По мнению профессора Селиверстова В.И. основания введения режима особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях пенитенциарной системы подразделяются на внутренние и внешние[1]. Под внешними условиями понимается введение в районе дислокации учреждения ФСИН чрезвычайного, или особого положения, не связанными напрямую с событиями, происходящими непосредственно в учреждении. А под внутренними основаниями введения режима особых условий при ЧС криминального характера данным автором понимается ситуация непосредственно внутри учреждения, вызвавшая необходимость введения режима особых условий при ЧС криминального характера, а именно: массовые беспорядки, захват заложников, групповые неповиновения и т.д.
Одним из оснований введения режима особых условий на территории расположения учреждений и органов ФСИН, является чрезвычайная ситуация криминального характера. Данное основание является одним из средств государственного обеспечения прав и свобод граждан в различного рода экстремальных ситуациях.
Под чрезвычайным положением понимается вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3- ФКЗ «О чрезвычайном положении»[2] на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные
законодательством отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Общие принципы введения чрезвычайного положения регулируется Конституцией Российской Федерации. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленным Федеральным конституционным законом. В мае 2001 года такой закон был принят, а действующий до него Закон Российской Федерации от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении»[3] во многом не соответствовал Конституции Российской Федерации, и при практическом применении показал свою недостаточную эффективность.
Впервые в России подобный институт был введен «Положением о мерах к охране государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года. В соответствии с ним генерал - губернаторами или Министром внутренних дел могло вводиться состояние «усиленной охраны» сроком на один год в местностях, где «общественное спокойствие» нарушалось «посягательствами против существующего государственного строя ». В этом случае органам власти разрешалось закрывать любые собрании, ссылать подозрительных лиц, передавать уголовные дела военному суду, производить обыски и т.п. В местностях, где население «приведено в тревожное состояние», Кабинет министров (с 1906 года - Совет министров) вводил состояние «чрезвычайной охраны» сроком на 6 месяцев, генерал - губернаторам дополнительно разрешалось отстранять от должности чиновников всех ведомств и выборных лиц, приостанавливать периодические издания, закрывать учебные заведения, создавать специальные военно-полицейские команды для подавления беспорядков[4].
Современный институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных государственно-правовых норм, которые определяют:
- основания и условия введения режима чрезвычайного положения;
- государственный орган, уполномоченный вводить этот режим;
- порядок его введения;
- временные и пространственные границы действия;
- особый режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей;
- установление ответственности за невыполнение ограничений и обязанностей при введении чрезвычайного положения.
В соответствии со ст. 2 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты конституционного строя Российской Федерации. Этими обстоятельствами, согласно ст. 3 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», являются:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
соответствии со ст. 88 Конституции РФ чрезвычайное
положение на территории России или в отдельных ее местностях вводится Президентом Российской Федерации (далее Президент РФ) с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» в Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны определяться обстоятельства, послужившие основанием для введения
чрезвычайного положения и обоснования необходимости введения данного режима, границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, а также силы и средства, обеспечивающие этот режим. Указ должен содержать перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц и без гражданства. Прав организаций и общественных объединений, определять государственные органы (должностных лиц), ответственных за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, а также время вступления указа в силу и срок его действия. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ и ст. 7 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» (далее закон) Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения утверждается СФ ФС РФ.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, пенитенциарной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В случае введения чрезвычайного положения по обстоятельствам социально - политического и криминогенного характера на уголовно - исполнительную систему, помимо выполнения основных функций, могут быть возложены следующие задачи:
а) обеспечение комендантского часа (комендантский час - чрезвычайная мера, запрещающая жителям данного населенного пункта появляться на улицах в установленное время суток. Во время комендантского часа устанавливается патрулирование и охрана различных объектов за счет выделения специальных воинских подразделений, вводится особый пропускной режим[5].
б) временное изъятие радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники;
в) проверка документов граждан, а в исключительных случаях - при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, наркотических средств, устройств и предметов, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии, радиоактивного излучения, - осуществление личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспорта;
д) временное изъятие у организаций, независимо от организационно - правовых форм собственности оружия, боеприпасов и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ, а в исключительных случаях и временное изъятие оружия, боеприпасов и ядовитых веществ у граждан;
е) выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного
положения и не являющихся жителями территории, где введено чрезвычайное положение, за ее пределы, причем, за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке.
В условиях чрезвычайного положения, введенного по обстоятельствам, вызванными чрезвычайными ситуациями, пенитенциарная система может быть привлечена для обеспечения:
- временного отселения жителей в безопасные районы;
- санитарно - противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
- мобилизации ресурсов организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
- переориентация предприятий ФСИН на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения при ЧС криминального характера изменения производственно - хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов ФСИН;
- мобилизации трудоспособного населения и привлечения транспортных средств граждан, в исключительных случаях, для проведения и обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Для осуществления властных полномочий на территории действия режима чрезвычайного положения указом Президента РФ назначается Временная администрация. В процессе обеспечения чрезвычайного положения указом Президента России назначается временная администрация. В процессе обеспечения чрезвычайного положения все правоохранительные органы, расположенные на территории его действия, переходили в оперативное подчинение Главы Временной администрации либо коменданта, назначаемого Указом Президента РФ. В связи с этим можно сказать, что чрезвычайное положение, вводимое на территории страны или отдельных ее местностях, обязывает должностных лиц правоохранительных органов и силовых структур (в том числе и в уголовно - исполнительной системе) принимать решения и определенные меры по обеспечению этого режима. Это касается выполнения требований временных органов по ограничению передвижения на территории действия режима чрезвычайного положения, по обеспечению безопасности людей, в том числе осужденных и заключенных, проведение режимных или карантинных мероприятий и т.д. Правоотношения, возникающие в связи с ограничением осуществления некоторых прав осужденными (заключенными) при введении в месте расположения учреждений и органов ФСИН чрезвычайного положения, конституционным законодательством напрямую не регулируются. Подобный институт существует только в уголовно - исполнительном законодательстве. Таким образом, обеспечение режима чрезвычайного положения при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу может быть осуществлено только посредством введения в учреждениях и органах ФСИН режима особых условий при ЧС криминального характера. При этом следует отметить, что уголовно - исполнительное законодательство не детализирует деятельность уголовно - исполнительной системы по обеспечению режима чрезвычайного положения при ЧС криминального характера, которая определена ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении». Как представляется, необходима разработка и принятие отдельного ведомственного нормативного акта, который бы более точно регулировал место и роль учреждений, подразделений и органов ФСИН РФ в правоотношениях, возникающих в связи с введением чрезвычайного положения при ЧС криминального характера.
Институты чрезвычайного права существуют и в других странах мира. В Германии правовым основанием принятия и инструментом
проведения «чрезвычайных мер» в жизнь является чрезвычайное законодательство. Так, например, профессор Ш. Фольц[6] выделяет семь групп обстоятельств, которые могут вызвать состояние чрезвычайного положения для современного государства:
- наличие внешней угрозы для государства, выражающейся в совершении иностранным государством актов военной угрозы или военного нападения, а также руководстве иностранным государством действиями «подрывных элементов» внутри страны;
- наличие различного рода «внутренних беспорядков», мятежей, волнений;
- наступление так называемой конституционной необходимости, вызванной выходом из строя какого - либо конституционного органа или конфликтом (в федеральном государстве) между центром и частью государства;
- парализация деятельности государственного аппарата, которая может наступить в результате забастовки государственных служащих;
- отказ от уплаты налогов (налоговые забастовки);
- бедственное положение в области экономики и финансов, а также трудовые конфликты.
В Великобритании институт чрезвычайного положения регулируется Законом о чрезвычайных полномочиях, 1964 год. В соответствии с данным законом в период чрезвычайного положения правительство от имени Короны Королевы может издавать постановления по всем вопросам государственного управления. Данные постановления действуют только в течении семи дней, если за это время обеими палатами парламента не будет принята резолюция об их продлении[7]. Одним из положений данного закона устанавливается возможность использования служащих вооруженных сил Великобритании на «иных работах национального значения» при введении чрезвычайного положения. Подобное решение принимается Советом обороны, председателем которого является член кабинета правительства и для принятия решения достаточно того, чтобы за это решение проголосовал один председатель. Во время забастовок тюремных служащих в 1980 - 1981 г.г. правительством Великобритании вводилось чрезвычайное положение. Для охраны осужденных в соответствии с чрезвычайным законодательством вместо бастующих сотрудников тюрем привлекались военнослужащие, которые осуществляли данные функции на протяжении нескольких недель[8].
Одними из важных событий (явлений) определяющих изменение условий функционирования учреждений ФСИН являются чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации криминального характера имеют в своей основе какое - то событие или явление, дестабилизирующее обстановку в учреждениях уголовно - исполнительной системы, в связи с которым может возникнуть угроза или опасность угрозы для жизни и здоровья человека, его правам и законным интересам. Примерная классификация чрезвычайных ситуаций криминального характера дается в нормативных актах МВД России[9]. К ним относятся: массовые беспорядки в населенных пунктах, массовые беспорядки в учреждениях ФСИН, розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников, ликвидация бандитских формирований, пресечение захвата воздушных судов, пресечение террористических актов и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций криминального характера. Анализ нормативных актов МВД России, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с возникновением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций криминального характера, показывает, что ряд положений не только не соответствует некоторым нормам действующего законодательства, но порой и прямо ему противоречит. По мнению автора проекта в данной ситуации
логичными выглядят следующие причинно-следственные связи в процессе развития чрезвычайной обстановки и введения режима особых условий в учреждениях ФСИН: возникновение чрезвычайных ситуаций криминального характера и адекватное реагирование на них. Чрезвычайное событие (явление) ^^
опасность (конфликт или чрезвычайная обстановка) ^^ чрезвычайная ситуация или чрезвычайные обстоятельства ^ введение режима особых условий ^^ пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера или ликвидация последствий чрезвычайной ситуации криминального характера. Раскрытие их конкретного содержания может позволить отграничить категорию чрезвычайных ситуаций от родственных понятий, например, (чрезвычайные обстоятельства), провести анализ взаимосвязей при введении в учреждениях ФСИН режима особых условий.
Необходимо отметить, что чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайная ситуация - не тождественные понятия. Основное различие между ними состоит в том, что чрезвычайные обстоятельства пресекаются, а последствия чрезвычайных ситуаций криминального характера ликвидируются. Согласно существующей практике МВД России чрезвычайные ситуации и обстоятельства отличаются также по явлениям, их вызывающим: если первые возникают в силу природных, техногенных и биогенных событий, то вторые являются результатом явлений криминального характера. Однако, в последние годы рядом ученых (Барабанов Н.П., Лозовицкий В.Ф. и др.) было введено в обиход такое понятие как чрезвычайная ситуация криминального характера, что приводит к неоднозначному толкованию этих понятий на практике. По своему содержанию чрезвычайные ситуации криминального характера и чрезвычайные обстоятельства схожи, т.к. явления, их вызывающие, одни и те же. Однако установленные ведомственными нормативными актами МВД России события, вызывающие чрезвычайные обстоятельства не в полной мере отражают явления, присущие уголовно - исполнительной системе. Поэтому ряд явлений и событий, не урегулированные нормативными актами МВД РФ как чрезвычайные обстоятельства и свойственные только для ФСИН, целесообразно классифицировать как чрезвычайные ситуации криминального характера.
В соответствии с действующим законодательством, чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате социального явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей. Классификация чрезвычайных ситуаций зависит от количества погибших или пострадавших людей, размера материального ущерба в зоне распространения поражающих факторов и в настоящее время они подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Зарубежные ученые чрезвычайными называют такие события и ситуации, «в которых от индивидуумов и организаций требуется применять необычные усилия и (или) проводить необычайно широкую мобилизацию ресурсов, часто - без достаточно заблаговременного предупреждения. Некоторыми учеными была предложена классификация факторов, вызывающих чрезвычайную ситуацию криминального характера:
Стихийные бедствия: землетрясения и извержения вулканов; наводнения и цунами; ураганы и смерчи; сильные и продолжительные засухи; сильные морозы; обвалы, лавины и сели; необычно повышенная солнечная активность (радиация); выпадение метеоритов и других космических тел.
Крупные катастрофы, связанные с эксплуатацией техники,
испытаниями и экспериментами: взрывы; крушения поездов, кораблей, летательных аппаратов; пожары, представляющие особую опасность для населения и причинившие значительный вред; катастрофы на атомных электростанциях, других объектах использования атомной энергии в мирных или военных целях, повлекшие значительное повышение радиационного излучения, обнаружение захоронений радиоактивных и ядовитых веществ, представляющих опасность для жизни и здоровья населения данной местности; крупные катастрофы на заводах, фабриках,
нефтепроводах и газопроводах; значительное и стабильное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе, воде и на земле, повлекшее остановку производства и гибель людей.
3. Биологические факторы: эпидемии и эпизоотии; нашествие саранчи и других вредных насекомых[10].
Профессора Микеев А.К. и Порфильев Б.Н. выделяют семь критериев, дающих основные характеристики чрезвычайных ситуаций; временной, социально - экологический, социальнопсихологический, экономический (включая техникоэкономический), организационно-управленческий и
«специфический» (мультипликативный)[11].
Представляется, что чрезвычайные ситуации криминального характера применительно к деятельности уголовно - исполнительной системы можно квалифицировать по двум основным признакам:
По сфере возникновения - техногенная, природная, биогенная, социальная.
По масштабу последствий - объектовая, местная, региональная, федеральная и трансграничная.
В результате воздействия ЧС криминального характера в месте дислокации учреждений и органов уголовно - исполнительной системы создается чрезвычайная обстановка, опасность которой выражается в следующем:
Во-первых, нарушается алгоритм деятельности не только учреждений ФСИН, но и органов власти городов и населенных пунктов, в которых они расположены.
Во-вторых, может быть причинен значительный материальный ущерб не только имуществу ФСИН, но и личному имуществу осужденных, заключенных, сотрудников и персонала
пенитенциарных учреждений.
В-третьих, возникает реальная угроза жизни и здоровью не только для осужденных, заключенных и сотрудников ФСИН, но и для членов их семей, проживающих на территории, подвергшейся воздействию ЧС криминального характера.
В этих условиях может возникнуть необходимость немедленной эвакуации не только осужденных (заключенных), но и сотрудников учреждений ФСИН и членов их семей. При этом в условиях чрезвычайной ситуации обеспечить надежную изоляцию и порядок среди осужденных и заключенных не всегда представляется возможным. В период ЧС криминального характера возможны паника среди населения, осужденных и заключенных, беспорядки, неповиновение представителям власти и администрации учреждений уголовно - исполнительной системы, ложные слухи, мародерство и другие преступные проявления и нарушения общественного порядка. Все это создает угрозу для деятельности учреждений ФСИН, в связи, с чем вводятся «барьеры» обеспечения безопасности в пенитенциарных заведениях. Это выражается в наделении уголовно - исполнительным законодательством начальников территориальных органов ФСИН субъектов Российской Федерации и министра юстиции Российской Федерации по согласованию с соответствующими прокурорами полномочиями по введению в учреждениях ФСИН режима особых условий. Необходимо отметить, что в случае угрозы жизни и здоровью осужденных (заключенных), сотрудников и персонала, а также других граждан начальник учреждения ФСИН также может вводить в учреждении тот же самый режим особых условий. При этом режим особых условий, вводимый в учреждениях ФСИН в связи с чрезвычайной ситуацией, характеризуется правоотношениями, имеющими специфические черты:
- эти правоотношения являются юридическим последствием обстановки, вызванной чрезвычайной ситуацией криминального характера;
- обязательными субъектами этих правоотношений являются, с одной стороны учреждения и органы ФСИН, в лице сотрудников ФСИН и осужденные (заключенные) - с другой;
- правовые обязанности субъектов правоотношений регулируются правовыми нормативными актами;
- данные правоотношения действуют только на период введения режима особых условий.
В настоящее время практически каждое учреждение пенитенциарной системы представляет собой «по существу пороховую бочку, образовавшуюся в результате принудительного соединения в один сложный клубок испорченных человеческих душ. И если температура низменных инстинктов и страстей в этом клубке превышает предельно допустимые нормы, он может в любой момент взорваться кровавыми событиями»[12]. Криминологические процессы и явления, происходящие среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых обуславливают сложную оперативную обстановку в учреждениях ФСИН и вызывают нарушения его функционирования. По мнению Н.П. Барабанова генезис чрезвычайных криминальных ситуаций и обстоятельств обусловлен[13]:
- криминогенными процессами, происходящими в среде осужденных и заключенных;
- отрицательной реакцией осужденных и заключенных на нарушения сотрудниками учреждений законности, что приводит к различного рода эксцессам (оказание осужденными и заключенными сопротивления администрации, совершение ими преступлений в отношении сотрудников, групповые неповиновения, провоцирование массовых беспорядков и др.);
- негативным восприятием осужденными явлений и событий криминального характера, в результате чего среди осужденных и заключенных возникают панические слухи, настроения, дискредитирующие сотрудников и персонал, совершаются действия, в том числе противоправные, которые дестабилизируют обстановку в учреждении;
- сбоями в среде функционирования учреждения, отрицательно влияющими на устойчивость его работы (отключение от внешних источников энерго - водо - и теплоснабжения).
С учетом изложенного целесообразно рассмотреть явления, которые могут вызвать чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайную ситуацию криминального характера. По мнению В.Ф. Лозовицкого криминальная чрезвычайная ситуация в учреждениях ФСИН РФ характеризуется стрессовым состоянием субъектов конфликта, обстановка, неожиданно возникшая вследствие совершения особо тяжкого или нескольких тяжких преступлений, создавших реальную угрозу основным правам, интересам и жизни человека, опасность причинения значительного материального ущерба либо повлекших этот ущерб и человеческие жертвы, что, в свою очередь, потребовало от органов власти и правоохранительных органов экстраординарных правовых, организационных, оперативных, режимных и иных управленческих мер в целях пресечения преступных проявлений, сокращения масштабов и ликвидации многообразных негативных последствий данной ситуации[14].
Следует отметить, что понятийная, криминологическая и уголовно - правовая характеристика чрезвычайных ситуаций криминального характера, возникающих в исправительных
учреждениях, и их классификация подробно рассмотрены Н.П. Барабановым[15], к которым можно отнести:
Организованный отказ от выхода на работу, приема пищи.
объявление голодовки. Представляют собой протестную форму поведения осужденных и заключенных, имеющих целью добиться удовлетворения выдвигаемых ими требований, привлечь внимание общественности к их нуждам, спровоцировать массовые
беспорядки.
Организация осужденными (заключенными)
несанкционированных сходок, собраний и митингов. Как
правило, имеет скрытый подготовительный период, инициируются негативно настроенными категориями осужденных (заключенных) из числа «авторитетов» и «воров в законе». Зачастую перерастают в открытые нападения на осужденных - активистов, сотрудников и персонал, провоцируют массовые беспорядки[16].
Групповые неповиновения осужденных (заключенных). Выражаются в отказе осужденных выполнять распоряжения администрации учреждения ФСИН и выражается, как правило, в открытом публичном заявлении осужденных (заключенных) об отказе выполнения законных требований администрации. Отличия групповых неповиновений от массовых беспорядков заключаются в том, что они происходят локально, в них принимает участие сравнительно небольшое число лиц, и они проявляются пассивным несоблюдением распорядка дня (в частности, в форме отказа от приема пищи, невыхода из жилых помещений для развода на работу, отказа от работы, в том числе по уборке территории исправительного учреждения, и т.п.).
но данная группа событий не имеет криминальной составляющей, т.к. в подобных действиях
осужденных (заключенных) нет события и состава преступления. Также, формально эти явления не являются чрезвычайными обстоятельствами. Однако спецификой деятельности учреждений ФСИН является то, что они могут быть катализатором таких негативных процессов, как массовые беспорядки, захват заложника, нападение на сотрудников ФСИН и др.
Следующими событиями, требующими введения режима особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях ФСИН, являются чрезвычайные обстоятельства, которыми в соответствии с приказом МВД РФ №20 - 96 года являются:
Массовые беспорядки, групповые хулиганские проявления: активное неподчинение (нарушение) со стороны значительного числа осужденных, отбывающих наказание в данном
исправительном учреждении, установленного законом порядку исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, а также прямое противодействие усилиям администрации учреждения по его поддержанию. Такие эксцессы, как правило, сопровождаются угрозами и насилием по отношению к осужденным, не принимающим участия в беспорядках, к персоналу учреждения и иным лицам, погромам и поджогам зданий и сооружений, принадлежащих учреждению, и другими противоправными действиями. Некоторые из них были сопряжены с захватом заложников.
Захват заложников. Уголовно-исполнительное
законодательство не предусматривает введение в учреждениях ФСИН режима особых условий в случае захвата осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений заложников. Однако данный вид преступного поведения не только дезорганизует деятельность учреждений уголовно - исполнительной системы, и может вызвать массовые беспорядки, групповые неповиновения, гибель людей т.е. привести к чрезвычайной обстановке в исправительной колонии или следственном изоляторе. В целях обеспечения устойчивого функционирования учреждения ФСИН при пресечении захвата заложника представляется необходимым переводить учреждение на особый режим деятельности, вносить изменения в функционально - организационную систему и распорядок дня, перераспределять сотрудников с учетом возникающих обстоятельств, проводить специальные мероприятия, в т.ч. специальные операции.
Побег из учреждения ФСИН. Для проведения розыскных мероприятий привлекается значительное количество сотрудников ФСИН и других правоохранительных органов. В целях обеспечения устойчивого функционирования учреждений ФСИН представляется необходимым переводить учреждение на особый режим деятельности, вносить изменения в функционально - организационную систему и распорядок дня, перераспределять сотрудников с учетом возникающих обстоятельств.
Угроза вооруженного нападения (вооруженное нападение) на учреждения ФСИН. Как показали события в Дагестане в 1998 году в период вооруженного нападения чеченских незаконных вооруженных формирований, все учреждения ФСИН Минюста по Республике Дагестан были переведены на особый режим деятельности. Из них было этапировано в другие регионы России свыше 600 осужденных чеченцев - акинцев, сотрудники учреждений были переведены на казарменное положение, часть личного состава УФСИН принимала непосредственное участие в отражении вооруженного нападения. В этот период были ограничены все передвижения расконвоированных осужденных, не предоставлялись свидания и телефонные переговоры, приостановлены оперативно - следственные мероприятия с подозреваемыми и обвиняемыми.
Терроризм. В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый характер и сегодня представляет реальную угрозу национальной и общественной безопасности. Похищение людей, взятие заложников, угоны самолетов, взрывы бомб и мин на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия, покушения на представителей власти и др. стали обычным явлением. Многие зарубежные исследователи считают, что наиболее вероятным представляется себе возможность использования террористами оружия массового поражения, прежде всего химического и бактериологического. Подробно вопросы борьбы с терроризмом рассматриваются в работах А.И. Гушера, М.П. Киреева, А.Ф. Майдыкова, В.А. Эпштейна и др.
Из всех вышеперечисленных явлений, представляющих собой чрезвычайные обстоятельства и ситуации наиболее тяжкими по последствиям являются массовые беспорядки, которые могут дестабилизировать обстановку в учреждениях ФСИН на продолжительное время, нанести огромный материальный ущерб и причинить вред жизни и здоровью граждан. Массовые беспорядки заключенных и осужденных происходят не только в Российских учреждениях уголовно - исполнительной системы. Ежегодно в пенитенциарных учреждениях США происходит не менее 50 бунтов и неповиновений осужденных, большинство из которых сопровождается захватом заложников и уничтожением имущества.
Пресечение беспорядков любой ценой влечет гибель, как заключенных, так и сотрудников этих учреждений. Современная криминологическая наука выделяет несколько основных теорий возникновения массовых беспорядков в тюрьмах. Согласно первой - бунты происходят из - за плохих условий содержания в тюрьмах и исправительных центрах. К ним относятся - переполненность мест заключения, недостаточное их финансирование, неправильная классификация заключенных по режиму отбывания наказания и некоторые другие причины. Данное объяснение, известное как «теория порохового погреба», предполагает, что ряд факторов создают в среде заключенных чувство усталости, пессимизм и напряженность, которые в конечном итоге приводят к бунтам или беспорядкам. Они могут вспыхнуть от «искры», такой, как например. Плохая пища или слухи о насилии тюремной администрации. Согласно этой теории обязательно должны присутствовать два элемента: основание недовольства и инцидент, который превращает недовольство в беспорядки.
Другая теория предполагает, что осужденные и заключенные начинают беспорядки из- за того, что у них есть определенные требования и жалобы. Они убеждены, что могут достичь своей цели только посредством бунта. Данной точки зрения придерживаются и сотрудники Ассоциации исправительных учреждений США. Беспорядки, по их мнению, не являются результатом плохих условий содержания в местах лишения свободы, а возникают из веры заключенных в то, что это единственно возможный путь их улучшения. Желая сделать свои жалобы известными обществу, заключенные ожидают поддержки своих целей и методов со стороны общественного мнения. Однако в некоторых бунтах не выдвигалось сколько - нибудь значительных требований, а бунтовщики в основном хотели «устроить ад». Некоторые осужденные (заключенные) и представители администрации мест лишения свободы считают, что процесс сделки и требования для осужденных являются вторичными. Поэтому нередки случаи, когда заключенные отказывались сдаваться даже после того, как их требования полностью выполнялись. Ряд ученых считает, что беспорядки в местах лишения свободы могут возникнуть по причине вмешательства администрации в социальную систему осужденных (заключенных). Например, когда тюремная власть пытается «закрутить гайки» либо каким-то другим образом угрожает социальной структуре заключенных. Согласно статистических данных Федерального управления тюрем США тюремные власти в начале 50-х годов позволяли существовать полуофициальному «правительству» заключенных, которые фактически руководили тюрьмами. При осуществлении попыток тюремной администрации
взять власть в свои руки по многим тюрьмам прокатилась волна беспорядков.
Немецкие ученые[17] выделяют несколько теорий, объясняющих причины возникновения массовых беспорядков:
- теория криминально - биологической регрессии (рецидив поведения животных);
- теория психического воздействия, когда действия участников беспорядков объясняются как неосознанные поступки под влиянием чувств, аффекта и импульса;
- теория психопатологической конвергенции, когда в толпу собираются индивидуумы, имеющие одинаковые личные качества, отклонения в поведении, предрасположенность к преступным действиям или принадлежащие к членам крайних группировок.
Эти теории основаны на изучении особенностей и мотивов поведения отдельного индивидуума: одни протестуют, другие используют хаос ситуации, третьи являются пассивными зрителями, однако это лишь частности, отдельные аспекты массовых беспорядков. Исходя из этого, можно выделить четыре основных типа массовых беспорядков:
- инструментальные - очень хорошо спланированные мероприятия определенных социальных структур, служащие средством для достижения определенных целей;
- экспрессивные беспорядки характеризуются повышенной эмоциональностью, проявлением определенных чувств и отношений к имеющим место фактам и событиям;
- переходной тип - инструментально - экспрессивный, часто возникающий без особых причин;
- беспричинные беспорядки (ученые не исключают, что беспорядки в пенитенциарных учреждениях могут возникнуть неожиданно, без явных провоцирующих признаков, или же возникают в процессе интенсивного развития ситуации, так называемого «снежного кома»).
При развитии чрезвычайных обстоятельств и ситуаций криминального характера в учреждениях ФСИН возникает состояние социальной напряженности. Это требует внесения изменений в распорядок дня учреждения, принятия жестких мер по наведению общественного порядка, применению строгих санкций, серьезных и разумно широких ограничений социально - экономических, политических и личных прав осужденных и заключенных, т.е. необходимо введение особого правового режима деятельности учреждений ФСИН. В результате воздействия чрезвычайных обстоятельств и ситуаций в учреждениях пенитенциарной системы создается чрезвычайная обстановка, опасность которой выражается в следующем:
Нарушается алгоритм жизнедеятельности не только учреждений и органов ФСИН, но и органов местного самоуправления и населенных пунктов, в которых они расположены.
Возникает высокая вероятность причинения значительного ущерба не только имуществу ФСИН, но личному имуществу осужденных, заключенных, сотрудников и персонала пенитенциарных учреждений.
Создается реальная угроза жизни и здоровью осужденных, заключенных, сотрудников ФСИН, а также граждан, находящихся на территории учреждений ФСИН (граждане, прибывшие на свидание с осужденными (заключенными), врачи, адвокаты, следователи и др.).
В этих условиях необходимо осуществить мероприятия по немедленной эвакуации осужденных (заключенных), не
участвующих в массовых беспорядках и других криминальных событиях, т.к. может возникнуть реальная угроза безопасности этих людей. В условиях чрезвычайных обстоятельств и ситуаций обеспечить надежную изоляцию и порядок среди осужденных и заключенных не всегда представляется возможным. Все это создает угрозу для деятельности учреждений и органов ФСИН, в связи, с чем соответствующие должностные лица вводят «усиленные меры» обеспечения правопорядка в пенитенциарных заведениях. Это выражается в наделении уголовно-исполнительным
законодательством начальников территориальных органов ФСИН субъектов Российской Федерации и министра юстиции Российской Федерации по согласованию с соответствующими прокурорами полномочиями по введению в учреждениях ФСИН «режима особых условий». Примечательно, что в случае угрозы жизни и здоровью осужденных (заключенных), сотрудников и персонала, а также других граждан начальник учреждения ФСИН также может вводить в учреждении, по сути, тот же самый режим особых условий, который может предусматривать:
- сбор сотрудников по тревоге;
- перевод их на казарменное положение;
- усиление охраны и надзора за осужденными или заключенными;
- активный сбор информации об источнике конфликта в тех случаях, когда в учреждении имеют место массовые беспорядки или групповые неповиновения;
- создание из числа сотрудников специальных групп для локализации и пресечения конфликтной ситуации;
- при резком осложнении оперативной обстановки возможно приведение в действие планов действий учреждений и органов ФСИН при чрезвычайных обстоятельствах.
Режим особых условий, вводимый в пенитенциарных учреждениях, в связи с чрезвычайными обстоятельствами и ситуациями характеризуется следующими признаками:
Он вводится нормативным актом соответствующего начальника на строго определенный срок по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством.
Во время его действия возможно приостановление или сокращение на время осуществления осужденными или заключенными их некоторых прав: приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости; свидание с родственниками и иными лицами; получение посылок, передач и бандеролей; получение и отправление денежных переводов; не предоставление телефонных разговоров; запрет прогулок и т. д.; приостановление следственных и иных мероприятий с обвиняемыми и подозреваемыми в совершении преступлений.
В учреждениях ФСИН вводится усиленный вариант несения службы.
Могут издаваться специальные правовые и нормативные акты органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Из собственных и приданных сил и средств создаются временные формирования, которые при необходимости могут быть объединены в сводный отряд.
передача функций управления силами и средствами ФСИН и приданных сил оперативному штабу.
Ограничивается допуск людей на объекты ФСИН, сокращается или прекращается вывод осужденных (заключенных) за пределы территории учреждения ФСИН.
Субъектами правоотношений при введении режима особых условий при ЧС криминального характера являются государство, прокуратура, органы и учреждения уголовно - исполнительной системы Минюста России, сотрудники и персонал ФСИН, граждане, а также осужденные и заключенные.
При этом режим особых условий, вводимый в пенитенциарных учреждениях в связи с чрезвычайными обстоятельствами и ситуациями, характеризуется особыми правоотношениями,
имеющими специфические черты:
- во-первых, эти правоотношения являются юридическим последствием обстановки, вызванной чрезвычайной ситуацией криминального характера;
- во-вторых, обязательными субъектами этих правоотношений являются, с одной стороны, учреждения и органы ФСИН и с другой - осужденные (заключенные).
- в-третьих, правовые обязанности субъектов правоотношений регулируются правовыми и нормативными актами (в частности, уголовно - исполнительным кодексом, правилами внутреннего распорядка и др.);
- в-четвертых, эти правоотношения действуют только на период введения режима особых условий при ЧС криминального характера.
Таким образом, для обеспечения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу, восстановления правопорядка в
учреждениях ФСИН, защиты жизни и здоровья осужденных (заключенных), сотрудников и персонала учреждения, обеспечение их социальных гарантий при возникновении чрезвычайных обстоятельств и ситуаций криминального характера единственным специальным правовым режимом является режим особых условий.
[1] Уголовно - исполнительное право: Учебник. // Под редакцией В.И. Селиверстова.- М. Юриспруденция. 2000. С. 320.
[2] Российская газета. 2 июня 2002.
[3] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 22, С. 773.
[4] Полное собрание законов Российской империи, 3 изд., т.1, СПБ,1885, №50.
[5] Советска военная энциклопедия. М. Воениздат, 1977, С. 271.
[6] Чрезвычайное законодательство ФРГ; Монография // Под редакцией В.М. Чхиквадзе. - М. Юрлитература. 1969. С. 29 - 30.
[7] Halsbuy s Laws of England. Vol. 8: Constitutional Law. Para. 983. P. 627 - 628. The Emergency Powers Act 1964. Ch. 38, 10 june 1964.
[8] Институт чрезвычайного положения в Великобритании: правовое регулирование и практика применения. - М: ГИЦ МВД РФ. 1985, С. 62.
[9] О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Приказ МВД России от 12 января 1996 № 20
[10] И. Л. Петрухин. Правоохранительные органы в условиях социального бедствия, вызванного природными, техногенными и биологическими факторами. М;1991,
С. 116.
[11] А.К. Микеев, Б.Н. Порфильев Управление деятельностью органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М; Академия МВД России, 1995.С. 82.
[12] Н.М. Якушин - Предмет, задачи и система дисциплины «Управление исправительно - трудовыми учреждениями в экстремальных условиях»: лекция. М: Академия МВД СССР, 1991.С. 5.
[13] Н.П. Барабанов - предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях УИС. - Рязань, 1999. С. 22 - 23.
[14] В.Ф. Лозовицкий - О понятии и сущности криминальной чрезвычайной ситуации в ИТК // Труды Академии МВД России «Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные ситуации». - М: Академия МВД России, 1994. С. 140.
[15] См. Барабанов Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Диссер. Докт. Юрид. Наук. - М: 2001.
[16] См. Н.П. Барабанов. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Дис.докт.юрид. наук. - М: 2001.
[17] Шнайдер Х.Й. Криминология беспорядков. // сборник переводов. Вопросы борьбы с преступностью за рубежом. - Москва, ГИЦ МВД РФ. 1994, №28, С. 21 - 25.
|