Четверг, 28.11.2024, 17:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Значение и сфера действия транспортного права

Рассматривая место транспортного права в системе права, следует исходить из следующих посылок.

Транспортная деятельность — одна из форм социальной активности. По содержанию транспортная деятельность представляет собой физическое перемещение каких-либо объектов. По сути, деятельность транспорта заключается в перевозках грузов, пассажиров, багажа и почты.

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики. Процесс товарного обмена в современном обществе немыслим без транспорта. Для России этот постулат имеет особое значение: уникальная географическая протяженность России обусловливает повышенную роль транспортной системы.

Транспорт — отрасль народного хозяйства. Как отрасль хозяйства транспорт в отличие от промышленности и сельского хозяйства не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве. В этом смысле транспортировка аналогична торговой деятельности. Хотя купля-продажа оформляет смену собственника, правовую передачу товара, а перевозка связана с физическим перемещением объектов, деятельность транспортных, равно как и торговых агентов, устанавливает связь хозяйствующих субъектов.

Транспорт — важнейшая составляющая системы обеспечения национальной безопасности. При отсутствии возможности осуществления бесперебойного и эффективного функционирования транспортной системы государства невозможно выполнение задач мобилизационного развертывания, переброски и тылового обеспечения войск.

ТРАНСПОРТ является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Поскольку основным в деятельности транспорта является перемещение товаров (людей), постольку следует признать отношения по перевозке, возникающие по поводу деятельности перевозчика по перемещению объектов в интересах клиента, базовыми в системе транспортных отношений. Соответственно, система транспортных отношений имеет своей основой, равно как и первопричиной для возникновения иных отношений, отношения по перевозке.

Важнейшая обязанность поставщика по доставке товаров предполагает использование транспортных средств, которые не всегда ему принадлежат. Таким образом, нетранспортные коммерческие отношения, прежде всего купля-продажа, являются внешним условием, детерминантой заключения договоров на перевозку. В свою очередь, поставка как разновидность купли-продажи, как правило, предопределяет необходимость вступления предпринимателя в отношения с транспортными организациями. Косвенным подтверждением такого вывода служит содержание гл. 30 ГК РФ. Статья 513 ГК РФ указывает на обращение сторон поставки к услугам транспортной организации и содержит отсылку к транспортному законодательству.

Определяясь в роли и месте транспортного права по признаку функциональности, следует исходить из его значимости для регулирования хозяйственной, экономической деятельности.

ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием транспортных организаций, отношения между транспортными организациями и их клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными организациями как одного, так и разных видов транспорта.

Многообразие норм транспортного права предопределено в том числе значительным числом «обслуживаемых» видов транспорта, которые принято различать в зависимости от типа транспортных средств, используемых для перевозки. Выделяются следующие виды транспорта: воздушный, внутренний водный, морской, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

При этом различные виды транспорта предполагают различную технологию перевозки и способы обеспечения безопасности. По этой причине основная масса правовых норм, регулирующих транспортную деятельность, сосредоточена в транспортных уставах и кодексах, каждый из которых обеспечивает правовое регулирование отношений в зависимости от специфики соответствующего вида транспорта.

Формой договора железнодорожной грузовой перевозки является железнодорожная накладная, морской — коносамент или чартер, автомобильной — транспортная накладная, воздушной — авианакладная.

Также на различных видах транспорта различным образом именуются и определяются виды сообщений.

На железнодорожном транспорте различают:

— местные перевозки, которые осуществляются в пределах одной транспортной организации (железной дороги);

— перевозки в прямом сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более транспортных организаций по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут;

— перевозки в прямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортной накладной), оформленному на весь маршрут;

— перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

— перевозки в международном сообщении — перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

— перевозки в прямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

— перевозки в непрямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Кроме того, УЖТ предусматривает перевозки, осуществляемые в интересах отдельных видов субъектов, деятельность которых имеет определенную специфику:

— специальные железнодорожные перевозки — железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— воинские железнодорожные перевозки — железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, сотрудников ФСБ России.

На автомобильном транспорте перевозки по видам сообщения классифицируются следующим образом:

— городские перевозки — перевозки в границах населенных пунктов;

— пригородные перевозки — перевозки между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов;

— междугородние перевозки — перевозки, осуществляемые за черту города на расстояние более 50 км;

— международные перевозки — перевозки, осуществляемые в заграничном сообщении. Для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась на территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку. Фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления).

На морском транспорте в зависимости от вида сообщений различают:

— малый каботаж — перевозки или буксировка между портами на территории РФ, которые находятся в пределах одного морского бассейна;

— большой каботаж — перевозки или буксировка между портами на территории РФ, находящимся в разных морских бассейнах, в том числе при транзите через воды иностранного государства;

— перевозки в заграничном сообщении — морские перевозки, при которых порт отправления находится на территории РФ, а порт назначения — на территории иностранного государства, и наоборот.

Выделяют также простые, сложные и круговые рейсы[1]:

— простой рейс — перевозка между двумя портами;

— сложный рейс — перевозка между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка;

— круговой рейс — перевозка груза между двумя и более портами с возвращением в порт первоначального отправления.

На морском и речном транспорте также различают следующие формы судоходства:

— линейное — по заранее установленным направлениям;

— трамповое — судно направляется в те пункты, куда его зафрахтовали.

Таким образом, системное правовое регулирование транспортных отношений, возникающих в процессе функционирования транспортной системы, является необходимым условием функционирования экономики государства, обеспечения национальной безопасности, имеет существенную специфику и обширную сферу применения.

 

[1] Под рейсом судна понимается время, затрачиваемое судном от начала погрузки до постановки судна под новую погрузку.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%