Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 15 декабря 2003 г. № 215[1], регулируются особенности использования рабочего времени работниками судов морского флота, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.
Правовые положения, закрепленные в нем, распространяются на членов экипажа морского судна, а также направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад.
Однако, они не распространяются на: 1) судовых медицинских работников; 2) работников судовых ресторанов; 3) лиц, входящих в состав экспедиций, находящейся на борту судна во время рейса; 4) лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Нормы права, закрепленные в Положении, распространяются на работников плавсостава, судовладельцев, в том числе арендованных морских судов в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационноправовой формы, формы собственности и осуществляющих: а) перевозку грузов и пассажиров; б) разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; в) лоцманскую и ледокольную проводку; г) гидротехнические, подводнотехнические и другие подобные работы; д) проведение морских научных исследований; е) гидрографические работы; ж) обеспечение учебного процесса; з) портовые и служебновспомогательные работы.
Особенности правового регулирования рабочего времени работников плавающего состава судов морского флота заключаются в следующем.
Работники плавающего состава в течение рабочего времени обязаны в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, действующими на судне и условиями трудового договора нести вахту, обеспечивать безопасность мореплавания,
выполнять другую работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.
На каждом судне в легкодоступном месте должна быть вывешена таблица с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в которой по каждой должности должны быть указаны режимы рабочего времени в море и порту и максимальное количество часов работы, которое предусмотрено трудовым законодательством, данным Положением и коллективным договором (соглашением).
Для отдельных работников плавсостава устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин-работников плавсостава судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет - 7,2 часа в день, 36 часов в неделю с двумя выходными днями, одним из которых является воскресенье. Сокращенный рабочий день для женщин - работников плавсостава устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - 160 градусами западной долготы. Для членов экипажей группы «А» судов с ядерными энергетическими установками[2] и судов атомно-технологического обслуживания[3] - 6 часов, 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.
На морских судах с круглосуточной работой для работников плавсостава устанавливается, как правило, трехсменный график вахт, и на судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.
Работодатели, исходя из конкретных условий работы (эксплуатации) судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и др.), форм организации работы судна (закрепление за судами периодически сменяющихся трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно и т.д.), наличия соответствующих действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам помещений для экипажа, включая предоставление кают, столовой, помещений для санитарных устройств, медицинского пункта, могут устанавливать на судах графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов.
Для членов экипажей судов с ядерными энергетическими установками и судов ЯЭУ продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов.
Графики вахт (работ, смен) разрабатываются и утверждаются работодателем или по его поручению капитаном судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников. На капитана судна возлагается обязанность по ведению учета ежедневной продолжительности рабочего времени. Он также обязан выдавать работникам плавсостава (по их требованию) копии учетных записей, которые должен лично заверять. Учетные записи подписываются работником.
Для работников плавсостава вводится суммированный учет рабочего времени. Порядок его введения определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими на судне.
Продолжительность учетного периода определяется работодателем, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и др.), установленного графика вахт (работ) работников плавсостава, а также из того, что максимальная продолжительность работы работников плавсостава на
судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой работников плавсостава в иностранных или российских арктических портах, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, задержки судна в рейсе продолжительность работы на судне работников плавсостава (всех или отдельных членов экипажа) может быть увеличена до 150 календарных дней. Увеличение продолжительности работы до 150 календарных дней осуществляется только с согласия работника и по согласованию с выборным профсоюзным органом или с иным представительным органом работников.
Коллективным договором (соглашением) может устанавливаться максимальная продолжительность непрерывной работы работников плавсостава на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) меньшей продолжительности.
Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случаях вывода судна из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) капитан судна имеет право устанавливать для лиц командного состава вместо трехсменной вахты суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю.
Работники плавсостава, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их письменного согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и др.) в свободное от вахт (работ) время.
13. На судах морского флота допускается выполнение обязанностей, недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц, обслуживающего персонала. При этом возложение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала разрешается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.
14. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы работника плавсостава, включая время несения вахты (работы), выполнения наряда со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг его прямых обязанностей, не должна превышать 12 часов.
Для работников плавсостава судов портового флота в портах, в которых климатические условия (арктические и замерзающие порты) и протяженность акватории порта не позволяют организовать сменную работу при продолжительности вахт (работ) установленных Положением, коллективным договором (соглашением) может устанавливаться продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий: 1) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта; 2) санитарно-бытовые условия на судне и условия отдыха работников соответствуют санитарным правилам для морских судов; 3) ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает 8 часов; 4) в течение смены работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением); 5) условия питания работников соответствуют условиям питания экипажей морских судов; 6) установлен суммированный учет рабочего времени; 7) после окончания смены работникам предоставляется непрерывный отдых в течение 48 часов.
Время отдыха плавсостава морских судов. Работники судов морского флота имеют право на все виды времени отдыха, предусмотренные трудовым законодательством. Но в
отношении их использования установлен ряд специальных правил, к которым, в частности, относятся следующие.
В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
Общая продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (ежедневного, междусменного отдыха) не может быть меньше 12 часов.
Каждый работник плавсостава должен иметь в течение суток, по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.
Дни еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни), отдых в нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по письменному заявлению работника могут предоставляться в любом российском или иностранном порту, как правило, в период эксплуатации судна. Порядок их использования устанавливается капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или с иным представительным органом работников.
При стоянке судна в порту в дни еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни) или в нерабочие праздничные дни капитан судна должен оставлять на судах минимальное число работников плавсостава для несения вахтовой службы и обеспечения безопасности судна, а также, если это необходимо для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным работникам плавсостава по их письменным заявлениям могут быть предоставлены дни отдыха.
Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется разница между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня (6 часов, 7,2 часа, 8 часов - применительно к отдельным категориям работников).
Так, если работник плавсостава с 5 июля по 8 сентября этого года отработал по 8часовому графику 96 дней. За этот период работник использовал два дня отдыха, а за работу 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности, а общее число отработанных им часов на судне за указанный период составило 744 часа, при норме 536 часов, то необходимо из отработанного фактически времени (744 часов) вычесть 536 часов и полученную разницу разделить на количество часов соответствующей смены (рабочего дня). Если за основу, например, взять 8 часов, то получится, что работнику полагается 26 дней отдыха (744 часов - 536 часов) : 2 = 26.
В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, то работодатель вправе, по письменному заявлению работника неиспользованные дни отдыха заменить денежной компенсацией, по правилам, предусмотренным статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аварийные и авральные работы. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном судна работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным работникам (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленной и сверхустановленной продолжительности рабочего дня.
К аварийным работам на судах морского флота относятся работы: а) по устранению аварийного состояния судна, а также повреждений и поломок корпуса и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасению людей судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие; б) вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перевод судна в безопасное место; в) по снятию судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие; г) по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах.
К авральным работам на судах морского флота относятся работы: 1) в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтовой службы; 2) связанные с выходом судна в порт и выходом из порта: открытие и закрытие грузовых люков, подготовка грузоподъемных устройств, постановка и уборка трапов и сходен, швартовка судна, подъем и отдача якорей, постановка и уборка парусов; 3) по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных с входом судна в порт и выходом из порта; 4) по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или порту; 5) по установке и снятию землечерпательного каравана;
по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
При проведении авральных работ работниками плавсостава сверхустановленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, капитан судна обязан вести их точный учет с помощью особого табеля авральной работы. При этом капитан судна должен избегать по возможности или сводить к минимуму количество авральных работ.
[1] Морские вести России № 005-006 от 29 марта 2004 г.
[2] Далее - ЯЭУ.
[3] Далее - АТО.
|