Получение необходимого представления о транспортном праве предполагает рассмотрение ее значения как отрасли научного правового знания. Значение науки проявляется через ее функции. В свою очередь функции обусловлены потребностью общества в познавательном и преобразовательном действии какой-либо науки. Одной из наиболее важных функций транспортном праве является познавательная, которая характеризует в основном ее теоретический уровень и реализуется путем изучения роли, участия государства и права в строительстве и функционировании транспортной системы России, форм, принципов и закономерностей этого участия. Если транспортное право как система правовых норм регулирует общественные отношения, то как система юридического знания оно исследует нормы права, классифицирует и систематизирует их.
Известный исследователь в области науки транспортного права В. М. Корякин обоснованно отмечает, что транспортное право, являющееся комплексной отраслью российского права, одновременно можно рассматривать в качестве отраслевой юридической науки. Объект транспортно-правовой науки составляет совокупность актов транспортного законодательства, актов правотворчества, правоприменения, иных явлений и процессов политико-правовой практики в транспортной сфере, познание которых необходимо для обоснования, аргументирования истинности выводов, положений, категорий, понятий, закономерностей данной науки. Транспортное право изучает правовые аспекты государственного управления в сфере транспорта, правовое положение транспортных организаций, правовое регулирование перевозочного процесса, правовое обеспечение транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, охрану правопорядка и борьбу с преступностью на транспорте, особенности земельно-правовых и трудовых правоотношений в транспортной сфере, организационно-правовые основы международных перевозок и деятельности международных транспортных организаций, другие вопросы. Перечисленные направления составляют основной предмет науки транспортного права[1].
С указанным подходом следует согласиться, за исключением, пожалуй, вычленения «основного», а следуя законам логики, и «неосновного» предмета науки транспортного права. Поскольку предмет науки — это то, на что направлен научный интерес в процессе познания объекта, постольку предмет может быть только основным.
В. М. Корякиным путем глубокого анализа различного рода источников выделены основные направления научного исследования правового обеспечения транспортной деятельности, что представляется существенным для объективной оценки сегодняшнего состояния и выявления тенденций развития науки транспортного права.
Научная разработка проблем транспортного права, имеющих самое непосредственное значение для функционирования транспортной системы России, далеко не завершена. Научные изыскания в условиях модернизации транспортной системы России должны быть направлены на научное решение правовых проблем в области транспорта, совершенствования его правовых основ, дальнейшее укрепление дисциплины и законности. Исходя из этого, в предмет научного познания транспортного права включаются: категории транспортного права; принципы правового регулирования транспортных отношений; совокупность юридических норм, а также порождаемые ими правоотношения; исторический опыт и практика применения норм транспортного права.
ПРЕДМЕТОМ НАУКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА является система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе и по поводу деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны, основанные не этих нормах правоотношения, а также другие элементы правовой системы и системы российского законодательства, принципы и закономерности функционирования организационно-правовой составляющей транспортной системы.
Транспортное право, как комплексная отрасль правовой науки использует общенаучные методы познания, в числе которых особое значение имеет методология системного анализа. Системный подход как один из общенаучных методов чаще всего связан с анализом, проектированием и конституированием объектов как систем. По своей природе он является междисциплинарным, общенаучным, его понятия, методы и принципы могут быть использованы как весьма приемлемый инструментарий и методологическая основа анализа системы транспортной безопасности страны. В транспортной системе предметом правового анализа, в первую очередь, выступают: его структурная (организационная) составляющая; функциональная составляющая (собственно функционирование транспортной системы); содержательная составляющая (совокупность правоотношений, возникающих в процессе и по поводу осуществления функций государства и организаций транспортного комплекса в области транспорта).
К числу основных задач системного подхода относятся: разработка концептуальных средств (содержательных и формальных) представления исследуемых объектов как систем; построение обобщенных моделей систем, включая модели их динамики, развития и функционирования; исследование методологических оснований различных теорий систем.
С точки зрения системного подхода наука транспортного права выделяет структурные элементы транспортной системы, закономерности и основы их взаимодействия в процессе реального функционирования, формулирует принципы правового регулирования отношений на транспорте, пути оптимизации организационно-правовых основ транспортной системы и т.д.
Формально-догматический (специально-юридический) метод исследует «догму» права. С его помощью осуществляется юридическая обработка правового материала, т.е. в первую очередь правовых норм, выступающих в совокупности как субстратная составляющая транспортной системы. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию. С точки зрения формально-догматического подхода особенно значима роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки правовые явления и понятия сопоставляются, что помогает составить более полное представление об исследуемом предмете — норме транспортного права и конкретном правоотношении, возникающем в процессе функционирования транспортной системы России.
Метод обращения к другим наукам заключается в том, что при анализе правовых явлений следует использовать положения и выводы, предлагаемые другими науками — теорией государства и права, конституционным, административным, финансовым правом, экономикой, логистикой, менеджментом и др., что позволяет обеспечивать комплексный подход в научном исследовании транспортных правоотношений, заимствовать передовые достижения базовых и смежных отраслей научного знания.
Метод сравнительно-правового исследования характеризуется как способ исследования двух или более правовых институтов либо правовых систем (например, российского и германского транспортного права), который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного. Сравнение, как логический прием, предполагает выделение в исследуемых объектах сходство и различия, что дает возможность обмена опытом, заимствования, унификации и совершенствования отечественной транспортной системы, оптимизации правового регулирования транспортных отношений с учетом, естественно, специфики национальной системы транспортной безопасности.
Метод конкретно-социологического исследования включает такие приемы, как личное наблюдение, контент-анализ различных источников правовой информации, социологические опросы, анкетирование, собеседование, которые обеспечивают получение необходимой фактической информации о практике правового регулирования отношений в процессе функционирования транспортной системы России.
Сравнительно-исторический метод исследования предполагает исторический подход к анализу и оценке правовых явлений в области транспорта, что обеспечивает преемственность правового регулирования, отбор апробированных и положительно зарекомендовавших себя форм государственного управления транспортом, выявление тенденций и динамики правового регулирования транспортных отношений в исторической ретроспективе.
Методы научного познания правовых явлений взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая комплексность и всесторонность правового исследования.
Итак, предмет транспортного права как науки определяет направленность исследования, т.е. то, что подлежит изучению, а метод устанавливает совокупность приемов и способов познания правовых явлений, т.е. каким образом будет осуществлена познавательная деятельность, а система науки эти знания упорядочивает, систематизирует для удобства пользования ими.
Исполненные по транспортно-правовой проблематике диссертационные исследования, несомненно, способствуют приращению правового знания, дают основу для дальнейших исследований в области транспортного права, определить перспективные направления его развития.
При этом остается неразрешенной весьма значимая проблема, препятствующая комплексному научному исследованию транспортно-правовой проблематике. В частности, профессор Н. А. Духно неоднократно обращал внимание на объективную необходимость ин- ституциализации транспортного права в качестве ветви правовой науки со своей методологией, выражающей учение о методах взаимопроникновения отраслей права и их связи с иными элементами правовой системы во всем множестве имеющихся юридических средств. Автор более чем основательно отмечает, что как наука транспортное право будет устремлено к исследованиям и раскрытию закономерностей формирования устойчивых транспортных отношений, в горниле которых формируется устойчивость работы транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Наука транспортного права раскроет особенности комплексного правового регулирования транспортных отношений, выразит роль и место норм отдельных отраслей права и транспортного законодательства, создаст концепции комплексного использования всех юридических средств правовой системы для эффективной работы транспорта[2].
Система науки определяет содержание учебной дисциплины «Транспортное право», но при этом в систему учебного курса транспортного права входит не все, что содержится в науке. Система преподавания транспортного права включает только основной научный материал, необходимый обучающемуся для формирования знаний, навыков и умений, необходимых для предстоящей практической деятельности.
Нормы транспортного права регулируют как управленческие отношения, так и отношения по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный учебный курс.
В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд аспектов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. К таковым относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права — железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право — касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики, например, оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.
При формировании учебного курса используется метод восхождения от абстрактного к конкретному: учебный материал располагается в определенной логической последовательности таким образом, чтобы понятия и термины были изучены до начала освоения нормативного материала, чтобы обеспечить переход в процессе получения знаний от наименее сложного к более сложному, чтобы разделение учебного материала на части дало возможность обучающемуся получить объемное и цельное представление о транспортном праве.
Также при построении курса должны быть учтены потребности обучающихся. Поскольку учебная дисциплина «Транспортное право» подлежит изучению студентами различных специальностей (направлений) и специализаций (профилей), в содержании курса должны быть отражены вопросы управления на транспорте, социального обеспечения и труда работников транспорта, представляющие особый интерес для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»; договорных отношений, контроля, надзора и обеспечения законности в транспортной сфере, являющихся предметом особого интереса со стороны будущих юристов на транспорте; финансовохозяйственной и экономической деятельности, особо значимых для лиц, получающих образование по направлениям «Финансовый менеджмент» и «Экономика»; транспортной безопасности, правового регулирования транспортной деятельности, имеющих особое значение для успешной деятельности будущих специалистов инженерных специальностей и т.д.
К числу публикаций, вызывающих интерес и содержащих как необходимые теоретические знания по транспортно-правовой проблематике, так и авторское видение структуры транспортного права как учебной дисциплины, следует, в первую очередь, отнести учебники и учебные пособия таких специалистов, как В. К. Андреев (1977), В. Н. Гречуха (2007, 2014), В. А. Егиазаров (2004), Морозов, М. А. Тарасов (1968).
Таким образом, потребности реализации практико-ориентированного подхода к обучению предопределяют необходимость включения в учебный курс «Транспортное право» разделов и тем, необходимых для формирования у обучающихся профессиональных компетенций с учетом их будущей деятельности. Соответственно, структура учебного курса может и должна быть соответствующим образом адаптирована.
[1] Корякин В. М. Некоторые выводы из анализа диссертационных исследований по транспортно-правовой проблематике // Вестник Юридического института МИИТ. 2015. № 4 (12). С. 80.
Каждая наука осуществляет изучение своего предмета с применением методов познания, т.е. совокупности конкретных подходов, приемов, способов. Предмет науки неразрывно связан с ее методом познания. Если предмет отражает направленность исследования, то метод определяет инструментарий научного познания, систему приемов и способов исследования.
Возможны два подхода к методам познания в транспортном праве, которые дополняют друг друга. При одном из них ее теория по существу отождествляется с методом познания. Второй подход заключается в том, что в качестве методов изучения своего предмета транспортное право применяет:
— во-первых, общефилософские методы. Принципы, законы и категории философии являются для транспортного права методологической основой исследований;
— во-вторых, общенаучные методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, системно-структурный и функциональный анализ и др.;
— в-третьих, частнонаучные методы правоведения, такие как, технико-юридический (формально-юридический, догматический) и сравнительно-правовой методы.
Метод правовой науки — это система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.
[2] Духно Н. А. Понятие и сущность транспортного права // Транспортное право. 2012. № 3. С. 6; Его же. Юриспруденция в системе транспортного образования // Вестник Юридического института МИИТ. 2014. № 1.
|