Четверг, 28.11.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Международное право в Средние века

Система юридических принципов и норм, сложившаяся с V по XVII в., именуется международным правом Средних веков. Отличительными чертами этого периода являлись:

регионализм;

преобладание обычных норм над договорными;

существенное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.Для данного периода характерно и то, что войны были постоянными. Постоянство войн и развитие государственности вынуждали государства вступать в разнообразные международные отношения, в основном речь шла о мирных отношениях и торговле. Это было время, когда церковь взяла верх над государством. Каноническое право имеет несомненный интерес для международного права, так как именно оно пропагандировало следующее:

божье перемирие означало перемирие: от субботы до понедельника; в неделю, предшествующую крещению, с включением шести дней после него; в период от Великого поста до Троицы; все Господние праздники; божье перемирие гарантировалось присягой вассалов, сюзеренов. Если нарушалась присяга, то применялась санкция — епитимья (церковное отлучение и проклятие);

запрещение во время войны грабить церкви, уничтожать поля, жатвы;

право убежища для иностранных купцов;

нейтралитет церковных земель и т.д.

Церковные сборы XVI в. были предшественниками будущих международных конгрессов. Кроме того, Церкви удалось содействовать образованию института постоянных посольств. Неприкосновенность посла подтверждалась и каноническим правом (1582 г. — свод канонического права). Церковные соборы принимали постановления, направленные на ограничение способов и средств ведения войны, торговли оружием[1]. Хотя и не запрещалось убивать пленных, раненых, но известны были такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих милостыню. Постепенно стал использоваться институт выкупа пленных.

Те же действия были и со стороны мусульман: война с иноверцами считалась священной; допускалось опустошение вражеской страны; убийство пленных, освобождение их осуществлялось за выкуп, в луч

 

шем случае — рабство; запрещалось истязать женщин, детей, больных; слово, данное врагу, должно было честно соблюдаться.

Со временем войны стали подразделяться на законные и незаконные. Участниками войны считались все взрослые мужчины (обычно с 14 лет). В Средневековье не проводилось различия между военными и мирным населением. Что касается Руси, то нельзя не упомянуть о таких обычаях, как объявление войны заранее («иду на вы» — предупреждение киевских князей) и неприкосновенность мирных жителей.

Если в первые века феодализма в основном заключались многочисленные устные договоры, сопровождавшиеся клятвой, рукопожатием, то позднее устанавливается форма письменного заключения договора.

Средневековью был известен институт гарантий. Одним из средств выполнения договоров являлась религиозная клятва. Со временем религиозная клятва становилась недостаточной и государства прибегали к таким мерам, как поручительство, взятие заложников или обмен ими, залог ценностей или даже территорий, т.е. к своего рода гарантиям исполнения договора. Известны институты «хранителей договоров».

В Средние века была известна формула суверенитета: верховная власть государства; независимость государства во внешних делах; верховенство государства во внутренних делах. Суверенитет понимался как выражение верховенства и независимости главы государства как внутри страны, так и в международных отношениях. На то время имели место французская и английская формулы суверенитета, а во времена правления Людовика XIV (1638—1715 гг.) суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем: «Государство — это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов, т.е. под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Позднее, а именно в XVII в., понятие «суверенитет» воспринимается международным правом и признается необходимым юридическим свойством государства.

Начиная с XIII в. в международных отношениях закладывались основы института торговых «консулов». Институт постоянных дипломатических представителей не был известен Средневековью, а практика дипломатии в Средние века исходила из принципа: «Посол лицо государя носит и речи его говорит». Послы являлись неприкосновенными, наделялись привилегиями и преимуществами и могли рассчитывать на почести церемониального характера.

Средневековье характеризовалось и тем, что в случае проживания на территории феодала без специального разрешения иностранец превращался в крепостного, а его имущество переходило в собственность феодала. В Средние века появилось понятие «береговое право», согласно которому прибрежный владелец получал право собственности на корабли, потерпевшие кораблекрушение у его берегов, а экипажу и пассажирам грозили плен или обязательство выкупа.

Что касается морской торговли, то ее развитие в Средние века обусловило появление норм, касающихся ведения морских войн. К примеру, получил развитие институт каперства.

Необходимо отметить, что переход от международного права античности к международному праву Средних веков занял ряд столетий, но мы ограничимся лишь перечислением институтов, которые получили развитие в упомянутый период: институт правосубъектности, институт посольства, институт консульского права, институт нейтралитета, институт залога и гарантий договоров со стороны третьих лиц и др. Характерной чертой развития международного права в Средние века являются также вопросы правового режима иностранцев, правового режима открытого моря, формирования понятий исторических морей и заливов, территориального моря, правового режима пленных[2]. Все это сыграло положительную роль в развитии принципов и норм международного права будущих веков.

 

[1] Лютеранский собор в 1139 г. запретил использовать арбалеты, продажу мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от Церкви.

[2] См. подробнее: БаскинЮ.Я., ФельдманД.И. История международного права. М., 1990. С. 49-67.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%