Правонарушения в сфере таможенного дела покушаются на безопасность экономики нашей страны, национальные интересы, особенно в условиях совершения попыток других стран взять под контроль или завоевать российский рынок, малой способностью российских товаров конкурировать, а также существенного роста зависимости Российской Федерации от ввоза продовольственных товаров и вывоза сырья [18].
Таможенными органами, которые проверяют соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, в том числе владельцами таможенных складов, уполномоченными экономическими операторами, таможенными перевозчиками, должны выявляться правонарушения в сфере таможенного дела.
Но данные деятельности правоохранительных органов, говорят о том, что этот вклад недостаточный. Это говорит о том, что на сегодняшний день проблема эффективности борьбы с правонарушениями стоит весьма остро.
Таможенные органы работают в нелегких условиях, так как:
- контролю подвергнут огромный поток перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств;
- проверяются многочисленные транспортные, таможенные и товаросопроводительные документы, что говорит о том, что проведение таможенных процедур отличается сложностью,
- существует недостаток времени для таможенного контроля
- отсутствуют нужные ТСТК.
На этом же этапе, выполнение задач, стоящих перед таможенными органами требует быстрейшего таможенного оформления товаров и транспортных средств и немедленным завершением процедур таможенного контроля. Вследствие этого, существует большая латентность таможенных правонарушений (то есть скрытность). Так, в основном таможенный контроль осуществляется по документам. Из всего объема товаров, всего лишь около 10 % товаров подвергаются досмотру. В связи с этим, происходит рост таможенных правонарушений.
Для таможенной сферы свойственно установление неформальных отношений между участниками внешнеэкономической деятельности и работниками таможенных органов, основывающихся на личных связях, должностных злоупотреблениях. Чрезвычайно остро стоит проблема выявления правонарушений, связанных с их использованием.
Работники таможенных органов подвергнуты большому давлению со стороны лиц, которые заинтересованы в уклонении от уплаты таможенных платежей, провозе контрабанды. Масштабы заинтересованности выражаются в огромных размерах, особенно в товарном обороте. Нельзя не отметить, что работники таможенных органов обладают большими дискреционными полномочиями (т.е. принимать решения по своему усмотрению), что создает почву для корыстных злоупотреблений, участия в таможенных правонарушениях [14].
В то же время нельзя не учитывать организационные факторы, снижающие эффективность борьбы с таможенными правонарушениями. К таким факторам можно отнести:
1) Безосновательный отказ в возбуждении уголовного дела, неосновательная передача материалов по посредственности, ведение административного производства вместо возбуждения уголовного дела. Из-за чего ряд доказательств по делу своевременно не фиксируется.
В некоторых таможнях бывали случаи, когда материалы, включающие данные об уклонении от уплаты таможенных платежей месяцами или годами не подвергались рассмотрению, как выяснялось, они незаконно пересылались из одной таможни в другую, в последующем истекает срок давности для привлечения к уголовной ответственности и после этого выносятся постановления об отказе в возбуждении дела.
2) Незаконное прекращение уголовных дел.
Когда по уголовным делам почти не производится никакие меры по определению лиц, совершивших преступления, дела безосновательно затормаживают, находятся без движения до момента истечения срока давности. Потом дознание возобновляется, для того чтобы прекратить дело.
3) Несвоевременное решение о задержании, аресте, непринятие активных мер к розыску скрывшихся преступников.
4) Низкий уровень взаимодействия подразделений правоохранительных органов (ФСБ, МВД, органов прокуратуры РФ).
5) Высокий уровень вовлеченности в совершение таможенных правонарушений сотрудников правоохранительных органов [23].
В условиях массового характера таможенных правонарушений даже самой эффективной борьбы с ними со стороны правоохранительных органов недостаточно для кардинального изменения положения дел. Состояние таможенной преступности прежде всего определяется экономической политикой государства, особенно в сфере внешней торговли. Между тем именно этой политике свойственны глубокие изъяны, на которые обращают внимание специалисты. Отмечается отсутствие должного подхода к ее формированию. Этим занимается, в частности, ряд комиссий, созданных при Правительстве РФ, деятельность которых носит эпизодический характер.
|