Четверг, 28.11.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Деятельность по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов

Одной из основных задач, стоящих перед ОВД на региональном уровне, являются выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов. Для своевременного выявления налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов в ходе мониторинга криминогенной ситуации необходимо устанавливать факты, указывающие на признаки совершаемого или совершенного налогового преступления, а также определять документы, которые могут служить средством для обнаружения налогового преступления и установления обстоятельств его совершения. Факты, указывающие на признаки совершаемого или совершенного налогового преступления:

• регистрация организации по подложным документам;

• систематическое непредставление либо представление нулевой или искаженной отчетности в налоговые органы; • приобретение продукции и услуг по завышенным ценам, превышающим рыночные в несколько раз, а реализация нефтепродуктов — по ценам ниже рыночных;

• приобретение работ и услуг, не имеющих материального выражения (консультационных услуг, маркетинговых работ по исследованию рынков, проектной документации), а также товаров, постоянно используемых в хозяйственной деятельности (канцелярские товары, тара и др.);

• многочисленная дебиторская задолженность, невостребованная продолжительный промежуток времени;

• наличие нескольких банковских счетов в разных банках;

• производство расчетов разными векселями и бартерными сделками;

• постоянные расчеты наличными денежными средствами;

• регистрация нескольких организаций на одно физическое лицо;

• наличие контрактов с фирмами, зарегистрированными в зонах с льготным налогообложением (офшорах);

• выдача беспроцентных кредитов или иных заемных средств;

• оплата значительных сумм за рубеж по договорам, не связанным с оборотом нефтепродуктов (оплата расходов учредителей, за маркетинговые услуги, за нематериальные активы и т.п.);

• расхождение цены реализуемых на АЗС нефтепродуктов с ценой, отраженной в бухгалтерской отчетности;

• расхождение количества нефтепродуктов при приобретении и реализации нефтепродуктов;

• наличие реимпортных контрактов на поставку нефтепродуктов, и др.

Не менее важным направлением выявления налоговых преступлений является определение документов, которые могут служить средством для обнаружения налогового преступления и установления обстоятельств его совершения. Документы можно условно разделить на две группы:

регистрационные — учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, подтверждающие факт регистрации (свидетельство о регистрации); документы, подтверждающие факт постановки на налоговый учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН); документы о наличии счетов в банках (сведения о счетах, открытых в коммерческих банках); документы, подтверждающие право осуществлять виды предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию (лицензии, разрешения, патенты и т.д.); документы, подтверждающие полномочия должностных лиц (приказы о назначении на должности руководителя организации и главного бухгалтера); документы, подтверждающие присвоение хозяйствующему субъекту статистических кодов; приказы об учетной политике;

бухгалтерской и налоговой отчетности — бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта; налоговая отчетность хозяйствующего субъекта; документы бухгалтерского учета налогоплательщика (регистры аналитического и синтетического бухгалтерского и налогового учета, первичные документы бухгалтерского учета); хозяйственные договоры, контракты, соглашения; иные документы, характеризующие финансовохозяйственную деятельность изучаемого объекта.

Объем используемых для выявления налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов документов зависит от способа совершения налогового преступления и вида налога, который налогоплательщик не уплачивает в бюджет. Раскрытие преступлений — это регулируемая нормами права, согласованная оперативно-розыскная, криминалистическая и уголовно-процессуальная деятельность компетентных субъектов правоприменения по своевременному, полному выявлению преступлений и лиц, их совершивших, установлению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию и обеспечению

64

принципа неотвратимости ответственности виновных за содеянное .

Каждое совершенное налоговое преступление в сфере производства и оборота нефтепродуктов с использованием того или иного способа образует криминальную ситуа- цию[1] [2], на основе изучения которой сотрудники подразделений экономической безопасности строят свою работу по раскрытию этого вида преступления. При всем многообразии криминальных ситуаций можно выделить наиболее типичные[3] из них. Особенности, характеризующие деятельность по раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов:

• руководители хозяйствующего субъекта сферы производства и оборота нефтепродуктов стараются уничтожить или перепрятать первичные документы при проведении проверок либо не хранят первичные бухгалтерские документы и документы налоговой отчетности. На первоначальном этапе проверки сотрудники подразделений экономической безопасности должны изъять оригиналы документов;

• места хранения бухгалтерских документов хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов бывают непредсказуемыми, и установление мест хранения документов является одной из основных задач подразделений экономической безопасности;

• сфера производства и оборота нефтепродуктов является замкнутой, руководители хозяйствующих субъектов этой сферы, как правило, знакомы друг другу[4];

• субъекты сферы производства и оборота нефтепродуктов могут осуществлять свою деятельность на территории одного субъекта Федерации, а на налоговом учете состоят в другом регионе, что требует должного взаимодействия между ОВД на региональном уровне разных регионов по раскрытию налоговых преступлений;

• раскрытие налоговых преступлений требует достаточно большого временного промежутка[5];

• при раскрытии налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов сотрудниками подразделений экономической безопасности могут выявляться признаки совершения других экономических преступлений, которые в соответствии со спецификой учета преступлений могут быть отнесены к налоговым[6] [7] [8];

• при раскрытии налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов сотрудниками подразделений экономической безопасности могут выявляться признаки совершения налоговых и экономических преступлений в иных сферах экономи-

70 ки ;

• из-за сложного механизма совершения налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов большое значение имеет оперативное сопровождение расследования уголовных дел этой категории.

Для наглядного и предметного понимания раскрытия налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов рассмотрим алгоритм осуществления деятельности ОВД на региональном уровне на примерах в типичных криминальных ситуациях. Первая криминальная ситуация. В подразделение экономической безопасности поступила информация о том, что руководитель организации, осуществляющей коммерческую деятельность по эксплуатации АЗС, для уклонения от уплаты налога на прибыль и НДС регистрирует работников АЗС в качестве индивидуальных предпринимателей (для этой роли им выбираются приближенные лица, пользующиеся у него большим доверием), применяющих упрощенную систему налогообложения. АЗС «на бумаге» передается в аренду индивидуальному предпринимателю, реализация нефтепродуктов через АЗС осуществляется предпринимателем на основании соответствующего договора.

По мере работы обороты предпринимателя доводятся до суммы, приближающейся к предельно допустимой при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной НК, после чего руководитель организации принимает решение о замене индивидуального предпринимателя на другого, состоящего также на упрощенной системе налогообложения, и схема повторяется. Налогооблагаемая база существенно снижается, так как должна применяться обычная система налогообложения вместо применяемой упрощенной. Этот способ уклонения от уплаты налогов относится к особому виду, находящемуся на стыке с законной оптимизацией налогообложения, поэтому при документировании необходимо решить следующие первоочередные задачи, а именно установить:

• работников АЗС, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих реализацию нефтепродуктов на АЗС;

• места хранения документов бухгалтерской и налоговой отчетности как самой организации — собственника АЗС, так и индивидуальных предпринимателей для их изъятия;

• закономерность смены индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность по реализации нефтепродуктов на АЗС;

• причины доверительных отношений организатора схемы с индивидуальными предпринимателями (особое значение имеет установление родственных отношений);

• наиболее крупных покупателей нефтепродуктов на АЗС (особое значение имеет установление покупателей, с которыми заключаются договоры поставки нефтепродуктов).

Для решения этих задач необходимо провести следующие мероприятия:

• принять меры по установлению сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие подразделениям экономической безопасности на конфиденциальной основе (п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Благодаря этим источникам информации установить схему уклонения от уплаты налогов; лиц, причастных к противоправной деятельности; места хранения документов бухгалтерского и налогового учета и т.д.;

• используя информационные массивы (внутренние и внешние), получить информацию в отношении организатора схемы, его связей, а также работниках АЗС, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

• при фиксации необходимых данных[9] провести оперативно-технические мероприятия (контроль почтовых отправлений и телеграфных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи) силами специализированных подразделений ОВД по документированию аффилированности хозяйствующих субъектов;

• в целях установления периода осуществления финансово-хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями на АЗС, а также суммы оборотов индивидуальных предпринимателей, установления факта перечисления арендных платежей необходимо навести справки в кредитном учреждении (банке) о движении денежных средств по расчетным счетам всех хозяйствующих субъектов;

• по ходу проведения мероприятий определить круг лиц, которые в последующем могут быть допрошены в качестве свидетелей[10] по уголовному делу, а в случае необходимости — провести опросы таких лиц;

• навести справки в уполномоченном налоговом органе в целях получения копий налоговой и бухгалтерской отчетности индивидуальных предпринимателей, а также собственника АЗС;

• после осуществления вышеуказанных мероприятий целесообразно провести гласное обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств[11], принадлежащих организатору схемы уклонения от уплаты налогов, для изъятия необходимых документов , черновых записей, электронных носителей информации, подтверждающих преступную деятельность;

• провести опросы лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за применение схемы уклонения от уплаты налогов;

• для установления суммы уклонения от уплаты налогов силами специалистов- ревизоров отдела (отделений), документальных проверок и ревизий, инспекторов налоговых органов, иных специалистов провести исследование изъятых документов и сведений, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

• направить материалы в уполномоченный налоговый орган для проведения выездной налоговой проверки по выявленным фактам (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»);

• по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий провести анализ полученных материалов на предмет установления их достаточности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 198 (199) УК74 [12] [13].

Руководителям хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов в целях уклонения от уплаты налогов приходится прибегать к помощи иных лиц (руководителей иных хозяйствующих субъектов; аудиторов; лиц, оказывающих содействие в незаконном обналичивании денежных средств; сотрудников службы безопасности банков и т.д.). Это, с одной стороны, создает условия для получения информации о способах уклонения от уплаты налогов от разных источников, а с другой — способствует созданию организованных преступных групп, для разобщения которых требуется привлечение значительных сил и средств ОВД на региональном уровне, а также должной организации руководителем подразделения экономической безопасности взаимодействия с иными правоохранительными и контролирующими органами.

 

[1] Синилов Д.К. Системный метод в борьбе с экономическими преступлениями (по материалам аппаратов БЭП): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 144.

[2] Криминальная ситуация как объект доказывания обладает в информационном плане следующими чертами: а) ретроспективностью, ибо познаваемое событие уже произошло; б) уникальностью, т.е. неповторимостью, определяемой сочетанием условий и обстоятельств ситуации; в) отображаемостью в материальных и идеальных формах, т.е. вещной (вещественной) обстановке события и в сознании людей (участников, свидетелей, потерпевших) (см.: Аверьянова Т.В. и др. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1999. С. 105).

[3] О типичных криминальных ситуациях и порядке документирования преступных действий проверяемых см.: Иванов П.И. и др. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Науч. -метод. пособие / Под ред. П.И Иванова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. С. 30—50.

[4] Этот фактор, как правило, является негативным при раскрытии налоговых преступлений, так как, например, опросы руководителей фирм-контрагентов проверяемого хозяйствующего субъекта не имеют положительного результата.

[5] Анализ сроков ведения дел оперативного учета и расследования уголовных дел в сфере производства и оборота нефтепродуктов показывает, что они достигают срока, превышающего год.

[6] К этим видам относятся преступления, предусмотренные ст. 146, 147, 171—173, 180, 187, 188, 193, 195— 197, 201, 204, 272—274, 285—286, 290, 292, 293, 327 УК (см. указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России от 28 декабря 2010 г. № 450/85/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»).

[7] Этот фактор связан с тем, что потребность в нефтепродуктах имеется у субъектов разных сфер экономики и поставка нефтепродуктов от имени фиктивных организаций, как правило, сопряжена с распределением неучтенных доходов между поставщиком нефтепродуктов и их покупателем.

[8] Вместо договора аренды могут выступать иные договоры, например договор комиссии.

[9] Под необходимыми данными понимается достаточность полученных сведений для привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение деяний в рамках вышеизложенной схемы.

[10] К таким лицам относятся работники бухгалтерии, операторы АЗС, крупные покупатели нефтепродуктов, представители поставщиков нефтепродуктов на АЗС.

[11] Проведение этого оперативно-розыскного мероприятия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкции о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 30 марта 2010 г. № 249.

[12] Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

[13] Эти мероприятия необходимо проводить и по другим криминальным ситуациям; они не будут указываться при рассмотрении мероприятий по иным криминальным ситуациям.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%