Принятие действенных мер по декриминализации сферы производства и оборота нефтепродуктов является одним из приоритетных направлений деятельности ОВД на региональном уровне. Особое место в этом направлении занимает борьба с налоговыми преступлениями. В этих условиях остро стоит проблема повышения эффективности деятельности ОВД на региональном уровне как основного звена в системе МВД России. Надлежащая организация деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов предполагает изучение криминогенной ситуации в сфере. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решимость совершить преступление. Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемое (умышленное или неосторожное) деяние[1].
Анализ оперативной обстановки в сфере производства и оборота нефтепродуктов свидетельствует о сложной криминогенной ситуации, имеющей тенденцию к дальнейшему обострению и повышению уровня латентности налоговых преступлений, совершаемых в этой сфере. В настоящее время сфера производства и оборота нефтепродуктов, как и иные отрасли экономики, переживает не лучшие времена. Государственная инвестиционная политика в сфере производства и оборота нефтепродуктов предусматривает решение задач наращивания объема инвестиций и изменения их структуры[2]. Кроме того, меры государственной поддержки инвестиций направлены на совершенствование лицензионной политики и развитие лизинговых отношений (см. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)»).
Инвестиционная политика субъектов Федерации предусматривает поддержку инвестиционных проектов, связанных с производством и транспортировкой энергетических ресурсов, создание специальных экономических условий, обусловливающих рост производства и занятости на территории соответствующего региона. Сфера производства и оборота нефтепродуктов характеризуется возможностью получения хозяйствующим субъек-
35
том — инвестором инвестиционного налогового кредита при проведении им научноисследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов, выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Факторы, негативно влияющие на функционирование сферы производства и оборота нефтепродуктов:
• снижение прибыльности и инвестиционной привлекательности большинства хозяйствующих субъектов;
• возложение инвестиционной нагрузки на собственные средства нефтеперерабатывающих организаций;
• преимущественная ориентация предпринимательской активности на быстрое накопление финансового капитала, в том числе проведение спекулятивных операций в фи-
36
нансовом и торгово-посредническом секторе ;
• нерациональное использование хозяйствующими субъектами инвестиционных ресурсов;
• высокая степень износа основных фондов, в том числе оборудования, которые требуют капитальных вложений на модернизацию и реконструкцию[3] [4] [5] [6].
Следующей особенностью является активное использование бумажных и электронных носителей информации об осуществлении деятельности по производству и обороту нефтепродуктов. При осуществлении предпринимательской деятельности наибольшее распространение получает ведение электронного учета финансово-хозяйственных операций. Учет при этом осуществляется как с помощью несложных бухгалтерских программ, так и с использованием специально разработанных, адаптированных под конкретного пользователя программ учета всего производственного процесса (от поступления сырья до реализации готовых нефтепродуктов) .
В большинстве случаев структура управления организаций сферы производства и оборота нефтепродуктов построена таким образом, что организации осуществляют свою деятельность на территории одного субъекта Федерации, а ведут бухгалтерский и налоговый учет в другом субъекте, где и хранят первичные документы. При этом могут заключаться договоры со сторонними организациями об оказании услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, что затрудняет оперативное обслуживание этой сферы и создает препятствия для предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов. Современные тенденции развития большинства вертикальных интегрированных нефтяных компаний позволяют сделать вывод, что их большинство имеют своей целью не ведение более интенсивной коммерческой деятельности, а уменьшение прозрачности товарно-денежных потоков.
В сфере производства и оборота нефтепродуктов существуют особенности налогообложения и лицензирования этой сферы, которые могут являться определяющими для создания условий совершения налоговых преступлений.
Лицензированию в сфере производства и оборота нефтепродуктов подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов[7], по эксплуатации химически опасных производственных объектов (см. постановление Правительства РФ от 14 июля 2006 г. № 429 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов»), по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I—IV класса опасности (см. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511). Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I—V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Магистральные нефтепродуктопроводы, нефтеперерабатывающие заводы отнесены к категории опасных производственных объектов (см. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Лицензирование этих видов деятельности осуществляет Ростехнадзор.
В связи с тем что нефтепродукты, как правило, относятся к опасным грузам, лицензионными видами деятельности в сфере производства и оборота нефтепродуктов является погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензирование этих видов деятельности осуществляет Ространснадзор (см. Положение о Ространснадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398). Объекты сферы производства и оборота нефтепродуктов в зависимости от специфики своей деятельности и дополнительно оказываемых услуг зачастую обязаны иметь лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
• перевозка грузов морским или внутренним водным транспортом (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»);
• перевозка железнодорожным транспортом грузов;
• транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
• осуществление медицинской деятельности;
• осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
• осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны (постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»);
• деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности») и т.д. Одной из отличительных черт производства и оборота нефтепродуктов является специфика налогообложения для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере. Перечень товаров, подлежащих обложению акцизами, в соответствии с подп. 7—10 п. 1 ст. 181 НК входят такие нефтепродукты, как автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей[8] и прямогонный бензин[9], поэтому ряд хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов являются плательщиками акцизов.
Объектом налогообложения акцизов на нефтепродукты является реализация[10] на территории России лицами произведенных ими подакцизных нефтепродуктов, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных нефтепродуктов по соглашению о предоставлении отступного или новации. В некоторых случаях объектами обложения акцизами признаются операции не по реализации, а по передаче подакцизных нефтепродуктов. Так, при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья плательщиком акцизов всегда является переработчик сырья. К производству нефтепродуктов приравниваются не любые виды смешения в местах их хранения и реализации, а только те из них, в результате которых получается подакцизный нефтепродукт, в отношении которого установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, используемые в качестве сырья.
Одной из особенностей объекта обложения акцизами нефтепродуктов является то, что возникновение объекта налогообложения ставится в зависимость от наличия у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство (требования для получения свидетельства установлены п. 4 ст. 179.3 НК). Так, при соблюдении определенных требований хозяйствующие субъекты сферы производства и оборота нефтепродуктов, осуществляющие производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов), имеют право на получение свидетельства на производство прямогонного бензина, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальческого сырья (материалов), имеют право на получение свидетельства на переработку прямогонного бензина (п. 1 ст. 179.3) и, соответственно, в связи с наличием свидетельств имеют право на вычет сумм акцизов, уплаченных при приобретении подакцизных нефтепродуктов, использованных в качестве сырья, а также получают освобождение от обложения акцизами при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии в структуре организации.
В отношении нефтепродуктов, произведенных за пределами территории России, объект обложения акцизами возникает при ввозе подакцизных нефтепродуктов на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Кроме того, операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории России освобождаются от уплаты акцизов, если налогоплательщиком в налоговый орган представлено поручительство банка или банковская гарантия. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории России (п. 2 ст. 184 НК). Плательщиками акцизов на нефтепродукты являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, которые признаются объектом обложения акцизами на нефтепродукты, а также лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с импортом и экспортом нефтепродуктов.
Особенности налогообложения акцизов по нефтепродуктам, с одной стороны, призваны перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, позволяют распределить уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на территориях[11] [12], а с другой — дают возможность применения разных способов уклонения от уплаты налогов организациями, осуществляющими производство и переработку прямогонного бензина, в том числе при осуществлении экспортных операций.
Одной из особенностей налогообложения хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов является ограничение в применении специальных налоговых режимов. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных нефтепродуктов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию подакцизных нефтепродуктов через АЗС (ст. 346.27 НК), реализацию газа че-
44
рез автогазозаправочные станции , ведущие предпринимательскую деятельность в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование АЗС и автогазозаправочных станций (подп. 5 п. 2.2 ст. 346.26), не имеют права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Законодательство о налогах и сборах, а также законодательство, регулирующее ли- цензирование[13] отдельных видов деятельности в сфере производства и оборота нефтепродуктов, служит тем детерминирующим фактором, который является одним из элементов криминогенной ситуации в этой сфере. К основным способам совершения налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов можно отнести следующие:
• сокрытие объекта налогообложения от учета, а также занижение или неотражение в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта сферы производства и оборота нефтепродуктов объемов реализованных нефтепродуктов;
• увеличение затратной части путем необоснованного отнесения на себестоимость продукции, в том числе посредством оплаты за невыполненные работы или путем фиктивной покупки нефтеперерабатывающей организацией технологий, повышающих эффективность производства, предоставления услуг;
• нарушение установленного порядка использования в качестве оплаты по сделкам разных ценных бумаг, выпускаемых как негосударственными организациями, так и государственными предприятиями;
• искусственное создание дебиторской задолженности путем многократных переадресовок и уступок сырья и нефтепродуков, в том числе экспортируемых;
• осуществление реимпортных операций с нефтепродуктами, когда в действительности они не поступают иностранным покупателям, а реализуются на внутреннем рынке;
• незачисление на счет в российском банке валютной выручки от реализации нефтепродуктов на территории России и зачисление валютной выручки на счет в иностранном банке;
• реализация продукции на экспорт по заниженной цене с перечислением части фактической выручки аффилированным лицам;
• незаконное использование налоговых льгот;
• использование внутрикорпоративных цен для уменьшения налогооблагаемой ба-
46
зы ;
• занижение налога на имущество путем неучета сумм накопления износа законсервированного оборудования при расчете налогооблагаемой базы по этому налогу;
• сокрытие денежных средств либо имущества хозяйствующего субъекта, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов путем неотражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по взаимозачетам и бартерным сделкам;
• неправомерное применение специальных налоговых режимов (системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения);
• уклонение от уплаты выставленной суммы НДС в счетах-фактурах при применении специального налогового режима.
Наиболее сложная криминогенная ситуация наблюдается на стадии реализации нефтепродуктов. Организации, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, обладают повышенной привлекательностью для применения оптимизации налогообложения, а зачастую применения разных способов уклонения от уплаты налогов. Проводя политику оптимизации налогообложения, руководители организаций совершают налоговое преступление. Действия налогоплательщика относятся, с одной стороны, к налоговой оптимизации, под которой понимается уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов, а с другой — может быть признана судами уклонением от уплаты налогов, которое представляет собой форму уменьшения налоговых обязательств и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налогов или уменьшает размер своих налоговых обязательств
47
с нарушением законодательства , за которые руководители организаций привлекаются к уголовной ответственности. [14] [15]
При возникновении больших налоговых рисков даже при применении способов оптимизации налогообложения руководители организаций, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, применяют дополнительно и явные способы уклонения от уплаты налогов. При применении хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, общей системы налогообложения наиболее привлекательным для использования должностными лицами способом совершения налоговых преступлений являются НДС и налог на прибыль. Для уменьшения налогооблагаемой базы по этим налогам руководители хозяйствующего субъекта используют мнимые сделки на оказание услуг.
Одной из сделок может являться заключение руководителем организации, осуществляющей реализацию нефтепродуктов, агентского договора, согласно которому организация (агент) якобы берет на себя обязательства перед фиктивной организацией (принципалом) за вознаграждение совершать юридические и иные действия по поручению принципала и исходя из которого выручка, получаемая от реализации нефтепродуктов в рамках соглашения, является выручкой фиктивной организации. Хозяйствующий субъект сферы реализации нефтепродуктов при исчислении НДС и налога на прибыль с таких сделок в базу налогообложения включает лишь суммы агентского вознаграждения. На основании сведений бухгалтерского учета руководителями организаций заполняются налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль за отчетный период, в которых содержатся сведения о взаиморасчетах организации с фирмой-«однодневкой» по агентскому договору. Использование фиктивных договоров на оказание услуг распространено и при реализации нефтепродуктов через АЗС. Суть применения этого способа уклонения от уплаты налогов заключается в том, что все реализуемое через АЗС топливо по документам значится как взятое на комиссию, и налоговой базой соответственно является лишь комиссионное вознаграждение — около 500 руб. с каждой реализованной тонны топлива, при этом комитентами выступают фиктивные фирмы. Фактически топливо приобретается у известных фирм-оптовиков. Налогооблагаемая база уменьшается в разы, что, в свою очередь, позволяет АЗС держать розничные цены ниже цен, сложившихся на топливо в регионе, и постоянно увеличивать оборот из-за оттока клиентов с других АЗС.
Самым распространенным способом уклонения от уплаты налогов хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, является заключение договоров поставки по цепочке от производителя к конечному покупателю, т.е. использование приема трансфертного ценообразования. В середине цепочки находятся льготные компании, фирмы из внутренних офшоров или фирмы-«однодневки», на которых и оседает часть оборота и прибыли. Нефтепродукты, проходя путь от завода-производителя до конечного покупателя (в цепочке может участвовать от двух до 10 и более юридических лиц), теряют свои качественные характеристики в связи с отсутствием должного соблюдения правил хранения, транспортирования и применения неправомерных способов увеличения объема нефтепродуктов.
Проведенный анализ свидетельствует о высокой степени криминализации системы налогообложения в сфере производства и оборота нефтепродуктов и необходимости совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности этой сферы, прежде всего ОВД на региональном уровне как одному из основных структурных звеньев МВД России. Знание руководителями ОВД на региональном уровне особенностей криминогенной ситуации сферы производства и оборота нефтепродуктов служит непременным условием для принятия в последующем оптимальных управленческих решений. На уровне субъектов Федерации криминогенная ситуация в сфере производства и оборота нефтепродуктов имеет специфику и находится в зависимости от ряда объективных факторов. Географическое положение субъекта Федерации с первого взгляда не может оказать влияние на криминогенную ситуацию в сфере производства и оборота нефтепродуктов в регионе, но детальное изучение этого фактора показывает обратное. Географическое положение региона относительно иных субъектов Федерации, особенно субъектов с развитой нефтедобывающей промышленностью, определяет затраты хозяйствующих субъектов как на доставку нефти на нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, так и доставку нефтепродуктов на рынок сбыта. В большинстве случаев ценовая политика на нефтепродукты субъекта Федерации ставится в зависимость от цены на нефтепродукты в соседних регионах. Кроме того, от географического положения субъекта Федерации зависит выбор вида транспортировки нефти и продуктов переработки нефти, а именно трубопроводным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом из иных субъектов Федерации. Этот фактор влияет на формирование затратной части хозяйствующего субъекта, которая является одним из объектов завышения при налогообложении.
Немаловажное значение при оценке криминогенной ситуации в сфере производства и оборота нефтепродуктов имеет определение дочерних обществ компаний, протяженность их трубопроводов, количества и мест расположения перекачивающих станций, пунктов налива в автомобильные и железнодорожные цистерны, отводов к нефтепроводам и АЗС, полезной емкости резервуарного парка. При преимущественной перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом необходимо устанавливать собственников емкостей нефтепродуктов, в которых осуществляется перевозка[16], место расположения железнодорожных станций налива и слива нефтепродуктов, вагонных депо, пунктов подготовки подвижного состава для установления влияния этих факторов в регионе на криминогенную ситуацию. Транспортировка нефти и нефтепродуктов водным (речным и морским) транспортом обходится экономичнее других видов транспорта, однако используется для перевозки, как правило, в тех регионах, в которых географическое положение позволяет это делать.
При использовании этого вида транспорта необходимо устанавливать морские пути, наличие прибывающих и убывающих морских танкеров, расположение нефтебаз вблизи портов. Основную долю грузоперевозок на водном транспорте составляют экспортные маршруты, на что необходимо обращать пристальное внимание, так как этот фактор может являться негативным и создавать повышенный уровень криминализации указанной сферы в части возмещения из бюджета НДС. Природные особенности в сфере производства и оборота нефтепродуктов в регионе характеризуются наличием (отсутствием), характером и местом расположения нефтяных скважин; особенностями флоры и фауны, которые определяют возможность создания нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, степень затрат на создание комплексов нефтехранилищ, АЗС; климатическими особенностями, особенно в регионах, в которых достаточно выражено изменение состояния температурного режима. Среди территориальных характеристик следует отметить протяженность региона, административно-территориальное деление, географическое расположение административного центра субъекта Федерации, удаленность от него районных центров. Протяженность региона и географическое положение областного центра влияют на расположение АЗС и затраты по доставке нефтепродуктов на АЗС региона, целесообразность поставки нефтепродуктов в соседние регионы автомобильным транспор- том[17]. Затраты по доставке нефтепродуктов в зависимости от расстояния будут разными.
Мониторинг административно-территориального деления региона позволяет грамотно и четко создать организационно-структурное построение ОВД для оптимального решения задач по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений. При мониторинге административно-территориального деления необходимо учитывать концентрацию объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, а также расположение налоговых органов по обслуживанию определенных единиц административнотерриториального деления. Будучи объективной, криминогенная ситуация в сфере производства и оборота нефтепродуктов имеет своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. Такое восприятие зависит от нравственнопсихологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
В сфере производства и оборота нефтепродуктов занято более 30% населения, при этом прослеживается большой разрыв между бедным и богатым классом. Руководящие должности хозяйствующих субъектов этой сферы высоко оплачиваются, а аппарат менеджмента обеспечен меньше. Как правило, звено менеджеров, осуществляя контакты с клиентами, нарабатывает «клиентскую базу» и уходит от работодателя. Количество хозяйствующих субъектов в сфере производства и оборота нефтепродуктов значительно увеличивается. При общем попустительском отношении населения к правонарушениям, в том числе к экономическим преступлениям в сфере производства и оборота нефтепродуктов, совершение налоговых преступлений становится догмой, а отношение граждан к этому явлению толерантным, в связи с чем уровень налоговой преступности достаточно высокий. О значительной степени криминальной «пораженности» сферы производства и оборота нефтепродуктов свидетельствуют показатели оперативно-служебной деятельности ОВД по выявлению налоговых преступлений в этой сфере.
В статистической отчетности МВД России отдельной строкой выделена лишь преступность в сфере производства нефтепродуктов. В 2015 г. в этой сфере выявлено 30 налоговых преступлений, в 2014 г. — 52, 2013 г. — 57, 2012 г. — 97, что свидетельствует о снижении уровня налоговой преступности, с одной стороны, и явном увеличении уровня латентности налоговых преступлений в сфере — с другой.
Криминальная ситуация в сфере производства и оборота нефтепродуктов обусловлена рядом факторов, которые необходимо учитывать ОВД на региональном уровне при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Среди них необходимо выделить следующие:
• высокую степень латентности, основными причинами которой являются сложности документирования противоправной деятельности руководителей хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, отсутствие должного ведения бухгалтерского и налогового учета этими субъектами и др.;
• большой разрыв количественных показателей выявленных и раскрытых налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов, что свидетельствует о явной недоработке оперативными сотрудниками материалов доследственной проверки по налоговым составам преступлений;
• тенденцию сращивания налоговых преступлений с экономическими, что связано с увеличением объемов теневого рынка нефтепродуктов, выраженного, прежде всего, в обороте похищенного сырья, и др.
С развитием системы вертикальных интегрированных нефтяных компаний и системы управления аффилированными структурами компаний усложняется процесс выявления налоговых преступлений, который требует привлечения серьезных затрат сил и средств ОВД. В связи с большой зависимостью оптового рынка нефтепродуктов от должностных лиц сбытовых нефтяных компаний увеличивается количество фирм «однодневок», используемых руководителями хозяйствующих субъектов в целях выведения денежных средств из оборота для коммерческого подкупа и, как следствие, для уклонения от уплаты налогов.
Руководители ОВД на региональном уровне обязаны учитывать особенности криминогенной ситуации в сфере производства и оборота нефтепродуктов при анализе и оценке оперативной обстановки, а также при предупреждении, выявлении и раскрытии налоговых преступлений сфере производства и оборота нефтепродуктов.
[1] См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 104.
[2] Ограничение прямого бюджетного финансирования не предусматривает отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства. Инвестиционные программы развития этой сферы будут утверждаться Правительством РФ и финансироваться за счет собственных средств организаций и привлеченных средств инвесторов.
[3] Инвестиционный налоговый кредит — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (не менее чем на 50%) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет.
[4] Как следствие этого фактора, происходит криминализация экономических отношений между организациями, производителями и потребителями, перенос отношений между организациями в сферу отношений между физическими лицами, несоответствие между финансовыми и товарными потоками.
[5] Эти факторы осложняют криминогенную обстановку, так как создают условия для совершения экономических и налоговых преступлений.
[6]Так, в ОАО «ТНК-ВР» реализован широкомасштабный проект трансформации бухгалтерского учета, который позволил модернизировать систему и практику бухгалтерского учета. Это первый проект подобного рода в российской нефтяной промышленности, и его успешная реализация позволила сократить сроки формирования и повысить точность внешней и внутренней финансовой отчетности. Время, необходимое для закрытия отчетности, сократилось до 10 дней (URL: http://www.tnk-bp.ru/company/governance/).
[7] Хозяйствующие субъекты сферы производства и оборота нефтепродуктов, осуществляющие деятельность, связанную с получением, использованием, перерабатыванием, хранением, транспортированием, уничтожением воспламеняющих, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, а также использующие (эксплуатирующие) оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115° C, обязаны иметь лицензию на взрывопожароопасный производственный объект (Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 599).
[8] В соответствии с кодами Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, масла гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные являются самостоятельными видами масел и к подакцизным моторным маслам не относятся.
[9] Прямогонный бензин — бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии (п. 10 ч. 1 ст. 181 НК).
[10] Под реализацией нефтепродуктов понимается передача права собственности на нефтепродукты, при этом реализация подакцизных нефтепродуктов признается объектом налогообложения акцизами в случае, если осуществляется непосредственными производителями этих нефтепродуктов, исключение составляют операции по реализации конфискованных подакцизных нефтепродуктов.
[11] С 2009 г. уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Федерации в полном объеме.
[12] В соответствии с подп. «е» п. 17 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2009 г., для целей гл. 26.3 НК к розничной торговле не относится реализация газа; налогообложение предпринимательской деятельности по реализации сжиженного газа с 1 января 2009 г. осуществляется в рамках иного режима налогообложения.
[13] Необходимость знания основ лицензирования в этой сфере связана с тем, что действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).
[14] Примером использования внутрикорпоративных цен является следующая схема занижения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС. В сделке участвуют три организации: компания — крупный налогоплательщик, ее дочерняя компания и организация, зарегистрированная в офшорной зоне. Организация, зарегистрированная в офшорной зоне, закупает сырье или нефтепродукты у дочерней компании крупного налогоплательщика по заниженной цене, а затем продает самой компании это же сырье или нефтепродукты в несколько раз дороже. Эта схема позволяет для дочерней компании крупного налогоплательщика занизить выручку от реализации продукции (работ, услуг), а для компании — завысить себестоимость этой же продукции. В результате организации не в полном объеме исчисляют и уплачивают налоги в бюджеты.
[15] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 24, 19.
[16] Перевозка нефтепродуктов производится в цистернах, принадлежащих железной дороге, частично — в емкостях грузоотправителя и грузополучателя. Только небольшая часть нефтепродуктов транспортируется в мелкой таре — бочках, контейнерах и бидонах.
[17] Так, Рязанская область протянулась на 220 км с севера на юг и на 259 км с запада на восток. Город Рязань как областной центра расположен в 164 км от Москвы, в 191 км от Тулы, в то время как до границы с Мордовией и Пензенской области — более 200 км.
|