Сформировавшийся к первому десятилетию XX в. институт нотариата, был коренным образом изменен в результате Октябрьской революции 1917 года, которая кардинально изменила ход развития российского нотариата. Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1, принятый ВЦИК и СНК РСФСР, упразднил старые государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Несколько позднее, в 1918 г., как составная часть этой системы был упразднен и нотариат, лишь 4 октября 1922 г. принимается первый законодательный нотариальный акт советского периода — Положение о государственном нотариате РСФСР. В советской России нотариат был сразу же учрежден как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов, либо органов юстиции[1].
По Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Исполкомам было разрешено учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.п. Общее число государственных нотариальных контор утверждалось Народным комиссариатом юстиции[2].
14 мая 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». В качестве общих начал деятельности государственного нотариата были провозглашены:
- недопустимость занятия государственными нотариусами иных государственных должностей (за исключением выборных и преподавательских);
- запрещение состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, участвовать в торговых и промышленных предприятиях;
- получение государственными нотариусами и прочими сотрудниками государственных нотариальных контор вознаграждения за свой труд только от государства;
- необходимость соблюдения государственными нотариусами и всеми сотрудниками государственных нотариальных контор тайны выполняемых ими нотариальных действий.
Относительно того, каким образом должна соблюдаться «тайна совершаемых нотариальных действий», в ч. 2 ст. 13 Постановления указывалось: «Справки выдаются лишь лицам, по поручению или в отношении которых выполнялись нотариальные действия, а равно по требованию прокуратуры, судебных и следственных органов и в других случаях, специально предусмотренных законом».
Очень скоро, уже в Положении о государственном нотариате от 4 октября 1926 г., была закреплена обязанность нотариусов сообщать в органы торговой регистрации сведения, подлежащие согласно законам о торговой регистрации внесению в торговый реестр; в кредитные и другие учреждения, по указанию Народного комиссариата юстиции, сведения о «протестованных» векселях.
Председателям губернских и окружных судов предоставили право разрешать получение справок у нотариусов и иным, кроме указанных, правительственным учреждениям, если эти сведения были необходимы им в государственных интересах. Кроме того, нотариусы согласно Положению о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, должны были направлять в финансовые органы «копии нотариально удостоверенных актов дарения». По более поздним положениям о государственном нотариате какая-либо информация о совершенных нотариальных действиях стала менее доступной.
В первые десятилетия своего существования государственные нотариальные конторы в соответствии с п. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. состояли в ведении губернских и им соответствующих судов и действовали, как и в дореволюционной России, под их непосредственным руководством и наблюдением. Президиумы губернских советов народных судей должны были проводить периодическое обследование нотариальных контор, осуществлять постоянное наблюдение за их деятельностью, принимать и проверять отчеты и сводки государственных нотариальных контор.
В послевоенные годы руководство всей практической деятельностью нотариальных органов осуществляло Министерство юстиции, а с середины 60-х гг. - снова суды[3]. В начале 70-х гг. руководство деятельностью государственных нотариальных контор вновь перешло к органам юстиции. Судебные органы и органы юстиции в 60-80-е гг. обязаны были проводить проверки государственных нотариальных контор не реже одного раза в два года.
В советский период отдельные нотариальные действия стали совершать не только государственные нотариальные конторы, но и районные исполкомы, городские, поселковые и сельские советы. Еще по Положению от 4 октября 1922 г. в местностях, где не были учреждены нотариальные конторы, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе.
После введения в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. отдельные функции государственных нотариальных контор могли возлагаться и на иные государственные органы. Так, выполнение нотариальных действий для находящихся за границей учреждений, организаций и граждан, а также для иностранных юридических лиц и граждан по сделкам, которые будут исполняться на территории СССР, возлагалось на консульские учреждения СССР (п. 16).
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937 г. № 99/898 воинские части и учреждения вправе были свидетельствовать копии с документов, исходящих от них. По постановлению СНК СССР от 15 сентября 1942 г. № 1536 всякого рода доверенности, а также завещания военнослужащих могли быть удостоверены и командованием отдельных воинских частей, а доверенности и завещания военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях, начальниками госпиталей.
В конце 20-х гг. в крупных городах и поселениях, где имелось несколько нотариальных контор, с разрешения Народного комиссариата юстиции допускалось открытие специальной вексельной конторы. Там же, где было две и более государственных нотариальных контор, одна из них стала называться первой. Позднее, с середины 60-х гг., первые нотариальные конторы обязательно должны были быть в каждом республиканском, краевом, областном центре, городах Москве и Ленинграде. Компетенция первых нотариальных контор отличалась от компетенции всех остальных контор данной местности[4].
Принятый 2 августа 1974 г. Закон РСФСР «О государственном нотариате» развил положения союзного закона, подробно определив порядок совершения каждого нотариального действия. Сведения о совершенных нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом. При этом для назначения на должность нотариуса не обязательно было иметь высшее юридическое образование, достаточно было наличия определенного опыта работы. Назначение на должность нотариусов производилось органами юстиции. Руководство государственным нотариатом было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции.
В советское время нотариус не был заинтересован в конечных результатах своей работы. Причины данного обстоятельства не были связаны с какой-либо конкретной личностью нотариуса, а существовали в силу объективно сложившихся в то время условий. Государство уделяло мало внимания обустройству и содержанию государственных нотариальных контор, и очень часто нотариальные конторы размещались в малопригодных для приема населения помещениях. Из-за нехватки пишущих машинок и отсутствия копировальной техники большинство нотариальных документов исполнялось от руки, что приводило к возникновению больших очередей. Взысканная за совершение нотариальных действий государственная пошлина поступала в доход государства, а нотариус получал за свою работу достаточно низкую заработную плату. Нотариус не нес никакой имущественной ответственности за неправомерное совершение нотариальных действий. В 1980-х гг. государство попыталось перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов не удалось. Такая ситуация сохранялась до 1993 г.
Как несомненное достижение законодательства о нотариате советского периода следует отметить закрепление широкого круга нотариальных действий, относящихся к компетенции нотариусов. Совершенно оправданным было и законодательное разграничение предметов ведения в сфере правового регулирования вопросов нотариата между органами государственной власти Союза ССР и республиканскими органами государственной власти.
[1] Стешенко, Л. А. Нотариат в РФ / Л. А. Стешенко, Т. М. Шам6а. М.: Норма, 2001. С.67.
[2] Карасе А. Правовые формы государственной промышленности в условиях новой экономической политики // Советское право. 1923. № 1 (4). С.45.
[3] Пономарев А. Ф. Из истории российского нотариата // Нотариат в России : сб.ст. / Наука - М. : 2001
[4] Авдеенко Н. И. Нотариат в СССР. / Н.И.Авдеенко, М.А. Кабанова М.: Вост.лит., 1984. С.10
|