Проблема борьбы с таможенными правонарушениями включает в себя наряду с правоприменительный законотворческий аспект. Речь идет, прежде всего, о таможенном законодательстве. Действующую таможенную систему нельзя назвать эффективной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного производителя. Однако при нынешнем уровне таможенного администрирования, такая система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому нужно кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов.
Таким образом, поставлена задача совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешней торговли при изменении существующей системы таможенного администрирования в целях борьбы с коррупцией. Это требует существенных изменений в действующем таможенном законодательстве.
Нельзя не отметить сложность таможенного законодательства, распространенность бланкетных норм, огромный объем, что приводит к его невыполнению, манипулированию им, способствует таможенным правонарушениям. Иногда по одному и тому же вопросу практически ежемесячно издаются нормативные акты, каждый из которых дополняет или частично отменяет предыдущий, а, в конечном счете, принимается нормативный акт, лишающий юридической силы их все.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы связана с необходимостью значительного, с одной стороны, дополнения, с другой - упрощения и сокращения этого законодательства, правового регулирования с помощью норм прямого действия. Проблема совершенствования таможенного законодательства в целях эффективной борьбы с таможенными преступлениями будет актуальна, наверное, всегда, так как изменения во внешней торговле, те или иные негативные тенденции в деятельности участников таможенных отношений должны немедленно выявляться, эти и другие факторы следует постоянно "отслеживать" с тем, чтобы своевременно вносить изменения в закон.
При этом нельзя не учитывать мгновенную реакцию на изменения в законе со стороны правонарушителей, которые находят новые лазейки для уклонения от уплаты таможенных платежей и т.д., что опять вызывает необходимость изменений в законе. Требует решения сама проблема своевременного "отслеживания" нормативных актов, нуждающихся в совершенствовании.
В настоящее время вопрос совершенствования таможенного законодательства в целях борьбы с таможенными правонарушениями стоит весьма остро и по той причине, что закончился этап "ухода" государства от регулирования экономики, внешней торговли; стихийного развития рыночных отношений, при котором отсутствовало противодействие использованию сверхприбыльных незаконных внешнеторговых операций. Государство "возвращается", и важно закрепить это в правовых нормах, определив границы государственного регулирования и контроля. Значимость этого процесса трудно переоценить.
Криминальное поле таможенной сферы заполняется сейчас правонарушениями и преступлениями, связанными с применением электроники, доступом к компьютерным, телекоммуникационным системам, что обусловлено, в частности, переходом таможенных органов к использованию этих систем в своей работе, особенно в обработке, обмене, хранении информации.
В этой связи весьма важен поиск путей обеспечения эффективной борьбы с таможенными правонарушениями в условиях компьютеризации таможенной деятельности.
Имеются и объективные условия, способствующие криминализации таможенной сферы. Внешняя торговля - высокоприбыльная деятельность. Сверхприбыль дают контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей. Это не может не привлекать внимания криминального мира, а значит, и внимания научных работников к вопросам борьбы с этой преступностью.
Для уменьшения правонарушений в таможенном деле и преступности в целом, необходимо:
- На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами при проведении ими совместных операций по пресечению административных правонарушений в области таможенного дела.
- Организовать интенсивную подготовку профессионалов
административного расследования на собственной учебно -
методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.
- Создание системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению ввоза товара контрабандным способом или с административными правонарушениями.
Применение в практике деятельности таможенных органов законодательных положений ТК ТС, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направлено на реализацию базовых принципов ВТО: содействие внешней торговле, гармонизацию таможенного администрирования, активную борьбу с международной преступностью.
В то же время содержащиеся в ТК ТС, в частности, связанные с сокращением сроков таможенного оформления с 10 до 3 дней (на практике более 95% товаров в настоящее время оформляются в течение одних суток), упрощением таможенных процедур, и другие либеральные положения законов используются недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях совершения таможенных правонарушений.
В связи с этим перед правоохранительными, и особенно таможенными, органами России встает задача организации более эффективной борьбы с экономическими правонарушениями, активного использования всего спектра сил, средств, форм и методов оперативно - розыскной деятельности, поиска новых направлений сотрудничества с зарубежными таможенными службами, накопившими уникальный опыт правоохранительной деятельности.
Рациональное использование этого опыта таможенными органами России, на мой взгляд, является актуальной задачей, вызванной потребностями динамично развивающейся экономики страны.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что таможенные правонарушения причиняют вред законным интересам граждан, оказывают негативное воздействие на безопасность нашего государства и экономики в целом.
В ходе анализа были раскрыты наблюдающиеся проблемы, которые оказывают отрицательное воздействие на результативность борьбы с таможенными правонарушениями.
В современнное время особое внимание уделяется оснащению таможенных органов современными техническими средствами контроля, разработке и внедрению передовых информационных технологий и всё то, что устремлено на содействие внешней торговле, убыстрение товарооборота и усовершенствование таможенного администрирования.
Самой актуальной проблемой была и остаётся коррупция в рядах таможенных органов. Необходимо активно вести борьбу с проявлениями коррупции, реализовывая на практике целый комплекс мер по предупреждению и пресечению коррупции. К таким мерам можно отнести: увеличение уровня заработной платы государственных служащих, жесткий отбор сотрудников, принятие мер по минимизации контакта участника внешнеэкономической деятельности с должностными лицами таможенных органов. Сложность таможенного законодательства, распространенность бланкетных норм, огромный объем, что приводит к его невыполнению, манипулированию им, способствует таможенным правонарушениям.
Тем не менее, на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по защите экономического суверенитета страны, формированию доходной части федерального бюджета, обеспечению экономической безопасности страны.
Как показывает практика число возбужденных уголовных дел за совершение таможенных преступлений с каждым годом увеличивается. В 2014 году за I полугодие таможенными органами РФ было возбуждено 1032 уголовных дел, а в 2013 году за I полугодие - 919, т. е на 113 уголовных дел больше в сравнении с предыдущим годом, это примерно на 12% больше. Но всё еще часть преступлений остается вне видении таможенных органов.
Для повышения эффективности деятельности ТО по борьбе с таможенными правонарушениями было предложено: обеспечить таможенные посты необходимыми ТСТК и транспортными средствами; также внести изменения в законодательство, а именно повысить сумму, упростить и сократить законодательство, с помощью норм прямого действия; организовать интенсивную подготовку профессионалов административного расследования на собственной учебно -
методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики. Таким образом, в этих условиях должна быть разработана концепция уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями.
Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало расширение практики электронного декларирования, внедрение технологии удаленного выпуска, внедрение практики обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, сокращение срока выпуска товаров высокой степени переработки, определение минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенных целях, введение института уполномоченного экономического оператора, обеспечение возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации, применение новых технологий уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется на бумажных носителях.
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно повысить эффективность таможенного контроля при их проверке.
Также необходимо сократить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Таким образом, применение указанных мероприятий в деятельности таможенных органов позволит существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела и улучшит результаты работы.
|