Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ- ст.287 УК РФ, присвоение полномочий должностного лица- ст.288, незаконное участие в предпринимательской деятельности- ст.289, служебный подлог- ст.292, неза
конная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации- ст.291.1, халатность- ст.293 УК РФ.
Общим родовым объектом всех этих составов преступлений является как совокупность общественных отношений, посредством которых происходит реализация нормальной деятельности государственного и общественного аппарата, проявляющейся в интересах службы, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах[1] [2] [3].
Объективная сторона состава преступления, предусмотренная ст.287 УК РФ, предполагает наличие следующих признаков:
неправомерный отказ в предоставлении информации, уклонение от предоставления информации или предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;
вредные последствия, наступающие в результате перечисленных деяний. Такими последствиями можно считать, в частности, отсутствие у названных органов достоверной информации, несмотря на сделанные ими запросы, либо введение этих органов в заблуждение вследствие предоставления им заведомо неполной либо ложной информации;
в) причинная связь между указанными деяниями и наступившими последствия-
196
ми
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления является должностное лицо. Данная статья предусматривает квалифицированные составы преступления: совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами государственных органов власти, повлекли тяжкие последствия.
Халатность- ст.293 УК РФ. Данный состав преступления отличается своим своеобразие, так как содержащийся в диспозиции признаки относятся и к объективной и к субъективной стороне. Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его бездействие, характеризующееся непринятием мер по службе, несовершением конкретных действий, входящих в круг полномочий указанного лица. Под ненадлежащим исполнением обязанностей понимается совершение должностным лицом действий не в полном объеме либо вопреки установленному порядку или правилам .
Уголовная ответственность наступает за халатность, если правомочия должностного лица закреплены в конкретном нормативном акте, приказе, распоряжении, должностных инструкциях. Отсутствие правильно оформленного правового акта исключает уголовную ответственность лица за халатность. Если у должностного лица отсутствовала возможность надлежащего исполнения своих обязанностей, то ответственность за данный вид преступления исключается. Необходимым условием является наличие причинноследственной связи между деянием должностного лица и наступившими последствиями. Отсутствие такой связи исключает ответственность лица.
«Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в недобросовестном или небрежном отношении к службе.
Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, в этом случае отношение ука-
занного лица к последствиям деяния выражается в форме легкомыслия, т.е. когда это лицо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение вредных последствий деяния. Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежностью, отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности»[4].
Квалифицирующие признаки данного состава преступления: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух и более лиц. В примечании к статье указывается, что крупным ущербом признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.
Рассмотрев составы должностных преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ, можно сделать вывод о том, что общим объектом всех этих преступлений является совокупность общественных отношений, посредством которых осуществляется реализация нормальной деятельности государственного и общественного аппарата, которая проявляется в интересах службы, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах.
[1] Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих, И.Б. Малиновский/ М. http://www.pravo .vuzlib.org/book_z3 73_page_5.html
[2]В.И. Радченко, А.С. Михлин, В.А. Казакова. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации (постатейный), 2008, М.
http://all-books.biz/pravo-ugolovnoe/kommentariy-ugolovnomu-kodeksu-rossiyskoy.html
[3]В.И. Радченко, А.С. Михлин, В.А. Казакова. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации (постатейный), 2008, М.
http://all-books.biz/pravo-ugolovnoe/kommentariy-ugolovnomu-kodeksu-rossiyskoy.html
там же.
|