В настоящее время российский бизнес демонстрирует готовность к партнерским отношениям с государством, однако отношение к государственно - частному партнерству и у государства, и у предпринимательского сектора неоднозначное. С одной стороны, в государственно-частном партнерстве видится возможность экономического прорыва, а с другой - возможность нецелевого использования бюджетных средств и усиления коррупции.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в процессе создания инновационной экономики государственному сектору, равно как и предпринимательскому, выгодно использовать различные формы взаимодействия, в том числе и государственно-частное партнерство. Именно с помощью такого взаимодействия бизнеса и власти возможно реализовать программы социально-экономической модернизации экономики с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.
На данном этапе такая форма, как государственно-частное партнерство, является наиболее популярной и даже уже традиционной. Но современная экономика, а именно поставленная задача на уровне правительства РФ по формированию инновационной экономики, некоторые недостатки законодательной базы, а также требования предпринимательской среды диктуют выделение новой формы взаимодействия бизнеса и власти - государственно-частного предпринимательства.
Государственно-частное предпринимательство - это совокупность подходов и форм осуществления предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг при условии обязательного взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов экономики с целью решения социально-экономических задач, а также развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ряд авторов, как например, С.Л. Никитин[1], О.Н. Тараненко[2] и некоторые другие ученые, не находят различий государственно-частного партнерства и
государственно-частного предпринимательства, воспринимая эти термины как синонимы. Однако в современной юридической и экономической литературе встречаются и другие мнения.
Так, государственно-частное предпринимательство, по мнению Н.Н. Масюк и Ю.В. Балдиной, является инновационной и перспективной формой взаимодействия бизнеса и власти в России. В системе государственно - частного предпринимательства указанными авторами выделяются такие его виды, как государственный франчайзинг и аутсорсинг определенных управленческих функций государственных учреждений[3].
В последнее время в российской экономике франчайзинг приобретает все большее значение, выступая особым способом организации и ведения бизнеса, то есть предпринимательской деятельности. Применение франчайзинга дает существенные преимущества для развития предпринимательской деятельности как лицам, предоставляющим право использовать свои деловую репутацию, методы организации производства и реализации товаров, работ, услуг (т.е. для франчайзеров), так и лицам, приобретающим возможности их использования (т.е. франчайзи). В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики франчайзинг как особая форма предпринимательской деятельности дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства, способствует малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, в выходе на федеральный и международный уровень. Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых и расширения действующих франчайзинговых предприятий в регионах России.
Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение. В этой связи следует выделить особо государственный франчайзинг как новую форму взаимодействия бизнеса и властных структур в системе государственно-частного предпринимательства.
Под государственным франчайзингом понимается форма государственночастного предпринимательства на основе договорных отношений в части передачи государством бизнесу поручения о создании предприятий по производству товаров и услуг в наиболее важных в общегосударственном смысле отраслях с целью поддержки и развития малого и среднего предпринимательства[4]. При этом государство должно выступать как выгодный партнер, а не регулирующий орган.
На сегодняшний день франчайзинг в России успешно применяется в областях общественного питания и бытового обслуживания и начинает
использоваться в таких отраслях «новой экономики», как информационные технологии или медицинская диагностика.
Аутсорсинг является другой формой государственно-частного
предпринимательства. Аутсорсинг представляет собой передачу организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и
инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Современная система государственного и муниципального управления предъявляет очень высокий уровень требований к эффективности выполнения возложенных на нее функций и услуг. Одновременно с этим она становится все более открытой для внедрения и использования новых современных технологий менеджмента, в том числе и технологий аутсорсинга[5].
Если говорить о специфике аутсорсинга в государственном управлении, то аутсорсинг административно-управленческих процессов - это выведение функций и предоставляемых услуг органов государственной власти за рамки их полномочий и передача данных функций и услуг на конкурсных условиях в частный сектор, органам местного самоуправления или государственным предприятиям.
Расширение участия частных компаний в деятельности государственных структур поддержано на уровне Президента и Правительства Российской Федерации: «Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат...»[6]. Использование аутсорсинга в органах власти имеет своей целью повышение эффективности осуществления государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством государственного управления.
Основная роль аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении заключается в следующем: повышение качества государственных и муниципальных услуг, и эффективности административно-управленческих процессов; обеспечение внедрения новых информационных технологий в управленческой деятельности органов власти; управление зданиями и сооружениями органов власти; предоставление услуг связи, контроль издержек деятельности и экономия бюджетных средств; финансовый аудит и др.
Использование системы аутсорсинга позволяет оптимизировать процесс предоставления государственной и муниципальной услуги, поднять уровень
удовлетворенности граждан, упразднить фиктивные и излишние услуги, обеспечить экономию средств бюджета на оказание государственных и муниципальных услуг. Достижение поставленных целей посредством применения аутсорсинга зависит от продуманности мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного и муниципального сектора.
Таким образом, административная реформа дает толчок развитию системы аутсорсинга услуг в органах исполнительной власти, главной целью которой и является улучшению качества государственного и муниципального управления.
Однако заметим, что, несмотря на серьезность поставленных административной реформой задач, сроки их реализации давно прошли, и если на федеральном уровне определенные шаги были сделаны, то в ряде регионов страны движение почти не заметно, также, как и в большинстве муниципалитетов России (как исключение, отметим развитие системы многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Из-за «страха перед аутсорсингом» государственные структуры России пока не стремятся активно передавать свои функции бизнесу на длительный срок[7].
Мировая практика свидетельствует о положительном результате применения технологии аутсорсинга в деятельности органов государственного и муниципального управления. В последнее время данный механизм широко используется в Канаде, Чили, Японии, Австралии, Великобритании, Соединенных штатах Америки и других странах. За счет внедрения механизма аутсорсинга, возможно сэкономить от 10 до 50% бюджетных средств[8].
Но главным образом, внедрение аутсорсинга в государственный и муниципальный сектор позволяет повысить качество предоставляемых услуг. Например, в Австралии была внедрена электронная системы регистрации компаний, работающих в режиме реального времени, что позволило 80 % компаний воспользоваться этой системой и тем самым сократить время, необходимое для регистрации, с 15 дней до 15 минут. Помимо IT-аутсорсинга, в мировой практике также применяется и аутсорсинг социальных услуг. Так, в Великобритании в течение последних десятилетий действует система частных социальных учреждений, оказывающая социальные услуги населению в рамках государственных социальных программ. Британские менеджеры высоко оценивают и экономическую и социальную эффективность этой системы.
Волна административных преобразований последних десятилетий обусловлена «перегревом» государства от огромного числа возложенных на него задач и функций, дополняемых все новыми проблемами, решить которые
оно не в состоянии без передачи полномочий негосударственным организациям[9].
При этом оптимизация функций превратилась не в разовую, а в постоянную задачу органов власти. Все усилия государственных и муниципальных служащих начинают концентрироваться на управлении контрактными отношениями. Очевидно, что управление этими отношениями требует наличия особых компетенций у сотрудников. Помимо традиционных управленческих задач, таких как планирование, бюджетирование, осуществление кадровой политики, у служащих органов власти появляются и новые задачи - ведение переговоров и посредничество, реинжиниринг бизнеспроцессов, проектирование сетевых структур[10].
Все чаще в практике государственного управления для взаимодействия со сторонними организациями заключаются соглашения об уровне услуг, представляющие собой дополнительные к основному договору соглашения, которые заключаются между заказчиком и исполнителем и детально регламентируют требования к уровню и параметрам качества предоставляемых услуг по отношению к потребителям этих услуг, а также методы и средства контроля качества. Одним из факторов, свидетельствующих о способности сторонней организации решать поставленные задачи, является ее соответствие требованиям заказчика в отношении качества предоставляемых услуг аутсорсинга[11].
Распространенной практикой становится также так называемое заключение «контракта на систему», когда государственный или муниципальный контракт предполагает передачу другой стороне в определенном объеме таких функций заказчика, как размещение заказа, управление производством, передача работ другим исполнителем. В этом случае компания - «управляющая системой» самостоятельно на конкурентной основе подбирает субподрядчиков, осуществляет мониторинг выполнения контракта и несет ответственность за соблюдение заданных качественных параметров, за контроль над общими издержками и завершением всего цикла работ в соответствующий срок[12].
Для успешного применения аутсорсинга в российских органах государственной власти необходимо учитывать не только встречающиеся в мировой практике ограничения и трудности при использовании аутсорсинга, но и специфику российских условий, в том числе такие ограничения, как уровень развития рынка услуг, низкая административная культура российской бюрократии.
Новые подходы в государственном управлении должны эффективно использовать систему государственного-частного предпринимательства, т.е. потенциал частного сектора для решения общественных задач. Но надо иметь ввиду, что расширение взаимодействия государства и муниципалитета, в лице отдельных органов и чиновников с частным сектором, повышает опасность принятия невыгодных для общества решений, коррупции. Вероятность таких решений тем ниже, чем более детальны, открыты и прозрачны планируемые результаты, критерии и процедуры принятия решений.
[1] Никитин С.Л. Государственно-частное предпринимательство в области добычи углеводородов: проблемы и пути решения // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 117-119.
региона // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2012. № 5. С. 68-72.
[3] Балдина Ю.В., Масюк Н.Н. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. 2013. № 2 (74). С. 9-14.
[4] Там же С. 13.
[5] Шеянова А.Н. Сущность аутсорсинга и его классификация // Экономика и финансы. 2006. № 13.
[6] Выступление на заседании Госсовета В.В. Путина // Известия. 2008. 11 февраля.
14
[7] Кирсанов С.А. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности управления в органах власти РФ // Материалы Афанасьевских чтений. 2012. Т. 1. № 10. С. 159.
[8] См.: Головщинский К.И., Данилов А.С. Административная реформа и проблемы государственного управления. - М., 2008.
[9] См.: Василенко Л.А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы. - М.: Наука, 2007.
[10] Eggers W., Goldsmith S. Networked Government // Government Executive. 2003. № 35 (8). P. 33.
[11] Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.
[12] Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
|