Воскресенье, 01.12.2024, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общевоинские решения проблемы коррупции

Решение проблемы коррупции в системе Вооруженных Сил Российской Федерации хотя и строится на общесоциальных методах, но много требует уточнений и углубленного изучения. В борьбе с коррупцией в общевоинских масштабах стоит также рассматривать два направления: первое и самое важное, основанное на предупреждении коррупции, проведении агитационной работы, пропаганде и профилактике, а также второе, которое является уже следствием - борьба непосредственно с существующими коррупционерами, должностными лицами ВС РФ, требующими у подчиненных взятки и пользующимися своим служебным положением.

Рассматривая специфику службы в Вооруженных Силах РФ, проводить работу по противодействую коррупции стоит, опираясь на все особенности службы, а именно (Рис. 35):

Основные направления противодействия
коррупции в ВС РФ

 

Улучшение кадровой работы, психологического и психоэмоционального тестирования при отборе на службу

 

Усиление нормотворческой работы по созданию регламентов осуществления деятельности* воинских должностных полномочий, при

 

нятии решении и выдаче
различных официальных
справок и документов

 

Проведение профи

 

тической работы с личного состав

 

I

 

Проведение профи

 

тической работы с] reHq^aiHTera и ко> диров войсковых ч<

 

Повышение денеж довольствия воен служащих

 


I

Рис. 35 — Основные направления противодействия коррупции в ВС РФ.

1. В части кадрового отбора при приеме на службу. Это означает, что улучшение кадровой работы, психологического и психоэмоционального тестирования при отборе на службу, позволяет снизить процент проникающих в систему лиц, изначально имеющих преступные намерения. В п.2.2 данной работы автором работы уже затрагивался вопрос низкого качества проводимого отбора при приеме на службу, как одной из причин-последствий продолжения традиций коррупции в рядах ВС РФ. При проведении профотбора, опыт можно позаимствовать от коллег из кадровых служб силового блока (специальные службы, где предусмотрена военная служба), в которых качество отбора всегда находится на более высоком уровне, нежели в системе ВС РФ. Следовательно, повышение качества отбора и изменение процедур психодиагностики личности поможет снизить процент проникновения в систему ВС РФ лиц,

которые будут ставить свои интересы превыше службы.[1]

2. Проведение профилактической работы среди личного состава. Коллектив любой военизированной организации представляет собой некое закрытое от остального мира сообщество. Командование имеет возможность организовывать как личную работу с каждым военнослужащим (лицом гражданского персонала), так и общую работу в виде занятий и лекций, направленных на предупреждение коррупционных взаимоотношений. Для проведения
такой работы могут привлекаться как штатные специалисты по общественно-политической работе, так и привлекаемые специалисты из числа психологов, преподавателей высших учебных заведений, органов Военного Следственного Комитета и Военной Прокуратуры. В ходе подобных занятий до слушателей следует доводить информацию о необходимости поддержания должного морального уклада, недопущения коррупционных взаимоотношений, приводить примеры из практики и жизни, а также доводить до понимания ответственность за подобные преступления. Отдельно стоит усилить работу с лицами, осуществляющими контрольно-распорядительные и управленческие функции, имеющими доступ к материальным и денежным средствам, как наиболее подверженным коррупционным взаимоотношениям.

Важнейшим является работа, проводимая органами военного управления и высшим руководством ВС РФ среди своих коллег, генералитета и командиров войсковых частей. Часто работа среди высшего руководящего состава по вопросам предупреждения коррупции проводится формально, а то и вовсе не проводится. Получается, что командир может доводить сведения о проблемах коррупции до своих подчиненных и вести профилактику, но в отношении него такую работу никто не проводит. Несмотря на возложенную на структуры ГУК МО РФ и

ГУРЛС ВС РФ работу по данным направлениям [2] , в том числе в рамках «Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016-2017 годы», данная работа проводится по остаточному принципу, скорее для галочки и формализма, нежели для реального воздействия на массовое сознание командование подчиненных МО РФ структур.

3. Повышение денежного довольствия военнослужащих. Так, несмотря на общую тенденцию по повышению денежного довольствия военнослужащих, которые на данный момент начали получать вполне приличные денежные средства, которые дают возможность нормально жить и содержать семью, а также учитывая их своевременность выдачи (без задержек), вопрос все равно остается достаточно острым. На острие же данный вопрос ставит несоизмеримость заработных плат специалиста-управленца военнослужащего высокого уровня (старшего и высшего офицера) с его гражданским коллегой. Так, гражданский специалист-управленец на сходной должности топ-менеджера и при более свободном и вольном образе жизни, практически всегда будет получать гораздо большую заработную плату. Все это хорошо до того момента, пока высокопоставленный военнослужащий не увидит такого коллегу «на гражданке» и не начнет задумываться о происходящем. Ему в голову приходит сразу несколько вариантов: Уйти со службы и «податься на гражданку» (Но, как же погоны и карьера? Как вопрос обеспечения жильем? Военная пенсия?) или остаться на месте и «зарабатывать иным путем». Как правило, именно это заставляет все же остаться на службе, а уже вторично - морально-этические вопросы. Но, оставаясь в таком положении на службе, расстроенный недостаточным заработком военнослужащий, становится легкой добычей для вышестоящего по должности коррупционера, который может привлечь его как соучастника в коррупционных делах. Если вопрос с коррупцией в среде младших офицеров стоит не так остро (низкая их «полезность» для кого-либо, мало полномочий, отсутствие доступа к чему-либо «стоящему»), то старшие и высшие офицеры имеют к коррупции повышенный интерес. Не каждый готов уйти на гражданскую работу, многие пытаются одновременно работать в армии и на себя (или через третьих аффилированных лиц), а хуже того, и сочетать все это с коррупционными взаимоотношениями. Повышение денежного довольствия квалифицированным специалистам в системе ВС РФ хотя бы на уровень таких же квалифицированных специалистов в гражданских организациях должно уравнять позиции и удержать военнослужащих от коррупционных отношений. Таким образом, мораль, честь и долг служению Родине будет уже не приравниваться к недостающим в зарплате деньгам, как это часто бывает по мышлению отдельных военнослужащих, а будет ставиться как нечто отдельное, более важное, не привязанное к материальному.

4. Усиление нормотворческой работы по созданию регламентов осуществления деятельности, воинских должностных полномочий, принятий решений и выдаче различных официальных справок и документов. Отсутствие на данный момент четких механизмов и обязанностей у отдельных высокопоставленных военнослужащих, позволяет им совершать деяния, фактически выходящие за их полномочия, но доказать какие-либо нарушения становится затруднительным, ибо их полномочия и так в полном объеме на уровне должностной инструкции не закреплены. Подобные лазейки дают коррупционерам возможности для злоупотребления должностными полномочиями, фактически, без каких-либо последствий.

Немного иначе обстоит ситуация с решением проблемы коррупции в среде гражданского персонала (ГП) Вооруженных Сил Российской Федерации. Чтобы подробно изучить особенности коррупции в данной среде, необходимо определить правовой статус гражданского персонала, сравнить с военнослужащими и государственными гражданскими служащими и сделать соответствующие выводы о мерах, необходимых для противодействия коррупции.

Современное понятие «гражданский персонал» впервые появилось в современной истории в 1996 году в приказе министра обороны Российской Федерации «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях».[3] В данном приказе гражданский персонал входит в личный состав ВС РФ и комплектуется как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных сил Российской Федерации в целях выполнения ими возложенных на них

задач.[4]

Что касается непосредственно трудовых взаимоотношений, то с 1 февраля 2002 года действует новая редакция Трудового кодекса Российской Федерации, в котором прописаны

особенности правового положения гражданского персонала ВС РФ.[5] Так в части 2 статьи 349 этого нормативного правового акта закрепляет необходимость установления особых условий оплаты труда, дополнительных гарантий и льгот, характер и условия предоставления которых определяются исходя из задач органов, учреждений и организаций, в которых осуществляется трудовая деятельность. Данная статья не носит конкретики и является, по сути, ссылкой на подзаконные нормативно-правовые акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты Министерства Обороны РФ.

Статус гражданского персонала ВС РФ в разрезе противодействия коррупции стал особенно актуален в последние годы. С 2010 года, в связи с проводимыми в структуре и штатной численности Вооруженных Сил РФ, связанных с сокращением численности личного состава, повышением денежного довольствия, высшим руководством поставлена задача замещения должностей, на которых ранее была предусмотрена военная служба - должностями с такими же обязанностями, на которых будут уже работать (а не служить) гражданские лица. Если ранее гражданский персонал выполнял только вспомогательные функции по обеспечению деятельности ВС РФ (как правило, это были должности, в зависимости от места работа и
специфики, связанные с рутинной бумажной работой, уборкой помещений, обслуживанием различного инженерного оборудования), то в настоящее время предполагается замещение должностей, на которых требуется квалифицированный труд, высшее профессиональное образование и имеется прямой доступ к материальным средствам, выполнение управленческих и распорядительных функций.

В настоящее время лица гражданского персонала в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» относятся наравне с военнослужащими к личному составу Вооруженных сил Российской Федерации и подразделяются на три категории (Рис. 36):

Основные направления противодействия
коррупции в ВС РФ

 

Улучшение кадровой работы, психологического и психоэмоционального тестирования при отборе на службу

 

I

 

Проведение профи

 

тической работы с личного состав

 


I

Усиление нормотворческой работы по созданию регламентов осуществления деятельности* воинских должностных полномочий, принятий решений и выдаче различных официальных справок и документов

Рис. 36 — Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.[6]

Правовой статус государственных гражданских служащих и лиц, проходящих

альтернативную гражданскую службу, достаточно подробно описан в нормативно-правовых актах и в целом является хорошо изученным. Однако, положение лиц гражданского персонала, который работает в военных учреждениях по трудовому договору, имеет пробелы в действующем законодательстве, тем более, что по численности личного состава эта категория является второй по численности после самих военнослужащих. В рамках данной монографии особенно интересными являются вопросы коррупции в среде именно этого слоя гражданского персонала ВС РФ. Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность государственных и муниципальных служащих ежегодно подавать сведения о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.[7] Причем эта обязанность установлена не только в отношении самих служащих. Предоставлять соответствующие сведения обязаны также их супруги и несовершеннолетние дети. Подобное требование устанавливается в отношении должностей, при замещении которых у соответствующего лица возникает возможность извлекать неправомерную выгоду из предоставленных ему

полномочий.[8] Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации и перечень должностей военнослужащих,

занимающих коррупциогенные должности, определены нормативно.[9]

Оргштатные мероприятия, проводимые с 2010 года по настоящее время в армии, привели к тому, что должностные обязанности этих трех категорий служащих во многом уравнялись, а в части возможности коррупционных взаимоотношений - сравнялись практически полностью, однако законотворческая база явно недостаточно успевает отслеживать и соответствовать этим изменения в структуре ВС РФ. Сближение функций и должностных обязанностей, а, следовательно, и правового статуса всех категорий служащих должно порождать для них наличие одинаковых требований в части антикоррупционного режима. Только в таком случае возможно решение вопроса по новой схеме коррупционных отношений - когда для коррупционных действий, военнослужащие намеренно используют гражданский персонал, работающий по трудовому договору, так как осознают факт отсутствия какой-либо ответственности данного персонала на вполне законных условиях.

Интересным является также то, что используя действующие пробелы в законодательстве, гражданские служащие ВС, работающие по трудовому договору, могут на официальных условиях, совмещать свою работу в учреждениях Вооруженных Сил РФ с коммерческой деятельностью, ведением собственного бизнеса. По сути лицо, имеющее организационно-распорядительные функции в военизированной организации, может одновременно работать в коммерческой организации или даже быть ее руководителем (например, занимать должность генерального директора формально на 0,5 ставки), соответственно навязывать услуги «своей» организации таким же гражданским руководителям и действующим военнослужащим. Командование и непосредственное руководство данного «гражданского бизнесмена», разумеется, от этого будет иметь сплошную выгоду - у них появляется надежный и проверенный, «свой» сообщник для совершения коррупционных преступлений, «отмывания» денежных средств учреждения и проведение других противоправных действий.

Вопрос противодействия борьбы с коррупцией в рядах гражданского персонала, работающего в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по трудовому договору, требует комплексного решения и, по мнению автора, заключается в следующих шагах (Рис. 37):

Изменение статуса

Корректировка и вне-

гражданского персонала

сенне изменений в пе-

ВС РФ работающего по

речень должностей,

трудовом}’ договору на

которые могут занп-

статус государственных

мать гражданские слу-

гражданских служащих

жащие в ВС РФ (пс-

ключи гь из перечня

Повышение денежного довольствия гражданских служащих до средних зарплат по региону, с соблюдением разницы (отличия) в меньшую сторону зарплат от уровня довольствия военнослужащих

наиболее коррупционные должности начал ь ст вую щи е должности связанные с материальнотехническим обеспечением п работой с государственными контрактами)

Рис. 37 — Решение проблемы коррупции в среде гражданского персонала ВС РФ (работающего по трудовому договору).

 

1.

Решение проблемы коррупции в среде
гражданского персонала ВС РФ (работающего
по трудовому договору)

 


Изменение статуса гражданского персонала ВС РФ работающего по трудовому договору на статус государственных гражданских служащих.

2. Корректировка и внесение изменений в перечень должностей, которые могут занимать гражданские служащие в ВС РФ (исключить из перечня наиболее коррупционные должности, начальствующие должности, связанные с материально-техническим обеспечением и работой с государственными контрактами). Несмотря на изначальное предназначение, что гражданский персонал ВС РФ по трудовому договору будет заниматься лишь обеспечением деятельности военнослужащих, исполнением обязанностей, необходимых для обеспечения нормальных условий службы, непосредственно не связанных с обеспечением обороны и безопасности страны - в настоящей реальности, границы и разница между этими функция были размыты, законодательная база не успела своевременно и верно отреагировать на данные изменения.

3. Повышение денежного довольствия гражданских служащих до средних зарплат по региону, с соблюдением разницы (отличия) в меньшую сторону зарплат от уровня довольствия военнослужащих.

Вопрос гражданского персонала ВС РФ требует обязательной нормотворческой работы, так как включает в себя сложнейшие вопросы по отсутствию каких-либо перспектив (кадрового роста, установленного законом, как для военнослужащих или государственных гражданских служащих), а также крайне низкий уровень заработной платы. По личным сведениям,
имеющимся у автора монографии, уровень оплаты труда гражданского персонала в войсковых частях по трудовому договору, составляет от 4,5 тысяч рублей в месяц на должностях рабочего и обслуживающего персонала до 14-25 тысяч рублей на начальствующих должностях. Низкий уровень заработной платы, непомерная нагрузка на работника, приводят к «кадровому голоду», отсутствию желающих работать при таких условиях. Сокращение же свободных вакантных гражданских должностей (на которые никто не идет работать из-за низкой оплаты труда) в военизированных организациях ВС РФ не приводит к тому, что повышается зарплата на занимаемых должностях - данные сокращения формально признаются экономией бюджетных средств, должности упраздняются, а нагрузка на оставшийся персонал лишь возрастает, без должного увеличения заработной платы. Гражданская работа по трудовому договору в системе ВС РФ на данный момент держится только на том, что на работу по трудовому договору, по большей части, поступают ближайшие родственники самих военнослужащих, а также сами бывшие военнослужащие - военные пенсионеры, которые, как правило, проживают наиболее близко к месту работы и кроме такой низкой заработной платы, получают свои пенсионные выплаты, что в целом позволяет им обеспечивать себя материально по среднему уровню жизни в стране и иметь привычную для них занятость в военной среде.

 

[1] Корчемный П.А. Военная психология: учебник: для студентов вузов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» / П.А. Корчемный. - М.: Изд-во ОВЛ, 2005.

[2] Методические рекомендации об организации работы руководящих должностных лиц по обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, военных комиссариатах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. [Электронный ресурс] //Министерство Обороны РФ: [сайт]. Режим доступа: http://mil.ru/anti-corruption/meth_materials/more.?id=11969989@cmsArtide (дата не указана в материалах источника) (дата обращения: 09.05.2016).

[3] Приказ Министра обороны РФ «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» [Электронный ресурс]: 23.02.1996 № 85. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Военное право: учебник /под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. 305 с.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

[6] Федеральный Закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.

[7] О противодействии коррупции: Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.

[8] Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных силах: теория и практика противодействия: монография. М., 2009. 260 с.

[9] О Перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей: приказ министра обороны РФ от 8 декабря 2010 г. № 1705 // Российская газета. 02.02.2011 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%