Четверг, 28.11.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта регулируется одноименным Положением, утвержденным приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. № 133 .

Правовые положения, закрепленные в указанном положении, регулируют рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее. Они распространяются на судовладельцев, в том числе арендаторов независимо от их организационно-правовой формы, форм собственности, осуществляющих: 1) перевозки грузов и пассажиров; 2) ледокольные работы; 3) рейдовые работы; 4) аварийно-спасательные работы; 5) вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев; 6) дноуглубительные работы; 7) обстановочные работы; 8) другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Рабочее время

Для работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта применяется режим пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю и 8 часов в день (смену). Для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность рабочего дня (смены) у таких работников не должна превышать 7,2 часа (36 : 5 = 7,2).

Для женщин-работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов.

В целях четкого учета рабочего времени для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Он вводится работодателем и закрепляется в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка). При разработке соответствующего локального правового акта должно учитываться мнение выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Суммированный учет может вводиться на месяц, квартал, год; его продолжительность зависит от места нахождения судовладельца. Учетный период не должен превышать одного года, который определяется от начала навигации до начала следующей навигации. То есть если навигация открылась с 15 апреля прошлого года, то учетный период заканчивается 15 апреля этого года.

Продолжительность рабочего времени за период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для конкретной категории работников плавсостава.

Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, которые разрабатываются и утверждаются работодателем или по его поручению капитаном судна.

Применяется два вида графиков: один для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток с 0 до 24 часов, другой — для остальных работников плавсостава, как [1]

правило, он устанавливается в дневное время с 6 до 18 часов, но может охватывать и другие периоды.

Работникам плавсостава, которым по условиям труда невозможно установить конкретные графики несения вахт или расписания (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и др.), устанавливается рабочий день (смена) продолжительностью восемь часов, с соблюдением общей нормы продолжительности рабочего времени за пятидневную рабочую неделю.

Для обеспечения непрерывной работы на судах, эксплуатируемых круглосуточно, могут устанавливаться трехсменные или двухсменные вахты. Если весь экипаж находится на борту судна постоянно в течение навигационного периода, то устанавливается трехсменная вахта. В таком случае применяется так называемый экипажный метод работы. В случаях, когда распределение экипажа идет на бригады, для обеспечения несения вахт может применяться трехсменная или двухсменная вахта-работа. В таком случае применяется бригадный метод работы.

На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная работа в зависимости от режима выполняемых работ.

На судах смешанного типа плавания «река — море» для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше шести месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

В отношении работников плавсостава, круглогодично занятых на морских путях, действует правило, согласно которому максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

Присущая для рабочего времени работников плавсостава скоростных судов особенность заключается в том, что в случаях, когда необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 %.

Конкретная продолжительность периода, включаемого в рабочее время, его максимальное включение устанавливаются коллективным договором (соглашением) или иным локальным нормативным правовым актом, действующим у работодателя, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, но в любом случае период времени, засчитываемый в рабочее время, не должен быть менее 50 %.

Характерной особенностью правового регулирования труда работников плавсостава является то, что они могут с письменного согласия привлекаться работодателем к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников плавсостава всех типов судов, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

Если работник плавсостава работает ежедневно по 12 часов в режиме двухсменной вахты (смены) на самоходных судах (за исключением скоростных), то продолжительность периода такой работы не должна превышать 30 суток подряд.

Исключение сделано только в отношении работников, работающих на судах, выполняющих производственные задачи на реках с ограниченным сроком навигации (Крайний север и местности, приравненные к нему). В таких случаях для работников плавсостава устанавливается двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на три месяца. Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с

учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Время отдыха. Работники плавсостава имеют право пользоваться всеми видами времени отдыха. Прежде всего им должен предоставляться перерыв в течение рабочего дня, включая время для приема пищи. Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка. В случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Работникам плавсостава в обязательном порядке предоставляется ежедневный отдых. Его продолжительность должна быть не менее 12 часов. Она складывается из перерывов, предоставляемых между началом и окончанием вахт, а также выполнением судовых работ. Если, например, рулевой несет вахту в две смены, то продолжительность отдыха будет составлять 12 часов. В отношении работников плавсостава, работающих по режиму нескольких вахт, действует следующее правило. При предоставлении нескольких перерывов один из них должен быть не менее восьми часов непрерывного отдыха. При работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов — не менее шести часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее четырех часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, три месяца, навигационный период), включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха. Количество дней, полагающихся работнику плавсостава за работу сверхустановленной продолжительности, определяется следующим образом. Вначале необходимо определить разницу между нормой рабочего времени за учетный период и фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ недостающих по уставу работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой). То есть фактически учитывается только рабочее время по конкретной должности. Полученную разницу необходимо разделить на продолжительность ежедневной работы (смены) — 8 часов в день.

Машинист Сомов отработал на судне в этом году с 1 июля по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал два дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности. Общее количество отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составляет 752 часа. Определяется это таким образом. Из 97 дней вычитаем три дня — два выходных и один нерабочий праздничный день. Получается число отработанных дней — 94, которое умножаем на 8 часов (ежедневную нормальную продолжительность рабочего времени), получается 752 часа.

Поскольку норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов, норма рабочего времени за учетный период (с 1 июня по 5 сентября включительно) составляет 543 часа. Она образуется следующим образом. В июне 18 рабочих дней по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов (8 час.

□ 18 дн. + 7 час. = 151 час.), в июле 184 часа, в августе 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов — 32 часа. Найденную разницу (752 час. — 543 час. = = 209 час.) делим на 8 часов, получается 26. Таким образом, механику Сомову должно быть предоставлено 26 дней дополнительно отдыха.

Суммированные дни отдыха должны предоставляется работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный периоды. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

По письменному заявлению работника плавсостава ему могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки. При этом продолжительность непрерывного отдыха работника не может быть менее 24 часов. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут по их письменному заявлению привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

В случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставить суммированные дни отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

Аварийные и авральные работы. Особенность правового регулирования рабочего времени и времени отдыха заключается в том, что работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной продолжительности рабочего дня.

К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся работы: 1) по спасению людей, судов, судового имущества и грузов; 2) по ликвидации пожара на своем судне или других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место; 3) по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна; 4) по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие; 5) по спасению поврежденных плотов; 6) по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие; 7) связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде, а также явка по тревогам общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».

К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся работы по: 1) формированию и расформированию состава судов, плотов; 2) подъему якорей и выборке буксирных тросов вручную на несамоходных судах; 3) выходу на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзованию, подъему на слип (спуске судна со слипа), постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходу от причала, берега); 3) укладке, подъему мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами; 4) открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостов, сходен и палуб от остатков груза; 5) установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и

понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавающих сооружений по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Перечень авральных работ не является исчерпывающим. С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты. К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

а) работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

в) усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

г) работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной

графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени (сверхурочные работы), должны учитываться особо с помощью табеля авральных работ.

Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируются на общих основаниях трудовым законодательством.

 

[1] БМТ РФ. - 2003. - № 10.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.06.2017)
Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%