Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целями задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями[1] . В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица)[2]. Ответственность так же наступает за умышленное неисполнение своих полномочий и должностных обязанностей, исходя из мотива личной заинтересованности и корысти, если это противоречило тем задачам и целям, для достижения которых должностное лицо и было наделено соответствующими должностными полномочиями и повлекло за собой существенное нарушение прав и интересов общества, государства и организаций и наличием причинной связи между деянием и наступившими последствиями.
Объектом данного преступления являются законные интересы и права граждан, охраняемые законом, а также интересы общества и государства. Рассматриваемый состав устанавливает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий: а) вопреки интересам службы; б) из корыстной или иной личной заинтересованности; в) повлекших существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства[3]. Также описываются квалифицированные составы в данной статье, это и совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта, главы органа местного самоуправления, а также деяния, повлекшие тяжкие последствия. Данная статья предусматривает различного рода санкции, от штрафа, до лишения свободы.
Объективная сторона данного преступления может осуществляться через действие или бездействие, но с обязательным использованием служебных полномочий. Использование лицом связей, авторитета своей должности или своего авторитета, приобретенного в связи со своим статусом для получения преимуществ, выгод, льгот, не попадает под действие данной статьи. Диспозиция прямо указывает на то, что данные деяния должны совершаться вопреки интересам службы. В данной ситуации речь идет о нарушении тех целей и задач, во исполнение которых лицо и было наделено должностными полномочиями. Поэтому к делу необходимо прилагать нормативные акты, которые характеризуют функциональные обязанности лица, круг его полномочий по реализации данных функций. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.)[4].
Обязательным условием ответственности за злоупотребление должностных полномочий является (причинение вреда) нарушение чьих-либо законных прав и интересов. Вред, причиненный данным деянием, должен быть существенным. Для определения причиненного вреда следственная и судебная практика выработала некоторые ориентиры: принимаются во внимание количество пострадавших, последствия их нормальной жизнедеятельности, характер и размер ущерба, включая упущенную выгоду, причиненные физическим или юридическим лицам, степень умаления авторитета органа, учреждения или затруднения его нормальной деятельности в результате незаконных действий и т.д[5]. Квалифицированный состав данного преступления предполагает тяжкие последствия в виде причинения среднего и тяжкого вреда здоровью, покушение на самоубийство или самоубийство потерпевшего, срыв нормального функционирования и работы учреждения, органа, материальный ущерб в особо крупных размерах, провоцирование беспорядков, сокрытие преступлений.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом, или двумя формами вины. По неосторожности могут быть причинены тяжкие последствия. Также необходимым признаком является наличие мотива. Корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.) и иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою не-
169
компетентность и т.п .
Субъектом данного преступления является должностное лицо. Надо оговорить также следующие специфические случаи, когда лицо должно быть признано должностным: а) если на него возлагаются функции представителя власти на общественных началах (дружинник, общественный помощник депутата и т.д.); б) если в его функциях соединены чисто профессиональные обязанности (по оказанию медицинской помощи, преподаванию и т.д.) с принятием решений, имеющих правовое значение. Например, врач является должностным лицом при выдаче листка временной нетрудоспособности, преподаватель
170
- при выставлении оценок на экзамене и т.д. .
Статья 285.1 УК нецелевое расходование бюджетных средств, устанавливает ответственность за расходование и направление средств на цели, которые не соответствуют определенным бюджетным законодательствам. Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, которые обеспечивают нормальную деятельность и функционирование органов государственной власти, местного самоуправления по обеспечению бюджетов соответствующих уровней. Предметом являются бюджетные средства, которые расходуются нецелевым образом.
«Объективную сторону преступления образуют: а) нецелевое расходование бюджетных средств; б) деяние, совершенное в крупном размере; в) причинная связь между деянием в форме нецелевого расходования бюджетных средств и крупным размером. Нецелевое расходование предполагает использование бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или муниципального образования на цели, не предусмотренные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью или лимитами бюджетных обязательств на соответствующий год и др.)»[6] [7] [8]. Преступление имеет материальный состав, признается оконченным с момента причинения ущерба в крупном размере.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, так как виновный осознает общественную опасность деяния, предвидит наступление последствий в виде крупного ущерба и желает их наступление. Предусматривается и специальная цель - это использование бюджетных средств не по целевому назначению.
Субъект преступления должностное лицо, распорядитель бюджетных средств.
Квалифицирующими признаками является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере. В примечании к данной статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупным размером признается семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов - статья
285.2 УК отличается особенностями предмета преступления. Предметом являются средства государственных внебюджетных фондов. «К государственным внебюджетным фондам относятся фонды, образуемые вне бюджетов РФ и субъектов РФ и предназначенные для социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности и т.п., охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ - БК РФ). Расходование
средств государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законода-
172
тельством осуществляется только на соответствующие цели» .
Предметом преступления, предусмотренного статьей 285.3 УК РФ, является единые государственные реестры, предусмотренные законодательством РФ, подлежащие обязательному хранению документы. На основании данных документов вносятся записи или изменения в соответствующие реестры.
Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: 1) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; 2) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; 3) подлог таких документов; все эти действия могут быть связаны друг с другом, являясь эпизодами единого преступления . Для признания преступления оконченным достаточно совершение одного из них, поэтому если отсутствует единый умысел, то эти действия могут образовывать совокупность преступлений. «Внесение в реестр заведомо недостоверных сведений в качестве самостоятельного деяния может иметь место исключительно в форме искажения хранящейся на машинном носителе (в электронном виде) информации; в противном случае рассматриваемое деяние утрачивает самостоятельный характер, становясь тесно связанным с подлогом или уничтожением документов. Недостоверные сведения могут касаться любых фактических и (или) юридических обстоятельств, имеющих значение для целей ведения реестра (данные о лицах, даты совершения тех или иных действий, основание возникновения права и проч.). Противоправное удаление из реестра части хранящихся в электронном виде сведений само по себе не является оконченным преступлением, но может свидетельствовать о приготовлении. При определенных условиях такое удаление сведений образует злоупотребление должностными полномочиями»[9] [10] [11] [12]. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента фактического искажения данных единого реестра или уничтожение соответствующего документа.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы на квалификацию на влияют.
Субъект преступления- должностное лицо. Квалифицированный состав преступления предполагает совершение преступления группой лиц и причинение тяжких последствий.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что злоупотребление должностными полномочиями это совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целями задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями17 . Ответственность за данное деяние наступает за умышленное неисполнение своих полномочий и должностных обязанностей, исходя из мотива личной заинтересованности и корысти.
[1]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/
[2] Там же.
[3]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 277 с.
[4]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/
[5]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 279 с.
[6]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/
[7]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 280 с.
[8]Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 281 с.
72Уголовное право России. Особенная часть (Под ред. В.П. РЕВИНА) 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицин- форм, 2010. - 281 с.
[10]http://advokatinfo.ucoz.ru/publ/ugolovnyj_kodeks_rf_s_kommentarijami/statja_285_3_vnesenie_v_edinye_gosud
arstvennye_reestry_zavedomo_nedostovernykh_svedenij/2-1-0
[11] Там же.
^Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/
|