Четверг, 28.11.2024, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие должностного лица и общая характеристика должностных преступлений

В соответствии с примечанием 1 к статье 285 должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно

распорядительные, административно -хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации . «Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК . В соответствии с указом президента 1995 года установлен сводный перечень государственных должностей[1] [2] [3].

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: 1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей; 2) правовое основание наделения его этими функциями; 3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо[4]. Обозначенный в законе характер действий, которые выполняет должностное лицо, позволяет точно определить круг лиц, которых признают должностными и исключить лиц занятых на службе(работе) в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющие другие функ- ции(технические). Должностное лицо является представителем власти. Характер действий представителя власти, функции власти, определяются задачами органа, который он представляет. Следовательно, основной критерий определения понятия субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - функции работника, а не его должность[5] [6]. Определение представителя власти содержится в примечании к статьи 318 УК: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости» . Как следует из определения должностное лицо выполняет административно- хозяйственные и организационнораспорядительные функции. Административно-хозяйственными следует признавать полномочия по распоряжению, управлению и контролю над имуществом, денежными средствами, ответственному хранению, контролю, учету за использованием, совершению сделок с имуществом, по принятию решений о начислению премий, заработной платы и т.п. «Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)» . Очень часто должностные лица выполняют обе эти функции. Исполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо выполняет данные функции, которые возложены на него законом, иными нормативно-правовыми актами, распоряжением или приказом, правомочным на то должностным лицом или органа. Данные обязанности по выполнению функций могут носить временный или постоянный характер. Лицо, признается должностным на период выполнения данных функций. Обязательным критерием, который позволяет выделить среди должностных лиц органа государственной власти и местного самоуправления тех, кто может стать субъектом преступления рассматриваемой группы, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий (акта бездействия), имеющих юридическое значение (т.е. связанных с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц), обусловленных служебной необходимостью и вытекающих из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административнохозяйственных функций[7] [8]. Лица, имеющие отношение к имуществу, не являются должностными, если выполняют производственные или технические функции.

«В соответствии с положениями, содержащимися в прим. 1-3 ст. 285 УК РФ и иных нормах гл. 30 УК РФ, выделяются четыре уровня должностных лиц, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК РФ. Первый уровень - должностные лица, занимающие государственные должности РФ. Второй уровень - должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. Третий уровень - лица, занимающие должности главы органа местного самоуправления. Четвертый уровень - иные должностные лица, которые отвечают общим признакам, названным в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Должностное лицо, относящееся к любому из первых трех уровней, кроме специальных признаков, должно обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемым и достигшим общего возраста возможного наступления уголовной ответственности - 16-ти лет. При этом следует учитывать, что в отношении ряда должностей установлен повышенный возрастной ценз. Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. В качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут выступать и иные лица. Их действия следует квалифицировать по соответствующим статьям гл. 30 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ при условии, если они

использовали для совершения преступления должностное положение исполнителя и это

160

охватывалось его и их умыслом» .

Так называемые должностные преступления регулируются главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Статьи, содержащиеся в данной главе предусматривают уголовную ответственность за должностные преступления. Они отличаются спецификой субъекта и своеобразием объекта посягательства. «Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией»[9] [10].

«Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов определяет общественную опасность рассматриваемых преступлений»[11]. Непосредственным объектом являются права, законные интересы граждан, организаций, или охраняемые законом интересы государства и общества. Отличительной чертой данных преступлений является то, что нарушая права и интересы граждан и организаций, посягая на нормальное функционирование учреждений и органов, они подрывают авторитет данных органов и веру общества в защищенность их законных прав и интересов.

Объективная стороны данных преступлений связана с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Предполагается наличие обязательных признаков, т.е. совершение указанных в диспозиции статей деяний, которые противоречат интересам службы. Таким образом, они находятся в противоречии с задачами и с полномочиями, которые возложены на должностное лицо, наступление последствий преступления и наличие причинно-следственной связи между совершенным преступлением и наступившими последствиями. В ряде статей данной главы прямо предусматриваются последствия в виде нарушения прав и законных интересов граждан, организаций (это ст.285,286, 287,293). Другие же составы преступлений предусматривают нарушение в неявном виде, предусматривают последствия в виде предоставления покровительства, преимуществ, льгот (ст.292). В целом глава 30 характеризуется материальным содержанием составов преступлений. Несмотря на это в каждом случае, необходимо устанавливать какие именно права и обязанности должностного лица были использованы вопреки интересам службы, в каком порядке и каким актом служащий им наделен.

Субъективная сторона должностных преступлений характеризуется наличием прямого или косвенного умысла, или наличием двух форм вины. Умышленная форма вины применительно к деянию, а неосторожная к наступившим последствиям.

Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут быть: а) должностные лица, а в предусмотренных законом случаях - иные государственные служащие; б) должностные лица, в предусмотренных законом случаях - иные служащие органов местного самоуправления; в) лица, не входящие в этот перечень, если соответствующий состав предусматривает их ответственность наряду с ответственностью государственных или муниципальных должностных лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291 УК РФ)[12].

Таким образом, должностное лицо- это лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти и выполняющее организационно- распорядительные и административно- хозяйственные функции. Должностные преступления отличаются от других преступных посягательств специфическими признаками. Решающим фактором играют функции, которые выполняет должностное лицо, а не занимаемая должность, при этом выделяется четыре уровня должностных лиц, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК РФ.

 

[1] Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_41.html

[2]Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_41.html

[3]Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32

"О государственных должностях Российской Федерации"

http://base.garant.ru/10103572/#ixzz2w8n81uvK

[4]Л. Д. Гаухман. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная.учебник. Москва: Юриспруденция 1999. - с.493

[5]Т.Б. Басова. Регламентация уголовной ответственности за должностные преступления: законодательный опыт России и Японии. Вестник ДВО РАН.2005. № 4, 2005.

[6] Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_43.html

[7]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/

[8]Л. Д. Гаухман. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная.учебник. Москва: Юриспруденция 1999. - с.493

[9]Л. Д. Гаухман. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная.учебник. Москва: Юриспруденция 1999. - с.495.

[10]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/

[11]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 276 с.

[12]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 278 с.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (23.06.2017)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%