Важное значение для развития фундаментальной юридической науки имеют глубокие междисциплинарные связи, которые в последние десятилетия складываются у теории государства и права с такими науками и научными направлениями, как философия права, социология права, юридическая конфликтология, антропология права, и т.д. Объективной основой для этого выступает то, что у всех этих наук общий объект изучения — государство и право, имеется онтологическая близость предметов их изучения и соответственно некоторое сходство современных методов их исследования. Вполне закономерно возникает проблема соотношения этих отраслей научного знания и перспектив их дальнейшего развития. Для ее разрешения необходимо установить науковедческий статус данных отраслей научного знания и уточнить содержание их предметов. Наиболее часто эта проблема рассматривалась применительно к сопоставлению философии права и теории права.
Все имеющееся многообразие взглядов по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе можно распределить по следующим подходам:
философия права, в отличие от юриспруденции, — это часть общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. Тогда ее место — в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии. Так, в работе одного из наиболее известных современных западных теоретиков права, Г. Коинга, отмечается, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явления культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии. Философия права всегда зависела от господствовавших в данную эпоху мировоззренческих систем. На основе исторического обзора Г. Коинг трактует три, по его мнению, основных вопроса философии права: о принципах справедливости, о сущности позитивного права и о своеобразии юридической мысли;
философия права лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего философии и правоведения. Кроме этого философия права принадлежит в определенной степени к политической науке (всеобщему учению о государстве)1. В этом смысле она выступает в качестве междисциплинарного научного направления, в рамках которого осуществляется анализ философских проблем права и в которое входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения;
ряд исследователей относит философию права к отраслям юридической науки: она является «фундаментом» для создания позитивного права и науки позитивного права2 либо определенным направлением науки права, существующим наряду с прочими правовыми дисциплинами — догматикой права, социологией, психологией права и т.д.;
встречается компромиссная позиция, в соответствии с которой наличие таких юридических (по своему предмету и методу) дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д., вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам3.
На наш взгляд, наиболее перспективной и целесообразной выступает позиция тех авторов, которые, не умаляя значения всех перечисляемых научных дисциплин (философии права, социологии права, антропологии права и др.) для качественной подготовки юристов и подчеркивая вклад в их развитие именно ученых-правоведов, а не философов, социологов и др., тем не менее считают, что философия права, социология права и другие аналогичные науки не входят [1] [2] [3] или не должны входить в состав фундаментальной юридической науки1.
Французский теоретик права Ж.-Л. Бержель пишет, что в философии права больше собственно философии, чем права. Она стремится освободить право от «его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира. Конечно, такие великие философы, как Платон, Аристотель и особенно Кант или Гегель, интересовались правом, но в большей мере их занимало не то, что есть право, а то, чем должно быть право. Общая теория права не принижает значимость философии права и часто вынуждена обращаться к основным положениям и разнообразным целям права, но в то же время философия не является ее основным предметом. В общей теории права речь идет об изучении права, каким (как) оно есть, а не права, каким оно должно быть»2.
Таким образом, имея общий объект исследования — право и государство, каждая из названных отраслей научной мысли изучает своими собственными приемами и средствами соответственно общемировоззренческое, социальное и юридическое в праве и государстве, щедро делясь друг с другом полученными результатами. Это вполне соответствует присущим всей науке взаимопроникающим тенденциям: сближение и параллельное ему интенсивное саморазвитие научных отраслей (филиация идей).
Анализируя основания междисциплинарной демаркации философии права и теории государства и права на базе философии науки, И.П. Малинова пишет, что эпистемологическим маркером любой дисциплинарной парадигмы является ее язык. В этом контексте она справедливо приходит к выводу, что онтологическим основанием философии права является язык философии, а онтологическим основанием теории государства и права — язык правовых категорий (эти языки взаимопроникают, обмениваются терминами, что, однако, не меняет существа дела). В связи с этим очевидно, что коренной вопрос: «Что такое философия права?» — не в номинальном, а в методологическом смысле есть вопрос о философских понятийном аппарате, языке, дискурсах, методологиях и парадигмах юриспруденции3. [4] [5] [6]
Собственно, юридический подход к предмету исследования, отличающий теорию права, — это не юридико-технический подход, а теоретический, выражающийся в анализе и объяснении правовых явлений во всех их аспектах — историческом, социологическом, психологическом, антропологическом и т.д. Каждая из смежных с теорией права академических дисциплин ориентируется только на один из аспектов права. Теорию же права отличает синтезирующий, интегрирующий и глобализирующий подход, учитывающий результаты исследований других дисциплин для выработки оптимальной позиции в описании, анализе и объяснении «правовых данных». Марк ван Хук весьма обоснованно пишет, что «теория права — отрасль правовой науки, занимающаяся критическим анализом всех аспектов права, изучающая правовые явления, как в отдельности, так и в целом, как в концептуальном, так и в практическом их выражении — с целью добиться максимального проникновения в глубь этих правовых данных и более четкого их объяснения»1.
Таким же образом рассуждает и Ж.-Л. Бержель: «Юрист — это дирижер, способный настроить на один лад все инструменты оркестра под названием «право». Правовед не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское и скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого (в том числе нежелание видеть зависимость правового положения от определенного контекста) становится причиной нелогичных и непредвиденных событий»2.
Этот логичный вывод влечет за собой необходимость кардинальных преобразований отечественной теоретической науки о праве и государстве, которая в условиях философского, социологического (а также политологического, антропологического и т.д.) вакуума в советский период3 вынуждена была быть, как отмечалось в учебной литературе, и философичной, и социологичной4. В условиях восстановления в правах философии права, социологии права, политологии права и других научных направлений теория государства и права должна, наконец, стать «юридичной». С нашей позицией, высказываемой уже давно5, соглашаются современные теоретики права: «В будущей общей [7] [8] [9] [10] [11] теории государства и права будет, по-видимому, преобладать догматический компонент, философский и социологический сократятся до минимума»1. В этом случае общая теория государства и права потеряет немного: она просто войдет в свои берега, обретя разумные границы.
[1] Право ХХ века: идеи и ценности: Сборник обзоров и рефератов. С. 19.
[2] См. там же. С. 12.
[3] Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесян- ца. М.: Норма: Инфра-М, 1999. С. 25.
[4] См.: Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве // Государство и право. 1998. № 1. С. 52.
[5] Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко; пер. с фр. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. С. 13.
[6] См.: Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика. М., 2014. С. 9-10.
[7] Право ХХ века: идеи и ценности: Сборник обзоров и рефератов. С. 112.
[8] Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 12-13.
[9] По поводу особой судьбы философии права в России см.: Малинова И.П. Указ. соч. С. 5.
[10] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 8-9.
[11] См.: Шагиева Р.В. Философия права и теория права: проблемы их соотношения и преподавания // Теория государства и права и философия права: Материалы конференции. Йошкар-Ола: МарГУ, 1999.
|