В жизни все отклонения от обычного, нормального мы называем чрезвычайным происшествием или ситуацией. В нормативных документах предусмотрено следующее определение: Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайная ситуация (ЧС) криминального характера - это сложившаяся в результате деяния, предусмотренного уголовным кодексом РФ, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, нарушение жизнедеятельности людей и требует немедленного реагирования с использованием тактических сил и средств.
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций
целесообразно разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.
Задачи, стоящие перед органами и учреждениями уголовноисполнительной системы по упрочению правопорядка и законности, активизации борьбы с преступностью и другими
правонарушениями, усилению уголовно-исполнительного
воздействия на лиц, содержащихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, обеспечению безопасности осужденных, обвиняемых и подозреваемых, сотрудников и персонала, других лиц, находящихся на территории этих учреждений, требуют от личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы умения квалифицированно, профессионально и правомерно действовать не только в обычных, но и в особых условиях[1] [2]. Уголовно-исполнительная система включает в себя:
Учреждения, исполняющие наказания;
Территориальные органы управления уголовноисполнительной системы;
Центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации.
Учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, являются исправительные колонии, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних преступников.
Деятельность вышеназванных учреждений осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, рационального применения принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.
Правовой институт режима особых условий в Российском пенитенциарном праве появился в 1992 году, когда Законом РСФСР от 12 июня 1992 года в исправительно-трудовой кодекс РСФСР была внесена статья 231 «Режим особых условий в исправительных учреждениях»3. Эта статья устанавливала, что «в случаях возникновения в местах лишения свободы массовых беспорядков, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, по решению соответствующих
должностных лиц могла быть ограничена или приостановлена в местах лишения свободы работа производств, школ, профессионально-технических училищ, магазинов, клубов и библиотек на срок не более тридцати суток». Как видно из закона, режим особых условий вводился только при возникновении массовых беспорядков в местах лишения свободы.
В 1995 году режим особых условий в следственных изоляторах законодательно был закреплен ст. 48 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Эта статья установила, что «при возникновении массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых, либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению соответствующих должностных лиц и по определенной процедуре в местах содержания под стражей вводится режим особых условий». Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
- обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
- создавать необходимые условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, лиц и граждан, находящихся на их территории;
- обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
- обеспечивать охрану здоровья осужденных;
- осуществлять деятельность по развитию своей материальнотехнической базы и социальной сферы.
В 1996году ст. 85 УИК РФ было установлено, что «в случаях введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях, осужденных в исправительном учреждении, может быть введен режим особых условий». Общие вопросы правовой организации и правовое регулирование деятельности органов внутренних дел и учреждений, а также органов, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, регламентированы законодательной базой. Схожие проблемы более подробно были рассмотрены в научных трудах
Григорьева В.Н.[3] Докторская диссертация В.Н. Григорьева является первым в юридической науке монографическим исследованием, специально посвященным проблеме исследования преступлений в чрезвычайных условиях, в том числе и криминального характера.
Рассмотрим, что же такое режим особых условий при ЧС криминального характера. В исторической ретроспективе российского пенитенциарного права подобных аналогов еще не было. Необходимо выделить «Правила о призыве войск для содействия гражданскими властями», утвержденные царским указом Николая 11 от 7 февраля 1906 года и «Общую тюремную инструкцию» 1915 года. В соответствии с данными правовыми актами, при возникновении в местах лишения свободы чрезвычайных ситуаций, массовых беспорядков, групповых неповиновений или открытого сопротивления распоряжениям тюремной администрации, соответствующими должностными лицами вызывались войска или подразделения конвойной стражи для восстановления надлежащего порядка. В ходе ликвидации массовых беспорядков в местах лишения свободы вся полнота власти по управлению силами и средствами переходила к старшему воинскому начальнику прибывших подразделений, а роль тюремной администрации сводилась к ознакомлению с создавшейся ситуацией и доведением необходимой информации.
В советском исправительно-трудовом праве не было норм, регулирующих правоотношения, которые возникали при дестабилизации обстановки в пенитенциарных учреждениях. За весь советский период в уголовно-исполнительном праве так и не появились законодательные нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в экстремальных условиях.
Важным требованием в формировании терминологии органов и учреждений уголовно-исполнительной системы является определенность, однозначность и относительная неизменность используемых терминов. При определении «должен учитываться объективный характер их содержания, традиция применения этого термина в научно-практической сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения, и связь с общим употреблением в других областях знаний»[4].
признанием уголовно-исполнительного права самостоятельной, а не комплексной отраслью права, необходимо особое внимание уделять формированию содержания норм, имеющих свои аналоги в других отраслях права. Основу предмета этой отрасли составляют закономерности и основные свойства уголовно-исполнительного права во всех проявлениях и аспектах, в том числе и в условиях таких явлений, как чрезвычайные ситуации и обстоятельства, влекущие введение в учреждениях уголовно-исполнительной системы режима особых условий при ЧС криминального характера. В сфере уголовно-исполнительного права эти нормы должны подчеркивать не общее, а специфическое, свойственное сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу. Учитывая
вышеизложенное, обосновывать определение особых условий целесообразно в два этапа. На первом этапе необходимо обозначить базовые критерии понятия, показать их отличие и взаимосвязь, а на втором - установить критерии и параметры режима особых условий и сформулировать его определение. При этом необходимо учитывать, что понятие «режим особых условий» включает в себя не только характер происходящего явления в природе или обществе, но и условия функционирования различных структур, в том числе и уголовно-исполнительной системы.
Перед рассмотрением понятия «режим особых условий» представляется необходимым определить, что вкладывается в термины «режим», «правовой режим», «режим особых условий», поскольку между ними существует диалектическая взаимосвязь общего, особенного и единичного. Выявление характерных черт понятия «режим» затруднено тем, что содержание данного понятия в юридической литературе понимается неоднозначно и зачастую один и тот же термин несет разную смысловую нагрузку. Но в любом случае «нельзя забывать важнейших требований, предъявляемых к научной терминологии, ее однозначности, строгой определенности, ясности, устойчивости, совместимости со всем комплексом употребляемых в науке терминов. Обогащение понятийного аппарата науки должно происходить не за счет утраты точности терминов. В одних научных работах под режимом понимают законность[5], в других - порядок[6], в-третьих - социальный режим некоторого объекта или вида деятельности, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств[7] [8].
Правовой режим - широкое юридическое понятие. Он означает, что действия и отношения урегулированы правом. В данном случае понятие правового режима совпадает с понятием системы права, если рассматривается с точки зрения отношений граждан, организаций в связи с определенными объектами.
Исходя из вышеизложенного, под режимом можно понимать установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей. Для изучения понятия «режим» необходимо исследовать его содержание, используемое в юридических науках.
Профессор Алексеев С.С. отмечает, что понятие «режим» несет в себе основные смысловые оттенки данного слова. В том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой
4
самостоятельности .
Таким образом, можно сделать вывод, что с теоретической точки зрения правовой режим - это:
- закрепленные в законодательстве права, обязанности и ответственность;
- система мер, которая используется для достижения поставленных целей;
- система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма.
Практическая сторона правового режима характеризуется действием особого юридического порядка, имеющим свои отличия для каждой конкретной отрасли права.
По мнению профессора Д.Н.Бахраха «правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий, опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли»[9].
Л.А. Морозова считает, что отраслевой правовой режим представляет собой «результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений»[10]
Необходимо отметить, что уголовно-исполнительному праву присущ свой отраслевой режим, отражающий специфику объекта уголовно-исполнительного воздействия и используемых для этого правовых средств. Так, например, ст. 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимает «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания». В этом случае уголовноисполнительное законодательство рассматривает самостоятельный институт данной отрасли права как основное средство исправления осужденных. Следует заметить, что «на всем протяжении формирования и развития науки уголовно-исполнительного права в отношении режима в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не было достигнуто единства мнений и взглядов ученых и практических работников на социально-правовую природу и предназначение режима содержания осужденных»[11].
например, по мнению профессора В. Южанина «режим не может обеспечивать охрану осужденных и надзор за ними, так как они сами являются средствами обеспечения режима. Раздельное содержание различных категорий осужденных, а также изменение условий их содержания не являются ни объектом, ни содержанием режима, ни средством его обеспечения. Режим в исправительных учреждениях может обеспечивать: исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала и различные условия содержания осужденных. Порядок же реализации условий отбывания наказания, т.е. режим,
Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Общие положения Правил
регламентируют и конкретизируют вопросы деятельности учреждений, чтобы создать наиболее благоприятные возможности для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнение ими своих обязанностей»[12]. Являясь отраслью российского права, уголовноисполнительное право призвано регулировать порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определять средства исправления осужденных, охрану их прав и. свобод и законных интересов, оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
В условиях чрезвычайных ситуаций требуется иное нормативное воздействие по сравнению с тем, которое действует в обычных условиях. В.Б. Рушайло определяет подобные режимы как чрезвычайные, так как при их помощи происходит перестройка юридического инструментария.
В уголовно-исполнительном праве чрезвычайный режим обладает своей спецификой, создавая, в том числе и на базе понятия «режим» данной отрасли права, собственную регулятивную конструкцию.
Содержание «особых условий» некоторые авторы связывают лишь с чрезвычайными мерами охраны. Другие полагают, что это повышенные по степени опасности условия общественной жизни. Третьи относят к ним обстоятельства, нарушающие нормальный ритм жизни общества. Четвертые понимают под ним чрезвычайную обстановку, влекущую установление специального правового режима, характеризующегося введением в действие мероприятий, усиливающих полномочия органов государственной власти и государственного управления[13]. В ряде ведомственных нормативных актов представлены определения понятия «особый период». «Особый» означает отличный от других[14]. Иными словами, «особый»- отличный от других, имеющий специальное значение, не похожий на других, индивидуальный, отличительный[15].
Понятие «условие» «означает появление внешних обстоятельств, в которых и протекает то или иное событие»[16], в том числе и рассматриваемая деятельность учреждений ФСИН в особых условиях при ЧС криминального характера. Также понятие «условие» можно рассматривать как обстановку для какой-нибудь деятельности, т. е. обстановка, в которой что-нибудь происходит.
Следовательно, условия создают обстановку. А совокупность конкретных условий определенного явления образует сферу его протекания, от которой зависят действия законов природы и общества. Таким образом, понятие «условие», являясь основой явления, определяет обстановку, входит в нее составной частью, хотя не является таковой и влияет на введение режима особых условий в учреждениях ФСИН при ЧС криминального характера.
Проанализировав понятие «особые условия», целесообразно изучить существующие определения, данные рядом ученых в некоторых монографических и научных трудах.
По мнению А.Ф. Майдыкова особыми условиями считается «повышенной степени опасности обстановка (для жизни людей, сохранности материальных и культурных ценностей), вызываемая явлениями природного, биологического и социального характера и требующая от правоохранительных органов принятия специальных организационных и правовых мер, и их ресурсного обеспечения»[17].
Демидов Ю.Н. особые условия рассматривает как «совокупность факторов, вызываемых явлениями природного или общественного характера, которые резко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и правопорядок, влекут рост преступности, сопровождаются трудно тяжкими предсказуемыми последствиями, часто являющимися по своему характеру общественным бедствием, существенно усложняют
правоохранительную деятельность, требуют оперативного принятия дополнительных правовых, организационных и иных мер»[18].
Максимов В. А. дает следующее определение особых условий в учреждениях пенитенциарной системы: «это обстановка,
вызываемая явлениями, событиями и процессами природного, техногенного, экологического и социального характера, которая представляет реальную опасность и неизбежную угрозу правопорядку и законности в местах лишения свободы, безопасности осужденных и заключенных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, систем жизнеобеспечения, материальным и духовным ценностям, окружающей среде или вызвала разрушение и повреждение зданий, сооружений, порчу и уничтожение материальных ценностей, гибель и создающая угрозу гибели людей, иные тяжкие последствия, для ликвидации которых и восстановления нормальной жизнедеятельности необходимы специальные организационные, тактические, правовые, аварийно-спасательные работы и другие меры, носящие неотложный и чрезвычайный характер»[19].
Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, возникающие в учреждениях ФСИН, являются событиями, порождающими «новую ситуацию, новое положение вещей»[20]. Однако в нормативных актах словам «режим особых условий» придается и иной смысл - особый правовой режим деятельности учреждений пенитенциарной системы. Именно в этом смысле этот термин, как означающий «режим», используется в статьях законов, предусматривающих введение, продление, отмену режима особых условий в учреждениях ФСИН. В данном случае мы имеем две трактовки одного термина: «положение-ситуация,
которая возникает, складывается, изменяется и положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение - режим»[21]. Между этими понятиями, обозначаемыми как положение- ситуация и положение-режим, имеется определенная связь, т.к. возникновение положения-ситуации служит основанием введения положения-режима. Но наличие такой связи не снимает, а напротив, только усугубляет терминологическую проблему. Данной точки зрения придерживается и Ю.Н. Мартышов, который считает, что различие точек зрения по данному вопросу в значительной мере обусловлено отсутствием единого подхода к предмету исследования[22]. В этой связи целесообразно выделить следующие признаки, характеризующие режим особых условий:
- это обстановка, сложившаяся в учреждениях ФСИН;
- причины этой обстановки - явления (события) различного характера;
- наличие угрозы общественной безопасности, жизни и здоровью людей, жизнедеятельности учреждений ФСИН;
- необходимость быстрого реагирования, принятия правовых и организационных мер, сосредоточение необходимых ресурсов.
С одной стороны, режим особых условий при ЧС криминального характера можно рассматривать как специальный правовой режим, являющийся формой выражения этих условий. А с другой стороны - как явление, составляющее их содержание. Поэтому понятие режима особых условий не должно ограничиваться только характеристикой обстановки, возникающей по причине социальных, биогенных, природных или техногенных явлений, а ему должны быть присущи такие признаки, как:
- особый правовой режим функционирования учреждений ФСИН;
- осуществление мероприятий по защите и охране жизни и здоровья осужденных и заключенных, сохранности материальных ценностей;
- создание временных нештатных структур и органов управления силами и средствами временных формирований;
- взаимодействие с другими правоохранительными органами и подразделениями Вооруженных сил и МЧС России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- проведение специальных мероприятий, в т.ч. специальных операций;
- эвакуация осужденных, подозреваемых и обвиняемых, сотрудников и персонала органов и учреждений ФСИН, членов их семей и населения.
Таким образом, режим особых условий как особый правовой режим деятельности органов и учреждений ФСИН вводится в целях обеспечения функционирования учреждений ФСИН в условиях чрезвычайной обстановки на основе права, т.к. только на его основе возможна деятельность учреждений и должностных лиц ФСИН. Социальные явления и отношения, являющиеся объектом режима особых условий четко и точно перечислены в нормах уголовноисполнительного права и в большинстве своем являются уголовноисполнительными. Особо следует выделить субъекты режима особых условий: это - учреждения ФСИН с одной стороны, и
(заключенные) - с другой стороны. На первый взгляд, кажется, что субъекты правоотношений находятся в неравном положении, т.к. должностные лица ФСИН, наделенные
соответствующими полномочиями реализуют их посредством принятия обязательных для другой стороны решений. Во избежание злоупотреблений со стороны сотрудников ФСИН законодательно была сконструирована система противовесов - режим особых условий может быть введен только по согласованию с органами прокуратуры и на строго определенный срок. Однако ни законом, ни каким - либо другим нормативным актом (в т.ч. совместным - Минюста и Генпрокуратуры России) не был определен порядок этих согласительных процедур.
Следует отметить, что в ряде отраслей российского права существуют нормы, регулирующие правовые режимы
чрезвычайного и особого положения. Отграничивая эти режимы от режима особых условий, следует отметить, что возникающие на их основе правоотношения не подпадают под сферу режима особых условий, как по объектам, так и по субъектам уголовно - исполнительных правоотношений. Вводимые на основе Конституции РФ и законов РФ чрезвычайное положение в своем содержании не регламентируют деятельность учреждений и органов ФСИН, не предусматривают приостановление или ограничение некоторых прав осужденных (заключенных) на определенный срок, изменение распорядка для учреждений ФСИН и т.п. В соответствии с нормами уголовно-исполнительного права чрезвычайное положение является только основанием для возможного введения режима особых условий в учреждениях и органах ФСИН. Только этот режим, определяемый нормами уголовно-исполнительного права, конкретизирует систему мероприятий, осуществляемых администрацией учреждений ФСИН в чрезвычайной обстановке с учетом специфики уголовно-исполнительных правоотношений. Субъектами режима чрезвычайного положения, вводимого указом Президента России, является неограниченный круг лиц: все физические и юридические лица, а также органы государственной власти страны и субъектов РФ, местного самоуправления. Субъектами же режима особых условий является строго ограниченный круг лиц: это - осужденные и заключенные, сотрудники и персонал ФСИН, учреждения, объекты, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы, а также физические и юридические лица, каким - либо образом взаимосвязанные с пенитенциарной системой. Существенные различия имеют и процедуры введения этих режимов. Если чрезвычайное положение может быть введено только указом Президента РФ в соответствии с нормами Конституции России и федеральных конституционных законов, то режим особых условий при ЧС криминального характера вводится решением начальника территориального органа ФСИН, либо Министром юстиции РФ по согласованию с органами прокуратуры на основании норм уголовно-исполнительного законодательства. Основной частью режима особых условий при ЧС криминального характера является организационное обеспечение его реализации в учреждениях и органах ФСИН. Их основу составляют учреждения и территориальные органы, исполняющие наказание, управления ФСИН в федеральных округах и центральный орган ФСИН, а также следственные изоляторы и иные учреждения и подразделения. В отличие от полномочий правоохранительных и иных силовых ведомств, наделяемых при введении чрезвычайного положения, учреждения и органы ФСИН при деятельности в режиме особых условий при ЧС криминального характера имеют право:
- вводить ограничения или приостанавливать действие некоторых прав осужденных (заключенных) и ограничивать деятельность предприятий ФСИН, производственных цехов, участков, зон;
- вводить усиленный вариант несения службы сотрудниками ФСИН;
- применять меры профилактического и воспитательного характера, административного принуждения;
- проводить аварийно-спасательные работы, вводить карантин и т.д.
- вводить запреты на передвижение осужденных за пределами учреждений ФСИН;
- приостанавливать следственные и оперативно-розыскные мероприятия с заключенными под стражу.
Данные действия, проводимые администрацией учреждений ФСИН при осложнении оперативной обстановки регламентированы действующим законодательством и являются вынужденной мерой.
режима особых условий при ЧС криминального характера позволяет не только проинформировать осужденных (заключенных) о принятых мерах, о введении ограничений и запретов, организации аварийно-спасательных работ, но и ограничить и предотвратить «беспредел» некоторых сотрудников и должностных лиц ФСИН при осуществлении ими властных полномочий. Из этого следует, что режим особых условий при ЧС криминального характера, являясь специальным правовым режимом, по своей природе двояк: это и административно-правовой режим и уголовно-исполнительный, т.к. его реализация
осуществляется с помощью административно-правовых и уголовноисполнительных форм и методов. Для режима особых условий характерны следующие особенности: увеличение общих запретов в источниках права, регулирующих общественные отношения, возникающих в связи с введением в учреждении и органах ФСИН этого режима; увеличение властных полномочий начальников учреждений ФСИН; усиление жесткости регулирования
общественных отношений, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности уголовно-исполнительной системы.
Деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы при ЧС криминального характера имеет свои особенности, которые отличаются от обычных условий функционирования. К ним относятся:
- установление особого правового режима;
- возникновение дополнительных задач;
- создание временных структурных образований;
- создание временной системы управления и связи;
- использование специальных тактических приемов вплоть до проведения специальных операций, привлечения значительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, других правоохранительных и силовых структур, применения специальных средств и оружия и др.
В пенитенциарном праве зарубежных стран институт режима особых условий при ЧС криминального характера либо подобный ему встречается нечасто. Так, например ст. 76 Уголовно
исполнительного кодекса Республики Беларусь устанавливает, что в случае групповых отказов осужденных от работы, приема пищи, иных неповиновений, а также групповых действий, грубо нарушающих внутренний распорядок, начальник исправительного учреждения вправе ввести в учреждении режим особого положения, который предусматривает усиление мер по обеспечению надзора, изоляции и безопасности. О введении режима особого положения начальник учреждения обязан немедленно уведомить прокурора. Режим особого положения вводится постановлением начальника исправительного учреждения и отменяется им после прекращения событий, явившихся основанием для его введения[23].
Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики[24] (ст.57) устанавливает, что в случаях введения в районе дислокации исправительного учреждения чрезвычайного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий[25].
Ст.74 уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан[26] регламентирует, что в случаях введения в районе дислокации учреждений по исполнению наказания чрезвычайного положения, при групповых неповиновениях осужденных, а также массовых беспорядках в учреждениях может быть введено особое положение[27].
Уголовно-исполнительный кодекс республики Казахстан (ст.80) предусматривает, что в случаях введения в районе дислокации исправительного учреждения чрезвычайного или особого положения, группового неповиновения осужденных, а также при массовых беспорядках в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий[28].
Исправительно-трудовой кодекс Украины (ст.81-1)
предусматривает, что «при возникновении массовых беспорядков, проявлений группового неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на места лишения свободы или в связи с объявлением чрезвычайного положения в районе расположения исправительно-трудового учреждения может быть введен особый режим»[29]. Как видно, на территории бывшего постсоветского пространства в уголовноисполнительном праве существуют правовые институты, идентичные российскому институту режима особых условий уголовно-исполнительного права.
В целях более точного формулирования понятия «режима особых условий при ЧС криминального характера» считаем целесообразным, рассмотреть ряд определений, данные российскими учеными. С точки зрения профессора Зубкова А.И. «режим особых условий в исправительных учреждениях представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым Уголовноисполнительным Кодексом, на строго ограниченное законом время, порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы»[30].
В.А. Машнин считает, что режим особых условий - это «предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством и санкционированная деятельность соответствующих должностных лиц по проведению специальных мероприятий, направленных на восстановление и стабилизацию нарушенного порядка исполнения отбывания уголовного наказания и содержания осужденных в исправительном учреждении»[31].
По мнению Н.П. Барабанова: «режим особых условий при ЧС криминального характера в исправительном учреждении - это комплекс организационных и правовых мер, направленных на изменение порядка и условий деятельности персонала и содержания осужденных в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций криминального характера, введения в районе дислокации исправительного учреждения чрезвычайного или особого положения, а также обеспечивающих недопущение, пресечение появления и распространения провокационных слухов, панических настроений, неповиновений осужденных, групповых хулиганств, массовых беспорядков, а также освобождение заложников, розыск и задержание осужденных, совершивших побег, расследование преступлений, восстановление устойчивого функционирования учреждений»[32]. Отличия режима особых условий от обычного исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, по мнению профессора Зубкова А.И., заключаются в том, что при введении режима особых условий при ЧС криминального характера происходит:
а) введение специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками исправительного учреждения, сопряженного с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждения;
б) изменение распорядка дня учреждения;
в) введение ограничений либо отмена допуска на объекты учреждения;
г) приостановление на время действия указанного режима осуществления осужденными некоторых их прав[33].
По мнению диссертанта, под режимом особых условий при ЧС криминального характера следует понимать условия, при которых:
- смоделировано правило поведения субъектов уголовноисполнительных правоотношений;
- определена группа правоограничений, свойственных для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в режиме особых условий при ЧС криминального характера;
- обозначен комплекс предписаний в области функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы в режиме особых условий при ЧС криминального характера.
Существенным недостатком статей, регламентирующих режим особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы, является то, что в них не обозначены цели введения данного режима. В.И. Дробышев по этому поводу дает пояснение, что режим особых условий вводится в целях: защиты личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; обеспечения предусмотренного законом порядка исполнения и отбывания наказания путем принятия экстренных мер для ликвидации массовых беспорядков или групповых неповиновений осужденных; обеспечения нормального функционирования исправительного учреждения в условиях внешней нестабильности[34].
По мнению Машнина В.А. режим особых условий при ЧС криминального характера частично или полностью целесообразно устанавливать и тогда, когда на охраняемой территории колонии в результате противоправных действий осужденных осложняется оперативная обстановка[35]. К такой категории противоправных действий Машнин В. А. относит массовые противодействия осужденных законной деятельности персонала учреждений, когда очевидны признаки воздействия на массы «закономерностей психологии толпы» митинговые страсти, забастовки, незаконные требования об удалении с охраняемой территории неугодных осужденным сотрудников и т.п. В подобных ситуациях, на наш взгляд, введение ограничений или приостановление осуществления
прав осужденных и заключенных, введение усиленного варианта несения службы, а также приостановление деятельности
предприятий и производственных объектов ФСИН может оказаться полезным и обеспечить позитивное воздействие не только на стабилизацию обстановки в учреждениях ФСИН.
Учитывая вышеизложенное, под особыми условиями, при ЧС криминального характера, следует понимать специальный правовой режим деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, допускающий ограничения правосубъектности осужденных и заключенных, приостановление работы предприятий и производственных объектов учреждений, исполняющих уголовные наказания и проведение ряда специальных мероприятий, вводимых должностными лицами органов ФСИН в качестве временной меры в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства в условиях обстановки, вызванной чрезвычайными ситуациями при ЧС криминального характера.
[1] Максимов В.А. Применение специальной техники в деятельности уголовноисполнительной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных ситуаций. М.: Академия МВД РФ. 1996 г. С.17.
[2] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №29. С.1687.
[3] Григорьев В.Н. «Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика)», М.: Академия МВД РФ. 1994.
[4] Курбанов Д.А. Характеристика особых условий в СИЗО.// труды Академии МВД РФ. Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные ситуации. -М. 1996. С 52
[5] Самощенко И. С. охрана режима законности советским государством - М. 1960. С. 12.
[6] Резвых В. Д., Скляров И.А. Взаимодействие в процессе административно-правового обеспечения режима социалистического хозяйствования - Горький, 1977, С .5.
[7] Проблемы теории государства и права.// Под редакцией С.С. Алексеева - М. 1987, С. 5
[8] Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.- М. 1989. С.185.
[9] Бахрах Д.Н. Административное право. - М. 1996. С.203.
[10] Морозова Л.А. конституционное регулирование в СССР. - М.1985. С. 123.
[11] Организация охраны и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах: Учебное пособие.// Под редакцией Тараканова С.М. - М. ГУИН МВД России, 1998, информационный бюллетень 339 ч.1. С. 82.
[12] Южанин В. Противоречия и недостатки уголовно-исполнительного кодекса РФ. // Преступление и наказание. - М. 1998, 39, С. 58-59.
[13] Курбанов Д.А. Указ. Соч. С. 52.
[14] Толковый словарь великорусского языка. Т. 2.- М.1979. С. 701.
[15] Толковый словарь русского языка. // Под редакцией Д.Н. Ушакова - М., 1937, Т. 2, С. 712-713.
[16] Разаренов Ф.С. организационно-правовые основы охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в особых условиях.-М. Академия МВД РФ. 1993. С. 3-4.
[17] Майдыков А.Ф. Предмет, задачи и система курса «Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях».-М. :Академия МВД СССР. 1989. С.6.
[18] Криминология: Учебник для юридических вузов // Под общей редакцией А.И. Долговой- М.,1997, С 631.
[19] Максимов В.А. Применение специальной техники в деятельности уголовноисполнительной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных происшествий.- М : Академия МВД РФ. 1996. С. 16-17.
[20] Ларин А.М. Чезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов. - М. 1989.С. 109.
[21] Ларин А.М. Указ. Соч.С.109.
[22] Мартышов Ю.Н. О понятии особых условий. // Сб. Актуальные вопросы административного права.- М.: ВНИИ МВД СССР. 1972. С.37.
[23] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 17 января 2000. №2. С140.
[24] Введен в действие Законом Кыргызской Республики от 13 декабря 1999. №142.
[25] WWW|Lawlib.uz/lauz/Kyrgyz/u-ikkg/10.html/
[26] Утвержден Законом республики Узбекистан от 25.04. 97. №409-1.
[27] WWW/ lawlib.uz/laws/uzbek/u-ikuz/contu-ikuz.html/
[28] Кодекс республики Казахстан от 13 декабря 1997. №208-1 (с изменениями. Внесенными в соответствии с Законами РК от 05.05.2000. №47-11; от 23.06.2000. №57-11.
[29] Закон республики Украина от 27 июля 1994. №137/94-ВР (с изменениями. Внесенными в соответствии с Законом от 11 декабря 1998. №314-Х1У.
[30] Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.// Под редакцией профессора А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М.- НОРМА. 1997. С. 408.
[31] Обеспечение безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в исправительно-трудовых учреждениях. // Под редакцией Перегудова. - Уфа, С. 123.
[32] Барабанов Н.П. «Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций
криминального характера в исправительных учреждениях». - Рязань.: РИПЭ МВД РФ. 1999. С. 88.
[33] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу российской Федерации. //
Под редакцией профессора Зубкова А.И. - М.: ИнФрА-М.-НОРМА. 1997. С.408.
[34] Барабанов Н.П. Указ. Соч.С. 85.
[35] Обеспечение безопасности . порядка исполнения и отбывания наказания в исправительно-трудовых учреждениях. // Курс лекций под редакцией А.Г. Перегудова. - Уфа 1996. С.123.
|