Рассматривая режим особых условий при ЧС криминального характера как институт права, необходимо отметить, что он представляет собой систему юридических норм и принципов, которые устанавливают процедуру введения, действия и отмены данного режима. По своей сути институт режима особых условий является государственно-правовым, т.к. его нормы являются совокупностью нескольких отраслей права, в частности
конституционного, административного, гражданского и т.д. Но в большей степени это касается пенитенциарного права, т.к. целевое предназначение института режима особых условий предполагает использование уголовно - исполнительных средств правового характера.
Особый уголовно - исполнительный режим является основой режима особых условий и проявляется посредством применения следующих правовых элементов.
Введение режима особых условий при ЧС криминального характера выражается в ограничении или приостановлении всех мероприятий, проводимых с участием осужденных (заключенных), усилении их охраны, пропускного режима и надзора за ними, прекращении приема посылок и передач.
В период действия режима особых условий при ЧС криминального характера могут быть приостановлены или ограничены некоторые права осужденных, усилены охрана и надзор, ограничены передвижения внутри учреждений и за их пределами, приостановлена деятельность предприятий ФСИН.
Режим особых условий при ЧС криминального характера характеризуется временными и пространственными ограничениями на применение чрезвычайных мер.
Институционально-правовой уровень режима особых условий при ЧС криминального характера закреплен в соответствующих нормативных актах при помощи императивных, запретительных, ограничительных и обязывающих норм, способов и типов правового регулирования и характеризует юридическое положение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, их сотрудников и персонала, а также осужденных и заключенных, порядок приобретения и реализации ими своих прав и обязанностей. Нормы права в этом случае могут рассматриваться как особые нормативные воздействия на регулируемые общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы и пресечения в виде ареста в особых условиях при ЧС криминального характера. Реализация же норм права, регулирующих режим особых условий, предстает именно как реализация таких воздействий. Все правовые нормы, составляющие основу режима особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях ФСИН условно можно подразделить на две группы:
- первая группа регулирует организацию профилактических мероприятий, подготовку личного состава учреждений и органов ФСИН к действиям при ЧС криминального характера, обучение и подготовку осужденных и заключенных при проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой медицинской помощи;
- во вторую группу входят правовые нормы, регулирующие
организацию и деятельность учреждений и органов ФСИН при ЧС криминального характера, организацию и деятельность временных (специальных) органов и подразделений,
создаваемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Отдельно следует выделить и предусмотренное уголовно - исполнительным правом приостановление осуществления
некоторых прав осужденных и заключенных. В российской пенитенциарной истории существует уникальный опыт применения мер по ограничению прав осужденных в случае нарушения ими правопорядка в местах лишения свободы и отказа выполнять требования администрации. В соответствии с постановлением Наркомата юстиции РСФСР № 598 от 25 июля 1918 года «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)[1]» в случае нарушения заключенными порядка и дисциплины к ним применялись следующие репрессии:
- лишение свиданий;
- лишение переписки;
- лишение права на получение передачи; - изоляция в карцер до двух недель;
- перевод в специальную тюрьму (изолятор).
В случае отказа выполнять требования администрации, в частности, от выхода на работу, к заключенным могли применяться такие репрессии как:
- перевод в особую тюрьму (изолятор), как неисправимого;
- в лицевой счет заключенного вписывался расход на содержание неукоснительно в полном размере, причем заключенному ставилось на вид, что, пока сальдо счета не будет в его пользу, он не может выйти из тюрьмы, хотя бы и отбыл назначенный судом срок наказания;
- если это не помогало, то заключенный переводился на уменьшенный продовольственный паек по сравнению с работающими заключенными.
Уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации (ст.ст. 88 - 97 УИК РФ и ст. ст. 17 - 31 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») гарантированы права осужденным, подозреваемым и обвиняемым, осуществление которых может быть приостановлено только в случае введения в учреждениях уголовно - исполнительной системы режима особых условий при ЧС криминального характера. Данные ограничения в правах этой категории граждан не противоречат существующим мировым стандартам прав человека и прав заключенных.
Защите прав и законных интересов осужденных посвящен ряд международно-правовых документов, детализирующих формы и методы обращения с ними во время отбывания наказания. В их числе - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 год). Процедуры осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1984 год). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 год). Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила - 1985 год), Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила - 1990 год), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 год)[2].
Право осужденных «пользоваться всеми правами человека и фундаментальными свободами, изложены во Всеобщей декларации прав человека, международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и факультативном протоколе к нему, а также в других пактах Организации Объединенных Наций, как подчеркнуто в ст. 6 Основных принципов обращения с заключенными от 14 декабря 1996 года. Однако, основные принципы допускают ограничения указанных прав и свобод, если необходимость ограничений явно обусловлена фактом заключения в тюрьму»[3].
Ограничения прав осужденных (заключенных) не должно применяться произвольно, а подобное правоприменение должно быть связано с конкретными целями. Согласно Всеобщей декларации (п.2 ст. 29) целями ограничений прав и свобод других людей, а также удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе. Указанные цели ограничений юридически закреплены в Пакте о гражданских и политических правах (п.3 ст.12; п.3 ст.18; п.3 ст.19; ст.21; ст.22). Американская конвенция о правах человека целями ограничений признает предупреждение преступления, защиту национальной безопасности и здоровье других людей.
Ддя дальнейшего развития российской юридической науки и законодательной практики исключительно важно определить основные цели ограничений прав осужденных (заключенных) в связи с введением в учреждениях ФСИН режима особых условий при ЧС криминального характера, которые должны быть закреплены в уголовно - исполнительном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». Исходя из анализа конституционных и Федеральных законов Российской Федерации основными целями ограничений прав осужденных (заключенных) являются:
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях ФСИН;
- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы в условиях чрезвычайного положения;
- обеспечение безопасности содержащихся в учреждениях ФСИН осужденных (заключенных), а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
- обеспечение охраны здоровья осужденных (заключенных).
В международных правовых документах обстоятельства, при которых могут вводиться ограничения прав человека, носят названия чрезвычайных обстоятельств. Однако понятийный аппарат «чрезвычайные обстоятельства» в науке, как было отмечено ранее, разработан недостаточно полно и прочно. Единственным международным правовым документом, где дается определение этому правовому явлению, является Конвенция МОТ от 28 июня 1930 года № 29 «О принудительном или обязательном труде». В соответствии c п D ст.2 данной конвенции под чрезвычайными обстоятельствами понимаются «обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения». К ним относятся:
- чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявлено;
- война, общественная опасность или другие чрезвычайные
обстоятельства, которые угрожают независимости и
безопасности государства;
- бедствие или угроза бедствием, а именно: пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений.
Однако, не все права осужденных (заключенных) могут быть ограничены даже в условиях введения чрезвычайного или особого положения (в том числе и режима особых условий). В соответствии с п.2 ст.4 Пакта о гражданских и политических правах такое положение не является основанием для каких-либо ограничений права на жизнь (ст.6); свободы от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст.7); права человека не считаться виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательному или международному праву, не являлось уголовным преступлением (ст.15); права на признание
правовосубъектности (ст.16).
Права осужденных (заключенных), которые могут быть ограничены при обстоятельствах, указанных в нормативно - правовых документах, составляют правовую основу правового явления ограничений.
В Российском уголовно - исполнительном праве только с принятием уголовно - исполнительного кодекса впервые на законодательном уровне было закреплено ограничение некоторых прав осужденных (заключенных) в связи с введением в учреждениях ФСИН режима особых условий при ЧС криминального характера. Принимаемые в рамках этого режима меры могут привести к приостановлению или сокращению на время его действия осужденными или заключенными их некоторых прав:
- приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости;
- свидание с родственниками и иными лицами;
- получение посылок, передач и бандеролей;
- получение и отправление денежных переводов;
- непредставление телефонных переговоров;
- запрет прогулок и т.д.;
- приостановление следственных и иных мероприятий с обвиняемыми и подозреваемыми в совершении преступлений;
ограничение посещений учреждений ФСИН представителями общественных и религиозных организаций (в соответствии со ст. 71 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в случае беспорядков в местах заключения и лишения свободы допустимы ограничения посещений представителями общественных организаций этих учреждений[4]).
Поскольку режим особых условий при ЧС криминального характера вторгается в сферу правового положения гражданина, понесшего наказание, либо которому изменена мера пресечения в виде ареста, основные предписания норм о данном режиме должны содержаться в уголовно - исполнительном законодательстве.
В связи с тем, что чрезвычайное ситуация криминального характера является основанием для введения в учреждениях ФСИН режима особых условий, то вполне логичным является вывод о возможности применения ограничений избирательных прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях ФСИН и при введении режима особых условий при ЧС криминального характера, и по другим основаниям, которые предусмотрены уголовно - исполнительным законодательством. В частности при возникновении чрезвычайных ситуаций криминального характера в учреждениях ФСИН не представляется возможным обеспечить избирательные права лиц, не принимающих непосредственное участие в этих преступных деяниях, безопасную работу избирательной комиссии и наблюдателей на территории учреждения, а также других лиц, в отношении которых может возникнуть реальная угроза их жизни и здоровью. Решению этой проблемы, как представляется, должно способствовать уголовно - исполнительное и избирательное законодательство, создающее базу для правового регулирования режима особых условий не только в следственных изоляторах, но и в исправительных учреждениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Нормы этого законодательства должны обеспечивать не только реализацию избирательных прав подозреваемых и обвиняемых, но и механизм введения ограничений на осуществление этих прав.
Особый интерес вызывает применение требований трудового законодательства в режиме особых условий. В уголовно - исполнительной системе при возникновении в ее учреждениях чрезвычайных ситуаций криминального характера, влекущих введение в учреждениях ФСИН режима особых условий, необходимо применять нормы трудового законодательства в отношениях с вольнонаемным персоналом.
Уголовно - исполнительное право некоторых зарубежных стран также содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с введением в исправительном учреждении режима особых условий (особого положения) при ЧС криминального характера. Так, например, в исправительных учреждениях Республики Беларусь при введении режима особого положения решением начальника учреждения могут быть приостановлены свидания, прием передач, продажа продуктов питания и предметов первой необходимости, отправка писем осужденных и вручение присланных им писем, посылок, бандеролей, ограничены передвижения осужденных в пределах жилой и производственной зон, отменены или ограничены выезды или вывоз осужденных за пределы исправительного учреждения, запрещены или ограничены посещения исправительных учреждений представителями общественных объединений. Религиозных конфессий и средств массовой информации, проведение массовых мероприятий культурно - просветительского и физкультурнооздоровительного характера. В рамках данного режима производится изоляция в пределах данного учреждения либо перевод в другое учреждение осужденных, организующих или провоцирующих групповые противоправные действия, либо активных их участников. Одновременно с введением этого режима в учреждении устанавливается усиленный вариант охраны и надзора[5].
При введении режима особых условий в исправительном учреждении:
- Республика Кыргызстан - могут быть приостановлены некоторые права осужденных, введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты учреждения, изменен распорядок дня,
ограничена деятельность производственных, коммунальнобытовых, культурно - просветительных, медико-санитарных и иных служб[6].
- Республика Узбекистан - вводится усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, может быть изменен распорядок дня и ограничена деятельность отдельных служб. Одновременно допускается ограничение некоторых прав осужденных[7].
- Украина - усиливается охрана и надзор за осужденными, прекращаются все мероприятия, проводимые с ними, а также предоставление свиданий и принятие посылок и передач, осуществляются другие режимные меры. Для пресечения групповых противоправных действий осужденных и ликвидации
их последствий используются силы и средства пенитенциарной системы , а в случае необходимости - органов и подразделений МВД Украины[8].
Подобные меры применяются в местах лишения свободы многих стран, однако не везде они нашли законодательное закрепление. Так, например, в соответствии с законом Швеции «Об обращении с заключенными в тюрьмах» (ст.29), начальник тюрьмы может запретить телефонные переговоры, если заключенным или другим лицам угрожает опасность[9]. Других ограничений шведское законодательство не предусматривает, т. к. массовых беспорядков, захватов заложников и групповых неповиновений в исправительных учреждениях этой страны практически не бывает.
Согласно «Памятной книги заключенного Федерального бюро тюрем США» директор тюрьмы может запретить переписку, если будет установлено, что она наносит вред безопасности, порядку или дисциплине в тюрьме, защите общественного порядка или может способствовать преступной деятельности. Однако при этом не запрещается переписка, необходимая для защиты собственности или средств, на законном основании принадлежащие заключенному до момента его осуждения. В целях ослабления правительственного контроля над условиями содержания в тюрьмах США Генеральным Протоиреем У.Ф. Смитом в 1981 году был произведен пересмотр изданных администрацией Картера «федеральных стандартов содержания заключенных в тюрьмах». Внося свои изменения, Смит указал, что «в случаях нарушений закона будут приниматься такие меры, которые предоставляют руководству исправительного учреждения максимальную свободу рук»[10].
В тюрьмах США в настоящее время используется «control unit», который впервые был введен в тюрьме г. Марион штата Иллинойс в 1972 году и стал частью тюремной политики, обеспечивающей режим. В основе «control unit» лежат три правила:
- заключенные, находящиеся под «control unit» содержатся в ячейках (камерах) размером 1,8 х 2.5 м от 22 до 23 часов в сутки. В этих камерах не регламентируется выдача еды, занятия спортом, выход на работу и соблюдение религиозных обрядов;
- эти правила существуют постоянно и только в случае необходимости приводятся в действие;
- данные правила являются не наказанием, а мерами административного воздействия[11].
Для обеспечения безопасности исправительного учреждения, а также в случаях предупреждения массовых беспорядков и иных насильственных действий, осужденных начальник тюрьмы вправе принимать любые меры по введению режима «super -maximum security».
В пенитенциарной системе Великобритании, по данным Andrew Coyle[12], заключенных, принимавших участие в массовых беспорядках, неповиновениях, захватах заложников и нападениях на представителей администрации в местах лишения свободы переводили в тюрьму строгой изоляции Peterhead, расположенную в
Шотландии. Если же они совершали подобные действия и в этой тюрьме, то их переводили в камеры категории безопасности «А». Они лишались личного довольствия и подвергались наиболее строгому наблюдению. Еженедельно производились обыски, как их лично, так и камер, в которых они содержались. Личные дела этих заключенных рассматривала уполномоченная комиссия, состоящая примерно из 12 человек и назначаемая местными властями. В правомочия данной комиссии входило лишение осужденного права на возможное досрочное освобождение. И если подобные комиссии в Англии могли лишить заключенных - нарушителей не более одной трети срока их возможного досрочного освобождения, то комиссия в тюрьме Peterhead не была ограничена такими сроками. Подобные заседания уполномоченных комиссий не являлись судебными слушаниями, а представляли собой определенную
административную процедуру.
Следует отметить, что должностные лица по поддержанию правопорядка в своих отношениях с лицами, находящимися под стражей или в заключении, не должны применять силу, за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для поддержания безопасности и порядка в исправительном учреждении, случаев самообороны или когда создается угроза для личной безопасности[13]. Эффективное поддержание правопорядка в учреждениях ФСИН при возникновении чрезвычайных обстоятельств во многом зависят от того, насколько реализуемы положения уголовно-исполнительного законодательства по
применению оружия, физической силы и специальных средств. Так, например, сотрудники, находящиеся в учреждении ФСИН не имеют возможности применить огнестрельное оружие в соответствии с нормами ст.31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 86 УИК РФ, в том числе при наличии действительной угрозы их
жизни и здоровью со стороны осужденных (заключенных), совершающих противоправные действия. Это вызвано тем, что сотрудники, непосредственно контактирующие в учреждениях ФСИН с осужденными (заключенными), не имеют при себе оружия. А существующее уголовно - исполнительное законодательство и ведомственные нормативные акты Минюста России не предусматривают возможности организации непрерывного дежурства за пределами учреждений ФСИН специальной группы (подразделения), в обязанности которой бы входило пресечение противоправных деяний со стороны осужденных (заключенных) на начальном этапе, включая и применение оружия на законных основаниях. Существующие в территориальных органах ФСИН отделы специального назначения в настоящее время не способны к подобным быстрым действиям в силу разных причин объективного характера: выполнение несвойственных им функций,
малочисленность, удаленность от учреждений, недостаточное материально - техническое обеспечение и др., а создание нештатных подразделений ни в органах, ни в учреждениях ФСИН не практикуется.
Примечательно, но в тридцати восьми странах - участниц 5-й сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена,21-31 мая 1996 год) - допускают применение огнестрельного оружия сотрудниками для поддержания
безопасности и порядка в исправительных учреждениях. Во всех странах, которые допускают применение огнестрельного оружия против лиц, находящихся под стражей или в заключении, должностным лицам по поддержанию правопорядка разрешается применять огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законом. В некоторых странах такие случаи определяются не только правовыми положениями, но и другими законодательными актами. В 10 странах применение огнестрельного оружия в местах содержания под стражей является законным, если это делается по приказу или с санкции вышестоящего должностного лица[14].
Например, в Японии помимо случая наличия серьезной угрозы для жизни применение огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарных учреждений является оправданным в трех случаях:
- когда заключенные совершают акт насилия, могущий представлять опасность для жизни другого лица;
- когда заключенный пытается бежать из тюрьмы;
- когда заключенные устраивают бунт.
Но, тем не менее, в Японии пистолеты не применяются уже более 30 лет, газовые пистолеты - более 20 лет[15].
В Марокко же в случае возникновения массовых беспорядков или групповых неповиновений в тюрьмах сотрудники пенитенциарных учреждений не прибегают к применению силы или огнестрельного оружия, а используют переговоры[16]. Большинство стран соблюдают международные стандарты, применение силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка является столь важным вопросом, что отступление от установленных стандартов вызывает серьезную обеспокоенность, которая вызвана:
- ограниченной юридической ответственностью за применение силы или огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка;
- ограниченной юридической ответственностью вышестоящих должностных лиц за отдачу незаконных приказов о применении силы или огнестрельного оружия;
- ограниченной юридической ответственностью вышестоящих должностных лиц за незаконное применение силы или огнестрельного оружия их подчиненными;
- недостаточно хорошо разработанными положениями относительно осуществления независимого административного или судебного надзора за применением силы и огнестрельного оружия;
- должностные лица по поддержанию правопорядка, которые в
соответствии с Кодексом поведения или Основными принципами отказываются выполнять приказ, могут быть подвергнуты мерам уголовного или дисциплинарного
наказания[17].
Одним из последствий введения в учреждениях ФСИН режима особых условий при ЧС криминального характера является усиленный вариант несения службы, который может
предусматривать:
- сбор сотрудников по тревоге;
- перевод их на казарменное положение;
- усиление охраны и надзора за осужденными или заключенными;
- активный сбор информации об источнике конфликта в тех случаях, когда в учреждении имеют место массовые беспорядки или групповые неповиновения;
- создание из числа сотрудников специальных групп для локализации и пресечения конфликтной ситуации;
- при резком осложнении оперативной обстановки возможно приведение в действие планов действий учреждений и органов ФСИН при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера.
В соответствии с «Инструкцией по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»[18] усиление службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных вводятся при:
- получении приказа (распоряжения) вышестоящего начальника;
- получение данных о готовящемся или состоявшемся побеге осужденных, нападения на охраняемый объект, караул, персонал учреждения;
- массовых беспорядках в исправительном учреждении;
- групповом неповиновении осужденных;
- захвате заложников;
- групповых нарушениях общественного порядка в местах дислокации учреждений и их объектов;
- возникновении в учреждениях, на объектах и вблизи них пожаров, взрывов, аварий, стихийных бедствий и других резких осложнений обстановки;
- введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения;
- проведение государственных праздников, широкомасштабных политических, общественных и иных массовых мероприятий. Однако данная Инструкция не предусматривает введение усиленного варианта несения службы в связи с введением в учреждениях ФСИН режима особых условий.
Система охраны и способы несения службы часовыми по усиленному варианту предусматриваются планами охраны.
Согласно этой инструкции усиление службы по охране учреждений ФСИН, их объектов и при конвоировании вводится Министром юстиции Российской Федерации на срок и в порядке, установленном ст.85 УИК РФ. Однако норма вышеназванной статьи содержит процедуру согласования с генеральным прокурором. Ненужная нормативная ссылка на норму уголовно - исполнительного кодекса делает (без процедуры обязательного согласования с прокуратурой) неправомочными распоряжения Минюста о введении усиленного варианта несения службы в учреждениях и органах ФСИН. Ссылка в инструкции на ст. 85 УИК РФ необходима лишь в том аспекте, что режим особых условий является одним из оснований введения усиленного несения службы в учреждениях ФСИН.
Другие должностные лица уголовно - исполнительной системы - начальники ФСИН, УФСИН, ОФСИН, учр. ЖХ-385 могут самостоятельно вводить усиленный вариант несения службы на срок до 7 суток, начальники учреждений ФСИН на срок до 3-х суток. Данные решения должны оформляться соответствующими приказами или распоряжениями. О введении усиленного варианта несения службы должны письменно уведомляться вышестоящие начальники. Инструкцией допускается возможность продления усиленного варианта несения службы вышеуказанными должностными лицами на сроки, соответствующие их правомочиям.
На период усиления службы должны дополнительно предусматриваться:
- мероприятия по повышению готовности сил и средств к действиям при осложнении обстановки, проверка готовности резервов и исправности вооружения и инженерно-технических средств охраны;
- назначение оперативных групп в ФСИН, в Управлениях и Отделах, а также в учреждениях, исполняющих наказания по месту их дислокации для въезда в места осложнения обстановки; назначение оперативных групп в учреждениях;
- увеличение численности караулов, назначение их начальниками наиболее опытных сотрудников, усиление контроля за несением службы;
- активизация работы с сотрудниками учреждения по повышению бдительности; активизация профилактической работы по предупреждению побегов и других правонарушений;
- усиление дежурства в ФСИН, в Управлениях и Отделах, а также в учреждениях, исполняющих наказания по месту их дислокации; организация патрулирования в пунктах расположения охраняемых объектов;
- проверка наличия вооружения, боеприпасов, усиленный контроль за их оборотом; проверка состояния противопожарных средств;
- в отдельных случаях, в зависимости от конкретной обстановки, перевод части сотрудников на казарменное положение.
Все эти мероприятия вызывают необходимость не ограничивать общую продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников уголовно - исполнительной системы, проходящих службу по контракту. В настоящее время ведомственного нормативного акта Минюста России, устанавливающего перечень этих мероприятий нет.
Резюмируя правовые последствия введения в учреждениях ФСИН режима особых условий при ЧС криминального характера можно сказать, что нормы данного института уголовно - исполнительного права вырабатываются на государственном уровне с учетом международных стандартов в области прав человека. Национальные нормы и принципы прав человека, в том числе и осужденного (заключенного) не могут опускаться ниже уровня международных стандартов. Это положение особенно актуально для нашей страны. Не всегда на правовой основе осуществляется ограничение прав осужденных (заключенных) в условиях чрезвычайной обстановки. Уровень правовой подготовки сотрудников ФСИН продолжает оставаться невысоким и не отвечает требованиям международных стандартов в современных условиях.
Таким образом, при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств в учреждениях ФСИН происходит изменение условий деятельности сотрудников и персонала учреждений, в которых должны быть осуществлены следующие мероприятия: сбор сотрудников по тревоге; перевод их на усиленный вариант несения службы; введение запрета на передвижение граждан и транспортных средств в районе дислокации учреждений ФСИН; введение дополнительных постов охраны и надзора; проведение карантинных мероприятий; полное или частичное прекращение работы производственных и иных объектов ФСИН; приостановление действия гражданских договоров, заключенных учреждениями и предприятиями ФСИН с контрагентами и др.
Однако уголовно - исполнительное законодательство не в полной мере определяет меры предупреждающего характера при введении в учреждениях ФСИН режима особых условий. Так, например, нет правовых норм, которые бы давали возможность должностным лицам учреждений ФСИН изолировать от основной массы осужденных и заключенных лиц, подстрекающих к групповым неповиновениям, отказам от приема пищи, невыходам на работу, массовым беспорядкам, соблюдению «воровской этики» на весь период действия режима особых условий. Также, законодательно не закреплено право за руководителями учреждений и органов ФСИН, проводить специальные мероприятия, в том числе и специальные операции при возникновении в учреждениях ФСИН чрезвычайных ситуаций и обстоятельств. Существующее ведомственное нормативное регулирование этих вопросов не учитывает особенности уголовно - исполнительной системы и тех изменений, которые произошли в ней после ее передачи из системы МВД России в ведение Минюста России. А вновь принятые Минюстом Инструкции по охране учреждений ФСИН и надзору за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, не содержат в себе системы действий личного состава учреждений и органов ФСИН при пресечении и ликвидации чрезвычайных обстоятельств и ситуаций.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания, при ЧС криминального характера осуществляется в правовом поле. Каждое решение о введении данного правового режима облекается в форму нормативного или правового акта, в котором закрепляются структуры учреждений ФСИН на всех уровнях, устанавливаются права, обязанности, ответственность каждого звена и человека, его возможности воздействовать на управляемые объекты. Правовые основы организации деятельности учреждений ФСИН в режиме особых условий при ЧС криминального характера - это совокупность начал, выраженных в различных формах, в соответствии с которыми образуется и функционирует система учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Они образуют свою систему, которая характеризуется структурностью, целостностью, иерархичностью и взаимозависимостью и состоит из следующих элементов: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской федерации, Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, постановления и определения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты,
издаваемые Минюстом, МВД, МЧС России и имеющие нормативно - правовой характер, а также решения временных органов власти и управления, которые создаются в связи с введением чрезвычайного положения, а также в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций и обстоятельств криминального характера.
Таким образом, режим особых условий при ЧС криминального характера определяется уголовно - исполнительным законодательством и включает в себя комплекс уголовноисполнительных, уголовно - процессуальных, административных, политических, экономических и иных мер, направленных на обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и мер пресечения в виде заключения под стражу в условиях чрезвычайного положения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств. Обеспечение режима особых условий при ЧС криминального характера осуществляется учреждениями ФСИН в соответствии с полномочиями, предоставленными им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения мер, предусмотренных уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации.
Режим особых условий при ЧС криминального характера в учреждениях ФСИН вводится приказом соответствующего должностного лица уголовно-исполнительной системы, при этом вышестоящий начальник наделяется правом отмены этого решения в случае необоснованности его введения. На основании приказа в учреждении, в котором введен режим особых условий, применяются следующие меры: усиливаются охрана и надзор, а при необходимости организуется оборона объектов ФСИН; вводится особый режим функционирования учреждения ФСИН, его производственных и иных объектов, изменяется распорядок дня; приостанавливается действие хозяйственных и трудовых договоров, ограничивается передвижение в пределах и за пределами учреждения; ограничивается движение транспортных средств, осуществляется их досмотр, организуется патрулирование вокруг учреждения; часть личного состава может быть задействована для обеспечения режима чрезвычайного положения; вводятся ограничения на осуществление некоторых прав осужденными и заключенными; приостанавливаются оперативно-следственные мероприятия, а также применяются другие меры, предусмотренные действующим законодательством.
[1] Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства.
1918. №53. С. 598.
[2] Селиверстов В.И. Указ. Соч. С. 5.
[3] Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1996: уголовноисполнительное право // Сборник нормативных актов под редакцией П.Г. Пономарева. - М; Новый юрист. 1997. С. 90.
[4] Российская газета от 5 апреля 1995. №67.
[5] Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь (в вопросах и ответах): Практическое пособие. // Под общей редакцией В.Б. Шабанова. - Минск, Тесей.С. 131-132.
[6] Ч.2 ст. 57 УИК РК.
[7] Ч.2 ст. 80 УИК РК.
[8] Ч. 2, 3 ст. 81 - 1 ИТК Украины.
[9] Сб. переводов ВНИИ МВД РФ № 577. С. 23..
[10] США. Конституция и права граждан. // Под редакцией И.А. Геевского. - М.Мысль. 1987. С.201.
[11] HTTP ||Search. Lycos. Com| raf/defalt/asp/
[12] Coyle Andrew/ The prisons we deserve. Harper Collins Publishers. - London, 1994. P/ 96 - 98.
[13] Использование и применение Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка вместе с основными принципами применения силы огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка // Материалы 5-й сессии Комиссии по предупреждению преступности по уголовному правосудию (Вена, 21-31 мая 1996).- М: ВНИИ МВД РФ. Сб. переводов. №743, С. 168.
[14] Сборник переводов ВНИИ МВД РФ № 743. С. 168. П. 55
[15] Там же. С. 169. П. 56.
[16] Там же С. 169, П. 57.
[17] Сборник переводов. № 743. С. 172. П. 88- М: ВНИИ МВД РФ.
[18] Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений пенитенциарной системы министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 06.08.99. № 236.
|