Четверг, 28.11.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Пропедевтика принципов права и их связь с принципами ОРД

Прежде чем вести речь непосредственно о правовом регулировании содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, считаем необходимым рассмотреть пропедевтику принципов права и их связи со специфическим видом государственной деятельности - ОРД. С этой целью для начала обратимся к понятию принципов в социальной

10


 

науке; понятию принципов права вообще; понятию принципов в уголовном процессе и соответственно понятию принципов, имеющих место в литературе относительно их к ОРД.

Принцип - руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной дей- ствительности[1].

Заметим, что все право, во-первых, «...всегда сводится к одному: или норма (в смысле правила в законе), или решение, или конкретный порядок»[2], а во-вторых, право строится и реализуется, базируясь на определенных принципах, которые выражают его сущность и социальное назначение.

В юридической литературе указывается, что принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни[3]. Например, такой автор, как Е.В. Скурко, считает, что принципы как идеи возникают, развиваются и исчезают и принципы права вторичны по отношению к нормам, субъективным правам и правоотношениям[4]. Мы также склонны рассматривать принципы как идеи, которые наводят на действие, в ходе реализации права. Но самое главное, что «принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства»[5], именно государства, и это очень важно.

Если мы рассмотрим уголовный процесс, с которым оперативноразыскная деятельность взаимодействует теснейшим образом, более того результаты ОРД используются в уголовном процессе, то определения принципов уголовного процесса даны с присущей спецификой данного вида деятельности. «Принцип уголовного процесса - это мировоззренческая идея максимальной для исследуемого уголовного процесса степени общности, проведения в совокупности действующих в соответствующем судопроизводстве уголовно-процессуальных норм и практике их применения»[6]. В одном из пособии по уголовному процессу указывается, что «принципы - это руководящие идеи, основные правила деятельности. это, в сущности, общеобязательные требования справедливости, правовые принципы есть не что иное, как мера справедливости в праве... Это не просто юридические идеи, а объективно необходимые общеобязательные критерии справедливого и должно-

24

го в праве» .

Бывший председатель Верховного суда Израиля Аарон Барак считал, что «принципы суть правила поведения, основанные на этических ценностях, таких как честность, справедливость и мораль»[7] [8]. И с таким мнением вряд ли приходиться спорить.

Один из мэтров уголовного процесса В.Т. Томин ведет речь о том, что уголовный процесс, являясь видом государственной деятельности, в котором наряду с правовыми и нравственными основами, национальными и историческими традициями, самобытностью, должны усматриваться философские и религиозные корни[9].

Необходимо обратить внимание на то, что вся семантика определений принципов права и принципов уголовного процесса сводится к идеям, которые реализует государство, основываясь на нравственных и моральных постулатах, в целях воздействия на общество, для решения задач, поставленных перед тем или иным видом юридической деятельности. Мы специально привели ряд определений принципов, чтобы показать, что в их содержании нет речи, например, «о нравственном представлении общества относительно сущности уголовного процесса». Но определения вполне операциональные. Поэтому представляются парадоксальными определения относительно принципов оперативно-разыскной деятельности, которые имеют место в юридической литературе. Например, «принципы ОРД - это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативноразыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-разыскных сил, средств и методов»[10]. Аналогичное определение принципов ОРД дает Е.С. Дубоносов[11], заостряя внимание на «нравственных представлениях общества относительно ОРД». Дело в том, что, во-первых существует уголовная политика государства (она часть социальной политики), в ней от имени государства выражаются через принципы основные идеи и направления борьбы с преступностью. В литературе встречаются споры авторов, какие из принципов ОРД обладают юридическими свойствами, а какие нет: «...Все остальные “принципы” ОРД не юридического свойства. о которых ведут речь отдельные специалисты, по нашему мнению, вообще таковыми не являются. Как правило, они типичны только для ее определенной стороны, характеризующей отдельное качество ОРД (например, организационные и тактические принципы или морально-этические принципы).»[12] [13]. Мы считаем, что все юридические науки, и ОРД в том числе, выражаясь тривиально, но очень понятно и точно, изучают «правило поведения», т.е. как себя вести в той или иной ситуации, при осуществлении той или иной деятельности. Морально-этическая сторона связана с правилом поведения человека непосредственно, а значит морально-этические принципы обладают всеми юридическими свойствами и в полной мере принимают участие в регулировании оперативно-разыскной деятельности. Мы убеждены, что от морально-нравственного элемента зависит будущее не только ОРД, но и всех юридических наук.

Во-вторых, ОРД является закрытым от социального контроля видом деятельности. Под социальным контролем, естественно в широком смысле, понимаем отношение граждан к данному виду государственной деятельности: «Большинство граждан считают, что и закона, который регулирует общественные отношения в области ОРД, не существует, а сама деятельность состоит из доносов и «выбивания» признания вины. И даже для юристов существование в качестве правового регулятора целой области правоотношений закона об ОРД, насчитывающего 23 статьи, - законодательный нонсенс... »30. Поэтому о каком-то нравственном представлении общества о данном виде деятельности говорить просто не имеет смысла, хотя бы потому, что ответ будет получен нелицеприятный для властных субъектов ОРД. Ранее мы также указывали, что «оперативно-разыскная деятельность, долгие годы скрываемая от широкой общественности за грифом “совершенно секретно”, большинством граждан воспринимается как явление аморальное. А что тут скажешь? Тайное проникновение в частную жизнь граждан по- другому и не расценивается обществом... из чего следует, что ОРД не является нравственной деятельностью в общепринятом смысле этого понятия»[14] [15] [16] [17].

Чтобы иметь представление о чем-либо, нужно хотя бы находиться в системе, например, в системе ОРД и иметь способность коммуницировать, т.е. должно совершаться коммуникативное действие, представляющее собой «речевое высказывание к коммуникативному действию, без которых невозможен процесс коммуникации: это требования понятности, истинности,

32

правдивости и нормативной правильности высказываний» .

Сама ОРД есть система, которая резонирует, а не вступает в контакт. Подобно тому, как в физике струна резонирует, только воспринимая собственные частоты, любая система имеет дело только с собственным механизмом обработки информации, система может реагировать только на саму себя. Система всегда имеет закрытость по отношению к внешнему миру, к обществу: «На уровне собственных операций не существует прорыва в окружающий мир, и точно так же системы внешнего мира не могут воздейство-

33

вать на процессы оперативно закрытой системы» .

Понятие закрытости относится к специфическому оперативному способу репродукции системы, а не к казуальным отношениям систем. То, что окружающий мир всегда воздействует и без него абсолютно ничего не может происходить, под сомнение не ставится. Но воздействия, о которых может судить наблюдатель, касаются лишь той части причин, которую он может идентифицировать, т.е. той части, которая принадлежит системе. О другой

34

части он не может знать ничего.

Поэтому свое время под коммуникацией Н. Луман понимал не передачу смыслового содержания от одного индивида к другому или от передатчика к преемнику, а «некое исторически-конкретно протекающее, зависимое от контекста событие»[18]. То есть коммуникация - это операция, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации.

А по сему, могут ли субъекты, осуществляющие ОРД, являющиеся, по сути, системой, передавать знания о данном виде деятельности обществу,

чтобы оно могло в действительности иметь нравственные представления о данном виде деятельности? Конечно, нет, вряд ли общество тайное проникновение в частную жизнь будет считать нравственным делом. Или, например, как указывает профессор А.Ю. Шумилов, «...достижение в ОРД морально оправданных целей связано порой с применением возможностей ограничительно-негативного свойства (негласное проникновение в жилище, чтение чужих писем и т.п.)»[19]. Да, согласны, что морально-оправданные цели, но признать их нравственно-оправданными нельзя.

Более того, необходимо заметить, что общество вообще не имеет возможности воздействовать в рамках правового поля на деятельность государственных органов, это просто миф, который «скармливают» тому же обществу на протяжении длительного времени. И относить каким-либо образом общество к способности влияния на механизм принципа любой государственной деятельности не совсем верно, а ОРД - особенно, так как мы считаем, что общество и государство это не совсем одно и то же. Например, начало русской государственности связано с призванием варяга Рюрика на русские земли: «.земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходи княжить и владеть нами.»[20]. Хотя, не отрицая того, что «русский народ возникает вместе с государством»[21], тем не менее, мы делаем «зазор» между обществом и государством. Более того, мы ставим «во главу угла» и делаем субъектом истории мощь государства, а не абстрактные «права и свободы человека», которые навязываются либеральной идеологией Запада российскому государству уже не один десяток лет[22], Россия же должна сопротивляться этому процессу. Как сказал в своем обращении к Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года президент РФ В.В. Путин, «русский должен знать себе цену»[23].

Обыватель же, являясь, по сути, членом общества, ассоциирует «права и свободы» с некой абстрактной вседозволенностью. Государство же, как «строгий родитель» при воспитании детей, имея свой аппарат подавления и принуждения, должно беспокоиться о безопасности и благополучии членов общества, в том числе с помощью использования оперативно-разыскных технологий. Именно по этой причине мы не можем ставить знак «равно» между обществом и государством. Выше мы указывали, что принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. По той простой причине, что принципы права вообще, а также уголовного процесса и ОРД, есть жесткое желание государства, выраженное в идеях сохранения своей целостности и в том числе от преступных посягательств. Поэтому прав профессор А.Ю. Шумилов, когда указывает, что «принцип законности, а также принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина... не могут быть признаны реальными принципами современной ОРД. Они - всего лишь провозглашенные законодателем

41

определенного рода заявки на принципы, т.е. принципы-намерения» .

В связи с вышесказанным мы предлагаем свое определение принципов оперативно-разыскной деятельности. Принципы ОРД - это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах мировоззренческие идеи, отражающие определенные закономерности общественной жизни и имеющие властно-повелительный характер государства, в сфере оперативноразыскной деятельности, которые обеспечивают наиболее эффективное решение задач, организации и тактики применения оперативно-разыскных сил, средств и методов.

 

[1] Теория оперативно-разыскной деятельности: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФА-М, 2014. - С. 29.

[2] Шмит К. Государство: Право и политика / пер. с нем. О.В. Кильдюшова. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2013. - С. 309.

[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. - С. 215.

[4] См.: Скурко Е. В. Принципы права. - М.: Ось-89, 2008.

[5] Хропанюк В.Н. Указ. соч. - С. 215.

[6] Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В.Т. Томина, И.А. Зинченко. - М.: Издательство «Юрайт», 2013. - С. 212.

[7] Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Краткий курс.2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С.31.

[8] Барак. А. Судейское усмотрение: пер. с англ. - М.: Норма, 1999. - С. 68.

[9] См.: Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики. - М.: Издательство «Юрайт», 2009. - С.100.

[10] Оперативно-разыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И.А. Климова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - С.50.

[11] Дубоносов Е.С. Основы оперативно-разыскной деятельности: учеб. пособие / Е.С. Дубоносов; под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование, Юрайт- Издат, 2009. - С. 70.

[12] Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: монография / А. Ю. Шумилов. В 3 т. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. Т. I. - С. 87.

[13] Середнев В.А. Процессуальный статус оперативно-разыскной деятельности в уголовном судопроизводстве (идеологический аспект) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - № 1. - С.39.

[14] Середнев В.А. Нравственные основы оперативно-разыскной деятельности, их связь с принципом уважения и достоинства прав и свобод человека и гражданина как одно из условий допустимости доказательств // Научный аспект. - 2012. - №4. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. - Т.1. - С. 27.

[15]См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова.- СПб.: Наука, 2000.

[16] Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. S.92.

[17] См.: Назарчук А.В. Учение Никласа Лумана о коммуникации. - М.: Издательство «Весь мир», 2012.

[18] Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. S. 70.

[19] Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: монография / А.Ю. Шумилов. В 3 т. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. Т. I. - С. 90.

[20] Повесть временных лет. -М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

[21] Дугин А.Г. Русский Логос - русский Хаос. Социология русского общества. - М.: Академический проект, 2015. С. 366.

[22] Середнев В.А. К вопросу понятия «права» и «обязанности»: сравнительный анализ в либеральном западном и традиционном русском сознании (рассмотрение через систему уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности) // Отечественная юриспруденция. - 2016. - № 7 (9); Середнев В.А. Идеология «прав и свобод человека» как вредоносный фактор для русской культуры и российского государства // Экономика, социология и право. - 2016. - № 10.

[23] Газета «Известия» от 04.12.2015 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%