Согласно п.1 статьи 286 УК РФ превышение должностных полномочий -это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и
повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства[1] [2].
«Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
• относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
• могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
• совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
• никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать» .
Как и в предыдущих случаях при установлении превышения должностных полномочий необходимо установить объем полномочий, предоставленный данному лицу и нормативный акт, по которому данное должностное лицо, наделяется этими полномочиями.
Объектом данного преступления, являются общественные отношения, в сфере нормального обеспечения деятельности конкретного органа государственной власти, аппарата государственного управления, государственных и муниципальных учреждений. Дополнительным объектом являются права и интересы граждан и организаций, охраняемые законом.
Объективная сторона совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его полномочий и повлекших за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства. Существенное причинения вреда выражается не только в причинении материального вреда, но и в нарушении конституционных прав и свобод граждан, нарушении общественного порядка, подрыве авторитета государственной власти, общественных организаций. При решении о существенности вреда необходимо учитывать характер понесенного материального ущерба, морального или физического вреда, степень отрицательного влияния на работу организации, предприятия, учреждения.
Субъективная сторона данного преступления может иметь умысел прямой и косвенный. В отличии от злоупотребления должностными полномочиями в данном деянии нет мотива, на квалификацию преступления он не влияет. Имеют место мотивы мести, карьеризма, личной неприязни, неправильно понятые интересы службы. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе. Данные последствия должны находиться в причинно- следственной связи с совершенным деянием.
Субъектом преступления является должностное лицо из числа государственных служащих. Квалифицирующее обстоятельство описано с ч.2 и 3 рассматриваемой статьи.
Ч.2 статьи предусматривает ответственность за совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления. Ч.3 статьи устанавливает ответственность за совершенное деяние:
а. ) с применением насилия или с угрозой его применения;
б. ) с применением оружия или специальных средств;
в. ) с причинением тяжких последствий.
Насилие может выражаться в нанесении побоев, ударов, истязаниях, легкого и средней тяжести вреда здоровью или лишение свободы потерпевшего. Также речь идет и о психическом насилии. Если имеет место умышленное причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или умышленное убийство, то имеет место совокупность преступлений. Под специальными средствами понимаются: специальные палки, газовые средства, средства ограничения подвижности, электрошоковые устройство, светошоковые устройства, средства сковывания движения, водометы и т.д. . Причинение тяжких последствий- это причинение смерти по неосторожности, особо крупного материального ущерба и т.д.
При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить) .
Объектом преступления, статьи 286.1 УК «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа» являются общественные отношения, связанные сохранной прав и законных интересов граждан, общества, государства, нормальным функционированием органа внутренних дел.
Объективная сторона складывается из умышленного неисполнения сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившего существенный вред правам и законным интересам
граждан или организаций либо охраняемых законом интересам общества или государство тт
ва . Данный состав преступления является своего рода частным случаем превышения должностных полномочий. Данное преступление характеризуется как действием, так и бездействием. «ст. 286.1 УК РФ однозначно указывает на бездействие, как единственный способ совершения преступления - "Умышленное неисполнение...". С нашей точки зрения, это не совсем обоснованно, поскольку трудно представить, что бы бездействие было производным от действия. Вероятнее всего, было бы целесообразнее представить данную статью частным случаем злоупотребления должностными полномочиями»[3] [4] [5] [6] [7].
Субъективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться лишь в умышленной форме вины. Субъектом преступления является сотрудник органов внутренних дел. Вместе с тем субъектом является должностное лицо и указанные последствия совершения данного деяния идентичны предыдущим. Субъективная сторона тоже совпадает- умысел. По сути, ст. 286.1 УК РФ приравнивает сотрудника органа внутренних дел к военнослужащему, проходящему военную по призыву или контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, которые несут уголовную ответственность за неисполнение приказа по ст. 332 УК РФ, но оценивая практическое применение ст. 286.1 УК РФ видится, что это не жизнеспособная норма . Выделение данного состава в отдельную статью детализирует варианты преступного поведения должностного лица, упрощает нормы уголовного права.
Квалифицированным составом данного преступления является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и повлекшие за собой тяжкие последствия.
[1] Уголовный кодекс РФ http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_41.html
[2] П.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномо- чий"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/
[3]Ч.2 ст.21 Федеральный закон "О Полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
http://www.consultant.ru/popular/police/
[4]http ://suindykov. ru/glossariy -4. html
[5] Проблемные моменты статьи 286.1 УК РФ и обстоятельства, отягчающие наказание,- п. Медведев С.С., Лысенко А.В. Общество и право, 2010.
[6] Там же.
[7]Проблемные моменты статьи 286.1 УК РФ и обстоятельства, отягчающие наказание,- п. Медведев С.С., Лысенко А.В. Общество и право, 2010.
|