Рассматривая текущую ситуацию в нашей стране по противодействию коррупции, можно сделать вывод о том, что основные усилия направляются не на профилактику коррупционных взаимоотношений, а на борьбу с последствиями - уже совершенными преступлениями. Исходя из последствий такой борьбы, осуществляется не профилактика и противодействие коррупции как общесоциальному явлению, а борьба с конкретными коррупционерами, преступниками, которые уже совершили противоправные действия. Как правило, такая борьба часто заканчивается отставками и уголовным преследованием, ротациями кадров, новыми назначениями, которые опять же проводятся в чьих-либо интересах и, если и улучшают состояние по части коррупции, то на какой-то короткий период, пока не спадет напряжение в этой организации или ведомстве.
Анализ проблем возникновения коррупции позволяет судить о том, что истинной проблемой возникновения коррупции является низкое благосостояние общества и качество жизни, особенно это касается работников бюджетной сферы. Конечно, можно рассматривать и склонность даже в хорошем положении дел совершать коррупционные преступления, однако, в общих чертах, такие случаи все равно строятся именно на невысоком качестве жизни, так как коррупционные отношения строятся не на маниакальных чертах личности, а на потребностях в материальных благах по необходимости (нужде). Кроме того, разрешение вопроса бюрократии в нашей стране также может заметно улучшить ситуацию с коррупцией - в последние годы в крупных городах множество функций «кабинетных работников» переводятся в обязанности многофункциональных специалистов (в качестве примера - различные МФЦ районов и городов), осуществляющих непосредственно работу с населением, но не принимающих никаких решений, что позволяет как и упростить получение различных справок и документов, так и снизить возможность коррупционных взаимоотношений, так как лицо, осуществляющее фактическое принятие (выдачу) документов не обладает какими-либо решающими функциями.
Рассматривая решение проблемы коррупции, как необходимость в уменьшении бюрократии в России, можно выделить основные необходимые для этого действия (Рис. 34):
Решение проблемы бюрократии е целью снижения у]
коррупции в России
I
Изменение порядка работы
и взаимодействия государ-
ственных структур с qзaж-
данами, путем перевода
режима работы на формат
предварительной записи,
электронный документо-
оборот. различные элемен-
ты системы государствен-
ных электронных услуг
Увеличение прозрачно-
сти и общественного
контроля за государ-
ственными службами
Uc. 34 - Решение проблемы бюрократии с целью снижения уровня коррупции в
России.
1. Изменение порядка работы и взаимодействия государственных структур с гражданами путем перевода режима работы на формат предварительной записи, электронный документооборот, различные элементы системы государственных электронных услуг.
2. Совершенствование органов государственной власти и снижение нагрузки на бюджет (сокращение бюджетных расходов), сэкономленные средства могут быть направлены на повышение заработной платы оставшимся на местах сотрудникам госорганов. Уменьшение бюджетных затрат возможно с помощью увеличения темпов приватизации.
Увеличение прозрачности и общественного контроля за государственными службами.
4. Усиление контроля за доходами и уровнем жизни государственных служащих. Разумеется, существующие меры имеют определенную эффективность, но явно недостаточны. Так, коррумпированные чиновники переводят свою недвижимость на родственников или изначально оформляют ее на своих теневых управляющих, что создает видимость формального соблюдения законодательства.
Подобные антикоррупционные реформы в государственных масштабах должны иметь
одобрение высшего руководства страны, иметь значительную нормативно-правовую базу, быть результатом работы специалистов в области государственного и муниципального управления, юриспруденции. Антикоррупционные реформы должны, в первую очередь, строиться на разрешении функциональных проблем в государственном аппарате, а не на показательных или формальных действиях по, якобы, борьбе с коррупцией.
Особая сложность противодействия коррупции заключается в том, что борьбу с ней, в зависимости от ситуации, могут также проводить непосредственно сами коррупционеры, причем длительное время находясь вне всяких подозрений. Еще не уличенные в коррупции высокопоставленные госслужащие, на вполне благих началах и при одобрении вышестоящего руководства, разрабатывают и внедряют меры по противодействию коррупции, действуя в своих же интересах, не охватывая полный комплекс мер и оставляя свои хитрые лазейки. Действия же лиц, которые занимаются борьбой с коррупцией, как правило, или изначально плохо контролируются, или не контролируются вовсе. Связано это с тем, что высокое начальство, назначившее на определенную должность такого «борца», не редко проявляет к нему особое доверие, так как по формальным признакам (например, по требованию условий конкурсного отбора) на такую должность пройдет слишком много желающих. Поэтому, по сути, отбор формален. В первую очередь важна личность и доверие руководства. В результате, общество сталкивается с ситуацией, когда борьба с коррупцией является показательной, проводится «для галочки», носит вид формальной реакции госаппарата на жалобы и критику общества. Общество в итоге получает какой-то результат, но выглядит он, скорее «половинчатым, показным», нежели полноценным, однако органы власти рапортуют о том, что на данный момент они сделали все, что смогли. Общество же слышит это так - они сделали все, что смогли или... что захотели? Но методы воздействия общества на государство, оказывается, исчерпаны, жаловаться выше или в более глобальном масштабе уже некому.
Рассматривая работу в области юриспруденции над антикоррупционным законодательством, стоит провести ревизию всех действующих в настоящее время нормативно-правовых актов, а не просто проводить эту работу лишь в отношении впервые вводимых в действие документов.
Повышение правовой грамотности в обществе также носит немаловажный характер для противодействия коррупции. В наше время должной правовой грамотностью обладают, в основном, лица с юридическим образованием или инициативные граждане-самоучки. Остальная же часть населения черпает знания о праве и коррупции лишь из средств массовой информации, данные из которых, как правило, носят лишь показательный характер, констатируют некие факты, не говоря ни слова о причинах и источниках. Отсутствие понимания среди граждан об ответственности за те или иные коррупционные правонарушения, а также о том, как действовать в каких-либо неприятных ситуациях, когда вымогают взятку в том числе, приводит к тому, что наивный гражданин - взяткодатель, может узнать о своей ответственности в полной мере лишь только оказавшись в руках органов предварительного следствия. Разумеется, незнание законов не освобождает от ответственности, но в нашей стране профилактика коррупционных взаимоотношений находится на крайне низком уровне - об этом не говорится практически нигде, кроме небольших текстовых сообщений на досках объявлений в фойе государственных учреждений - «По вопросам коррупции в. Вы можете обращаться по телефону горячей линии. ».
Важнейшим антикоррупционным фактором является возможность прямого открытого доступа к информации о работе государственных структур. Последние годы развитие глобальной сети Интернет позволяет государственным органам стать более открытыми для граждан, однако, несмотря на это, недостаточно освещены вопросы государственной службы (кадрового аппарата), контроля и возможности увидеть принимаемые акты местными органами самоуправления. Скрытность порождает благодатную почву для развития коррупционных взаимоотношений. Ярким примером прямого участия общества в жизни государства послужило внедрение Федерального Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[1] и затем заменяющего его Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2] - общество может в открытом доступном виде наблюдать за процессом государственных закупок: что, за сколько и каким образом закупается госструктурами. Введением такого института госзакупок позволило начать бояться госзаказачикам делать необоснованные, неоправданно дорогие (не по рыночным ценам) закупки, так с усилением такого контроля повысилась и ответственность за свои действия. Разумеется, в данных источниках не публикуются сведения о закрытых (секретных) процедурах закупок, а также о процедурах, производимых по поручениям Президента и Правительства РФ, которые осуществляются вне конкурса, однако этому можно найти и вполне разумное обоснование, не связывая его с какими-либо коррупционными факторами.
По мнению автора работы, основой в противодействии коррупции в нашей стране должна стать заинтересованность государства в изменении морального-этических понятий общества о коррупции. Выработанный веками менталитет нашего народа надежно укрепил понятия коррупции, взяток и различных подкупов, сделал это нормой для общества. Понимание высшим руководством страны основной задачи по воздействию на сознание граждан в части понимания недопустимости коррупции - должно являться основой в проведении всех антикоррупционных реформ. Активная работа по пропаганде честного образца жизни, просветительская работа среди подрастающего поколения - все это послужит залогом положительных изменений массового сознания наших граждан касательно коррупции.
[1] Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013, утратил силу). - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016). - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
|