Правовую основу деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, органов местного самоуправления, принятые в пределах Российской Федерации и центральных органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Юридическое воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи права и правовых средств можно назвать правовым регулированием. Конечным результатом этого регулирования, его целью является воплощение в жизнь тех требований, которые заключены в норме права. При этом существующий «механизм правового регулирования включает в себя всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения[1]». Механизм и уровень правового регулирования деятельности всех звеньев пенитенциарной системы при ЧС криминального характера должны определяться практическими задачами, заключающимися в обеспечении исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу на различных этапах развития чрезвычайной ситуации.
Необходимо признать, что в настоящее время еще далеко не завершено создание эффективной системы правового регулирования деятельности учреждений и органов ФСИН при ЧС криминального характера. При рассмотрении проблемы правового регулирования этой деятельности не следует ограничиваться анализом формальных характеристик нормативных актов, а необходимо учитывать также то, что реализация учреждениями ФСИН тех или иных функций, т.е. выполнение действующих норм права, происходит в конкретной социально-экономической и общественно-политической обстановке. Структурными элементами механизма правового регулирования являются:
Нормы права.
Правоотношения.
Акты реализации юридических прав и обязанностей.
«В рамках норм уголовно-исполнительного права в зависимости от характера регулируемых общественных отношений можно выделить нормы, применяемые при организации деятельности учреждений ФСИН при ЧС криминального характера. Механизм деятельности учреждений ФСИН при ЧС криминального характера в соответствии с нормами уголовно-исполнительного
законодательства можно представить в следующем виде: Закон - конкретизирующая его норма права - акт применения нормы права. Далее рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.
Во-первых, изучение эффективности права и
правоприменительной деятельности связано с постижением их социальной ценности и социальной обусловленности, определением места и роли в преобразовании общественных отношений. Проведенный анализ показывает, что пенитенциарному праву присущи все те функции, которые свойственны праву в целом: регулятивная, воспитательная, познавательная, мотивирующая и др.
Во-вторых, в теории права и в частности - пенитенциарного права - принято выделять эффективность уголовно
исполнительного закона, уголовно-исполнительной деятельности, а также эффективность деятельности учреждений ФСИН, в т.ч. и при ЧС криминального характера. Иными словами, если деятельность учреждений ФСИН при ЧС криминального характера,
осуществляемая в разное время, разными людьми, в разных регионах, дает неоднозначные результаты, то возникает вопрос - в какой мере за эти результаты ответственно пенитенциарное право, а в какой - деятельность по его применению или же такая ответственность не может рассматриваться обособленно.
По мнению В.Д. Афанасьева и Б.А. Матийченко «вряд ли будет оправданным рассматривать с позиции эффективности закон, ибо сам по себе закон (норма, институт, отрасль права) - не динамическая система»[2].Попытки оценивать эффективность
правовой нормы в статистике, без учета реального механизма ее действия другие ученые рассматривают как отрыв правовой нормы от регулируемых ею общественных отношений[3]. Замечено, что в период активного процесса законотворчества ряд законов и нормативных актов не отличаются последовательностью правового регулирования внутренней взаимосвязью, а порой и логикой. Так, например, процедуры и основания введения особых условий при ЧС криминального характера в исправительных учреждениях и следственных изоляторах единой уголовно - исполнительной системы отличны друг от друга. Причины этого явления различны, причем, на взгляд автора проекта, немаловажную роль в этом играет недостаточная разработанность приемов и способов подготовки закона, как целостного нормативного образования, в том числе «исследование эффективности норм права, регулирующих
правоотношения, возникающие в связи с введением в учреждениях ФСИН особых условий при ЧС криминального характера»[4].
Правовое регулирование связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, четких предписаний о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда с этим взаимосвязано. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм. «Правовое регулирование, - пишет В.В. Гойман, - есть часть механизма действия права, которая характеризует специально - юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется правовая основа, определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права. Но сама эта деятельность и достигаемые в процессе ее осуществления результаты содержанием правового регулирования не охватываются и связаны с иными звеньями механизма действия права»[5].
К таким звеньям можно отнести информационно
психологическое, воспитательное, социальное и другое действие права. Например. Информационно-психологический аспект в период введения особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях ФСИН характеризуется воздействием правовой информации о последствиях введения данного правового режима на мотивы субъектов уголовно-исполнительного права-осужденных (заключенных). Информационно-психологическими средствами правового воздействия в этом случае выступают не сами нормы права или правоприменительные акты, а конкретные меры информационно-психологического воздействия, содержащиеся в этих актах. Ими могут быть субъективные права и обязанности, льготы или ограничения и т. п.- все, что напрямую влияет на мотивы осужденного (заключенного) в конкретной обстановке.
При введении в учреждениях ФСИН особых условий при ЧС криминального характера может быть принято решение о необходимости применения особых мер, которые предназначены в первую очередь для обеспечения безопасности учреждений ФСИН, противодействия противозаконной активности осужденных (заключенных) и исключение определенных возможностей в деятельности этих лиц. Их реализация посредством введения особых условий при ЧС криминального характера обусловлена тем, что они:
- вызваны чрезвычайными ситуациями, либо угрозой их возникновения в учреждениях ФСИН;
- направлены на защиту общественных отношений, возникающих в связи с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде ареста и выполняют охранительную функцию;
- необходимы для обеспечения безопасности учреждений ФСИН, его сотрудников, лиц, содержащихся в этих учреждениях, а также населения, проживающего в непосредственной близости с данными учреждениями;
- сообщают об уменьшении объема прав и возможностей, которые осуществляются посредством запретов, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов уголовно-исполнительного права до определенного минимального состояния;
- носят временный характер и предполагают в основной массе снижение негативной активности осужденных (заключенных).
при этом правовые ограничения понимаются подчас в более узком варианте, в котором они сводятся к «ущемленным изъятиям». «Ограничения юридические - это установленные
законом изъятия из правового статуса гражданина в силу определенных обстоятельств. Они ущемляют свободу и интересы личности, однако всегда носят превентивный характер, остерегают от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц»[6]. Существует мнение, что правовые ограничения - «установленные законом изъятия из правового статуса гражданина, носящие превентивный характер, остерегающие от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц»[7]. Само предназначение правовых ограничений, при введении в учреждениях ФСИН особых условий при ЧС криминального характера, состоит в том, что, прежде всего, необходимо не ущемить, а сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности, тем более находящуюся в учреждениях ФСИН. Термин «ущемить» не совсем подходит для определения ограничений.
Во-первых, он не относится ко всем правоограничивающим средствам, т.к. содержит жесткие принудительные элементы и может в определенной мере характеризовать лишь меры пресечения и наказания.
Во-вторых, понятие «ущемление» используется в
законодательстве в качестве синонима правонарушения. Поэтому в данном случае наиболее подходящим по смыслу будет сдерживание, сужение прав. Иногда правовые ограничения рассматриваются лишь применительно к субъективным правам, их объему и границам. Но проблема правовых ограничений не в этом. Главное - через данный механизм сдержать удовлетворение интереса, поскольку само субъективное право призвано удовлетворять конкретный интерес. Вместе с тем, правовые ограничения действуют на интересы не только через ограничение субъективного права, но и
угрозой их применения. Вводя в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, особые условия при ЧС криминального характера, соответствующее должностное лицо принимает решение - в какой мере, на какой срок и какие именно необходимо применить ограничения некоторых прав осужденных (заключенных). Поэтому эти ограничения необходимо
рассматривать, прежде всего, применительно к проблеме конкретных субъектов уголовно-исполнительного права, а уже потом применительно к их субъективным правам. При этом «правовые ограничения» включают в себя не только ограничения некоторых прав осужденных (заключенных), но и интересы государства, учреждений ФСИН и иных лиц. В зависимости от того, в каком элементе нормы прав они содержатся, можно выделить: юридический факт - ограничение (гипотеза), приостановление, обязанность и т.п., (диспозиция) и меры наказания (санкция). По мнению В.Б. Исакова «отдельные юридические факты ограничивают пределы свободного усмотрения, служат предотвращению
правонарушений и преодолению их вредоносных последствий»[8].
На уровне диспозиции классическим видом правовых ограничений выступают запреты. Например, устанавливая запрет на совершение определенных действий в период действия особых условий при ЧС криминального характера, должностное лицо ФСИН возлагает на осужденного (заключенного), соответствующим нормативным документом, обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов осужденного (заключенного), в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны - уголовно-исполнительной системы. По своей сущности запреты - это такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать возможные противоправные деяния, причиняющие вред как личным, так и общественным интересам.
Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые по сути своей - временный и конкретный запрет на использование конкретными лицами своих обязанностей и правомочий. Так, в соответствии со ст.85 УИК РФ, в случае введения в исправительных учреждениях особых условий при ЧС криминального характера соответствующим решением определенного должностного лица могут быть приостановлены некоторые права осужденных. В этом случае приостановление не выступает в роли юридической ответственности, поскольку оно не содержит итоговой оценки и лишь предполагает одно из решений возникшей обстановки. Вместе с тем, приостановление содержит принудительные элементы со стороны соответствующего должностного лица ФСИН, которое временно прекращает существующее правоотношение, тем самым, сдерживая наступление общественно опасных последствий. В связи с тем, что приостановления обладают гибкостью и детализированностью, действуют строго определенный отрезок времени (на период действия особых условий), то они имеют немалый регулятивный потенциал.
Должностное лицо органов, исполняющих уголовные наказания, соответствующей нормой УИК РФ обязывается согласовать свое решение о введении в исправительных учреждениях (следственных изоляторах) особых условий при ЧС криминального характера с органами прокуратуры РФ. При этом, как представляется, закон должен четко и точно регламентировать обязанности должностных лиц ФСИН по введению режима особых условий при ЧС криминального характера.
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения подразделяются на конституционные,
административные, уголовные, уголовно-исполнительные и так далее, которые в свою очередь можно квалифицировать как материальные и процессуальные. В зависимости от ограничивающихся прав при введении в учреждении, исполняющем уголовные наказания, особых условий при ЧС криминального характера ограничения можно разделить на два основных вида: приостановление некоторых прав осужденных (заключенных) и ограничение экономических и других прав. Примером первого ограничения является приостановление предоставления свиданий осужденным, их выезда в отпуска и т.п., а примером второго - приостановление деятельности предприятий ФСИН, действия хозяйственных договоров, заключенных между предприятиями (учреждениями) ФСИН и сторонним контрагентом, ограничение передвижений транспорта, людей и т.п., т.е. происходит наступление форс-мажорных обстоятельств. Однако среди всех видов прав есть права, которые вообще не должны ограничиваться. Это так называемые абсолютные или основные права.
Введение каких-либо ограничений преследует определенные цели:
Обеспечение нормального развития и существования определенной социальной системы.
Уменьшение произвола и злоупотреблений со стороны лиц, представляющих государство.
Цели ограничений на права и свободы человека сформулированы в ч. 2 ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 год[9], в которой сказано, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Ограничения должны осуществляться исключительно с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав и если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.
Рассматривая пенитенциарную систему и приостановление осуществления некоторых прав осужденных (заключенных) в период действия особых условий при ЧС криминального характера, можно сделать вывод, что основной целью этих ограничений является:
- обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в экстремальных условиях, в том числе при ЧС криминального характера;
- охрана и защита основ конституционного строя и общественного порядка;
- обеспечение безопасности государства;
- защита прав и законных интересов граждан и других лиц и др.
Одной из целей правового института режима особых условий при ЧС криминального характера является устранение обстоятельств, послуживших основанием введения данного режима, которая является конечной для рассматриваемого института, но
промежуточной в системе целей уголовно-исполнительного процесса, которая складывается из целого ряда непосредственных целей отдельных правовых норм. Однако между целью правового института и частной целью правовой нормы существуют промежуточные блоки целей, которые образуются в результате видоизменения целей конкретных норм права и в своей совокупности направлены на достижение цели правового института. В институте режима особых условий при ЧС криминального характера можно выделить ряд таких промежуточных блоков, связанных с:
- регламентацией оснований введения особых условий в учреждении ФСИН при ЧС криминального характера;
- полномочиями должностных лиц, имеющих право не только ввести режим особых условий в учреждениях ФСИН при ЧС криминального характера, но и отменить решение нижестоящего начальника о его введении;
- формами принимаемых решений о введении режима особых условий при ЧС криминального характера;
- сроками действия режима особых условий при ЧС криминального характера.
В случаях, когда руководителями уголовно-исполнительной системы быстро не принимается решение о введении в учреждении особых условий при ЧС криминального характера, то в действие включается еще один блок правовых предписаний,
регламентирующий порядок введения начальником исправительного учреждения мер, предусмотренные институтом особых условий. Необходимо отметить, что данный блок обязывает вышестоящее руководство в течение трехдневного срока определиться, вводить в этом исправительном учреждении особые условия или нет.
на что необходимо обратить внимание, это - цели правового регулирования, которые в любом из таких процессов могут быть разделены на две группы: материальные и юридические. «Материальные цели касаются общественных отношений вне правовой области. Эти цели могут иметь экономический, политический и другой характер. Вместе с тем во всей сумме целей, лежащих в основе правовых предписаний, следует выделить цели, где ближайшим объектом будет само право, особенно его неуклонное исполнение и соблюдение»[10]. В широком социальном контексте ведущая роль принадлежит именно материальным целям, ради которых, в конечном итоге, и принимается та или иная норма. Юридические же цели играют здесь роль средства, с помощью которого достигаются цели материальные. Относительно
материальных целей юридическая форма их воплощения носит служебный характер, а само правовое регулирование раскрывается здесь как особый инструмент социального управления[11]. Однако, будучи собственным содержанием правовой нормы, материальные цели определяют правовое регулирование разноаспектно: это и особый вид управления, и его инструмент, и его форма. На уровне самой нормы права все эти три аспекта слиты воедино, но в динамике регулирования два последних аспекта обособляются и образуют две относительно самостоятельные ветви правового регулирования, одна из которых направлена на достижение материальных, а вторая - юридических целей.
Оба названных условия взаимосвязаны, причем так, что акцент на юридические цели способен ограничить возможности в достижении материальных, а акцент на материальные цели - создать предпосылки нарушений юридической формы. Примером первого рода может служить излишняя нормативная регламентация, затрудняющая инициативные действия сотрудников учреждений ФСИН РФ, а второго рода - выполнение цели любой ценой, нередко сопровождаемое нарушением законности. В процессе правового регулирования должна преследоваться и промежуточная социально
- юридическая цель, посредством которой достигается согласование двух ветвей регулирования, заключающаяся в том, чтобы обеспечивалось максимальное использование возможностей юридической формы для достижения материальных целей, при безусловном достижении юридических.
Если воспользоваться полученными выводами применительно к функционированию учреждений ФСИН РФ, то необходимо рассматривать исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде ареста в режиме особых условий при ЧС криминального характера как частный вид процессов правового регулирования. Статичную сторону здесь образуют нормы уголовно-исполнительного законодательства, а динамичную
- собственно исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в режиме особых условий при ЧС криминального характера. В качестве основной материальной цели можно подразумевать обеспечение деятельности учреждений ФСИН РФ, а в качестве юридической - цель специальной превенции.
Превентивное направление основано на устранении причин и условий, способствующих преступлениям и другим
правонарушениям со стороны осужденных и заключенных, которые могут возникнуть в экстремальных условиях, послуживших основанием введения режима особых условий. Все это наиболее достижимо через введение ряда ограничений на осуществление некоторых прав осужденных и заключенных, либо на использование ими тех или иных предметов в целях исключения самой возможности правонарушений. Реализация превентивного направления исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде ареста связана не только с установлением приостановлений и ограничений некоторых прав осужденных, которые могут затруднять эффективное осуществление функций пенитенциарной системы, используемых в качестве воспитательных средств, но и установлением особого порядка функционирования учреждений ФСИН РФ. «Лишение осужденного физической возможности совершить новое преступление обеспечивается ограничением пользоваться рядом предметов, могущих служить орудием совершения преступлений. Все это сказывается на правовом положении осужденных, выражаясь в ряде обязательных специфически необходимых правил поведения»[12].
В период действия особых условий в учреждениях ФСИН РФ при ЧС криминального характера пенитенциарным законодательством допускается ограничение некоторых прав осужденных. В многообразии таких ситуаций можно выделить одну общую черту. Состоит она в том, что превентивное направление исполнения наказания и мер пресечения при введении в действие особых условий при ЧС криминального характера имеет своей определяющей характеристикой тенденцию к устранению самой возможности совершения правонарушений. Достигается это путем преимущественно запретительными попытками исключить из сферы жизнедеятельности осужденных материальные предпосылки противоправного поведения. Оборотной стороной, определяющей тенденции превентивного направления исполнения наказания и мер пресечения в особых условиях при ЧС криминального характера, является реальная опасность снижения эффективности отдельных видов деятельности, используемых в качестве превентивных и воспитательных средств.
На основании этого можно сделать вывод: нормы права института режима особых условий при ЧС криминального характера могут рассматриваться не только как особые нормативные воздействия на регулируемые общественные отношения, но и как реализация таких воздействий. В этом случае правовое регулирование оказывается двусторонним. С одной стороны, оно представляет собой нормативное воздействие, а с другой - его реализацию.
Реализация режима особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях пенитенциарной системы основана на принципах уголовно-исполнительного права. Наряду с этим принцип может рассматриваться как внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской
Федерации закрепляет систему принципов реализации режима особых условий при ЧС криминального характера, в которую входят: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения уголовных наказаний, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения и др. Данная система отражает общие принципы уголовно-исполнительного, уголовного, уголовно
процессуального права. Она базируется на Конституции Российской Федерации и международных правовых актах.
Принцип законности - конституционный, так как
непосредственно закреплен в Конституции Российской Федерации. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу. Реализация этого принципа основана на точном и строгом соблюдении уголовно - исполнительного законодательства снова на точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации учреждениями ФСИН, должностными лицами и сотрудниками уголовно - исполнительной системы и других правоохранительных органов в период обеспечения особых условий при ЧС криминального характера.
Принцип гуманизма предполагает что лицо, отбывающее уголовное наказание в виде лишения свободы или в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, является членом общества, гражданином государства и его можно сделать полезным для общества. Необходимо учитывать, что уголовно-исполнительное законодательство страны гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных. Режим особых условий при ЧС криминального характера, ввода ограничения на ряд прав осужденных, должен учитывать цели гуманного отношения.
Принцип демократизма предполагает участие общественности, государственных органов власти и местного самоуправления, временных органов власти, создаваемых в районе действия чрезвычайного или особого положения, в контроле за деятельностью учреждений ФСИН РФ во время действия особых условий при ЧС криминального характера. Это может выражаться в открытости деятельности учреждений ФСИН РФ, освещении их деятельности в средствах массовой информации и др.
Принцип равенства осужденных базируется на конституционном праве равенства граждан перед законом независимо от расы, пола, национальности, вероисповедания, языка и происхождения. Все эти лица несут обязанности и пользуются правами, установленными на территории Российской Федерации. Не должно осуществляться введение ограничительных мер по осуществлению некоторых прав в отношении части осужденных учреждений и органов ФСИН РФ. Если при введении особых условий при ЧС криминального характера изменяется распорядок дня, вводятся ограничения на предоставление свиданий, получение посылок и т.д., то это касается всех осужденных, а не какой-то определенной их части.
Принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения во время действия особых условий при ЧС криминального характера требует учитывать обстоятельства противоправных действий, причиненный ущерб от этих действий, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием предполагает, что исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, в том числе и при введении в действие в учреждениях ФСИН РФ особых условий при ЧС криминального характера, должно сопровождаться применением различных мер воспитания.
В основе прав и законных интересов осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления, как и иных граждан государства, заложены права человека, гарантированные
международным сообществом в ряде конвенций и договоров. Система действующих международно-правовых актов,
регламентирующих правила обращения с осужденными, является частью системы международных актов по борьбе с преступностью. Все стандарты, устанавливаемые этими актами, можно
классифицировать по масштабам действия (универсальные или региональные), их специализации (общего характера и акты специального назначения), степени обязательности для государств - участников (стандарты - принципы и стандарты - рекомендации). Большая часть рассматриваемых стандартов содержится в «Декларации прав и свобод человека» (1948 год), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 год),
«Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1948 год). Механизм охраны прав и законных интересов граждан, предусмотренный указанными актами, должен распространяться и на содержащихся лиц в учреждениях ФСИН РФ.
Защите прав и законных интересов осужденных посвящен ряд международно-правовых документов, которые детализируют формы и методы обращения с ними во время отбывания наказания. В их числе: «Стандартные минимальные правила обращения с
заключенными» (1955 год), «Процедуры осуществления
Минимальных стандартных правил обращения с заключенными» (1984 год), «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 год), «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних» (Пекинские правила, 1985 год), «Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением» (Токийские правила, 1990 год),
«Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой бы то ни было форме» (1988 год)1.
Среди российских законов, образующих систему законодательных актов и регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в режиме особых условий при ЧС криминального характера, особое место занимает Конституция Российской Федерации, которая является важнейшим
системообразующим элементом правовых основ формирования и деятельности учреждений ФСИН РФ. Она признается эталоном для сопоставления норм и принципов законов и нормативных актов с ее нормами и принципами. Помимо этого, Конституция для пенитенциарной системы устанавливает принципы организации и построения системы органов ФСИН (на основе принципа федерализма), принципы обращения с лицами, попавшими в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы и др. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и в условиях чрезвычайного или особого положения. Верховенство Конституции, как Основного закона, проявляется в том, что все законы издаются на основе и в соответствии с ней. Точное и строгое соблюдение Конституции - наивысшая норма поведения для всех граждан и организаций и применяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.
Также Конституция устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются приоритетными, признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (статья 20-31), политические права и свободы (статьи 32-33), экономические права и свободы (статьи 34-37), социальные права и свободы (статьи 38-44), - которые гарантированы (статьи
М. 1995. С. 35.
Селиверстов В.И. «Международный контроль как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания». // Труды Академии МВД РФ Правовые организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания. -
45-54). В Конституции (ст.56) закреплены важные положения о том, что при ЧС криминального характера для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Конституция Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, по которым принимаются конституционные законы и, в частности, законы об условиях и введении чрезвычайного положения при ЧС криминального характера.
Уголовно - исполнительному праву как самостоятельной отрасли права присуща собственная система норм, созданная для регулирования уголовно - исполнительных правоотношений. Основным законом в системе законодательных актов пенитенциарного права является уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации являются правовыми нормативными актами, издаются по важнейшим вопросам жизнедеятельности страны, по установлению правовых и организационных основ по вопросам борьбы с преступностью и терроризмом, организации и функционирования государственных учреждений и органов, в том числе и ФСИН в обычных условиях, а также при ЧС криминального характера.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации являются правовыми нормативными актами и устанавливают правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов ФСИН в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера, обеспечения защиты жизни и здоровья населения и т.д.
Межведомственные и ведомственные нормативные акты непосредственно регламентируют деятельность учреждений и органов ФСИН Минюста России и их сотрудников при чрезвычайных ситуациях криминального характера.
Законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации, регламентируют деятельность государственной власти субъектов и местных органов власти и управления (Конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, Уставы, законы, постановления, распоряжения, решения, приказы, инструкции и т.д.). Данные правовые и нормативные акты могут устанавливать процедуру введения чрезвычайного или особого положения на территории субъекта РФ, порядок организации и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения в условиях чрезвычайных ситуаций и обстоятельств криминального характера.
Таким образом, правовое регулирование действий особых условий при ЧС криминального характера - это система норм права, регулирующих специфические правоотношения, складывающихся между субъектами и участниками уголовно - исполнительных правоотношений в процессе обеспечения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу при ЧС криминального характера.
[1] Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.- М.: Юридическая литература. 1966. С. 30.
[2] Арсеньев В. Д., Матийченко Б.А. Спорные вопросы теории эффективности советского уголовного процесса. // Советское государство и право. 1982. №5. С. 145.
[3] Хомовский А.А. Объекты изучения эффективности действия права. // Советское государство и право. 1977. №3, С.115.
[4] Кузьмин И.Ф., Поленина С.В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания. // Советское государство и право. 1989 год. №12. С. 3-10; Поленина С.В. Законодательная техника и формирование правового государства. //Советское государство и право. 1990. №7. С. 133-135.
[5] Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М. 1992. С. 120.
[6] Русско-украинский словарь терминов по теории государства и права. // Под редакцией Н.И. Панова.- Харьков, 1993. С. 83.
[7] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М..: Вестник. 1997. С.191.
[8] Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. - М. 1984. С.61.
[9] См.: Права человека. Основные международные документы. - М.; 1989.С. 141.
[10] Право и социология. М: Наука, 1973. С. 29.
[11] Эффективность правовых норм. - М. Юридическая литература. 1980. С.36.
[12] Беляев А. А. Правовое положение осужденных к лишению свободы. Горький.: ВШ МВД СССР. 1976. С. 19.
|