Как уже говорилось, современное международное право — это право мира, и его становление шло от классического международного права — права войны и мира. Переход от классического права к современному отражал периоды реально складывающихся межгосударственных отношений. В хронологическом порядке классическое международное право сформировалось в XVII в., после Вестфальского конгресса 1648 г., который подвел итоги Тридцатилетней войны между европейскими государствами. Вестфальские мирные трактаты признали равенство католического и протестантского вероисповеданий. Таким образом, запрещалась война по религиозным причинам.
Классическое международное право — это неделимость суверенитета, которая была выдвинута во времена борьбы королевской власти против притязаний церкви на светскую власть. После этого отношения между европейскими государствами стали регулироваться на началах взаимности, равноправия независимо от того, какая религия, монархия в том или ином государстве. Международное право стало разграничивать внутренние сферы власти отдельных государств.
Был провозглашен принцип политического равновесия: равный над равным не имеет власти (лат. par inparem non habet imperium). Этим самым закладывалась основа классического международного права, регулирующего отношения неподвластности государств, что в дальнейшем повлияло на формирование принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Итак, классическое международное право — это суверенитет, равноправие и полновластие государств на своей территории[1] [2].
Вестфальские мирные трактаты окончательно не закрепили войну, но они повлияли на развитие норм права мира, например ограни-
2
чение войны в ответ на нарушение договора .
В прошлом война как средство разрешения споров была регулярной функцией государств. Но, как это ни парадоксально, окончание войн влияло на прогресс в развитии международного права и на становление норм права мира.
Что понималось под правом войны и мира в классическом международном праве? Согласно праву войны последняя считалась законным средством при разрешении споров и своего рода судебным поединком («хочешь мира — готовься к войне» — лат. si vispacempara bellum); это право контрибуций, военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, право захвата чужих территорий и порабощения колони - альных народов. За развязывание войны государства не несли международно-правовой ответственности.
Право войны включало нормы права на войну (jus ad bellum) и права в войне (jus in bello). Право на войну — это нормы, регулирующие ведение войны (например, объявление войны), а право в войне — это правила, применяемые воюющими державами.
Постепенно право войны «вытеснялось» нормами права мира. Право мира — это прежде всего мироустройство после окончания войн. Итоги войны подводились, как правило, на международных конгрессах и конференциях (Вестфальский конгресс 1648 г., Венский конгресс 1815 г., Парижский конгресс 1856 г., Парижская мирная конференция 1919—1920 гг., Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г.).
Мироустройство было связано с кодификацией норм о войне и мире, например таких, как ограничение жестоких средств войны, норм гуманитарного права (статус военнопленных, защита других жертв войны), определение театра войны, установление статуса нейтральных государств.
Здесь необходимо назвать знаменитые Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг., которые приняли конвенции о соблюдении законов и обычаев войны (так называемое право Гааги), и Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны (так называемое право Женевы). Парижский договор 1928 г. об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Келлога[3]) провозгласил отказ от войны как средства регулирования международных споров и орудия национальной политики и признал необходимым разрешать любые споры мирными средствами. Однако Парижский договор не стал универсальным.
После Первой мировой войны была создана универсальная ММПО — Лига Наций и подписан ее Статут (вступил в силу 10 января 1920 г.).
В Статуте Лиги Наций были закреплены обязательства государств не прибегать к войне, разрешать споры мирными средствами, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства. Лига Наций была первой попыткой государств создать международный механизм по укреплению всеобщего мира и безопасности. Но Статут окончательно не закрепил обращение государств к войне, и война в некоторых случаях считалась «законной».
С созданием ООН после Второй мировой войны и подписанием ее Устава (вступил в силу 24 октября 1945 г.) был окончательно решен вопрос о незаконности и преступности войны. И с этого времени классическое международное право как право войны и мира переросло в современное международное право, или право мира и сотрудничества. Устав ООН закрепил принцип неприменения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (ст. 2 п. 4). Статья 33 Устава ООН в императивном порядке закрепила разрешение споров только и исключительно мирными средствами. Итак, в международном праве была запрещена война. Но путь к этому лежал через две мировые войны.
Дадим общую характеристику современному международному праву, или праву мира, свойственным ему чертам.
Запрещены нормы права войны, нет права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, нет права завоевания. Нарушение этих норм подводится под одну черту — агрессия, т.е. применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. По современному международному праву агрессия является преступлением номер один.
Современное международное право — это антиколониальное право; в международном праве провозглашен принцип равноправия и самоопределения народов. В связи с этим положен конец колониализму и он объявлен международным преступлением.
Современное международное право носит общедемократический характер, это право всех государств, или общее международное право, нормы которого регулируют отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. С позиции международного права государства, народы и нации не делятся на цивилизованные и нецивилизованные. В настоящее время сложилось организованное международное сообщество государств с его конституцией — Уставом ООН.
С принятием Устава ООН и последующих международно-правовых актов сформировались универсальные нормы международного права, т.е. общепризнанные принципы и нормы, имеющие обязательную силу для всех государств. Это императивные общеобязательные правила, или нормы jus cogens (неоспоримое право).
Нормы современного международного права обладают приоритетом и верховенством в международном сообществе. Изменились соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. Многие конституции государств (в том числе и Конституция РФ — ст. 15) провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора[4].
Современное международное право — это право безопасности и мирных средств при разрешении международных споров. Сложились новые реальные механизмы обеспечения мира и коллективной
безопасности на универсальной (ООН) и региональной (ОБСЕ и др.) основе. В системе безопасности закреплены нормы о неприменении силы, разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир.
В современном международном праве появилась норма «общего наследия и достояния человечества»; такие нормы закреплены в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды.
Нормы современного международного права изменили своего адресата: если раньше они были обращены к государствам, то сейчас — в пользу прав человека. Сложился так называемый гомоцентризм, т.е. защита прав и свобод человека стоит на первом месте. Прошли времена, когда индивид исключался из системы международноправового регулирования. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международном праве, его право на обращение в международные инстанции, в том числе судебные, а также несение им ответственности по нормам международного права — все это входит в международно-правовой статус индивида.
Тенденцией в современном международном праве является расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права, неизвестные ранее: это право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса, информационное право и др. Динамика правотворчества продолжается. Помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Реализация норм международного права осуществляется не только международными органами. Все больше тенденция идет к тому, что нормы международного права применяются национальными судами и другими правоохранительными органами.
В современном международном праве сформировались нормы о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то право мира применяет принудительные меры к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения. С другой стороны, в международном праве появился массив норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, привлечению к ответственности физических лиц, совершивших преступления международного характера. В 1998 г. на конференции в Риме учрежден МУС, который начал работать 1 июля 2002 г.
Современное международное право носит трансграничный характер; происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства передают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов. Это видно на примере европейских сообществ и создания ЕС. В этом регионе сформировалось европейское право.
Таковы основные черты современного международного права. В международной системе, о которой говорилось выше, постепенно складываются миропорядок и международный правопорядок. Это приоритет норм международного права, политический реализм и ответственное поведение государств, обеспечение демократии и прав человека, приверженность правопорядку при соблюдении Устава ООН. Это также свобода выбора, баланс интересов, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, решение глобальных проблем.
В настоящее время требуются новые подходы к управлению международными отношениями, исключающие влияние однополярного мира. ООН и ее система являются органом управления для решения таких глобальных проблем, как мир и безопасность, природные ресурсы, здравоохранение, изменение климата и др. На глобальный характер современных вызовов и угроз необходимы ответные коллективные действия государств. Глобальные проблемы не имеют границ. Они, как сказал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «не могут быть решены каким-то одним государством или группой государств»[5]. Многополярный, а не однополярный мир — это поиск политических и правовых форм регулирования международных проблем.
Эволюцию и перспективу международных отношений и международного права XXI в. определила Декларация тысячелетия, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г. Она назвала фундаментальные ценности, имеющие существенно важное значение для международных отношений в XXI в.: свобода; равенство; солидарность; терпимость; уважение к природе; общая обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранение угроз международному миру и безопасности.
Государства взяли политические обязательства претворить ценности и цели Декларации тысячелетия в своей внешней политике.
[1] Ф.Ф. Мартенс и А. Фердросс считали, что начало классического международного права относится к Вестфальскому мирному договору 1648 г., когда в Европе множатся территориальные суверенные образования и как следствие необходимости сдерживать их противоположные притязания развивается принцип равновесия, закрепленный Утрехтским мирным договором 1713 г. и превратившийся в принцип равноправия государств. С начала XIX в. к этим задачам прибавляется новая — достижение путем сотрудничества государств общих для всего человечества целей. См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изд. 1904 г.). Т. 1. С. 101—103; Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 56-57, 622.
[2] Подробнее см. гл. II настоящего учебника.
[3] Назван по имени его инициаторов — французского министра иностранных дел А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога.
[4] «Складывается международно-правовое понятие цивилизованного государства. Им будет считаться такое, которое закрепило в своей правовой системе основные принципы международного права, а также права человека в качестве императивных норм. Целесообразно со временем сделать такую цивилизованность условием членства в ООН» (ЛукашукИ.И. Нормы международного права. М., 1997. С. 109).
[5] Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации. Нью-Йорк, 2008. С. 1.
|