Четверг, 28.11.2024, 15:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организационно-правовые основы создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации образовательной организации

Вопросы, связанные с правовым статусом образовательной организации, приобретают первостепенное значение в условиях развития законодательства и проводимых реформ. Отметим, что современная постклассическая наука придает большое значение конструктивизму как важнейшему методологическому принципу. В соответствии с ним, правовая реальность конструируется, а не возникает спонтанно1. Это видно на примере того, как действующее законодательство совершенствует правовой статус образовательных организаций, отменяя их виды и устанавливая новые типы, сужая либо расширяя круг их полномочий и (или) компетенций. ГК РФ[1] [2] не дает официального определения понятию «организационно-правовая форма» в отличие, например, от понятия «юридическое лицо».

Единственное нормативное определение рассматриваемого понятия содержится во Введении к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-2012, принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст. Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Понятие юридического лица является дискуссионным в научной литературе. Существует множество теорий, объясняющих феномен юридического лица как субъекта права. Среди наиболее известных выделим

 

i 1 2

такие, как теория фикции , теория целевого имущества , теория социальной реальности , теория коллектива , теория директора .

Юридическим лицом в Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков .

«К числу материальных признаков относятся следующие. Во- первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимаются система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое. Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами. [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества. Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям: им оно вверяется лишь в техническое управление. Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у такого лица самостоятельного баланса или сметы.

Мерой обособленности имущества юридического лица является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения своего имущества имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления принадлежащим им имуществом обладают казенные предприятия и учреждения.

В-третьих, руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (например, общее собрание).

В-четвертых, функциональное единство. Оно выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате достигается единство действий соответствующего юридического лица.

К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.

Законность образования юридического лица означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные ГК РФ, Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, иными федеральными законами.

Способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права).

Способность нести самостоятельную имущественную ответственность.

Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Способность быть истцом и ответчиком в суде.

Наличие учредительных документов»1.

Образовательная организация является юридическим лицом и обладает всеми его признаками. ГК РФ предусматривает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, — в таких организационноправовых формах, как: потребительские кооперативы; общественные организации; общественные движения; ассоциации (союзы); товарищества собственников недвижимости; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; фонды; учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; автономные некоммерческие организации; религиозные организации; публично-правовые компании; адвокатские палаты; адвокатские образования; государственные корпорации (ст. 50).

В отличие от коммерческих организаций перечень некоммерческих организаций является открытым и в случае принятие соответствующего закона может быть дополнен иными формами.

Перечень некоммерческих организаций, указанных в ГК РФ, дополняется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[9] [10]. Существует целый ряд иных федеральных законов, предусматривающих возможность создания некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. Например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»1 некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования создается в целях взаимного страхования основанная на членстве.

Пункт 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит прямых ограничений по формам некоммерческих организаций, в которых может быть создана образовательная организация. Тем не менее, данный пункт содержит важное условие о том, что такая организация должна иметь в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Таким образом, общество взаимного страхования не может быть образовательной организацией, поскольку основной его целью и, соответственно, основным видом деятельности будет являться взаимное страхование.

В соответствии с Федеральным законом № 273 образовательную деятельность могут осуществлять либо образовательные организации, либо организации, осуществляющие обучение. Для первых она является основным видом деятельности, для вторых — дополнительным. При этом в соответствии с письмом Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06 «О методических рекомендациях»[11] [12] «для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение». Таким образом, Учебный центр профессиональной квалификации может создаваться как образовательная организация, структурное подразделение образовательной организации или структурное подразделение организации, осуществляющей обучение.

Центр, создаваемый как образовательная организация, является «некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования, либо путем внесения изменений в устав существующих образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

Учебный центр профессиональной квалификации как структурное подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.

Проект примерного положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации) приведен в Методических рекомендациях по формированию мно-

гофункциональных центров прикладных квалификаций, принятых

письмом Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06.

Есть еще одно ограничение по выбору организационно-правовой формы для образовательных организаций связано с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[13], ч. 4 ст. 51 которого предусматривает за муниципальными образованиями право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций лишь муниципальные учреждения.

Отсутствие ведения образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, однако, не означает, что перечисленные выше юридические лица не имеют права заниматься образовательной деятельностью. Они приобретут такое право при условии получения ими соответствующей лицензии, например, в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. относит такие организации к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Примечательно, что к данным организациям могут относиться не только некоммерческие организации, но и юридические лица иных организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ установлен ряд ограничений для образовательных программ, по которым могут осуществлять образовательную деятельность указанные организации. Юридическое лицо, не являющееся образовательной организацией, может реализовывать программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования и дополнительные образовательные программы.

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании», который устанавливал достаточно сложную типологию образовательных организаций, включавшую в себя как их типы, так и виды, Федеральный закон № 273-ФЗ в ст. 23 предусматривает деление образовательных организаций только на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Кроме того, Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает специального регулирования для отдельных групп (видов) образовательных организаций в рамках выделенных им типов, а также принятия типовых положений. Вместе с тем это не означает, что какие-либо организации внутри типа не могут иметь свои особенности или особые условия реализации образовательных программ. Федеральный закон № 273-ФЗ это допускает, однако не устанавливает особых правил для образовательных организаций, например, реализующих общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций российского казачества. Особенности осуществляемой образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образовательных услуг могут быть отражены и в названии образовательной организации.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психологопедагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Типами образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, являются:

- дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

- общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

- профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

- образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типами образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются:

- организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

- организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Федерального закона № 273-ФЗ в ч. 2 и 3 ст. 23 предоставляет указанным выше организациям как реализующим основные и дополнительные образовательные программы право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Образовательные организации вправе реализовывать следующие дополнительно программы:

- дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

- общеобразовательные организации образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

- профессиональные образовательные организации основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

- образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

- организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

- организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Как видно, типология образовательных организаций построена в соответствии с образовательными программами, реализация которых относится к основным целям их деятельности. При этом разрешено реализовывать некоторые образовательные программы, которые не относятся к основным целям деятельности образовательной организации. Типы образовательных организаций и виды образовательных программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей деятельности, а также виды образовательных программ, которые им разрешено реализовать дополнительно, определены ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

Типология образовательных организаций после принятия Федерального закона № 273-ФЗ существенным образом сокращена по сравнению с Законом РФ «Об образовании». Все разнообразные виды общеобразовательных организаций (лицеи, гимназии, школы, коррекционные школы, школы — детские сады, иные), которые выделялись ранее, являются общеобразовательными организациями. Их правовой статус идентичен, пределы правоспособности определяются законодательством. Вместе с тем образовательные организации могут сохранить в своем наименовании указание на ранее имевшийся вид учреждения, т.е. фактически и юридически сделать указание в наименовании на особенности организации и (или) осуществления образовательной деятельности в конкретной образовательной организации.

Например, название образовательной организации может выглядеть следующим образом: муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад — центр развития», где слово «муниципальное» указывает на учредителя (собственника муниципального имущества) учреждения; «автономное» — на тип государственного (муниципального) учреждения; «дошкольное» — на тип образовательной организации; «учреждение» — на организационно-правовую форму; «Детский сад - центр развития» — специальное наименование.

В связи с многочисленными вопросами о соотношении понятий «образовательная организация» и «образовательное учреждение», Минобрнауки России разъяснило, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273 в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273 образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно письму Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является учреждение[14].

Каких-либо специфических требований по созданию образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ не устанавливает, поэтому применяется общий порядок создания и государственной регистрации юридических лиц, установленный ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1.

Вслед за ГК РФ Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 4-7 ст. 22 регламентирует, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана (иначе говоря, в зависимости от того, кто выступает учредителем), является государственной, муниципальной или частной:

- государственной образовательной организацией признается образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ;

- муниципальной образовательной организацией — образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом);

- частной образовательной организацией — образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Государственные и муниципальные образовательные организации в зависимости от модели финансово-хозяйственной делятся также на три типа: казенные, бюджетные и автономные (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях») .

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Казенным называется государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляет- [15] [16]

 

ся за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ ).

Автономным образовательным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[17] [18]).

Понятие автономного учреждения появилось в отечественном праве после принятия Федерального закона «Об автономных учреждениях». Целью принятия этого Закона стало стремление сократить затраты бюджета на содержание государственных и муниципальных учреждений, а также предоставить большую финансовую самостоятельность учреждениям, в которых имеется высокая доля платных услуг (работ).

Само название типа — «автономное» — указывает на его самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансово-хозяйственную). Автономия (греч. autonomia) — это самоуправление, право на самостоятельность. Естественно речь идет не о полной независимости образовательной организации, поскольку организационно-правовая форма «учреждение» предопределяет законодательные ограничения со стороны учредителя.

Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления определяется перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению, и порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений.

У практиков возникает опасение перевода в автономные учреждения образовательных организаций, которые ранее относились к следующим видам:

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский дом семейного типа;

- начальная школа — детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

- малокомплектные сельские детские сады и школы;

- специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в том числе школы, училища закрытого типа;

- специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

- специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;

- образовательная организация для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- оздоровительные образовательные организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) бюджетного или казенного учреждения подготавливается государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное (муниципальное) учреждение (учредителем), по согласованию с государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом.

Целесообразно осуществлять перевод бюджетных учреждений в автономные с начала нового финансового года. Процесс подготовки проектов нормативных правовых актов должен совпадать со стадией составления проекта бюджета на очередной финансовый период.

При создании автономного учреждения путем изменения типа бюджетного или казенного учреждения Федеральный закон «Об автономных учреждениях» устанавливает следующие правовые гарантии.

Автономное учреждение вправе осуществлять перечисленные в его уставе виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, которые были ранее выданы государственному (муниципальному) учреждению, до окончания срока действия таких документов. Иначе говоря, не требуется повторного прохождения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности автономного учреждения.

Не допускается изымать или уменьшать имущество (в том числе денежные средства), уже закрепленное за государственным или муниципальным учреждением.

Не должны нарушаться конституционные права граждан, в том числе право на получение бесплатного и общедоступного образования. При наличии одной муниципальной образовательной организации, обслуживающей определенную территорию, преобразование такой же организации в автономное учреждение может повлечь нарушение принципа бесплатности образования, так как часть финансовых расходов с государства и муниципалитета будет снята, а родители будут вынуждены оплачивать дополнительные образовательные услуги.

Выделяемые из бюджета средства и предоставляемое учредителем автономному учреждению имущество должны быть достаточными для осуществления уставной деятельности.

На практике возникают вопросы с оформлением трудовых отношений после создания автономного учреждения путем изменения типа существующего казенного или бюджетного учреждения. После регистрации учредительных документов автономного учреждения необходимо переоформить трудовой договор между учредителем (работодатель) и руководителем образовательной организации (работник), а также трудовые договоры между руководителем (работодатель) и другими работниками образовательной организации в связи с организационными изменениями условий труда (ст. 74 ТК РФ1).

Трудовые отношения с руководителем, бухгалтером, педагогическими и иными работниками в связи с изменением типа бюджетного или казенного учреждения на автономное по подп. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ не прекращаются (отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией). При этом смена собственника имущества образовательной организации или реорганизации образовательной организации не происходит.

Возможно прекращение трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников автономного учреждения (подп. 2 п. 1 ст. 81 ТК РФ). Учредитель образовательной организации должен принять решение о сокращении штата работников, издать соответствующий нормативный правовой акт, в котором указать мотивированные причины сокращения работников, не связанные с изменением типа образовательной организации.

Собственник имущества образовательной организации либо уполномоченный собственником лицо (орган) вправе принять решение о прекращении трудового договора с руководителем образовательной организации в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 278 ТК РФ.

В отличие от автономного учреждения, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. По долгам такого учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно указывал на то, что ответчиком по долгам бюджетного учреждения (с 1 января 2011 г. ответчиком по долгам казенного учреждения выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а не уполномоченные ими органы власти, действующие от имени публично-правовых образований1.

Государственное или муниципальное учреждение не может быть признано банкротом (несостоятельным), т.е. неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством (п. 1 ст. 65 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[19] [20]).

С позиции сохранения организаций, обеспечивающих социальные функции, это является правовой гарантией, однако с позиции обеспечения защиты интересов кредиторов и гражданского оборота такая новелла представляется далеко неоднозначной. Можно предположить, что это приведет к тому, что образовательные организации могут рассматриваться участниками гражданского оборота как «ненадежные партнеры».

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Реорганизация образовательной организации — это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса организации при сохранении правопреемственности. Реорганизовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру, управление при сохранении основных средств.

Реорганизация юридического лица (ст. 57-60 ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимо-

 

стью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица как единое целое (универсальное правопреемство) в соответствии с передаточным актом (ст. 59 ГК РФ).

Следует отметить, что переходят права и обязанности, которые не только признаются или оспариваются сторонами, но и те, которые на момент реорганизации не выявлены, но существуют независимо от указания на них в передаточном акте (постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.05.2007 по делу № А43-32226/2006-17-585).

Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Основаниями для проведения реорганизации являются, например, невыполнение уставных целей и задач; изменение контингента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой образовательной организацией; изменение образовательных запросов населения (приказ Минобрнауки Калужской области от 20.10.2009 № 608/1 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению реорганизации и/или ликвидации общеобразовательных учреждений»).

Гражданский кодекс РФ предусматривает пять форм реорганизации образовательной организации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим создается новое юридическое лицо, к которому по передаточному акту переходят все имущественные права и обязанности каждой из реорганизованных организаций (A + B ^ C). Реорганизуемые учреждения при слиянии прекращают свою деятельность как самостоятельные юридические лица. Капитал нового юридического лица, образовавшегося в результате слияния организаций, равен сумме активов и пассивов всех слившихся юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу по передаточному акту к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица (A + B ^ A). Свое существование прекращает та организация, которая была присоединена. Соответственно, 60

 

присоединившаяся образовательная организация теряет свой государственный статус и самостоятельность как юридическое лицо.

При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее учреждение прекращает свое существование (A ^ B + C). При разделении образовательной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц (A ^ A + B). К каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Под реорганизацией образовательной организации в форме преобразования понимается изменение организационно-правовой формы либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательной организации (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей или наоборот) (A ^ B). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной образовательной организации в соответствии с передаточным актом.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения (например, из бюджетного в автономное учреждение или автономного в казенное) не является его реорганизацией, поскольку изменения организационно-правовой формы (учреждение) не происходит.

Нередко существующую практику «укрупнения» образовательных организаций называют слиянием, однако слияние в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко. В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации (организаций) к другой.

Кроме этого, ГК РФ в ст. 60 устанавливает ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Например, право на досрочное исполнение обязательств.

Законодательством РФ устанавливаются особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц.

Так, п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» закрепляет положение о том, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:

- Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

- местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Ликвидация юридического лица в отличие от реорганизации означает полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Порядок ликвидации образовательной организации определен ГК РФ и предусматривается в уставе организации. Ликвидация образовательной организации может осуществляться:

- по решению учредителя (участников) либо органа образовательной организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

- по решению суда.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В частности, действующим законодательством не предусмотрено право администрации района на предъявление иска о ликвидации образовательной организации, не являющейся муниципальным. Следовательно, органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с подобными исками не могут.

Общие особенности реорганизации и ликвидации для всех государственных и муниципальных образовательных организаций, установлены ч. 11-14 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ. Данная статья устанавливает, что принятие органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» должны рассматриваться последствия такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находя- [21] щейся в ведении субъекта РФ, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

При этом подходы к созданию подобной комиссии могут быть различными — субъект РФ может занять позицию централизации принимаемых решений, т.е. предусмотреть формирование единой комиссии, порядок создания которой будет предусматривать учет позиции региональных органов власти, и которая будет работать по единым правилам и критериям для всех муниципалитетов региона. Региону не запрещено предусмотреть формирование комиссии с привлечением муниципалитетов, а также учесть особенности различных муниципальных образований при определении порядка проведения комиссией оценки.

В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реорганизации или ликвидации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о реорганизации образовательной организации признается недействительным с момента его вынесения.

Кроме того, принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

В соответствии со ст. 2 и 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти проводится опрос граждан на всей территории муниципального образования или на части его территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Таким образом, перед принятием решения о реорганизации орган, выполняющий функции и полномочия учредителя государственной (муниципальной) образовательной организации, должен создать комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации и получить ее экспертное заключение. Порядок формирования комиссии — прерогатива региональных органов власти. Возможно, в ее состав будут включены и представители родительской общественности, хотя обязательной нормы об этом в Федеральном законе № 273-ФЗ нет. При этом, если реорганизуемая организация находится в сельской местности, необходимо получить и мотивированно рассмотреть мнение жителей соответствующего сельского поселения.

Для реорганизации частных образовательных организаций таких правил нет, поэтому они реорганизуются в общем порядке, установленном действующим гражданским законодательством.

Следует отметить, что факт реорганизации никак не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций, они вправе продолжать обучение в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. В настоящее время такой закон не принят. В этой связи преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм станет возможным лишь после принятия соответствующего закона.

Применительно к муниципальным учреждениям действующее законодательство предусматривает особенную норму. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. При этом данный Закон не предусматривает прав органов местного самоуправления на создание некоммерческих организаций в иных организационно-правовых формах. Следовательно, преобразование (изменение организационно-правовой формы) муниципального учреждения в иные некоммерческие организации законодательством не допускается.

 

[1] Честное И.Л. Конструктивистская парадигма в историко-правовой науке // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: материалы ежегодной науч. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. Рязань : Издательство «Концепция», 2013. С. 209.

[2] ГК РФ — Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.1994 № 51-Ф3; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

46

[3] Савиньи К.Ф. Система современного римского права: в 8 т. / пер. с нем. Г. Жигулина ; под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. М. : Статут, 2012. Т. 2.

[4] Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М. : БЕК, 1993. С. 14-17

[5] Генкин Д.М. Значение применения института юридического лица во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. науч. работ МИНХ. Вып. 9. М., 1955. С. 9, 17 ; Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. № 1. С. 91-92.

[6] Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. Вып. 12 М. : Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947 ; Венедиктов А.В. Избр. тр. по гражданскому праву: в 2 т. М. : Статут, 2004. Т. 2. С. 365-406 ; Матвеев Г.К. Психологический аспект вины советских юридических лиц // Советское государство и право. 1978. № 8. С. 351-353 ; Флейшиц Е.А. Торгово-промышленное предприятие в праве западноевропейском и РСФСР. Л. : Academia, 1924. С. 11.

[7] Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР / отв. ред. О.С. Иоффе. Л. : Изд-во ЛГУ, 1955. С. 88.

[8] Совокупность указанных признаков была в советское время выделена профессором О.А. Красавчиковым, а соответствующая концепция получила в науке название «теория организации». См. : Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1. С. 42-55 ; Красавчиков О.А. Юридическое лицо — организация — система общественных отношений // СССР — Австрия: проблемы гражданского и семейного права. М. : Изд-во ИГП АН СССР, 1983. С. 38-46.

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Е.В. Бадулина, К.П. Беляев, А.С. Васильев [и др.] ; под ред. П.В. Крашенинникова. М. : Статут, 2014. Ст. 48.

[10] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

[11] Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.

[12] Вестник образования России. 2013. № 17.

[13] Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[14] Вестник образования России. 2013. № 13.

[15] Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431.

[16] Деление учреждений на казенные, бюджетные и автономные введено Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

[17] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

[18] Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

[19] Пункт 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» ; п. 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» ; п. 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

[20] Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

[21] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.06.2017)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%