Тридцатилетняя война разразилась на стыке Средних веков и Нового времени. Это была первая общеевропейская война, в которую было втянуто большинство народов и государств, расположенных от Габсбургской Испании на западе до Московского государства на востоке. Некоторые историки называют Тридцатилетнюю войну настоящей Первой мировой[1].
В 1648 г. Тридцатилетняя война закончилась знаменитым Вестфальским миром, заключенным на Вестфальском конгрессе, который определил основные контуры системы международных отношений в Европе на целых полтора столетия. Это был первый конгресс в Европе, и отличался от амфиктионий он тем, что у него не было принудительной власти. Это был прежде всего съезд дипломатов христианских государств, которые собирались обсудить и привести к соглашению путем переговоров международные интересы Европы.
Вестфальский трактат состоит, как известно, из двух связанных между собой договоров: Оснабрюкского и Мюнстерского. Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:
принцип политического равновесия и стабильности границ;
институт международно-правового признания (была признана независимость Швейцарии и Нидерландов). Впервые сформулирована декларативная теория признания. Это проявлялось и в признании за германскими князьями их суверенных прав;
институт равноправия государств на внешней арене независимо от преобладающего в нем вероисповедания;
институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, «что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны отстаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого независимо от религии»).
Важную роль играл Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала «в качестве общепризнанного участника международного общения». Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных договоров на полтораста лет, вплоть до Великой французской революции. Что касается дипломатии, то она в рассматриваемый период характеризовалась как искусство лжи и вероломства[2].
Было положено начало согласованному решению европейских проблем не на религиозной основе, а на светской; значимым является и то, что Вестфальский трактат стал гарантией европейского международного правопорядка.
[1] См.: Университетский историк: Альманах. Вып. 1. СПб., 2002. С. 126-147.
[2] См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изд. 1904 г.). Т. 1. С. 95.
|