Наследственное право развивалось в зависимости от экономических, политических и других условий жизни общества, на данное обстоятельство указывают результаты исследования исторических памятников права. Один из первых памятников права - свод законов Вавилонии. Это период царствования Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.). В нем нет прямого указания на допустимость наследования по завещанию, однако, согласно ст. 165 отец мог путем дарения увеличить долю одного сына за счет уменьшения наследственных долей других сыновей. При наличии достаточных к тому оснований отец мог «отвергнуть» своего сына, т.е. полностью лишить наследства. Закон Хаммурапи предусматривал, что после смерти родителей к наследованию призывались их сыновья. Наследственное имущество делилось между ними поровну. В этом случае наследники были обязаны обеспечить своих сестер приданым при выходе замуж. При отсутствии сыновей к наследованию призывались дочери умершего. Жена покойного наследовала вместе с сыновьями. Кроме наследственного имущества, она получала и свое приданное. Внуки умершего призывались к наследованию лишь в том случае, если их отец не дожил до открытия наследства.
В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминается в законодательстве Солона (VI век до н.э.). Права завещателя здесь несколько ограничены. Завещать мог лишь мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усыновленные, а также женщины не могли завещать.
Основные институты наследственного права зародились в Древнем Риме, впоследствии были восприняты гражданским правом новых народов и составляют до сих пор основу наследственного права всех зарубежных государств. Именно римскому праву современные законодательства обязаны самим понятием наследования, как универсального преемства, в силу которого на наследника не только переходят, в качестве единого комплекса права и обязанности наследодателя, но и возлагается ответственность своим имуществом за долги наследодателя, создается своего рода продолжение в лице наследника, юридической личности наследодателя.
Вместе с идеей универсального преемства римское право выработало, и понятие сингулярного преемства по случаю смерти.
Понятие завещательных отказов (легатов), в силу которых определенные лица приобретали отдельные права на принадлежавшее завещателю имущество, не становясь субъектами каких бы то ни было обязанностей[1].
С этими основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти, римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя. Римские законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания[2].
Первым основанием наследования в Риме, как и везде, было наследование по закону, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество, однако, законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании, как о наиболее часто встречающимся основании наследования[3].
В итоге своего развития, наследственное право Древнего Рима устанавливало четыре разряда наследников по закону для родственников вплоть до шестой степени родства, причем присутствие родственников в каждом разряде исключало из числа наследников следующие разряды. Римский принцип сохранился в системе наследственного права почти всех цивилизованных государств.
В то же время наследственное право стран континентальной Европы имеет ряд принципиальных отличий от права Англии и Соединенных Штатов Америки. Так наследственное право западных стран исходит из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.
В то же время в странах континентальной Европы наследование рассматривается как универсальное правопреемство, а в Англии и Соединенных Штатов Америки имущество наследодателя сначала переходит по праву доверительной собственности к так называемому «личному представителю» умершего, который передает наследникам лишь его часть, оставшуюся после расчетов с кредиторами.
В странах континентальной Европы нормы наследственного права включены в состав гражданских кодексов и помещены, как правило, вслед за нормами, регулирующими правовое положение физических лиц и семейные отношения.
Так, во Франции нормы, регулирующие наследственные отношения, содержатся в двух титулах книги III ГК («О различных способах, которыми приобретается собственность»), озаглавленных соответственно «О наследовании» и «О дарениях между живыми и в завещаниях». Наследование по закону рассматривается в ФГК отдельно от наследования по завещанию, которое регулируется в тесной связи с прижизненными дарениями. Это объясняется наличием в законе общих норм, регулирующих порядок безвозмездного приобретения имущества.
В США принятие законодательства о наследовании отнесено к компетенции отдельных штатов.
Во многих из них законы о наследовании включены в своды законов штатов (Вирджиния, Теннесси, Южная Каролина и др.). А, например, в штате Луизиана действует Французский гражданский кодекс, вследствие чего в этом штате до настоящего времени сохранилась в основных чертах французская система наследственного права. Существующие (подчас весьма серьезные) различия в регламентации наследственных отношений в рамках отдельных штатов вызвали к жизни потребность в достижении единообразия правовых норм в данной области. Наметившиеся унификационные тенденции выразились, в частности, в разработке единообразного закона о наследовании (Uniform Probate Code), принятого пока лишь в нескольких штатах (например, Аляске, Айдахо).
В качестве оснований наследования все рассматриваемые правовые системы предусматривают завещание и закон.
В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - загробный мир.
В то же время, существующее мнение, что земная жизнь для ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль- Г азали писал «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном».
Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги закят или хумс. Если он не в состоянии сделать это, например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.
Шариат требует от мусульманина выполнения и религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга[4].
Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.
Характерная черта мусульманского права о наследовании - это отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько.
В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.
Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по закону и по завещанию (васийат).
[1] Маковский А.Л. Наследование по закону: реальность и перспектива // Закон. 2001. №4. С.142.
[2] Данилов Е.П. Наследование. Справочник адвоката. М., 2001. С.17
[3] Римское частное право / под ред. И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1994. С.247.
[4] Подробнее см., напр.: Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право: монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.И. Лафитского. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Статут, 2014; Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебнометодическое пособие учебной дисциплины / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва, 2013; Проблемы гармонизации российского законодательства с международными стандартами (обзор 99й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии)) / Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. // Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 149-154; Лалетина А.С. Коллизионные нормы, регулирующие имущественные отношения супругов в законодательстве иностранных государств // Московский журнал международного права. 2004. № 1. С. 189; Currency crises and their implications in international trade / Денисов И.В., Зульфугарзаде Т.Э. // Закон. 2015. № 9-15. С. 1; и др.
|