено «участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации».137
В отличие от общесоциальной профилактики, не имеющей индивидуального и конкретного адресата, индивидуальная профилактика четко выделяет ту категорию лиц, в отношении которых проводится данный вид профилактической работы, в частности, «в отношении несовершеннолетних:
безнадзорных или беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и(или)реабилитации;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации;
9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
... родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».138
Существенную роль в проведении индивидуальной профилактической деятельности отводится учреждениям и органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечень которых указан в главе 2 Закона.
Так, в ст.11 Закона говорится о деятельности такого субъекта, как Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП):
«1. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования».139
Здесь, в качестве положительного момента, следует отметить, что КДН и ЗП - «это связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних. Комиссии - уникальный российский опыт, отвечающий современным международным нор-
мам защиты прав детства, а также восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями. Благодаря эффективной деятельности комиссий, в практику работы внедряются наиболее эффективные методы совместных действий органов внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты населения».[12]
В ст. 12 Закона - о деятельности органов управления социальной защитой населения и учреждениях социального обслуживания.
«1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологопедагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в
том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц».141
В ст.13 Закона - о деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации.
«1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи».142
В ст.14 Закона - о деятельности как органов, осуществляющих управление в сфере образования, так и организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
«1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;
3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;
осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними».143
В ст.15 Закона - о деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, которые:
«1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации».[13]
В ст.16 Закона - о деятельности органов опеки и попечительства, которые:
«1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства».[14]
В ст. 17 Закона - о деятельности органов и учреждений по делам молодежи, которые:
«1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;
оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних».146
В ст.18 Закона - о деятельности органов управления здравоохранением, «которые в пределах своей компетенции организуют:
1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни
развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним;
круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими забо- леваниями».[15]
В соответствии со ст.19 Закона к субъектам профилактики так же отнесены и органы службы занятости, которые «в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства».[16]
Как уже отмечалось, «одной из существенных особенностей профилактики является множественность субъектов, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности.
Большую роль в профилактике преступлений, в частности, совершаемых несовершеннолетними, играют органы внутренних дел, так как именно они располагают наиболее полной информацией о состоянии, динамике и структуре преступности в целом и по отдельным ее видам, о причинах и условиях преступности, о лицах, склонных к совершению преступлений.
Занимаясь общей профилактикой, органы внутренних дел устанавливают в различных сферах социальной жизни причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений, разрабатывают и осуществляют меры по их устранению. Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на них необходимого воспитательного воздействия и по предупреждению с их стороны указанных преступлений. Однако следует отметить, что в деятельности субъектов профилактики по предупреждению преступлений индивидуально-профилактическая работа остается слабым звеном. Профилактические меры в ряде случаев проводятся без учета личности, направленности поведения и характера окружения профилактируемого несовершеннолетнего. В этом плане одной из главных задач органов внутренних дел является организация работы по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних».[17]
В системе субъектов профилактики существенное место, особенно в настоящее время, отведено, в частности, подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН), которые не претерпели до настоящего времени существенных изменений.[18]
В порядке ст.21 Закона «подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних ...а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних».[19]
На основании ст.22 Закона, наряду с ПДН, к субъектам профилактики органов внутренних дел относятся и Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, которые:
1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях».152
Из содержания ст.23 Закона следует, что особое место в системе субъектов профилактики занимают иные подразделения органов внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:
1) выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
4) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних, пользуются правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».[20]
В процессе решения задач «общей профилактики, органы внутренних дел анализируют данные о совершенных преступлениях, в пределах своей компетенции принимают меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других правонарушений».[21]
В то же время, «деятельность основных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи осуществляется поверхностно, а в ряде случаев и некомпетентно (например, в связи с недостаточной осведомленностью инспекторов ПДН о современных научных достижениях в области девиантного (отклоняющегося) поведения, криминальной психологии, криминологии, отсутствием навыков практического применения различных методов и форм криминологического прогнозирования, в том числе и индивидуального). Слабым звеном по-прежнему остаются низкая правовая, информационно-аналитическая, организационная, методическая и программно-целевая обеспеченность профилактической деятельности субъектов профилактики ».[22]
Следует отметить, что в настоящее время «в жизни общества произошли кардинальные изменения, которые коснулись и сферы деятельности органов внутренних дел (ОВД): расширена их правовая база, созданы новые службы и подразделения, выросла штатная численность работников».[23]
Однако, необходимо констатировать, что «сегодня профилактическая деятельность осуществляется по аналогии с известной басней Крылова «Лебедь, рак и щука», так как каждое подразделение эту работу «тянет» в своем направлении. В результате профилактическая работа системы МВД в целом стоит на месте, неэффективна».[24]
Специфическое место среди субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи занимают Учреждения уголовно-исполнительной системы:
Следственные изоляторы в пределах своей компетенции проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними-подозревае- мыми и обвиняемыми в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, социальной и психологической помощи, помощи в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, создают условия для самообразования, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Воспитательные колонии в пределах своей компетенции проводят работу по исправлению несовершеннолетних осужденных, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовно-исполнительные инспекции в пределах своей компетенции проводят воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными, оказывают им помощь в трудоустройстве, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В свою очередь, об особенностях отбытия наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними преступниками в воспитательных колониях говорится и в главе 17 УИК РФ (анализ которой дан нами в разделе 2.1).
Кроме вышеперечисленных субъектов профилактики в ст. 24 Закона указывается и на другие учреждения и органы, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
«1. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в
организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.
Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных объедине- ний».[25]
Таким образом, на наш взгляд, «система профилактических и других мероприятий должна быть подчинена формированию у несовершеннолетних сознательного отношения к соблюдению правил режима, воспитанию дисциплинированности, организованности, аккуратности и исполнительности. Она призвана содействовать выработке коллективизма, пониманию необходимости сочетать общественный и личный интерес, развитию полезной инициативы».[26]
Подводя краткие итоги, можно сделать следующие выводы.
Теоретическое и прикладное значение результатов исследования выражается в том, что они могут быть использованы в процессе дальнейшего углубленного познания психолого-криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника, выработке системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи.
Теоретическое значение работы заключается в том, что анализ психолого-криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника позволяет наладить механизм взаимосвязи его личностных особенностей с осуществлением профилактики и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
Прикладное значение - состоит в том, что положения и выводы, изложенные в данной работе, могут быть использованы в качестве методологической основы при проведении конкретных психолого- криминологических исследований по данной тематике и т.п.
[1]Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: Учебник. М.: Юрайт, 2011. С.209.
[2]Зайко Т.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних и проект Уголовного кодекса РФ // Следователь. Теория и практика деятельности: Научно-практический журнал. №2. Екатеринбург: ЕВШ МВД России, 1995. С.27.
[3]Зайко Т.М. Методы профилактического воздействия сотрудников ОВД на несовершеннолетних в процессе общения /Психолого-педагогические аспекты подготовки и деятельности сотрудников ОВД: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1997. С.63.
[4]Белослудцев В.И. Проблемы реализации длительных сроков лишения свободы. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2007. С.8.
[5]Долгова А.И. Криминология: Учебник. М.: Норма, 2014. С.435.
[6]Зайко Т.М. Криминология и профилактика преступлений: Альбом схем: Учебное пособие. Екатеринбург: ЕВШ МВД России, 1995. С.22.
51
[7]Салманова Э.В., Зайко Т.М. Индивидуальное практическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей, избравших преступный способ обогащения /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (16 апреля 1998г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.219.
[8]Салманова Э.В., Зайко Т.М. Индивидуальное практическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей, избравших преступный способ обогащения /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (16 апреля 1998г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.220-221.
[9]Зайко Т.М. Некоторые аспекты проведения государственной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей и система органов, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи // Научный альманах. 2016. №12-1 (26). С.349. URL: http://ucom.ru/doc/na.2016/12/01.pdf
[10]Часть 1 ст.2 Закона.
[11]Статья 3 Закона.
[12]Бараковских А.С., Зайко Т.М. Проблемные вопросы правоприменительной практики в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних /Законность и правопорядок: взаимодействие науки и практики: Сборник научных статей преподавателей и студентов. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2014. С.117.
57
[13]Статья 15 Закона.
[14]Статья 16 Закона.
[15]Статья 18 Закона.
[16]Статья 19 Закона.
[17]Белослудцев В.И., Зайко Т.М. Некоторые аспекты предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних /Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Материалы межведомственной научно-практической конференции. М.: Академия управления МВД России. 1999. С.147-148.
[18]За исключением переименования милицию в полицию.
[19]Статья 21 Закона.
[20]Статья 23 Закона.
[21]Зайко Т.М. Криминологические аспекты предупреждения органами МВД краж личного имущества граждан /Направления уголовной политики в боре с преступностью: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск: СЮИ, 1986. С.104.
[22]Зайко Т.М. Организационно-правовые основы деятельности специализированных учреждений в предупреждении правонарушений несовершеннолетних: Монография. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2001. С.168.
[23]Белослудцев В.И., Зайко Т.М. Реализация длительных сроков лишения свободы и проблемы профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2000. С.5.
[24]Пивоваров А.С., Зайко Т.М. Некоторые аспекты предупреждения краж, совершаемых несовершеннолетними /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (16 апреля 1998г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.215.
[25] Части 1,3,4 ст.24 Закона.
[26] Еремин С.А., Зайко Т.М. Методы психолого-педагогической коррекции, применяемые к несовершеннолетним, заключенным под стражу /Органы правопорядка: история и современность: Материалы межвузовской научно-теоретический конференции курсантов (16 апреля 1998 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. С.208.
68
|