Деятельность ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов несоизмерима складывающейся криминогенной обстановке и, безусловно, требует совершенствования. Основные направления совершенствования этой деятельности можно разделить на несколько групп:
• повышение эффективности правового регулирования этой деятельности;
• совершенствование организационно-управленческих мер;
• совершенствование организационно-тактических мер.
Необходимость повышения эффективности правового регулирования деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов связана с тем, что в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О полиции» возник ряд проблем для работы ОВД на региональном уровне. Так, в связи с внесенными изменениями в УПК с 1 января 2011 г. производство предварительного следствия о налоговых преступлениях (ст. 198— 199.2) от ОВД передано следователям Следственного комитета РФ.
Анализ практики работы подразделений экономической безопасности и Следственного комитета РФ свидетельствует о возникших в связи с этим трудностях взаимодействия этих органов при легализации материалов, полученных подразделениями экономической безопасности. Кроме того, в ряде субъектов Федерации возбуждение уголовных дел по ст. 198—199.1 УК осуществляется только при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. Решение о возбуждении уголовных дел этих категории, принятых на основании лишь материалов проверки, полученных в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», признается необоснованным, что противоречит законодательству. ОВД могут выявлять правонарушения в сфере налогообложения как путем участия в совместных с налоговым органом проверках, так и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»), при этом форма деятельности по выявлению и пресечению налоговых преступлений определяется ими самостоятельно. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Результаты оперативно-розыскной деятельности передаются следователю на основании соответствующего постановления (см. Инструкцию о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России от 17 апреля 2007 г. № 368, 185, 164, 481, 32, 184, 97, 147) и могут жать сведения о проведенных оперативно-разыскных мероприятиях, указанных ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Среди них для документирования налоговых преступлений особое место занимает исследование предметов и документов налогоплательщика, проводимое подразделением документальных проверок и ревизий службы экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД, в результате проведения которого устанавливается сумма уклонения от уплаты налогов.
На стадии возбуждения уголовных дел по ст. 198—199.1 УК наличие вступившего в законную силу решения налогового органа не обязательно. Вместе с тем на стадии привлечения лица к уголовной ответственности без этого решения в ряде случаев обойтись трудно. Так, при применении нормы ст. 28.1 УПК налогоплательщику необходимо уплатить недоимку, а также соответствующие пени и штрафы в размере, определяемом в соответствии с НК, т.е. сумму, указанную в решении о привлечении к налоговой ответственности, вступившем в законную силу. Однако от стадии назначения выездной налоговой проверки до вступления в законную силу решения налогового органа проходит длительный промежуток времени. Более того, в случае если в текущем календарном году была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по тем же налогам и за тот же период и не выявила нарушений, установленных подразделениями экономической безопасности ОВД, то в соответствии с п. 2 ст. 89 НК назначение выездной налоговой проверки в том же календарном году проблематично. Законодательство о налогах и сборах не исключает возможности привлечения налогоплательщиков к ответственности за неуплату налогов в результате камеральной налоговой проверки. В случае если подозреваемый (обвиняемый) по уголовному делу по ст. 198— 199.1 УК заявляет о применении к нему нормы ст. 28.1 УПК, он самостоятельно имеет право представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с учетом установленной налоговой экспертизой суммы неуплаты налогов. После представления уточненной налоговой декларации налоговый орган в соответствии со ст. 88 НК должен провести камеральную налоговую проверку, по результатам которой может быть вынесено решение о привлечении к ответственности.
Так как норма, закрепленная в ст. 28.1 УПК, является одной из разновидностей нормы деятельного раскаяния, предусмотренного ст. 28, сам факт представления уточненной налоговой декларации в налоговый орган будет подтверждать раскаяние налогоплательщика. На законодательном уровне установить обязанность представления уточненных налоговых деклараций в качестве одного из условий для применения к лицу нормы ст. 28.1 УПК.
Кроме того, для должной организации деятельности по раскрытию налоговых преступлений, в том числе совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, целесообразно:
• для организации совместной работы по пополнению доходной части бюджета, выявления нарушений налогового законодательства создать рабочие группы на уровне субъектов Федерации между ОВД на региональном уровне и УФНС по субъекту Федерации;
• для повышения эффективности межведомственного взаимодействия разработать положение об организации взаимодействия ОВД на региональном уровне и Следственного комитета РФ по субъекту Федерации . В этих документах должна быть прописана процедура реализации материалов оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовных дел по ст. 198—199.1 УК, которая должна представлять следующую модель. Подразделения экономической безопасности ОВД на региональном уровне, получив сведения о признаках преступления этой категории, обязаны зарегистрировать рапорт об обнаружении признаков преступления (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК), вынести соответствующее постановление о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности и постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, после чего в соответствии со ст. 151 УПК направить материалы в территориальный орган Следственного комитета РФ для принятия решения в порядке, установленном ст. 144, 145. В 10-дневный срок подразделениями экономической безопасности ОВД необходимые материалы направляются в территориальный орган ФНС России для проведения налоговой проверки по выявленным фактам уклонения от уплаты налогов (п. 34 ч. ст. 12 Федерального закона «О полиции») с указанием необходимости участия в проведении налоговой проверки сотрудника полиции. В ходе осуществления деятельности рабочей группы должны осуществляться учет и контроль проводимых совместных налоговых проверок и отслеживаться сроки вступления в законную силу решений налогового органа.
Вступившие в силу нормативные правовые акты в правоприменительной практике пока вызывают у ОВД на региональном уровне много проблем, которые не позволяют в полной мере выполнять ОВД на региональном уровне функции по обеспечению экономической безопасности страны. Проблема «оперативного государственного вмешательства» должна решаться приведением законодательства в соответствие с реалиями тенденций предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, ибо бюджет России понесет существенные потери в ближайшее время. Организационно-управленческие меры по борьбе с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов должны быть адекватными криминогенной обстановке в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Они включают в себя совершенствование:
• вопросов организационно-структурного обеспечения этой деятельности; [1]
• информационно-аналитического обеспечения деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Организационно-структурное построение ОВД на региональном уровне по линии борьбы с налоговыми преступлениями представлено подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции. Осуществление функций предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов должно возлагаться на отдел (отделение) по оперативному обслуживанию объектов топливно-энергетического комплекса и противодействия организованной преступности , который, в свою очередь, структурно должен входить в состав оперативнорозыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции. Отдел (отделение) должен осуществлять вышеуказанные функции в областном центре, а также на территории близлежащих муниципальных образований (районов области). Оперативное обслуживание остальных районов области по линии борьбы с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов должно распределяться среди межрайонных оперативно-розыскных отделений (функционирующими по зональному принципу), также входящих в структуру оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции. Необходимость подобного построения системы борьбы с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов на территории субъектов Федерации обусловлена следующими обстоятельствами:
• местом представления налоговой отчетности (нахождения налоговых органов). Местом совершения налоговых преступлений является место расположения налогового органа, в который должна быть представлена соответствующая налоговая отчетность. Налоговый орган имеет межрайонный принцип территориального обслуживания (на учете состоят налогоплательщики из нескольких районов, других муниципальных образований);
• проникновением представителей организованных преступных групп в сферу производства и оборота нефтепродуктов, а также возможностью финансирования террористической деятельности за счет сверхдоходов, полученных от этого вида деятельности, прежде всего, за счет образования большого процента денежной наличности в результате трансферных схем уклонения от уплаты налогов;
• структурированностью хозяйствующих субъектов. Зональный элемент функционирования отдела (отделения) позволит координировать проведение межрайонными отделениями необходимых мер по борьбе с налоговыми преступлениями субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории нескольких муниципальных образований, в том числе функционирование филиалов на территории субъекта Федерации.
Организационно-структурное построение подразделений экономической безопасности при должной организации исполнения возложенных функций способно обеспечить эффективность мер по борьбе с налоговой преступностью в сфере производства и оборота нефтепродуктов. Задачами подразделений экономической безопасности является обеспечение и защита интересов собственников, производителей и потребителей, создание благоприятного инвестиционного климата, сокращение теневых секторов экономики, выведение из-под криминального влияния сферы производства и оборота нефтепродуктов. Повышение результативности деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, зависит от информационно-аналитического обеспечения орган организации деятельности подразделений экономической безопасности, которое обусловливает оперативность реагирования на изменение оперативной обстановки в этой сфере на территории оперативного обслуживания. В качестве внутренних средств , направленных на информационное обеспечение организации деятельности подразделений [2] [3] экономической безопасности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов, могут формироваться разные информационные массивы (базы данных).
Их наличие не обеспечивает должного уровня информационного обеспечения подразделений экономической безопасности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов. В настоящее время необходимо создание и функционирование в режиме реального времени единой информационной базы ФНС России и МВД России , в которой должны найти свое отражение следующие сведения:
• о хозяйствующих субъектах сферы производства и оборота нефтепродуктов, имеющих свидетельство на производство прямогонного бензина, а также свидетельства на переработку прямогонного бензина;
• о планируемых и проводимых выездных налоговых проверках хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов;
• о хозяйствующих субъектах, имеющих признаки фиктивности, а также сведения в отношении массовых руководителей этих субъектов;
• о хозяйствующих субъектах сферы производства и оборота нефтепродуктов, возмещающих из бюджета НДС, а также сведения о фактах отказа в возмещении НДС этими субъектами;
• об организациях-недоимщиках сферы производства и оборота нефтепродуктов с периодичностью обновления не реже одного раза в месяц;
• об организациях сферы производства и оборота нефтепродуктов, в отношении которых введена процедура банкротства, и т.д.
Необходимо на основе имеющихся баз данных ФНС России создание единой специализированной базы данных «Юридические лица, контролируемых в первую очередь» (ЮЛ-КПО) и информационной системы «Комплексные сведения о налогоплательщике» (КСНП). Создание единой базы данных ЮЛ-КПО позволит подразделениям экономической безопасности определять объекты первоочередной оперативной заинтересованности при оперативном обслуживании сферы производства и оборота нефтепродуктов, определять хозяйствующие субъекты, в которых необходимо проводить встречные проверки при выполнении функции раскрытия налоговых преступлений в этой сфере.
Единая информационная система КСНП может быть использована для оперативного получения информации о хозяйствующем субъекте, его контрагентах и аффилированных лицах. Источником информации для единой информационной системы могут являться сведения, предоставленные налогоплательщиками на этапе регистрации, внесении изменений в регистрационные сведения и сдаче отчетности, а также сведения, полученные в ходе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий. Единая информационная система позволит быстро получить информацию о контрагентах проверяемого хозяйствующего субъекта, фактах представления бухгалтерской и налоговой отчетности, об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности, установить степень взаимозависимости хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов.
Кроме того, ряд субъектов обладают возможностями получения информации для предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов. Так, сотрудники дорожно-патрульной службы контролируют соблюдение правил перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом, наделены полномочиями проверки сопроводительных документов при перевозке нефтепродуктов, что, безусловно, позволяет им получать информацию о хозяйствующих субъектах, являющихся грузоотправителями и грузополучателями нефтепродуктов, устанавливать признаки поддельных сопроводительных документов на нефтепродукты, фиксировать госу- [4] дарственные номера автотранспорта, осуществляющего перевозку нефтепродуктов[5] [6], а также иную информацию. Однако эти возможности ОВД используются не в полном объеме.
Сдвигом в информационном обеспечении деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, явилось создание единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД, которая способна в некотором усеченном виде информационно обеспечить эту деятельность ОВД. Для создания эффективного информационного обеспечения деятельности ОВД на региональном уровне по борьбе с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов актуальны задачи построения инфраструктуры единого информационного пространства ОВД, обеспечения возможности доступа к информационным ресурсам всех уровней проверок, внедрения в деятельность инновационных технологий, включая современные системы удаленного доступа к базам данных и навигационные мониторинговые системы ГЛОНАСС/GPS, повышения эффективности использования ОВД информационных ресурсов Интерпола. Одной из задач ОВД является включение информационных ресурсов Интерпола в единое информационное пространство ОВД. С этой целью продолжается создание интегрированной распределенной автоматизированной системы НЦБ Интерпола при МВД России, модернизация систем обработки информации его региональных филиалов с перспективой расширения технических возможностей по организации проверок объектов учета в интересах правоохранительных органов, что может повысить уровень информационного обеспечения организации деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, в том числе совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Приоритетные направления аналитической работы подразделений экономической безопасности для эффективной работы по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов:
• анализ изменения криминогенной ситуации на объектах первоочередной оперативной заинтересованности сферы производства и оборота нефтепродуктов;
• анализ средств массовой информации, среди которых особое значение имеет анализ сведений сети Интернет;
• обобщение информации о событиях в сфере налогообложения объектов этой сферы, создающих угрозу экономической безопасности России;
• выявление типичных и сложных схем уклонения от уплаты налогов, применяемых руководителями хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов;
• мониторинг количественных и качественных характеристик объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, находящихся на территории оперативного обслуживания подразделения экономической безопасности;
• обобщение сведений об уклонении от уплаты налогов хозяйствующими субъектами сферы производства и оборота нефтепродуктов, поступающих из территориальных органов ФНС России, Росфинмониторинга , ФТС России, ФСБ России и др.;
• анализ оперативно-служебной деятельности по проведению совместных выездных налоговых проверок хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, а также по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в этой сфере.
В ходе осуществления аналитической работы все подразделения в связи с совершенствованием компьютеризации ОВД могут использовать методы аналитического поиска и аналитической разведки , которые позволят получать не только новые знания об известном объекте или событии, но и сведения, необходимые руководителям подразделений экономической безопасности для мониторинга криминогенной обстановки в сфере производства и оборота нефтепродуктов, комплексного использования оперативнорозыскных сил и средств для раскрытия налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Особую роль в аналитической работе по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, должен занимать мониторинг сети Интернет. Получать сведения в информационном пространстве Интернета можно путем аналитической разведки средствами Интернета. Этот комплекс мероприятий обозначают как компьютерную разведку, сущность которой заключается в поиске и передаче информации из компьютерных систем и сетей с последующей аналитической обработкой. Добывание сведений в Интернете для их последующего системного анализа проводится путем исследования опубликованных в открытом доступе материалов средств массовой информации, тематических сайтов и форумов, новостных лент о деятельности объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов.
Для решения ряда задач по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, может быть использована автоматизированная система профессионального анализа рынков и компаний (система «СПАРК»). Эта система позволяет получить достоверную информацию о производственной и финансовой деятельности крупных хозяйствующих субъектов, их филиалах, дочерних и зависимых обществах, а также о руководителях и учредителях хозяйствующих субъектов. Основные функциональные возможности системы:
• поиск компаний по основным реквизитам;
• выборка по финансовым показателям и выпускаемой продукции;
• определение явных и неявных взаимосвязей среди как учредителей и руководства компаний, так и дочерних фирм;
• создание аналитических отчетов;
• анализ ценных бумаг компаний-эмитентов;
• сравнение компаний по указанным пользователем признакам;
• ранжирование компаний по произвольным показателям;
• поиск по сообщениям о банкротствах. Система «СПАРК» позволяет проводить анализ разных показателей деятельности хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, их место на рынке нефтепродуктов, определять аффилированность и вертикальную интегрированность нефтяных компаний, добывать сведения о финансовых потоках и товарообороте, прогнозировать и выявлять пересечения финансовых и производственных интересов[7] [8] [9].
Результаты анализа могут учитываться в ходе оперативного обслуживания объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов, в том числе при определении объектов первоочередной заинтересованности для проведения проверки. На основе системы «СПАРК» можно организовать мониторинг, направленный на предупреждение, выявление и раскрытие налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов. В большинстве подразделений экономической безопасности ОВД на региональном уровне вышеуказанный перечень мероприятий не проводится, что снижает уровень информационно-аналитического обеспечения подразделений и не позволяет своевременно проводить работу по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Изучение деятельности подразделений экономической безопасности ОВД на региональном уровне показало, что сотрудники подразделений изучают лишь сведения, содержащиеся на интернет-сайтах организаций сферы производства и оборота нефтепродуктов, при этом должной аналитической обработки полученных сведений не осуществляется. Результаты аналитической работы должны докладываться руководителю подразделения экономической безопасности, который, используя полученные сведения, может грамотно принять управленческое решение по повышению эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, совершаемыми в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
К сожалению, большинство подразделений экономической безопасности ОВД на региональном уровне выполняют эти функции не в полном объеме и не обеспечивают должного информационно-аналитического обеспечения организации деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов, что связано с низким уровнем подготовки сотрудников подразделений и спецификой функционирования объектов сферы производства и оборота нефтепродуктов. Необходимо создание эффективной системы профессиональной подготовки специалистов в области аналитической работы по борьбе с налоговыми преступлениями, в том числе в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Налоговые преступления в сфере производства и оборота нефтепродуктов совершаются, как правило, изощренными способами, в них вовлекается множество физических и юридических лиц, взаимосвязанных разными отношениями экономического, родственного и криминального характера, действия по уклонению от уплаты налогов в сфере производства и оборота нефтепродуктов тщательно маскируются и сопровождаются фиктивными документами. Эти обстоятельства негативно влияют на организацию деятельности ОВД на региональном уровне по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Анализ состояния информационно-аналитического обеспечения организации деятельности ОВД на региональном уровне показывает, что оно имеет отрывочный и разрозненный характер. Для оценки и прогнозирования криминогенной ситуации по линии борьбы с налоговыми преступлениями необходимо применение специальных методов интеграции и анализа добываемой информации. В противном случае использование методологии системного анализа и методов информационно-аналитической деятельности по линии борьбы с налоговыми преступлениями, совершаемыми в сфере производства и оборота нефтепродуктов, будет малоэффективным.
Реализация организационно-тактических мер во многом зависит от правильного определения функций каждого из руководителей ОВД на региональном уровне. Особую роль в совершенствовании деятельности подразделений экономической безопасности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов должна быть отведена начальнику подразделения экономической безопасности ОВД на региональном уровне, который должен овладеть складывающейся на объектах этой сферы криминологической обстановкой, быть в курсе происходящих криминальных событий, изучать криминогенную ситуацию, оценивать ее и готовить на имя начальника ОВД на региональном уровне свои предложения по стабилизации обстановки.
Руководителям подразделений экономической безопасности при изучении и оценке криминогенной ситуации в сфере производства и оборота нефтепродуктов необходимо получать исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
• какие законодательные и иные нормативные правовые акты регулируют отношения, возникающие в сфере борьбы с налоговыми преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
• сколько объектов имеется в сфере производства и оборота нефтепродуктов, организационно-правовые формы их деятельности;
• какие действуют каналы и источники получения сырья и готовой продукции;
• какова структура рынка нефтепродуктов региона, нет ли на нем иностранных инвесторов, если да, то каков суммарный объем инвестиций, какие нефтепродукты производят организации с участием иностранного капитала;
• какова степень распространенности дилерской сети, развитости рынка сбыта нефтепродуктов;
• какова распространенность административных правонарушений в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
• сколько проведено проверок в отчетном периоде, возбуждено уголовных дел по выявленным преступлениям, составлено протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, сколько организованных преступных групп и преступных сообществ, занимающихся незаконным производством или реализацией нефтепродуктов, а также лиц, совершивших правонарушение, связанные с этим видом деятельности;
• каковы удельный вес, количество и характер преступлений налоговой направленности, выявленных за отчетный период, отнесенных к компетенции оперативных подразделений на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов;
• какова динамика и структура преступности в этой сфере;
• каков механизм совершения преступлений, какие способы наиболее часто используются преступниками при совершении ими налоговых преступлений;
• каков удельный вес налоговых преступлений из числа выявленных, совершенных организованной преступной группой или преступным сообществом;
• каков характер и вид коррумпированных связей членов преступных формирований, занимающихся незаконным производством или реализацией нефтепродуктов, в органах власти и управления;
• каковы результаты проводимых комплексных оперативно-профилактических операций на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов, недостатки организационного и иного плана;
• каковы результаты оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности по сравнению с подразделениями экономической безопасности других регионов;
• какова нагрузка на одного сотрудника подразделения экономической безопасности по раскрытым налоговым преступлениям в сфере производства и оборота нефтепродуктов за отчетный период;
• каков общий размер причиненного преступными действиями материального ущерба по возбужденным уголовным делам этой категории, какова доля его возмещения;
• каков удельный вес уголовных дел, направленных в суд (от общего количества выявленных), сколько человек привлечено по ним к уголовной ответственности;
• какова судебно-следственная практика по делам этой категории в регионе, каков положительный опыт организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
• каков штат сотрудников подразделений экономической безопасности ОВД на региональном уровне, обслуживающих объекты сферы производства и оборота нефтепродуктов, а также профессиональный уровень их сотрудников;
• каково материально-техническое и финансовое обеспечение подразделений экономической безопасности ОВД;
• каковы информационные возможности подразделений экономической безопасности, состояние информационных систем отраслевого назначения, перспективы их развития с учетом местных условий и особенностей оперативной обстановки на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов.
В ходе анализа полученных сведений руководитель подразделения экономической безопасности способен принять управленческое решение, направленное на стабилизацию криминогенной обстановки в сфере производства и оборота нефтепродуктов.
Таким образом, существует много проблем в деятельности ОВД на региональном уровне по выявлению, предупреждению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота нефтепродуктов. Их решение во многом зависит от профессионального мастерства прежде всего руководителей подразделений экономической безопасности и своевременного принятия организационно-управленческих и организационно-тактических мер совершенствования этой деятельности.
[1] В Ростовской области совместным приказом Управления МВД России по Ростовской области и Управления ФНС России по Ростовской области создана постоянно действующая рабочая группа, а также разработан проект положения об организации взаимодействия Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области и Управления МВД России по Ростовской области при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях, что дает положительные результаты.
[2] В данном случае реализовывается зонально-линейный принцип работы.
[3] Средства, которые создаются и применяются в подразделениях экономической безопасности.
[4] Доступ к базе данных должен быть обеспечен лицам, имеющим доступ к налоговой тайне.
[5] Фиксация может происходить путем ведения журналов проверки автотранспорта, а также видеозаписи автотранспорта, пересекающего посты ДПС.
[6] Собирает, анализирует и распространяет информацию о финансовых правонарушениях; обладает единой информационной системой, которая позволяет практически мгновенно получить информацию о движении финансовых средств во времени и пространстве. Денежный «след» может явиться той ниточкой, потянув за которую можно распутать клубок переплетенных схем уклонения от уплаты налогов.
[7] Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С.В. Степашина. СПб. : Лань, 1999. С. 454.
[8] Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А.С. Овчинского, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 318; Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 663.
[9] Подробнее об использовании автоматизированной системы профессионального анализа рынков и компаний см.: Кирин В.И. О возможности использования автоматизированной системы профессионального анализа рынков и компаний в подразделениях по экономическим и налоговым преступлениям // Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности. М., С. 286—289.
|