Четверг, 28.11.2024, 17:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Принципы транспортного права

При решении вопроса о принципах транспортного права следует учитывать, что категория «принцип права» определяется различным образом, однако все многообразие точек зрения можно объединить в два подхода. Согласно первому из них, принципы права ограничиваются только юридическими рамками и выражают только его правовую специфику как охраняемой государством системы норм[1]. Согласно второму подходу принципы права рассматриваются как принципы- идеи, т.е. трактуются с позиций широкого правопонимания, принимающего во внимание объективные условия их формирования и реализации в правовых связях и отношениях, разнопорядковость проявления и познания сущности права, рассматриваемого в диалектическом единстве общей нормы и наличных правомочий ее адресатов[2].

Таким образом, ПРИНЦИПЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА представляют собой своего рода систему координат, в рамках которой развивается транспортное право, и одновременно являются вектором, определяющим магистральное направление развития этой отрасли.

В теории транспортного права ряд авторов допускает смешение терминов, отождествляя принципы построения и функционирования транспортной системы и принципы собственно транспортного права, что не вполне корректно. Действительно, принципы построения и функционирования транспортной системы оказывают существенное влияние на формирование собственно принципов транспортного права, однако они дифференцированы скорее с экономической, нежели с юридической точки зрения, и не могу являться детерминантами нормативно-правового регулирования. Принципы построения и функционирования транспортной системы выступают в большей степени в качестве гарантий, установление которых законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации и т.д.

Принципы транспортного права образуют объективно существующую стройную систему. Поскольку их классификация позволяет уяснить механизм правотворчества и правореализации, в теории транспортного права выделяются различные основания для их систематизации и таксономического анализа.

Учитывая место транспортного права в системе российского права, следует исходить из того, что как комплексная отрасль оно базируется на двух группах принципов (основополагающих начал).

В первую очередь речь идет об общеправовых принципах, присущих всем или большинству отраслей российского права (принципы законности, справедливости, отрицания обратной силы закона, юридического равенства, социальной свободы, социального долга, ответственности за вину, федерализма и приоритета представительных органов перед исполнительными, а также принцип объективной исти- к

ны ). [3]

Как комплексная отрасль права, транспортное право имеет в своей основе специально-отраслевые принципы, присущие именно ему.

В. Н. Гречуха выделяет целый ряд принципов транспортного права1, часть которых представляется вполне обоснованными.

Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными транспортными средствами всех видов транспорта и развитость транспортных артерий. Этот принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какие-либо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан. Поэтому перечисленных ограничений для внутренних перевозок не существует. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют вопросы, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74). Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т.п. (ст. 77 КВВТ РФ, ст. 29 УЖТ РФ, ст. 123 КТМ РФ).

Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК РФ положениями о свободе договора, которые распространяются на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок. Урегулированные гражданским и транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии реше- [4] ния о заключении или незаключении транспортного договора. Исключение составляют случаи, когда обязанность его заключения предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом (п. 1 ст. 789 ГК РФ). Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для обратившихся условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услугу (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Участники договорных отношений вправе по собственному усмотрению выбирать контрагента по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т.е. на публичный договор перевозки. При этом стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей. Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — положениях, закрепленных в ГК РФ.

Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления характерен для транспортного права, предопределен сложностью и многогранностью перевозочного процесса, необходимостью выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа различными видами транспорта. Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные положения.

Что касается выделенного В. Н. Гречухой принципа осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок, полагаем, что это принцип не транспортного права, а принцип построения и функционирования транспортной системы в целом. Это же относится и к принципу обеспечения эффективности и качества транспортной деятельности. Принципы законности не может быть охарактеризованы в качестве специального (отраслевого) принципа именно транспортного права. Это основополагающий принцип права в целом, что делает его присущим не только транспортному праву, но и любым иным институциональным образованиям российского права. Что касается контроля и укрепления дисциплины на транспорте, то это не принцип транспортного права, а необходимое условие и цель правового регулирования транспортных отношений.

 

[1] Цыбулевская О. И. Принципы права // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 149.

[2] См., например: Лукашева Е. А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6. С. 21; Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 11.

[3] Подробней об общеправовых принципах см., например: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск : Изд-во Свердловского юридического института, 1972. С. 108—110.

[4] Гречуха В. Н. Транспортное право : учебник. М., 2015.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%