Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, регулируются Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса», утвержденным приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. № 127[1]. Правовые нормы, закрепленные в нем, распространяются на всех предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.
По общему правилу работодатель должен устанавливать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. При отсутствии профсоюзного органа вопросы регулирования рабочего времени отдыха должны решаться работодателем или его представителем единолично.
Работодатель обязан для всех водителей устанавливать графики работы (сменности) ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графики должны доводиться до сведения водителей не позже чем за один месяц до введения их в действие. В графике работы (сменности) должно быть установлено время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя трамвая или троллейбуса не может превышать 40 часов в неделю. То есть если водитель работает по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то нормальная продолжительность его ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а если он работает по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — семи часов.
В случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям должен быть установлен суммированный учет рабочего времени с максимальной продолжительностью учетного периода не более одного месяца. При установлении такого режима продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период. То есть в отдельные дни (смены) водитель может работать более семи или восьми часов, но в целом за учетный период он должен отработать не больше часов, чем это предусмотрено режимом пятидневной или шестидневной рабочей недели.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей по общему правилу не может превышать 10 часов. Однако она может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с выборным профсоюзным органом, если он имеется.
Учитывая специфику работы водителей трамваев и троллейбусов, работодатель, с их согласия, вправе делить рабочий день (смену) на две части. Разделение рабочего дня (смены) на части должно производиться работодателем на основании локального нормативного акта (приказа, распоряжения, решения), принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа. При разделении рабочего дня (смены) на две части работодателем должны соблюдаться следующие правила: во-первых, перерыв между двумя частями должен устанавливаться не позднее чем через четыре часа после начала работы, т.е. он может быть предоставлен, через два или три часа, но не позже четырех; во- вторых, продолжительность перерыва между двумя частями в дневное время должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более шести часов без учета времени для отдыха и питания; в-третьих, общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 или 12 часов; в- четвертых, указанный перерыв должен предоставляться в месте, оборудованном для отдыха водителей.
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
В рабочее время водителя трамвая или троллейбуса помимо времени, в течение которого он должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работы (сменности) включаются следующие периоды:
время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;
время управления трамваем (троллейбусом) на линии;
время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
время простоев трамваев (троллейбусов) на линии не по вине водителя;
время нахождения водителя в резерве;
время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.
Необходимо отметить, что состав и продолжительность подготовительнозаключительных работ и время проведения медицинского осмотра, включаемого в рабочее время, устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Время отдыха. Водители трамваев и троллейбусов пользуются всеми видами времени отдыха. Им должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Он должен предоставляться, как правило, в середине рабочего дня (смены), но могут быть и другие варианты, исходя из условий работы и психофизических способностей работника. В случае, когда продолжительность ежедневной работы (смены) составляет более восьми часов, водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Конкретное время предоставления перерывов для отдыха и питания, их продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Если в силу производственных причин предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи также должны быть установлены правилами внутреннего трудового распорядка.
По общему правилу продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. Однако в таком случае в среднем за месяц (учетный период) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. То есть в определенные периоды она может быть минимальной — 24 часа, а в другие — более 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), как правило, не совпадают с общепринятым (воскресеньем), поскольку устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности). Однако при таком режиме работы число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителей трамваев и троллейбусов к работе в праздничные нерабочие дни допускается на основе общих правил, установленных трудовым законодательством. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителей графиком работы (сменности) как рабочие, включаются в норму рабочего времени учетного периода.
Водителям трамваев и троллейбусов предоставляются все виды отпусков в соответствии с действующим законодательством.
[1] БТСЗ РФ. - 2005. - № 12.
|