Появление термина «транспортное право» отечественная и зарубежная литература относит к концу XIX в. Однако правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе деятельности транспорта в России, зародилось значительно раньше и началось с регламентации судоходства и транспортировки грузов по водным путям. Это объясняется тем, что самыми древними видами транспорта в России были именно речной и морской транспорт, а геополитическое расположение Руси (великий морской путь «из Варяг в Греки») позволяло его активное использование. Одним из первых актов морского права ряд исследователей называют договор киевского князя Олега с Византией 911 г., который закреплял правила защиты от разграбления потерпевших аварию купеческих судов и помощи пострадавшим.
Первоначально источниками правого регулирования общественных отношений в транспортной деятельности выступали обычаи делового оборота. Позднее, в XIV—XVII вв. деятельность транспорта наряду с обычаями оборота начинает регулироваться специальными нормами, носящими транспортный характер. Это, например, Ямской приказ 1555 г., регламентирующий государственную и частную переписку; «Указ о езде» Судебника царя Ивана III, вводивший тарифы для пересылки почтовых грузов из столицы в другие города; Судебник царя Федора Иоанновича 1589 г., устанавливающий технические требования, предъявлявшиеся к дорогам, и закреплявший наказание за несвоевременный ремонт дорог. В гл. IX «О мытах и о перевозке и
0 мостах» Соборного уложения 1649 г. впервые была закреплена свобода судоходства по рекам и введен запрет на строительство плотин и мельниц, затрудняющих проход лодок.
В современном понимании транспортное право зародилось в России в период правления Петра I, когда правовое регулирование общественных отношений в сфере транспорта приобретает черты относительно стройной системы правовых норм. Из-за нерентабельности строительства и содержания дорог предпочтение отдавалось водному транспорту. В связи с этим в царствование Петра I начинает активно развиваться российское морское законодательство, свидетельством чего явилось издание в 1720 г. Устава о эверсах, который определял взаимоотношения судохозяина и грузоотправителя и устанавливал время нагрузки и разгрузки. Возмещение ущерба при повреждениях, понесенных эверсом, возлагалось на судохозяина, а убыток по товару нес купец. Получение груза подтверждалось распиской[1]. Развитие кораблестроения и, как следствие, морских торговых связей явилось предпосылкой к изданию в 1781 г. Устава о купеческом водоходстве.
Развитие промышленности в XIX в. привело к появлению новых видов транспорта (железные дороги, паровое судоходство). Именно развитие железных дорог расширило транспортные коммуникации, обусловив необходимость принятия специальных актов, регламентирующих функционирование транспортной отрасли. Речь идет об Уставе путей сообщения Российской империи 1857 г., который в дальнейшем, подвергаясь изменениям, образовал Свод учреждений уставов путей сообщения, а также Общего устава российских железных дорог 1885 г. Общий устав является первым специальным кодифицированным источником железнодорожного законодательства, которым были установлены единые правила перевозок для казенных и частных железных дорог, а также юридически закреплены многие понятия, которые используются в сфере транспорта и в настоящее время, например: перевозки в прямом сообщении; узловая станция; ручная кладь; багаж; багажная квитанция; накладная на груз; расписание движения; договор перевозки; погрузка и выгрузка и другие.
В области железнодорожного транспорта были также приняты Устав Царскосельской железной дороги, первой в России, 1837 и устав Главного общества российских железных дорог, который содержал план глобального строительства железных дорог в стране.
Важным событием конца XIX в. стало принятие 11 сентября 1896 г. Министром путей сообщения князем М. И. Хилковым постановления «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», положившего начало правовому регулированию общественных отношений, складывающихся в сфере отечественного автомобильного транспорта.
Таким образом, в XIX в. формируется полная система правового регулирования разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности транспорта, которая положила начало становлению транспортного права России и закреплению этого термина в науке.
В советское время (первые годы после революции) нормативная база функционирования всех видов транспорта активно перерабатывается.
В первую очередь это коснулось железнодорожного транспорта. Декретом СНК РСФСР от 16 августа 1920 г. был принят Общий устав железных дорог РСФСР, сменивший Общий устав российских железных дорог 1885 г. Устав был рассчитан на переходный период и характеризовался отсутствием денежных расчетов с грузовладельцами, вследствие чего через два года в связи с введением нэпа Декретом СНК РСФСР от 12 июня 1922 г. был принят новый Устав железных дорог РСФСР.
В последующие годы принимается ряд сменявших друг друга специальных нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта: общесоюзный Устав железных дорог СССР, принятый постановлением СНК СССР от 24 мая 1927 г. и воспроизводивший нормы предыдущего Устава; Устав железных дорог СССР, утвержденный постановлением СНК СССР от 10 февраля 1935 г. № 232, согласно которому железные дороги, при минимальном затрате средств, обязаны были выполнять государственный план грузовых и пассажирских перевозок; Устав железнодорожного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1954 г. № 2414, который отличался более тщательной проработкой и закреплял обязанности дорог по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров, и наконец, Устав железных дорог СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270, закреплявший права, обязанности и ответственность железных дорог, а также организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В сфере морского транспорта правовое регулирование общественных отношений выразилось в принятии Декрета о морском транспорте, утвержденного Совнаркомом РСФСР 30 мая 1921 г.; Кодекса торгового мореплавания СССР, принятого постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 июня 1929 г.; Кодекса торгового мореплавания СССР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. и Закона СССР от 13 декабря 1968 г.
В целях регулирования транспортных операций на внутренних водных путях 11 апреля 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР о транспортных операциях на внутренних водных путях, а постановлением СНК СССР от 24 октября 1930 г. и постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. — Уставы внутреннего водного транспорта СССР 1930 и 1955 гг.
Создание правовой основы функционирования гражданской авиации связано с принятием Воздушного кодекса СССР, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 апреля 1932 г. № 36/460. Вслед за Воздушным кодексом СССР 1932 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1935 г. № 14/1713, указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961 г. и от 11 мая 1983 г. были утверждены Воздушные кодексы СССР 1935, 1961, 1983 гг.
Развитие правового регулирования в сфере автомобильного транспорта складывалось относительно своеобразно, поскольку вплоть до 1969 г. не было принято специального кодифицированного акта, который регулировал данную сферу общественных отношений на транспорте. Лишь в 1969 г. принимается Устав автомобильного транспорта РСФСР, который действовал до его отмены в связи с принятием нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в 2007 г.
В целях упорядочивания правовой основы международных перевозок различными видами транспорта Россией в XX в. активно осуществляется деятельность по присоединению СССР к ряду международных договоров и конвенций[2].
Первоначально общественные отношения, складывающиеся на транспорте регулировались исключительно специальными нормативными актами — уставам, кодексами. Позднее, с принятием Основ гражданского законодательства 1961 г., они действовали одновременно с Гражданским кодексом, закрепившим базовые основы транспортных договоров.
На современном этапе общественные отношения, складывающиеся на транспорте, носят комплексный характер и регламентируются международными договорами, правовыми обычаями, нормативными правовыми актами. Среди них: КТМ РФ, КВВТ РФ, Воздушный кодекс РФ, УЖТ РФ, УАТГНЭТ и др.
[1] Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 3. Вексельное право. Морское право. М. : Статут, 2003. С. 182.
[2] См.: Конвенция о дорожном движении 1968 г., Таможенная конвенция о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ) 1956 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 года 1960 г., Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем 1961 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года 1974 г., Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖС) 1959 г.
|