Одним из основных условий эффективной организации деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов является знание ее правового регулирования, которое имеет ряд особенностей. Необходимо теоретическое осмысление содержания и классификации правовых основ такой деятельности, выявления закономерностей и проблем. В теории под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и применения в необходимых случаях ин- дивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридиче-
-50
ски значимым вопросам, возникающих в рамках таких отношений .
Систему правовых норм, составляющих правовое регулирование деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов, условно можно разделить на две подсистемы:
непосредственно регулирующие деятельность по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений;
регламентирующие деятельность объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов.
Рассмотрим первую подсистему правовых норм через призму классификации нормативных актов, в которых они закреплены, в рамках четырех уровней: конституционный, международно-правовой, законодательный и подзаконный. Нормативные правовые акты п е р в о г о у р о в н я включают в свой состав Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15), и решения Конституционного Суда РФ, в том числе по вопросам конституционности норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регламентирующих исследуемую нами деятельность, однако Основной закон определяет принципы, лежащие в основе этой деятельности (например, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина установлен ст. 2), закрепляет обязанность государства по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114).
Кроме того, деятельность ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов осуществляется в связи с нарушением обязанности каждого платить налоги и сборы, установленной Конституцией РФ (ст. 57). К нормативным правовым актам первого уровня можно отнести решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (см. определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»). В нормативных правовых актах в т о р о г о у р о в н я необходимо учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Среди международно-правовых актов, регламентирующих деятельность по борьбе с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов, можно выделить Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с налоговыми преступлениями 2005 г., о сотрудничестве между Россией и Европейской полицейской организацией 2003 г.
К нормативным правовым актам т р е т ь е г о у р о в н я следует отнести кодифицированные нормативные акты: УК, устанавливающий уголовную ответственность за на- [1]
логовые преступления, и УПК, содержащий общие и специальные (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) правовые институты уголовного судопроизводства по таким преступлениям. Третий уровень включает в себя множество федеральных законов, среди которых особое место занимают Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет условия и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливает основы содействия граждан, и Федеральный закон «О полиции», определяющий права и обязанности сотрудников полиции при предупреждении, выявлении и раскрытии налоговых преступлений, в том числе в сфере производства и оборота нефтепродуктов (п. 34 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 и др. Федерального закона «О полиции»).
При организации предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов следует руководствоваться нормами федеральных законов, предусматривающих право на допуск сотрудников подразделений экономической безопасности к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну. Кроме налоговой тайны сотрудники подразделений экономической безопасности в установленном порядке имеют доступ к государственной (Закон РФ «О государственной тайне»), коммерческой (Федеральный закон «О коммерческой тайне») и банковской (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») тайнам. Ч е т в е р т ы й у р о в е н ь включает в свой состав указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ, регулирующие вопросы деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
В 2003 г. при упразднении ФНС России (указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации») функции по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений и правонарушений были возложены на МВД России. Особое место среди подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих эту деятельность, занимает указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвердивший Положение о МВД России. Осуществляя деятельность по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, сотрудники подразделений экономической безопасности МВД России должны учитывать положения постановлений пленумов Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» и др.
Особое место среди нормативных правовых актов четвертого уровня занимают приказы, директивы, инструкции, наставления, положения, совместные приказы, которые можно разделить на следующие подгруппы актов:
регулирующие общие вопросы осуществления деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений — приказы МВД России, утверждающие инструкции о порядке проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий (Инструкция о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденная приказом МВД России от 30 марта 2010 г. № 249), приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», а также директивы МВД России, в которых ежегодно указывается на необходимость активизации работы по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов и определяются приоритетные направления деятельности;
акты, устанавливающие порядок взаимодействия (внутреннего и внешнего) при решении задач по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, — совместный приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495; ММ-7-2-347, утверждающий Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений; приказ МНС России и МВД России от 8 июля 2004 г. № САЭ-3-09, 416/419, утверждающий Порядок взаимодействия МНС России и МВД России по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в электронном виде, а также Соглашение о взаимодействии между МВД России и ФНС России, утвержденное приказом МВД России и ФНС России от 13 октября 2010 г. № 1/8656, ММВ-27-4/11. Внутреннее взаимодействие регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России от 17 апреля 2007 г. № 368, 185, 164, 481, 32, 184, 97, 147, и Положением об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при расследовании и раскрытии преступлений, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2008 г. № 280;
указания МВД России, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, а также Следственного комитета РФ. В ОВД на региональном уровне поступает информация о проведении комплексных оперативнопрофилактических операций («Нефть», «Горюче-смазочные материалы» и т.д.), а также информация о необходимости выполнения требований об исполнении решений коллегий и совещаний при руководителях МВД России. Рассматривать правовые нормы второй подсистемы целесообразно через призму правовых норм, регулирующих:
внешнеэкономическую деятельность оборота нефтепродуктов;
процесс создания хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов в их современном виде;
налогообложение хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
лицензирование в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
процесс сертификации нефтепродуктов;
инвестиционную деятельность;
деятельность субъектов естественных монополий сферы производства и оборота нефтепродуктов;
порядок эксплуатации и обслуживания объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, учет и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов.
Эти правовые нормы характеризуются иерархией в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, в которых они содержатся. Кроме того, следует отметить тесную взаимосвязь правовых норм регулирования вышеизложенных направлений. Один нормативный правовой акт может содержать правовые нормы, регулирующие сразу несколько направлений деятельности.
В системе правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность оборота нефтепродуктов, большое значение имеют следующие многосторонние договоры и соглашения России: конвенции об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства 1965 г., УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., учреждающее партнерство между Россией и европейскими сообществами и их государствами-членами, Европейская энергетическая хартия 1991 г.
К числу международных конвенций, регулирующих отношения по внешнеэкономическим сделкам с нефтепродуктами, относится и Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Ее нормами регулируются отношения, связанные с международным оборотом нефтепродуктов. Этот международно-правовой акт имеет особое значение, так как среди его участников находятся государства, являющиеся основными партнерами России по нефтяному бизнесу. При заключении договоров междуна
родной купли-продажи нефтепродуктов руководители хозяйствующих субъектов могут пользоваться Принципами международных коммерческих договоров, одобренные УНИДРУА в 1994 г. Принципы представляют собой руководство для составления контрактов, что полезно при ведении переговоров партнерами, говорящими на разных языках. На Принципы стороны могут ссылаться при переговорах в ходе исполнения контрактов при возникновении спорных вопросов или взаимных претензий[2].
В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 48 6 июля 2010 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. с учетом временных изъятий, установленных протоколом от 5 июля 2010 г. В Казахстане и России договор применяется с 1 июля 2010 г. Этот нормативный правовой акт является одним из основополагающих при регулировании экспортноимпортных операций с нефтепродуктами. Правовой основой внешнеэкономической деятельности в сфере производства и оборота нефтепродуктов являются кодифицированные нормативные правовые акты, среди них НК, регулирующий порядок уплаты налогов при экспортных и импортных операциях, федеральные законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность сферы производства и оборота нефтепродуктов, — «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об экспортном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также другие законы, регулирующие отношения в конкретной сфере внешнеэкономической деятельности оборота нефтепродуктов. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории России за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе». Нормативные правовые акты, регулирующие процесс создания хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, сложились в результате структурной перестройки, в ходе которой была пересмотрена сложившаяся во времена существования СССР система.
Основой для этого послужили указы Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» (отменен указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации») и от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества». Начало регулирования отношений, связанных с коммерческим использованием системы магистральных нефтепроводов в России, связывается с указом Президента РФ от 17 ноября 1992 г. № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения», в соответствии с которым была создана акционерная компания ОАО «:АК «Транснефтепродукт»». Эти указы явились предпосылкой для формирования современного состояния сферы производства и оборота нефтепродуктов. Постановления и распоряжения Правительства РФ занимают особое место в правовом регулировании процесса создания хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов и осуществления финансовохозяйственной деятельности этими субъектами. Для реализации разных программ в сфере производства и оборота нефтепродуктов создана Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и
повышению энергетической эффективности экономики, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1261-р). Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., которая регламентирует приоритетные направления деятельности по развитию сферы производства и оборота нефтепродуктов и обязывает к принятию правовых мер по обеспечению экономической безопасности в этой сфере посредством нейтрализации или преодоления источников угроз в виде экономических и налоговых преступлений.
Налогообложение хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и оборота нефтепродуктов, регулируют кодифицированные нормативные правовые акты. Среди них можно выделить нормы НК, определяющие элементы налогообложения, специальные налоговые режимы, обязанность уплаты акцизов для определенной категории нефтепродуктов и иные нормы права, регламентирующие налогообложение объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов. В соответствии с подп. 7—10 п. 1 ст. 181 в перечень подакцизных товаров входят такие нефтепродукты, как автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и прямогонный бензин, в связи с чем ряд хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов являются плательщиками акцизов.
Среди норм, устанавливающих особый порядок применения специальных налоговых режимов для субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, можно отметить нормы:
устанавливающие ограничение в применении упрощенной системы налогообложения хозяйствующими субъектами, занимающимися производством подакцизных нефтепродуктов (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК);
устанавливающие ограничение в применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию подакцизных нефтепродуктов через АЗС (ст. 346.27), реализацию газа через автогазозаправочные станции, ведущие предпринимательскую деятельность в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование АЗС и автогазозаправочных станций (ст. 346.26).
Кроме того, ряд правовых норм, регулирующих налогообложение, содержится в Гражданском, Бюджетном, Гражданско-процессуальном, Земельном кодексах, а также нормах иных кодифицированных нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты, регулирующие лицензирование в сфере производства и оборота нефтепродуктов, — федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об отходах производства и потребления», а также постановления Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», от 14 июля 2006 г. № 429 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов», от 25 октября 2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», от 13 августа 2006 г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», устанавливающие порядок лицензирования отдельных видов деятельности в сфере.
Порядок и условия лицензирования регулируются нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере лицензирования. К ним относятся следующие приказы и постановления:
приказ Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
постановление Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 г. № 8 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;
приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»;
приказ Ростехнадзора от 5 июля 2007 г. № 456 «О реализации плана мероприятий по лицензированию деятельности организаций, эксплуатирующих АЗС»;
приказ Ростехнадзора от 29 февраля 2008 г. № 112 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах».
Особое место в правовом регулировании сферы производства и оборота нефтепродуктов занимают нормативные правовые акты, регулирующие процесс сертификации нефтепродуктов. Так, Федеральный закон «О техническом регулировании» определил систему сертификации и подтверждения соответствия нефтепродуктов в России. 5 сентября 2008 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»», в котором указана процедура подтверждения соответствия, а также схемы сертификации нефтепродуктов. С учетом положений Технического регламента разработан ГОСТ Р 53229-2008 «Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута» от 25 декабря 2008 г. — ГОСТ Р, который определяет порядок проведения сертификации этой продукции на территории России. Нельзя не отметить постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», касающееся определения качества нефтепродуктов.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» действует на всей территории Таможенного союза с 1 января 2012 г. Он будет иметь приоритет перед российским Единым перечнем, пока они имеют равную юридическую силу, и производители могут руководствоваться и тем и другим документами. При регулировании сертификации нефтепродуктов возникает двойственная ситуация, так ряд нефтепродуктов (например, масла смазочные моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей, масла смазочные моторные для дизельных двигателей и масла смазочные моторные для автотракторных дизелей) по российскому законодательству обязаны получить сертификат соответствия, а по нормативным актам Таможенного союза достаточно на эти же виды продукции принять декларацию о соответствии.
Для подтверждения соответствия заявитель может выбрать и декларирование соответствия, предусмотренное Единым перечнем, и сертификацию соответствия согласно постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Оба этих документа будут иметь равную юридическую силу на территории России. Основу правового регулирования отношений в инвестиционном секторе сферы производства и оборота нефтепродуктов составляют кодифицированные нормативные правовые акты, к которым относятся Бюджетный кодекс РФ (далее — БК), регулирующий отношения, связанные с бюджетными инвестициями, НК, содержащий нормы, устанавливающие основания получения хозяйствующим субъектом сферы производства и оборота нефтепродуктов — инвестором инвестиционного налогового кредита, ГК, устанавливающий правовые основы заключения договоров инвестирования. Правовые основы инвестиционного сектора сферы производства и оборота нефтепродуктов составляют также федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об инвестиционных фондах», «О финансовой аренде (лизинге)». Среди актов Правительства РФ необходимо обратить внимание на следующие: постановление Правительства РФ от 23 июня 2001 г. № 481 «Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях», постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». Правовое регулирование субъектов естественных монополий в сфере производства и оборота нефтепродуктов связано с деятельностью по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Правовые основы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, установлены нормами Федерального закона «О естественных монополиях». Можно выделить несколько групп подзаконных нормативных правовых актов:
регулирующие тарифы по транспортировке;
устанавливающие стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий;
устанавливающие порядок учета доходов и расходов субъектами естественных монополий. Подзаконные нормативные правовые акты п е р в о й г р у п п ы:
постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» — утверждены Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также установлен перечень услуг, оказываемых субъектами естественных монополий;
постановление Правительства РФ от 12 октября 2007 г. № 669 «О правилах досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»» — регулирует отношения в сфере досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
приказы ФСТ России, устанавливающие тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, — от 29 июля 2010 № 167 -э/1 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК «Транснефть» по транспор-тировке нефти по системе магистральных трубопроводов»», от 30 декабря 2010 г. № 496-э/1 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК «Транснефть» по транспортировке тран-зитной нефти по системе магистральных трубопроводов»», от 26 ноября 2010 г. № 336-э/2 «Об установлении ставки долгосрочного тарифа на услуги ОАО «АК «Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «ЛПДС Староликеево — Рязанский НПЗ» системы магистральных трубопроводов для ОАО «ТНК-ВР Холдинг»».
Нормативные правовые акты в т о р о й г р у п п ы — стандарты раскрытия информации установлены постановлением Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 844 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам». Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2010 г. № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации». Среди приказов ФСТ России следует отметить приказ от 19 января 2011 г. № 11-э «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм».
Выделение т р е т ь е й г р у п п ы подзаконных нормативных правовых актов связано со спецификой рассматриваемой сферы, заключающейся в том, что субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. № 707 «О порядке раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий». Постановлением установлено, что порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам утверждается Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России, ФСТ России и ФАС России. Порядок эксплуатации и обслуживания объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, учет и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов устанавливается нормами федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления».
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок эксплуатации и обслуживания объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, учет и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов, можно условно разделить на две группы:
регулирующие правила технической эксплуатации объектов — Руководящий документ «Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов» (РД 153-39.4-041-99), утвержденный приказом Минтопэнерго России от 12 октября 1999 г. № 338, Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 232, Правила технической эксплуатации АЗС (РД 153-39.2080-01), утвержденные приказом Минэнерго России от 17 июня 2003 г. № 226, Руководящий документ «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов» (РД 153-39.4-113-01), утвержденный приказом Минэнерго России от 24 апреля 2002 г. № 129, согласованный с Госгортехнадзором России (письмо от 10 июля 2001 г. № 10-03/573), ОАО «АК «Транснефть» (письмо от 9 октября 2001 г. № 16/6972);
регулирующие учет и сохранение качества нефтепродуктов — Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах (РД 153-39-011-97), утвержденная ОАО «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт» 20 января 1996 г., Минтопэнерго России 23 января 1997 г., согласована с Госстандартом России 26 декабря 1996 г., Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденная приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 231.
Правовое регулирование организации деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов, несмотря на множество нормативных актов, регулирующих этот вид деятельности, имеет следующие проблемы в правоприменительной практике:
отсутствуют акты, в которых содержались бы нормы, регулирующие деятельность по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
нормы рассредоточены по многим федеральным законам, что создает трудности в правоприменительной практике. Кроме того, среди правовых актов превалируют подзаконные нормативные правовые акты, особенно постановления Правительства РФ;
этот вид деятельности с ее правовой основой выступает как бы составной частью организации предупреждения, выявления и раскрытия преступлений ОВД;
отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие подразделений экономической безопасности с органами, осуществляющими государственное регулирование сферы производства и оборота нефтепродуктов, прежде всего с Минэнерго России и Минрегионразвития России;
отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие порядок участия фирм-посредников в обороте нефтепродуктов, что создает условия для создания фирм- «однодневок», используемых для уклонения от уплаты налогов на стадии оборота нефтепродуктов;
правовое регулирование деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов носит разноплановый характер (уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, гражданскоправовой и т.д.).
[1] Фактуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань: Изд -во Казан. ун-та, 1987. С. 135.
Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 10.
|