Четверг, 28.11.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование режима труда и отдыха водителей автомобилей

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей призвано, с одной стороны, гарантировать охрану труда и создание безопасных условий труда этой категории работников, а с другой - обеспечить наиболее высокую производительность труда и рациональное использование труда водителей, в зависимости от производственных задач, решаемых работодателем. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей регулируются положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15[1] [2].

Работодателям, при применении данного Положения необходимо учитывать следующие обстоятельства. Указанное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

В том случае, если в ходе использования труда водителя возникают вопросы, связанные с использованием рабочего времени и времени отдыха, не регулируемые Положением, необходимо применять общие нормы трудового права, закрепленные в трудовом законодательстве и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации[3].

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель обязан устанавливать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников. Так, например, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Если коллективным договором или соглашениями зафиксировано правовое положение о принятии решения работодателем в области установления режима рабочего времени и времени отдыха по согласованию с представительным органом работников, то оно подлежит обязательному исполнению работодателем.

Основополагающим «документом», регламентирующим труд водителя, является графики работы (сменности). Они составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. При направлении водителя в рейс работодатель обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из правовых норм, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Графиками работы устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано также время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, место ночлега. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Поскольку график сменности является локальным нормативным актом, то он должен приниматься с соблюдением правовой процедуры, закрепленной в статье 372 ТК РФ.

Утвержденный график работы (сменности) является обязательным как для работника, так и работодателя. Привлечение водителя к выполнению трудовых обязанностей вне графика возможно только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. По общему правилу продолжительность работы (смены) водителя не должна превышать 12 часов. Работа водителя в течение двух смен подряд даже при его согласии не допускается.

Рабочее время. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, как и всех остальных работников, не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя зависит от режима рабочей недели. Если водитель работает по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то нормальная продолжительность ежедневной работы смены не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Уменьшение продолжительности предпраздничного рабочего дня или рабочей смены водителю не производится только в тех случаях, когда нерабочему праздничному дню предшествует выходной день по календарю или графику, так как при этом рабочий день (смена) непосредственно не предшествуют праздничному. В том случае, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который переносится выходной день.

При использовании труда водителя в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра) установленная для него продолжительность рабочего времени также сокращается на один час. Однако, указанное правило не распространяется на водителей, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени (вредность) опасность и т.п.) и в том случае, когда водитель принят специально для выполнения работы только в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Специфика и условия использования труда водителей в большинстве случаев не дают возможности соблюдать ежедневную или еженедельную нормальную

продолжительность рабочего времени. В связи с этим, правовые нормы, закрепленные в указанном выше Положении, разрешают работодателю, с учетом мнения представительного органа работников, устанавливать иные режимы рабочего времени. Работодатель вправе вводить суммированный учет рабочего времени, устанавливать режим разделения рабочего дня (смены) на части, например, для перевозки пассажиров в напряженные периоды времени (часы пик), устанавливать для отдельных категорий водителей ненормированный рабочий день.

Из содержания Положения следует, что работодатель вправе устанавливать суммированный учет рабочего времени за два календарных периода: месяц и шесть месяцев. По общему правилу он вправе вводить для водителей автомобилей суммированный учет рабочего времени за один месяц. Работодатели, осуществляющие перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и другие перевозки, связанные с обслуживанием сезонных работ, могут устанавливать суммированный учет рабочего времени продолжительностью до 6 месяцев, то есть на два, три и т.п. месяца.

Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. Перечень сезонных работ утвержден постановлением НКТ СССР от 11 октября 1932 г. № 185, с последующими добавлениями. Кроме того для определения сезонности работ необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382, определяющем Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения.

При введении любого суммированного учета рабочего времени работодатель обязан соблюдать продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, три месяца, шесть месяцев). То есть продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

По общему правилу при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не должна превышать 10 часов. Однако, из этого общего правила есть несколько исключений, когда продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем, с соблюдением определенных правил, до 12 часов. Такая продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается: во-первых, в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность до соответствующего места отдыха; во-вторых, водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Для таких водителей продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников; в-третьих, водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций. При выполнении работы в таких случаях продолжительность ежедневной работы (смены) может быть установлена в 12 часов только тогда, когда общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Рабочий день (смена) водителя продолжительностью 12 часов является максимальным и не может быть увеличена работодателем. В том случае, если пребывание водителя в автомобиле предусматривает продолжительность работы более 12 часов, работодатель обязан направлять в рейс двух водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Специальное правило о режиме рабочего времени может применяться работодателем для водителей автобусов, работающих на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Для таких водителей, с их согласия, работодатель вправе устанавливать режим работы с разделением рабочего дня на части. Разделение рабочего дня (смены) на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня (смены) на части, должен предусматривать: круг водителей, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день; величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается) и другие элементы. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, как правило, неудобен работнику, в локальном нормативном акте целесообразно предусмотреть выплату работнику доплат.

При установлении режима работы с разделением рабочего дня на части и разработке локального нормативного акта, работодателю необходимо соблюдать следующие правила: 1) перерыв между двумя частями рабочего дня должен устанавливаться не позже, чем через четыре часа после начала работы; 2) продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания; 3) общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для водителя, соответствующим режимом работы. То есть 8 или 7 часов, при нормальной рабочей неделе, 10 или 12 часов, при суммированном учете рабочего времени.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) предоставляется водителю в месте дислокации организации (работодателя) или месте, определенном для отстоя автобуса и оборудованном для отдыха водителя.

Следует подчеркнуть, что время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Работодатель вправе вводить для водителей легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также для водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях ненормированный рабочий день.

Ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы, в соответствии с которым водители могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. То есть для ненормированного рабочего дня характерны следующие признаки: а) работа выполняется водителем за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (она может быть установлена ТК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором. Водитель может привлекаться к работе как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены); б) привлечение водителя к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени носит эпизодический характер, то есть не является постоянным или систематическим; в) привлечение водителя к работе в режиме ненормированного рабочего дня обусловлено интересами работодателя и выполняемой работником трудовой функцией.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. При установлении ненормированного рабочего дня необходимо соблюдать следующие правила: 1) количество и продолжительности рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне должны устанавливаться исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов); 2) дни еженедельного отдыха должны предоставляться на общих основаниях.

Согласие работника на привлечение к работе в режиме ненормированного рабочего дня не требуется. Однако работодатель не вправе требовать от водителя выполнение работы, не обусловленной его трудовой функцией. Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым водителей в условиях ненормированного рабочего дня.

В рабочее время водителя включаются следующие периоды:

Время управления автомобилем. Оно в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — не более 8 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов. Такое увеличение можно производить не более двух раз в неделю. При этом важно иметь в виду, что суммированная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. Водителям, работающим на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такой перерыв должен предоставляться не более чем через каждые 2 часа. Если специальный перерыв совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, то он не предоставляется. Частота предоставления специальных перерывов и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках для выполнения работ в пункте оборота или в пункте (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены. Продолжительность этого периода рабочего времени устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии. Оно также устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей.

Время простоев не по вине водителя.

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем. Время охраны засчитывается водителю в рабочее время не менее 30 %. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. При осуществлении охраны двумя водителями время на охрану груза и автомобиля засчитывается только одному водителю.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей. При наличии такой ситуации, водителю засчитывается в рабочее время не менее 50 %. Оно может быть засчитано и в большем размере, поскольку его пределы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников, но не может быть менее 50 %.

10. Сверхурочная работа, Водители автомобилей могут привлекаться к сверхурочной работе, которая не должна превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Однако это правило не применяется при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей. В таких случаях возможно привлечение водителей к сверхурочной работе за пределами 12 часов.

Время отдыха. Водителям автомобилей предоставляются все виды отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); для отдыха и питания (обеденный перерыв); ежедневный

(междусменный) отдых; еженедельный отдых (выходные дни); отдых в праздничные нерабочие дни; отпуска.

Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов предоставляется, как правило, в середине рабочего дня (смены). Если продолжительность работы (смены) водителя превышает 8 часов, то ему могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Например, два перерыва по одному часу, или один перерыв 1,5 часа, а второй 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации или по согласию между работником и работодателем.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов, но с таким расчетом, чтобы рабочее время в течение расчетного периода не превышало нормы рабочего времени, установленной законодательством. В необходимых случаях водителям предоставляются дополнительные свободные от работы дни в течение учетного периода (одного месяца или шести месяцев).

Водителям, работающим на междугородных перевозках, ежедневный (междусменный) отдых предоставляется независимо от того, где они находятся: в пути, на пункте оборота или месте постоянного жительства. Продолжительность ежедневного отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Водители во время такого отдыха освобождаются от работы и не обязаны оставаться при автомобиле, если с ними не заключен договор об охране груза и автомобиля.

Каждому водителю полагается еженедельный отдых (выходной день) не реже одного раза в неделю. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Работодатель вправе привлекать водителей к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с соблюдением следующих правил.

Во-первых, если водитель привлекается к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности) при наличии оснований, предусмотренных статьей 113 ТК РФ. К ним относятся: 1) выполнение заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя; 2) предотвращение катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 3) предотвращение несчастного случая, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; 4) выполнение работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, то работодателю необходимо получить письменное согласие водителя издать письменное распоряжение.

Во-вторых, если водитель привлекается к работе в выходные и нерабочие праздничные дни при наличии оснований, не предусмотренных статьей 113 ТК РФ, то работодателю необходимо получить письменное согласие водителя, учесть мнение представительного органа работников и издать письменное распоряжение.

В-третьих, при суммированном учете рабочего времени работа водителей в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Работа водителя в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

 

[1] БТСЗ РФ. - 2004. - № 11.

[2] Далее - Положение.

[3] Далее - ТК РФ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%