Исходя из таможенного законодательства Российской Федерации и судебной практике можно говорить о том, что таможенное правонарушение осуществляется путем ввоза/вывоза товаров в страну или из страны с нарушением действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части. Из -за этого государство не осуществляет своё право по взиманию налогов. Так как государство лишается этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в государственную казну, это наносит огромный ущерб. Из этого изложенного можно сделать вывод нарушителем таможенного законодательства может быть любое лицо, перемещающее товары, облагаемые таможенными пошлинами без их уплаты или запрещенные товары. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность [10].
Под таможенным правонарушением понимается - нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства, связанное с порядком перемещения и возврата товаров и ценностей на территорию РФ через таможенную границу вопреки правовому запрету, посягающую на сферу экономической деятельности.
Перемещение через таможенную границу подразумевает совершение действий, связанных с ввозом/вывозом на таможенную границу или с этой территории товаров, транспортных средств или ценностей любым способом [16].
Перемещение также включает в себя пересылку с
использованием:
трубопроводного транспорта;
международной почтовой связи;
линий электропередачи.
Таможенная граница представляет собой пределы таможенной территории РФ, также включая таможенные склады и периметры свободных таможенных зон.
В таможенную территорию включаются:
сухопутная территория РФ;
территориальные воды;
воздушное пространство над ними;
искусственные острова, установки и сооружения в экономической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела [25].
Криминология определяет группу таможенных правонарушений как совокупность правонарушений, связанных с нарушением таможенного законодательства, а в частности с нарушением ввоза/вывоза, и возврата товаров и ценностей на территорию Российской Федерации. Иванова С.Ю подчеркивает что у таможенных правонарушений есть специфическая особенность. Эта особенность заключается в том, что таможенные правонарушения выражаются в невыполнении или ненадлежащем выполнении прописанных в НПА предписаниях.
То есть какое-либо нарушение порядка таможенных операций (например помещение товаров под таможенную процедуру), влечет за собой опасные последствия для общества.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 года была выделена группа правонарушений, получившие название «таможенные правонарушения» и относящиеся к подведомственности таможенных органов [28].
Исходя из всего выше изложенного мы можем выделить 2 аспекта в таможенных правонарушениях:
материальный (заключается в процессе причинения вреда общественным отношениям);
правовой (указывает на нарушение правил, закрепленных в таможенном законодательстве).
Другие ученные, такие как Ларичев Л.Д. и Сучков А.И. придерживаются позиции, что правонарушения называют «таможенными» исходя из того, что их совершение связанно с пересечением таможенной границы [11].
Таможенные правонарушения можно разделить на три основные группы: таможенные правонарушения, за которые наступает
административная ответственность, таможенные правонарушения, за которые наступает материальная ответственность и таможенные правонарушения, за которые наступает уголовная ответственность.
Материальную ответственность влекут за собой следующие нарушения таможенных правил:
перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (то есть помимо мест расположения таможенного органа либо в нерабочее время) или путем сокрытия от него (то есть с использованием тайников или иных методов, затрудняющих досмотр товаров) транспортируемых товаров, в случае если отсутствует состав контрабанды или иных преступлений;
перемещение товаров через таможенную границу с использованием поддельных, недействительных либо добытых преступным путем документов в случае, если отсутствует состав контрабанды или иных преступлений;
недекларирование товаров при импорте в установленные сроки;
транспортировка, хранение и приобретение товаров, ввезенных на таможенную территорию помимо таможенного контроля, либо путем уклонения от него, либо с использованием поддельных документов и средств идентификации, недекларированных, либо недостоверно продекларированных, а также транспортировка, хранение и приобретение товаров, для которых предусмотрены льготы при оплате таможенных платежей и при их использовании либо отчуждении, без разрешения таможенного органа в иных целях, чем те, для которых были предусмотрены данные льготы, а также иные нарушения таможенных правил.
Очевидно, что таможенные правонарушения, за которые наступает административная ответственность, регулируются нормами административного права.
В административной науке сложилось следующее деление объектов административных правонарушений.
Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными наказаниями.
Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, посевы и другое).
Виды нарушений таможенных правил, за которые установлена административная ответственность, предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях:
неостановка в месте нахождения таможенного органа транспортного средства (в том числе транспортного средства индивидуального пользования), следующего через государственную (таможенную) границу Республики Молдова, а также отправление и допущение отправления транспортного средства (в том числе транспортного средства индивидуального пользования), находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного;
воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа при осуществлении им своих должностных обязанностей к товарам, предметам и иным ценностям, находящимся под таможенным контролем;
причаливание к судну, находящемуся под таможенным контролем, других плавучих средств без разрешения таможенного органа;
непредставление таможенному органу в установленный срок документов, необходимых для таможенного контроля товаров, предметов и иных ценностей, находящихся под таможенным контролем (независимо от представления письменной декларации) и т.д.
Правонарушения в сфере таможенного дела, ответственность за которые предусматривается уголовным законодательством, принято называть «таможенными преступлениями».
Нормативно-правовая база, регламентирующая выявление и предупреждение таможенных правонарушений
Уголовная ответственность за таможенные правонарушения:
Правонарушения, по которым таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют дознание и неотложные следственные действия, условно называют таможенными
преступлениями, так как они совершаются в сфере
внешнеэкономической деятельности, подконтрольной, в основном, таможенным органам. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за шесть видов таможенных преступлений. К таможенным преступлениям относятся (см. Таблица 1)
Таблица 1 - Виды таможенных преступлений [19].
Вид таможенного преступления
Статья
1) Преступления, связанные с незаконным экспортом или передачей сырья, оборудования, материалов, научно-технической информации, технологий, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
ст. 189 УК РФ
2) Преступления, связанные с невозвращением на территорию РФ предметов художественного, археологического и исторического достояния народов России и зарубежных стран
ст. 190 УК РФ
3) Преступления, связанные с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте
ст. 193 УК РФ
4) Преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей
ст. 194 УК РФ
5) Преступления, связанные с контрабандой сильнодействующих, отравляющих, ядовитых, радиоактивных, взрывчатых веществ, ядерных материалов , радиационных источников, огнестрельного оружия или его основных частей, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, взрывных
ст. 226.1 УК РФ
устройств, боеприпасов, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иной военной техники, иного вооружения, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей
6) Преступления связанные с контрабандой растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
ст. 229.1 УК РФ
Рассмотрим их подробнее:
1) Преступления, связанные с незаконным экспортом или передачей сырья, оборудования, материалов, научно-технической информации, технологий, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
В уголовном праве под незаконным экспортом подразумевают ввоз на территорию РФ товаров, выполняемый с нарушением законов и других нормативных актов РФ [22].
Регулирование экспорта технологий двойного предназначения за рубеж осуществляется Федеральным законом РФ «О военно - техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., «Об экспортном контроле» от 19 июля 1999 г., «Об основах регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08 декабря 2003 г. и иными нормативными актами.
То есть из их содержания следует то, что под законным экспортом подразумевается вывоз товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них без обязанности обратного ввоза на эту территорию, разрешенное компетентными органами [12].
Объектом преступления является введенный порядок реализации внешнеэкономической деятельности, содержащий в себя порядок перемещения их через таможенную границу России и государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров.
Предметом преступления выступают технологии, услуги и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.
Таким образом, способы совершения преступления зависят как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.
Преступление будет считаться завершенным с момента фактического вывоза хотя бы одного из вышеперечисленных предметов за пределы территории РФ с нарушением специального экспортного контроля (с учётом таможенного оформления) [18].
Признаки вероятности применения технологий, научно -
технической информации или услуг при формировании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и присутствия в отношении указанных технологий, научно-технической информации или услуг специального экспортного контроля являются взаимодополняющими, это означает, что при отсутствии одного из них не будет состава преступления в целом.
Не зависимо от гражданства субъектами такого вида таможенных преступлений считаются вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Также такие преступления обладают специальным субъектом ,это означает что лицом, совершившим такого рода преступление может быть должностное лицо, экспортные организации, компетентные на совершение таких операций. Так как такие преступления совершаются за пределами территории РФ, то уголовной ответственности подлежат лишь только граждане России или лица, проживающие в РФ, но без гражданства [23].
За совершение такого рода преступлений Уголовным кодексов России предусмотрено наказание в виде:
штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты лица либо иного дохода;
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности сроком до 5 лет;
лишения свободы сроком до 3 -х лет [28].
Преступления, связанные с невозвращением на территорию РФ предметов художественного, археологического и исторического достояния народов России и зарубежных стран.
Г лавной причиной введения в законодательство уголовной ответственности такое таможенное преступление, является спасение от расхищения и утраты национального достояния всего народа РФ, которые приобрели небывалый размах.
Несмотря на меры противодействия такого рода преступлений, которые принимает государство, невозвращение и невиданный вывоз не ослабевает. Это приводит к не очень положительным результатам [24].
Бесспорно, невозвращение культурных ценностей, экспортированных из РФ, нарушает её право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием Российской Федерации или зарубежных стран. Это конечный результат совершенного преступления. Тем не менее, в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они экспортированы законно и на установленный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ [26].
Предметом такого рода преступлений являются те движимые предметы, которые подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., и относятся к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации или зарубежных стран и взяты под специальную охрану государством РФ как национальное достояние.
Так, к культурным ценностям в соответствии со статьей 7 Федерального закона относятся:
уникальные произведения живописи, редкие рукописи
документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки
иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати
предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки
другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе, их копии, взятые государством на особый учет и охрану.
Это не полный перечень, так как к ним могут быть отнесены любые движимые предметы, рукописные и печатные документы и т.д.
Все эти предметы могут перемещаться в другую страну, только временно и в определенных целях, установленных статьей 27 Федерального закона. К таким целям относятся:
для реставрационных работ или научных исследований;
в связи с разнообразной артистической деятельностью;
в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении [6].
Не подлежат к временному вывозу те культурные ценности, которые отнесены к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации.
Временный вывоз культурных ценностей в рамках
международного сотрудничества России с другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими
юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистической деятельностью, и в других необходимых целях [24].
Порядок временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок строго регламентирован Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами.
Ходатайства собственников культурных ценностей или уполномоченных ими лиц о временном вывозе рассматривают и выдают свидетельства на право их временного вывоза соответствующие отделы и управление Министерства культуры РФ и подведомственные им учреждения.
Если ходатайство о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, архивных материалов либо оружия, являющихся культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по согласованию, соответственно, с Комитетом по драгоценным металлам РФ, Государственной архивной службой России и МВД РФ [26].
Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.
Объектом преступления является монополия государства на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а не монополия государства на владение и распоряжение ими. Права физических и юридических лиц - собственников культурных ценностей - в таких случаях ограничены действующим законодательством не в полной мере, а лишь в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право владения и пользования ими государством не монополизировано.
Преступление считается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.
Субъектом преступления может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства.
Субъектами преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на их временный вывоз, представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане - собственники временно вывозимых культурных ценностей, либо их представители. Если представители собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат уголовной ответственности за соучастие [28].
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Основным источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, зарегистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.
В результате ВЭД, обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках подлежат: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в иностранной валюте, связанные с экспортом товаров, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) [12].
Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в том числе, в форме авансовых переводов - предоплаты), т.е., внешнеторговая валютная цена за вычетом расходов в валюте, связанных с поставкой на экспорт (комиссионных, транспортных и т.д.).
Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ [23].
Порядок перевода и пересылки валютных ценностей из РФ нерезидентами и правила проведения ими валютных операций устанавливаются ЦБ РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их сокрытия. Практике известны различные способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.
Наиболее распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров - это фальсификация документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.) [19].
Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих, в соответствии с законодательством РФ, обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.
Целью статьи 193 УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов государства, установленного порядка проведения валютных операций и стабильность валютного рынка [28].
Предметом преступления является иностранная валюта (иностранные денежные знаки - банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.
В соответствии с действующим валютным законодательством РФ, перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) [5].
Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк РФ, Правительство РФ) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, управления валютного контроля ФТС, отделы валютного контроля РТУ и таможни).
Основными документами такого контроля являются паспорт сделки, оформляемый экспортером в уполномоченном банке по каждому заключенному им контракту, и учетная карточка, составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок [18].
Уклонение от уплаты таможенных платежей.
Можно утверждать, что именно с отменой тотальной монополии государства на внешнюю торговлю и переходом Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 15 до 21 млрд. долларов в год.
Поэтому, вполне оправданными являются: усиление
государственных мер противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.
Характерно, что, несмотря на кажущуюся простоту, в уголовно - правовой науке нет единого понимания сущности этого состава преступления и однозначно не определено его место в сфере экономической деятельности РФ, что и вызывает в юридической литературе оживленные дискуссии и споры [11].
Некоторые ученые относят уклонение от уплаты таможенных платежей к налоговым преступлениям, поскольку эти платежи являются разновидностью налогов.
А другие считают, что это деяние следует относить к группе таможенных преступлений, потому что в данном случае речь идет об уклонении именно и лишь от таможенных платежей.
Вторая точка зрения предпочтительнее, так как она объединяет уклонение от уплаты различных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) исключительно с таможенной деятельностью, и в частности, с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза [21].
Объектом данного преступления признается установленный порядок взимания налогов как составной части финансовой системы.
Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного Союза, и в иных случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом Таможенного Союза [17].
Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности преступления не образовывать, но предусматривает административную ответственность за нарушение таможенных правил.
Подобная же ответственность устанавливается и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей в некрупном размере [21].
Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.
В самом наименовании статьи охватывается перечень предметов преступления, которые подпадают под действие данной статьи. Этот перечень является исчерпывающим, то есть прочие товары не могут являться предметом контрабанды применительно к этой статье. Она относится к категории преступлений против общественной
безопасности [26].
По части 1 статьи 226.1 УК РФ (наиболее часто применяемая таможенными органами) устанавливается уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных
материалов, огнестрельного оружия или его основных частей (рамки, затвора, барабана, ствольной коробки, ствола), оружия массового поражения, взрывных устройств, боеприпасов, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, прочего вооружения, другой военной техники, а равно стратегически значимых товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере [28].
Квалифицирующим признаком этого преступления является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза вышеперечисленных товаров, то есть перемещение таких товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящимся к другим товарам средств идентификации [15].
Применительно к незаконному перемещению стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей квалифицирующим признаком является также крупный размер перемещаемых товаров. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в данной статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. То есть если вы будете, например, незаконно вывозить из России бабушкину икону, признанную культурной ценностью, но при этом стоимость её не превысит одного миллиона рублей, в этом случае в ваших деяниях не будут усмотрены признаки преступления, но может быть обнаружено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством [16].
Перечень стратегически значимых товаров и ресурсов устанавливает Правительство Российской Федерации (в этот перечень, например, входят: пушнина, драгоценные металлы и драгоценные камни, редкие виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции СИТЕС и др.).
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Статья 229.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Диспозиция данной статьи определяет те же квалифицирующие признаки преступления, что и для преступления, предусмотренного статьёй 2261 УК РФ. Разница лишь в предмете преступления. Здесь, как видно, речь идёт о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов либо растений, содержащих такие вещества, а также инструментов и оборудования, которые могут быть использованы для изготовления наркотиков и психотропных веществ. Необходимо обратить внимание на то, что имеет значение размер незаконно перемещаемых наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов либо растений, содержащих такие вещества (далее для большей доступности прочтения все эти средства, вещества и прекурсоры буду именовать просто «наркотики»). Законодателем установлена такая градация применительно к статье 2291 УК РФ:
контрабанда наркотиков безотносительно к их размеру (незначительный размер);
значительный, крупный и особо крупный размеры наркотиков (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002).
Статья 2291 УК РФ - к категории преступлений против здоровья населения и общественной нравственности [28].
В зависимости от размера незаконно перемещаемых наркотиков установлены и санкции соответствующих частей статьи 2291 УК РФ. Обратите внимание, что здесь установлены довольно серьёзные реальные сроки заключения, вплоть до пожизненного, да ещё и штрафные санкции, поэтому не искушайте судьбу, не лишайте По- глупости себя свободы.
Так, частью 1 статьи 2291 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение наркотиков через границу безотносительно к их размерам (то есть незначительный размер), предусматривающая лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Часть 2 статьи 2291 УК РФ за то же деяние, совершённое в отношении наркотиков в значительном размере, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Часть 3 статьи 2291 УК РФ устанавливает ответственность за деяния, совершённые в отношении наркотиков в крупном размере, которые наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового [13].
А вот частью 4 статьи 2291 УК РФ установлено, что за такие деяния, совершённые:
а) организованной группой;
в отношении наркотиков в особо крупном размере;
с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы [23].
Таким образом, таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками: повышенная общественная опасность; совершение в результате внешнеэкономической деятельности; направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства; причиняют значительный вред деятельности таможенных органов; совершаются преимущественно организованными преступными сообществами; многообъектность; бланкетность; высокая латентность (скрытность).
Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве:
Таможенные органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, также, как и участники внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия.
Основанием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы ТК ТС «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».
Административная ответственность за таможенные правонарушения:
Из Таможенного кодекса таможенного союза следует, что административные правонарушения и преступления - правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. При этом таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за 23 вида таможенных правонарушений:
незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1 КоАП);
недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП);
несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП);
недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст.16.4 КоАП);
нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП);
непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП);
представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП);
причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП);
недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП);
несоблюдение порядка таможенного транзита ( ст. 16.10 КоАП);
уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП);
несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП);
совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа (ст. 16.13 КоАП);
нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП);
непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП);
нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП);
представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП);
невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами(ст. 16.18 КоАП);
несоблюдение таможенной процедур (ст. 16.19 КоАП);
незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП);
незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21 КоАП);
нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП);
незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП);
Статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:
начальник ФТС, его заместители;
начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
начальники таможен, их заместители;
начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Остановимся на особенностях административной ответственности в области таможенного дела более подробно. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:
административно -правовые, касающиеся различных
ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.
Особенностями административной ответственности в области таможенного дела являются:
особое правовое регулирование;
порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;
единственным фактическим основанием для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения (16гл. КоАП);
субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
административная ответственность применяется как в судебном, там и во внесудебном порядке.
Современная правовая наука признает три основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения - фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя - процессуальное основание.
В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного правонарушения.
Субъектами административного права могут выступать как физические, так и юридические лица. Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины - умысел и неосторожность).
В КоАП РФ содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.
КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В административном праве за совершение административных правонарушений применяться следующие наказания: 1)
предупреждение;
административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности. Таким образом, административные правонарушения - правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
|