Главным направлением деятельности правоохранительных органов является обнаружение совершаемых и готовящихся правонарушений.
Для того чтобы эта цель была достигнута, необходимо получение информации о таких правонарушениях и принятие мер по их предотвращению.
Своевременность выявления признаков подготовки таких правонарушений является важнейшим условием. Бывают разные источники такой информации, которая бы содержала сведения о признаках подготовки или совершения правонарушений, к ним относятся:
- средства массовой информации
- сообщения организаций, граждан
- сведения из рекламных изданий и т.д.
Сообщения о правонарушениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления круглосуточно принимаются во всех таможенных органах, осуществляющих функции органа дознания [23].
Заявление о готовящемся правонарушении должно быть сделано заявителем, который прибыл в таможенный орган в письменной или устной форме. Кроме этого, это заявление может быть отправлено им по почте. Лицо, прибывшее в таможенный орган, пишет соответствующее заявление.
Также, деятельность оперативных подразделений оказывает содействие по выявлению правонарушений в таможенной сфере. Как показывает практика, если на территории таможенных органов есть такие подразделения, число выявленных правонарушений увеличилось почти в 1,5 раза [30].
Существенным способом обнаружения таких правонарушений указанного вида являются лабораторные исследования, которые проводят таможенные лаборатории. Они определяют такие способы совершения правонарушений, как: декларирование товара не своим наименованием, по иному коду ТН внешнеэкономической деятельности, ложное указание страны происхождения и т.д. Лабораторные исследования позволяют выявить те нарушения, которые не в состоянии определить инспектор таможни, исполняющий таможенный контроль, так как он не располагает особыми знаниями по идентификации товаров, не владеет надлежащей лабораторной техники. Так, среди подвергнутых лабораторным исследованиям товаров от 30 % до 55 % оказывались контрабандными или товарами, таможенная стоимость по которым была существенно занижена, т.е. имело место уклонение от уплаты таможенных платежей [22].
Также к механизмам выявления и предупреждения таможенных правонарушений можно отнести:
1) Осуществление форм таможенного контроля.
Одной из разновидностью государственного контроля является таможенный контроль. Исключительными полномочиями на его проведение располагают таможенные органы РФ. Важность таможенного контроля для правоохранительной деятельности государства несомненно очевидна: он выражается как важнейшее средство выявления нарушений таможенных правил, преступных деяний экономического характера, налоговых правонарушений. При реализации таможенного контроля, таможенный орган зачастую следует принципом выборочности, ограничиваясь лишь совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. Сотрудниками таможенных органов пресекаются попытки проникновения на территорию РФ наркотических средств, оружия и других предметов, запрещенных к свободному перемещению через таможенную границу России. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы [16].
В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:
1) об учредителях организации;
2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
4) об открытых банковских счетах;
5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
6) о местонахождении организации;
7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;
8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу [11].
Лица, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.
Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств - членов таможенного союза.
Таможенный контроль проводится в целях:
- проверки достоверности сведений, заявленных при декларировании товаров таможенному органу;
- проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- выявления фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, им способствующих;
- выявления признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждения и пресечения.
Многообразие форм таможенного контроля позволяет подвергнуть тщательной проверке не только ввозимые/вывозимые товары и транспортные средства, но и деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности [10].
Так, таможенные органы проверяют документы и сведения, предоставляемые при совершении таможенных операция, для проверки достоверности сведений, подлинности документов. Проверка осуществляется путем сопоставления предоставленных документов и сведений с информацией, полученной из других сведений, обработки сведений с использованием информационных технологий и т.д.
Также таможенные органы осуществляют действия, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства, контейнеров и других мест, где могут находиться или находятся товары.
2) Оснащение техническими средствами таможенного контроля.
В современных условиях, характеризующихся большими объемами перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, более изощренными способами сокрытия контрабанды и предметов таможенных правонарушений, оперативному составу подразделений таможенного контроля и оформления, сотрудникам отделов по борьбе с контрабандой невозможно эффективно справляться со своими функциональными обязанностями без применения современных технических средств таможенного контроля [12].
Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - специальные установки, аппараты, детекторы, анализаторы, инструменты, приспособления и другие технические средства, применяемые должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства России о таможенном деле и международных договоров России, контроль над исполнением которых возложен на таможенные органы. В качестве ТСТК могут использоваться только технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Специалистами ТСТК условно подразделяются на следующие виды:
1) досмотровая рентгеновская техника (ДРТ);
2) инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК);
3) технические средства поиска (ТСП);
4) технические средства идентификации (ТСИ);
5) технические средства дознания (ТСД);
6) технические средства визуального наблюдения (ТСВН);
7) технические средства контроля носителей аудиовидеоинформации (ТСКН);
8) технические средства оперативной связи (ТСОС);
9) досмотровый инструмент (ДИ);
10) средства наложения таможенного обеспечения (СНТО).
К объектам таможенного контроля следует отнести:
• сопровождаемый багаж и ручная кладь пассажиров и транспортных служащих;
• несопровождаемый багаж пассажиров и среднегабаритные грузовые упаковки;
• крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры,
грузовые платформы, грузовые отсеки автотранспортных средств и т.п.);
• все виды транспортных средств;
• международные почтовые отправления;
• конкретных лиц, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают товары, являющиеся объектами нарушения таможенного законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы;
• таможенные документы на товары и транспортные средства (хотя не все документы перемещаются через таможенную границу);
• средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения), наложенные на документы, товары, транспортные средства и т.п.
Естественно, что непосредственному таможенному контролю с применением ТСТК подвергается как содержимое объектов таможенного контроля, так и сами объекты. Например, личные вещи, находящиеся в багаже пассажиров - это содержимое, а ручная кладь, багажные сумки, чемоданы, коробки и т.п., где они размещаются (это объекты таможенного контроля). Аналогично подвергаются таможенному контролю товары, перевозимые в транспортных контейнерах (содержимое), и сами контейнеры (объекты) [22].
На основании абзаца ст.107 ТК ТС технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности.
Технические средства таможенного контроля могут использоваться применительно к таким формам таможенного контроля как:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- осмотр помещений и территорий;
- таможенная ревизия [2].
Очевидно, что результаты применения этих технических средств определяют весь ход дальнейшего процесса таможенного контроля. Именно с их помощью может быть установлена достоверность и подлинность представленных на перемещаемые объекты документов, именно эти технические средства позволяют установить соответствие содержимого товаров и транспортных средств данным декларирующих их документов, «верифицировать» объекты таможенного контроля, подтвердить правильность категорирования (классифицирования) товара в соответствии с ТН ВЭД в оперативных условиях. А уже отсюда следует правильное начисление таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверные статистика и валютный контроль, т.е., выражаясь самыми общими словами, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле [25].
В большинстве случаев с помощью этой категории техники в процессе таможенного контроля обеспечивается поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах, и в сочетании с применением технических средств криминалистики обеспечивается выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.
3) Система управления рисками.
Широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства [19].
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле:
1) имеющих устойчивый характер;
2) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
3) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
4) затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы [2].
Стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела.
Порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска, регламентируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством [25].
Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Целями применения системы управления рисками являются:
1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;
- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу [24].
Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг.
В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение рисков и управление ими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидными проявлениями рисков являются: контрабанда наркотиков; перевозка контрабандных грузов; риск того, что программа работы оперативного подразделения выполняется не в полной мере другие. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.
|