Венский конгресс, продолжавшийся с сентября 1814 г. по июнь 1815 г., на свои заседания собрал 216 глав европейских государств (за исключением Турции).
Знаменательным можно назвать принятие Конгрессом специального Положения относительно дипломатических агентов от 7 (19) марта 1815 г. Впервые учреждаются ранги дипломатических представителей: посол, посланник, поверенный в делах — и определяется порядок их назначения.
Венский конгресс первым осудил работорговлю (Декларация держав об уничтожении торга неграми 1815 г.). Конгресс также принял Постановление о свободе судоходства по рекам, которые протекают по территории нескольких государств (была признана свобода судоходства по реке Конго).
Историками, юристами доказано, что был создан порядок на основании уступок и соглашений между различными началами и системами, однако ни один принцип на Конгрессе не получил полного признания и осуществления.
Первая восточная война 1853—1856 гг. (Крымская) закончилась Парижским мирным конгрессом, на котором был подписан трактат от 18 марта 1856 г. Парижский мир 1856 г. был заключен между Россией, с одной стороны, и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией — с другой.
Знаменательным прогрессом в международном праве можно назвать разработку и принятие Декларации о праве морской войны (Парижская морская декларация от 16 апреля 1856 г.), которая подтверждала положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. и дополняла ее:
каперство отменялось навсегда (каперство — нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (так называемые каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства);
нейтральный флаг покрывает неприятельские товары, за исключением контрабанды;
нейтральная собственность, за исключением военной контрабанды, не может быть захвачена под неприятельским флагом;
блокада, для того чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддерживаться достаточной силой, чтобы фактически воспретить приближение к неприятельскому берегу.
Также согласно Декларации 1856 г. определялся режим свободы торгового судоходства во время войны по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба — в Европе, Миссисипи и Св. Лаврентия — в Америке, Конго и Нигер — в Африке.
Конгресс в Берлине был созван по инициативе Англии и Австро- Венгрии при посредничестве Германии в 1878 г. Он проходил под председательством имперского канцлера Германии, состоял из министров и посланников Германии, Англии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, России и Турции. Армянская и болгарская делегации не получили права участия в Конгрессе. Так появилась балканская проблема, а затем и армянский вопрос[1].
Берлинский конгресс вновь подтвердил свободу плавания по Дунаю, сохранил Дунайскую международную комиссию, постановил срыть крепости и запретил плавание военным кораблям от железных ворот до устья.
Конгресс 1878 г., вынужденный предоставить независимость Болгарии, Сербии и Черногории, юридически подтвердил право наций на государственное самоопределение. Но нерешенные важнейшие противоречия на Балканах в дальнейшем обусловили Первую мировую войну. Соглашаясь с мнением ученых-международников о том, что Берлинский конгресс 1878 г. не внес ничего нового в развитие международного права, все же необходимо отметить его значимость. В частности, в ст. 26 Берлинского трактата закреплялось обязательство государств обеспечивать защиту прав человека от дискриминации; в ст. 35 утверждалось, что различия в религиозных верованиях и исповеданиях не должны являться поводом для непризнания за кем-либо его гражданских и политических прав[2].
Первая Гаагская конференция, получившая название «мирной», состоялась в Гааге в мае 1899 г. В работе Конференции участвовали 27 государств Европы, Азии и Америки. Число участников второй Гаагской конференции 1907 г. возросло до 44 государств. Первая Конференция была проведена по инициативе России, а вторая — по инициативе России и США.
Работа конференций предусматривала три направления: 1) вопрос разоружения; 2) средства мирного урегулирования международных споров; 3) международное закрепление законов и обычаев войны.
Участники Конференции 1899 г. пришли к единому мнению, что для роста материального и нравственного благосостояния человечества желательно ограничение расходов на военные дела, и подписали ряд международных правовых документов.
На второй Гаагской конференции 1907 г. внимание сосредоточилось на юридических вопросах права войны, и 18 октября (5 октября) 1907 г. конференция мира приняла Заключительный акт, к которому были приложены 13 конвенций и одна декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов. Что касается конвенций, то это были конвенции:
о мирном решении международных столкновений;
об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по договорным долговым обязательствам (конвенция Драго — Портера[3]);
об открытии военных действий;
о законах и об обычаях сухопутной войны;
о правах и об обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне;
о положении неприятельских торговых судов при открытии военных действий;
об обращении торговых судов в военные;
об установке автоматических контактных подводных мин;
о бомбардировке морскими силами во время войны;
о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г.;
о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;
об учреждении международного призового суда;
о правах и об обязанностях нейтральных держав в морской войне.
Надо отметить, что конвенции, принятые в 1899 и 1907 гг., явились в истории развития международных отношений и международного права значимым событием, они до сих пор остаются сводом общепризнанных принципов и норм международного права, относящихся к войне. Их иногда называют «правом Г ааги», или «правом войны».
[1] См.: Кирокосян Дж., Саакян Р. Армения в документах международной дипломатии и советской политики. Ереван, 1972. С. 128.
[2] См. подробнее: Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1888. Т. 8. С. 668-670.
[3] Л.М. Драго — автор идеи о недопустимости вооруженной интервенции в целях взыскания долгов, министр иностранных дел Аргентины, юрист, дипломат, публицист, делегат на конференции; Х. Портер — представитель США.
|