Бюджет как форма образования и расходования государственных денежных средств впервые появился в Англии (последняя треть XVII в.), затем во Франции (конец XVIII в.). Эти страны первыми установили практику составления бюджетов, которая в XIX в. распространилась на большинство стран. Обратимся сначала к этимологии слова «бюджет» и его употреблению в законодательных актах и научных работах XIX - начала XX в.
Слово «бюджет» происходит от латинского слова bulga в значении «маленькая сумка» или «кошелек». Источником его происхождения также может служить ирландское слово bolg в значении «мешок» или французское bougette - уменьшительная форма от bouge - кожаный мешок. В английском языке слово «бюджет» применяется с XV в. в значении маленького
кожаного мешка[1]. К концу XVI в. употребление слова расширяется за счет переноса его значения с выражения формы на содержание. Под бюджетом начинают понимать принесенные кем-то новости или длинное письмо. Таким образом данное слово вошло в название газеты «Pall Mall Budget». В экономический лексикон оно впервые попадает после 1733 г., когда появился памфлет анонимного автора «The Budget Opened», в котором критиковалась и высмеивалась политика правительства, опубликовавшего данные об источниках государственных доходов[2]. Термин «бюджет», появившийся первоначально как шутка, со второй половины XVIII в. прочно обосновался в правительственном лексиконе[3].
Словом «бюджет» стали называть речь канцлера казначейства в Англии, содержащую цифровой отчет об истекшем финансовом годе и предложения на будущее[4]. Начиная с 1880 г. этим словом обозначали деятельность, связанную с планированием расходов.
В России XIX - начала XX в. термин «бюджет» практически не используется в текстах
нормативных актов[5], вместо него на протяжении данного периода употребляется «роспись доходов и расходов». Изданный 8 марта 1906 г. указ императора, получивший в литературе
название «бюджетные правила»[6], официально именовался «Правила о порядке рассмотрения Государственной Росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных»[7].
При этом в научной литературе термин «бюджет» активно применялся. Можно предположить, что он был заимствован российскими учеными еще в начале XIX в. Источник заимствования установить сложно, так как к тому времени уже во всех европейских государствах это слово вошло в государственный лексикон. В работе «План финансов» (1810 г.) М.М. Сперанский употребляет данный термин, однако не в качестве самостоятельного, а как синоним сметы доходов и расходов: «:...все приходы и расходы должны быть учреждаемы
ежегодною сметою (бюджетом)»[8]. В течение всего XIX в. «бюджет» используется в сходном значении - для обозначения сметы или росписи доходов и расходов, например: «обязанности финансового управления: оно составляет государственную роспись (бюджет).»[9]; «бюджетные государственные сметы»[10] и т. п.
К середине XIX в. в рамках науки финансового права стало выделяться самостоятельное направление - учение о бюджете. Предмет учения о бюджете менялся с течением времени и не совпадает с предметом современного бюджетного права. Сегодня предмет бюджетного права определяют через те отношения, которые регулирует Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 1), а именно отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
• формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• осуществления государственных и муниципальных заимствований;
• регулирования государственного и муниципального долга;
• составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• контроля за их исполнением;
• осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В науке финансового права XIX в. существовал иной подход к определению содержания учения о бюджете. Так, в лекциях профессора Ф.Б. Мильгаузена отмечалось, что учение о бюджете - это равновесие между доходами и расходами государства, выраженное во внешних признаках. При этом указывалось, что назначение расходов - предмет не финансового, а государственного права, а ряд принципов, согласно которым должны осуществляться расходы (например, принцип бережливости), подробно излагаются в курсе политической экономии[11]. Таким образом, в учении о бюджете, являющемся частью финансового права, оставались только рассуждения о соотношении доходов и расходов государства и правила составления бюджета, решавшие вопрос этого соотношения.
Определенные перемены в науке были вызваны государственными преобразованиями 60-х годов XIX в. В.А. Татаринов в своих отчетах обратил внимание на значение правильного
осуществления бюджетного процесса[12], указав на важную роль планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета. Таким образом, обозначенные выше стадии бюджетного процесса получили новое наполнение в практике Российской империи. Казавшиеся ранее техническими стороны государственной росписи (составление и исполнение бюджета, а также бюджетный (финансовый) контроль) получили системное законодательное закрепление. Вслед за преобразованиями в государственном управлении произошло и расширение предмета учения о бюджете.
Попытка развести понятия «бюджет» и «смета доходов и расходов государства» была сделана В.А. Лебедевым в 1881 г. «В настоящем смысле бюджет мы можем определить как роспись государственных доходов и расходов на данный период времени, рассмотренную законодательными учреждениями и утвержденную высочайшей властью. Бюджет, собственно, отличается от простой сметы тем, что он должен быть выражением всего движения финансового управления государства, иначе сказать, в нем должны быть приведены в строгой системе все потребности государства и все средства их покрытия, что достигается подразделением всех доходов и расходов на рубрики. Наконец, должен быть общий систематический свод их в виде общих итогов. Как скоро бюджет составлен, рассмотрен законодательными учреждениями и утвержден верховной властью, он делается законом финансового хозяйства, имеющим силу на определенный срок - год или более, на который он издан. Со времени издания такого закона налагается обязанность на финансовые органы собрать государственные доходы в тех размерах, которые указаны бюджетом; а с другой стороны, налагается на министра финансов обязанность давать всем местам и лицам те
средства, которые назначены им в бюджете»[13].
Несмотря на отдельные попытки разграничить понятия «бюджет» и «государственная роспись», фактически речь шла об экономической категории. О бюджете как законе говорили исключительно в доктринальном значении. О бюджете в юридическом смысле, как о правовом акте, говорить в России было сложно ввиду отсутствия представительного органа власти, его утверждающего. Важным фактором, оказавшим влияние на развитие бюджетного права, стал политический кризис в Пруссии в 60-е годы XIX в., когда в течение ряда лет парламент
отказывал правительству в утверждении бюджета на очередной год[14]. В результате нижняя палата парламента отстояла свое право утверждать бюджет. В научной литературе спор между правительством и рейхстагом по санкционированию военных расходов нашел отражение в
многочисленных публикациях (А.А. Алексеев, П. Лабанд, Г.Р. Гнейст, Г. Еллинек и др.[15]).
Таким образом, бюджет в России XIX - начала XX в. являлся категорией науки финансового права. Этот термин стал появляться уже в работах начала XIX в., однако прочно в научный лексикон он вошел спустя столетие, после образования представительного органа власти, наделенного правами рассматривать и утверждать бюджет. В законодательстве использовался термин «государственная роспись доходов и расходов». В силу изложенного необходимо заметить, что небесспорным представляется употребление термина «бюджет» и производных от него при изучении финансовых правоотношений императорской России[16].
[1] См. например: Штурм P Бюджет. СПб., 1907. C. 3.
[2] World Wide Words: Investigating the English Language across the Globe [Электронный ресурс]:<http://www.worldwidewords.org/topical•words/tw-bud1.htm>.
[3] См.: ГинзбургЮ.В., Комягин Д.Л. Эволюция понятий о бюджете // Финансовый вестник. 2014. № 5. C. 9.
[4] См.: Озеров И.Х. Финансовое право: курс лекций, читанный в Московском университете. М., 1905. C. 4. По другой версии, в кожаной сумке в английский парламент приносились акты, касающиеся государственной росписи (см.: Лебедев В.А. Финансовое право: учеб. / науч. ред. и автор вступ. ст. А.Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А.А. Ялбулганов. М., 2000. C. 170 (Серия «Золотые страницы финансового права России». Т. 2.)).
[5] В текстах правовых актов термин «бюджет» стал активно употребляться в советской России. Так, в принятой Конституции РСФСР существовал отдельный раздел «Бюджетное право» (Конституция РСФСР 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582).
[6] См., например: Соловьев К.А. Бюджетное право в период думской монархии // Вопросы истории. 2009. № 6. C. 27.
[7] Высочайше утвержденные «Правила о порядке рассмотрения Государственной Росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных» от 8 марта 1906 г. // ПСЗ-III. Т 26. № 27505.
[8] Сперанский М.М. План финансов // У истоков финансового права / науч. ред. и автор вступ. ст. А.Н. Козырин. М., 1998. C. 92. (Серия «Золотые страницы финансового права России». Т. 1.)
[9] Лебедев В.А. Указ. соч. C. 125.
[10] Мильгаузен Ф.Б. Финансовое право (извлечения) // Реформы и право. 2011. № 1.
[11] См.: Мильгаузен Ф.Б. Указ. соч. C. 62.
[12] Ни в правотворческой практике, ни в научных исследованиях XIX - начала XX в. не использовались термины «бюджетный процесс», «стадии бюджетного процесса».
[13] Лебедев В.А. Указ. соч. C. 171-172.
[14] См.: Степанова В.В. Политическая борьба в Пруссии в 60-е годы XIX века: значение и последствия для германской истории. М., 1999. Похожие ситуации складывались и в иных странах, например во Франции. См.: АлексеевА.А. Бюджетное право Французского парламента. Пг., 1915.
[15] Подробный разбор взглядов немецких ученых на парламентский кризис 1862-1864 гг. в Пруссии см. также в изд.: Алексеев А.А. Бюджетное право народного представительства в Пруссии и Германии. Пг., 1917.
[16] См.: Фокина В.Ю. Эволюция бюджетного права России // История государства и права. 2007. № 14. C. 14; Чибинев В.М., Черепов К.А. Становление бюджетных правоотношений в финансовой системе России в XVII-XIX веках // История государства и права. 2008. № 6. C. 16.
|