Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного ( река - море) плавания регламентируются правовыми положениями, закрепленными в положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. № 262[1].
Данное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа морского судна или судна смешанного (река-море) плавания (далее - судно) в соответствии с трудовым договором, заключенным с судовладельцем (далее - работодатель), и внесенных в судовую роль морских судов и судов смешанного (рекаморе) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (далее - члены экипажа судна).
Оно распространяется на работодателей, эксплуатирующих суда в целях торгового мореплавания от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судов или используют их на ином законном основании.
Однако Положение не распространяется на членов экипажей:
судов рыбопромыслового флота;
спортивных парусных и прогулочных судов;
военных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в собственности государства или эксплуатируемых им и используемых только для правительственной некоммерческой службы.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении внутреннего трудового распорядка на борту судна и графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов.
Рабочее время
В течение рабочего времени член экипажа судна должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, внутренним трудовым распорядком дня на борту судна и графиком несения вахт (выполнения судовых работ).
Нормальная продолжительность рабочего времени членов экипажа судна не может превышать 40 часов в неделю.
Для женщин - членов экипажей судов при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее параллели 63°45' северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном параллелью 41° северной широты, а на востоке - меридианом 160° западной долготы, а также для членов экипажей судов, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 36 часов в неделю.
Время начала и окончания ежедневной работы членов экипажа судна, продолжительность ежедневных вахт или работы, число вахт в сутки, время начала и окончания перерывов для отдыха и питания определяются графиками несения вахт (выполнения судовых работ) и внутренним распорядком дня на судне.
График несения вахт (выполнения судовых работ) утверждается работодателем или по его поручению капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На каждом судне на видном месте вывешивается график несения вахт (выполнения судовых работ) для членов экипажа судна с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в котором по каждой должности указываются режимы работы в море и в порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха, предусмотренная настоящим Положением. На судах, осуществляющих международные рейсы, график несения вахт (выполнения судовых работ) составляется на двух языках (русском и английском).
Работа в течение двух вахт подряд запрещается.
В целях обеспечения управления судном, его безопасности и живучести, транспортной безопасности, организации производственной деятельности на судне устанавливается вахтенная служба.
Для членов экипажа судна устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность учетного периода определяется работодателем, исходя из конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и другие условия эксплуатации судна), установленного графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажа, но не может превышать одного года.
Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой членов экипажа судна в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, отсутствием транспортной доступности, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных членов экипажа) с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажей судов морского и смешанного (река-море) плавания, а при его отсутствии - с иным представительным органом членов экипажей, может быть увеличена до 180 календарных дней.
На судах смешанного (река-море) плавания, не эксплуатирующихся в зимний период, максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу определяется длительностью навигационного периода.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы членов экипажа судна, включая время несения вахты (выполнения судовых работ), выполнения авральных и сверхурочных работ, работы за другого члена экипажа судна, а также работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей, не может превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 15, 16 настоящего Положения.
Для членов экипажа судна максимально допустимая продолжительность работы в течение семи последовательных календарных дней не может превышать 72 часов, или минимальная продолжительность отдыха должна составлять не менее 77 часов в течение семи последовательных календарных дней.
Учения, учебные тревоги по борьбе с пожаром и тревоги по оставлению судна, а также учения, предписываемые национальными и международными требованиями, включаются в рабочее время и проводятся на судне по распоряжению капитана судна таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.
Продолжительность несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов в ночное время не сокращается.
На судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный график несения вахт (выполнения судовых работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график несения вахт (выполнения судовых работ).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного периода) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющих трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации) могут устанавливаться графики несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.
При длительных стоянках судна в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций и (или) оказания судну услуг по его обслуживанию, работодатель или по его поручению капитан судна вправе устанавливать для командного состава судна суточное дежурство.
Суточное дежурство может устанавливаться только в тех случаях, когда это позволяют условия безопасной стоянки судна, отсутствует необходимость обязательного несения трехвахтенной службы (не требуются перешвартовки, прекращаются или сводятся до небольших объемов судовые, ремонтные работы и грузовые операции в вечернее и ночное время), и члены экипажа судна имеют возможность при отсутствии работы во время несения суточного дежурства отдыхать в своей каюте.
Суточное дежурство может устанавливаться также в случае нахождения судна в ремонте, стоянки судна в ожидании ремонта или утилизации.
Для членов экипажа судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота), в которых климатические условия (арктические и замерзающие порты) и протяженность акватории морского порта не позволяют организовать сменную работу при продолжительности несения вахт (выполнения судовых работ), установленной пунктом 13 настоящего Положения, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением) или иными локальными нормативными актами, содержащими нормы
трудового права, может устанавливаться продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:
работа судна осуществляется исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему;
санитарно-бытовые условия на судне и условия отдыха членов экипажей судов портового флота соответствуют санитарным правилам для морских судов;
ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает восьми часов;
в течение смены членам экипажей судов предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом внутренним трудовым распорядком дня на борту судна;
условия питания членов экипажей судов соответствуют условиям и нормам питания экипажей морских судов;
установлен суммированный учет рабочего времени;
после окончания смены членам экипажей судов предоставляется непрерывный отдых, который должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху рабочей смене.
Члены экипажа судна могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей.
К таким работам относятся:
грузовые работы (погрузка, разгрузка судна), осуществляемые силами членов экипажа судна;
подготовка грузовых помещений судна (очистка, мойка трюмов и танков);
крепление (раскрепление) груза;
счет груза (тальманство);
стирка постельного белья и спецодежды;
ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа, с разрешения и под контролем технических служб работодателя;
выпечка хлеба;
работы по покраске судна.
Работники пищеблока могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от выполнения судовых работ время к указанным выше работам, если это не влечет нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В случае невозможности выполнения членом экипажа своих должностных обязанностей на судах допускается выполнение данных обязанностей другим членом экипажа судна в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время. При этом выполнение данных обязанностей возлагается на членов экипажей судна, обладающих соответствующей подготовкой и квалификацией.
Порядок вызова другого члена экипажа судна для несения вахт (выполнения судовых работ) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность использованного ежедневного (межвахтенного) отдыха вызываемого члена экипажа судна не может быть менее 12 часов, а предшествующая вызову вахта (судовые работы) не должна включать работу в ночное время.
Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна.
Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо выдает соответствующие копии учетных записей, заверенные капитаном судна или уполномоченным им лицом, и подписанных самим членом экипажа. На судах, осуществляющих международные рейсы, учет рабочего времени ведется на двух языках (русском и английском).
Время отдыха
Члены экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
а) перерывы в течение рабочего дня (вахты);
б) ежедневный (межвахтенный) отдых;
в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска (ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения заработной платы).
В течение рабочего дня члену экипажа судна должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Ежедневный (межвахтенный) отдых предоставляется членам экипажа судна в период между временем несения вахт (выполнения судовых работ).
Время ежедневного отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 часов, продолжительность одного из которых составляет не менее шести часов непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не превышает 12 часов.
В случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, продолжительность отдыха, предоставленного после суточного дежурства, не может быть менее 48 часов.
В отдельных случаях, с учетом особенностей выполнения работы, продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение ежедневного отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.
Дни еженедельного непрерывного отдыха, отдых в нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по письменному заявлению члена экипажа судна, согласованному с капитаном судна, могут предоставляться ему в период работы на судне в порядке, установленном работодателем с учетом мнения представителей членов экипажа судна.
Часы работы члена экипажа судна сверх нормы рабочего времени при работе по установленному графику несения вахт (выполнения судовых работ) в рабочие и в предпраздничные дни, а также за работу в выходные и праздничные дни суммируются и предоставляются в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха.
Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику несения вахт (выполнения судовых работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, рассчитанную исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, установленной пунктом 7 настоящего Положения.
Суммированные дни отдыха могут присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску и предоставляются в течение учетного периода.
Отпуска работнику предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дня за каждый месяц работы <1>.
<1> Пункт 2 стандарта A2.4. "Право на отпуск" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, ратифицированной Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 56- ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).
Аварийные и авральные работы
Работы, выполнение которых требует вызова членов экипажа судна (всех или отдельных его членов) в помощь членам экипажа судна, несущим вахту (выполняющим судовые работы) (далее - аварийные и авральные работы), производятся по распоряжению капитана судна в течение установленной и сверх установленной графиком несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительности рабочего времени, являются обязательными для всех членов экипажа судна.
К аварийным работам на судне относятся:
работы по устранению аварийного состояния судна, повреждений и поломок корпуса, судовой силовой установки и судового оборудования во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей, судна, судового имущества и груза, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;
работы по снятию судна с мели;
работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;
работы, связанные с оставлением судна и эвакуацией пассажиров и экипажа;
работы по борьбе с оледенением;
работы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
К авральным работам на судах относятся:
работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;
работы, связанные с входом судна в порт и выходом из порта: открытие и закрытие грузовых люков, подготовка грузоподъемных устройств, постановка и уборка трапов и сходен, швартовка судна, подъем и отдача якорей, постановка и уборка парусов;
работы по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных со входом судна в порт и выходом из порта;
работы по перестановке судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, работающих исключительно в пределах рейдов или в портовых водах;
работы по установке и снятию землечерпательного каравана;
работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда;
работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и груза, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перевод судна в безопасное место).
Авральные и аварийные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх установленной графиком несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительности рабочего времени, учитываются в табеле учета рабочего времени.
Капитан судна вправе требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов для обеспечения безопасности непосредственно судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море. При этом капитан судна может приостанавливать действие графика несения вахт (выполнения судовых работ) и требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов до завершения аварийных или авральных работ. После окончания аварийных или авральных работ капитан судна с учетом обеспечения безопасности судна предоставляет членам экипажа судна отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы членов экипажа судна в период аварийных или авральных работ.
[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 45.
|