В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, который является основным нормативным локальным актом образовательной организации.
Устав образовательной организации — это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого организация действует (п. 1 ст. 52 ГК РФ; ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ; п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Следует согласиться с коллективом авторов, которые отметили, что в прежнем Законе об образовании на устав образовательной организации возлагались несвойственные данному правовому акту функции, а именно:
- определение языка (языков), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательной организации (ст. 6);
- установление правил приема граждан в образовательные организации (ст. 16);
- определение порядка выборов органов самоуправления и формирования органов управления образовательной организации и их компетенции (ст. 35) в части, не урегулированной законодательством РФ;
- обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах ФГОС, федеральных государственных требований (ст. 50) регламентировалось уставом;
- регламентация форм участия обучающихся в управлении образовательной организацией (ст. 50);
- определение учебной нагрузки, в том числе внеучебной нагрузки, режима занятий обучающихся, воспитанников (ст. 51);
- установление ответственности должностных лиц образовательных организаций за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных организаций (ст. 51);
- определение порядка и условий предоставления длительного отпуска педагогическим работникам (как специальным актом учредителя, так и уставом образовательной организации) (ст. 55)[1].
Во многих публицистических работах и официальных документах устав образовательной организации рассматривался как один из локальных нормативных актов. Так, по мнению М.А. Бочарниковой, разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется излишним, так как устав организации является одним из основополагающих локальных нормативных актов организации. Он регулирует вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности юридического лица .
Утверждение устава и изменений (дополнений) в устав государственного бюджетного и казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений субъекта РФ (подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Действующим законодательством РФ учредителю не запрещено разрабатывать и (или) утверждать типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В случаях, предусмотренных Законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3 ст. 52 ГК РФ).
Следует отметить, что Федеральный закон № 273-ФЗ при одновременном сокращении круга вопросов, подлежащих регулированию в уставе образовательной организации, не исключает расширение сферы регулирования содержания устава на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В частности, согласно приказу Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» в уставе образовательной организации должен быть предусмотрен порядок согласования с иной организацией положения о структурном подразделении образовательной организации на базе иной организации. [2]
Анализ действующего законодательства позволяет сформулировать требования к содержанию устава образовательной организации и представить их в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Требования к содержанию устава образовательной организации
Требования к содержанию устава образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности
Пункт 4 ст. 52 и п. 1 ст. 54 ГК РФ;
п. 1 и п. 3 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Сведения о собственнике имущества автономного, бюджетного, казенного учреждения
Пункт 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (автономное, бюджетное, казенное)
Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Указание на тип — «автономное учреждение» (не в наименовании, а в содержании устава)
Подпункт 1.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Место нахождения некоммерческой организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица
Пункт 2 ст. 52 ГК РФ;
п. 3 ст. 4 и п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
подп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Тип образовательной организации указывается согласно:
ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Пункт 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Учредитель или учредители образовательной организации.
Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения
Пункт 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ;
подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Цели деятельности - основные
Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;
ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
подп. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Требования к содержанию устава образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Предмет деятельности
Пункт 4 ст. 52 ГК РФ;
п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности
Пункт 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ
Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано
Пункт 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
- ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ
Структура и компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления образовательной организацией. Порядок деятельности органов управления
Пункт 2 ст. 52, п. 4 ст.123.21 ГК РФ;
п. 4 ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
подп. 7 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Порядок принятия локальных нормативных актов
Часть 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок утверждения положения о структурном подразделении образовательной организации (например, деятельность спортивного клуба регламентируется уставом, а положение о спортивном клубе утверждается в порядке, предусмотренном уставом).
Положение о кафедре утверждается в порядке, предусмотренном уставом. Положение о юридической клинике утверждается в порядке, предусмотренном уставом
Часть 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
п. 3 приказа Минобрнауки России от
№ 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;
п. 3 приказа Минобрнауки России от
№ 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования,
в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность»;
п. 4 приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»
Требования к содержанию устава образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Сведения о филиалах, представительствах учреждений
- Часть 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ;
подп. 6 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
- п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения
Пункт 2 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий
Пункт 8 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Компетенция руководителя, учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения
Пункт 1 ст. 13 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Срок рассмотрения наблюдательным советом автономного учреждения предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки или сделки с заинтересованностью с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения
Пункт 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения
Пункт 3 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Источники формирования имущества некоммерческой организации
Пункт 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Указание на научную и (или) творческую деятельность образовательной организации
Часть 4 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ
Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе
Часть 2 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок участие обучающихся в управлении образовательной организацией
Пункт 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок участие педагогических работников в управлении образовательной организацией
Пункт 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок участия научно-педагогических работников в управлении образовательной организацией
Пункт 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок занятия должности руководителя образовательной организации (назначение или избрание с последующим утверждением учредителем)
Часть 1 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией
Часть 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ
Требования к содержанию устава образовательной организации
Ссылка
на нормативный правовой акт
Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия
Часть 13 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ
Права обязанности и ответственность инженерно-технических, административнохозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских, иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательных организаций
Часть 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ
Порядок использования имущества и цели, на которые направляется имущество образовательной организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов
Часть 3 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Понятие крупной сделки
Пункт 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
ст. 14 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, в том числе в устав
Пункт 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Иная информация, предусмотренная законодательством РФ:
режим работы дошкольной образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе;
срок действия трудового договора руководителя бюджетного учреждения;
порядок проведения выборов должности декана факультета и заведующего кафедрой;
понятие «грубое нарушение устава»;
порядок пользования услугами библиотекой, деятельность библиотеки, перечень платных услуг библиотеки, вопросы управления библиотекой;
некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах
Часть 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ;
п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
п. 4 ст. 52 ГК РФ
п. 14 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
п. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
абз. 11 ст. 332 ТК РФ;
п. 1 ст. 336 ТК РФ;
п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-фЗ «О библиотечном деле»;
п. 3, 15, 22 и 24 письма Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения»;
п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Законодательство не содержит запретов на включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем к содержанию устава. Это означает, что в случае необходимости устав может дополнительно содержать любые положения, не противоречащие действующему законодательству.
Федеральный закон № 273-ФЗ существенно изменил требования и к процедуре принятия устава образовательной организации. Ранее в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством, разрабатывался и принимался образовательным учреждением и утверждался его учредителем, т.е. требовалось предварительное принятие устава высшим коллегиальным органом образовательной организации.
На практике в ряде случаев это приводило к значительному затягиванию принятий изменений в устав, поскольку не редки были случаи, когда учредитель не соглашался с принятыми изменениями, а высший коллегиальный орган не соглашался с предлагаемыми учредителем редакциями. Кроме этого, на законодательном уровне неурегулированной оставалась ситуация с созданием новой образовательной организации, когда органы управления еще не сформированы, а организация может начать свое существование как юридическое лицо только после регистрации устава в уполномоченных органах.
Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 25) закрепляет, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. Закон не предусматривает особого порядка разработки, принятия и утверждения устава, что вполне оправданно в условиях сокращения обязательных требований к содержанию устава и возможности урегулировать вопросы организации образовательной деятельности локальными нормативными актами организации, принимаемыми ей самостоятельно.
Однако ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены некоторые особенности утверждения устава бюджетных и казенных учреждений. Данная норма предусматривает, что утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
- Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Значительная часть информации, которая ранее должна была содержаться в уставах образовательных организаций, может переместиться в иные локальные нормативные акты.
Локальный нормативный акт следует понимать как правовой документ, основанный на нормах законодательства, который:
- принимается образовательной организацией в пределах своей компетенции (уполномоченным органом управления) и в порядке, установленном ее уставом;
- содержит нормы, которые регулируют образовательные отношения в рамках конкретной образовательной организации.
Из самого названия — локальный акт — следует, что действие такого акта ограничивается пределами принявшей его образовательной организации. Нормами локального акта не могут регулироваться отношения, возникающие вне принявшей этот акт образовательной организации1 .
В то же время предписания локального акта имеют обязательный характер для всех участников образовательных отношений, которые регулируются нормами данного локального акта. На это указывают, в частности, отдельные положения Федеральный закон № 273-ФЗ. Так, в ч. 1 ст. 43 Федеральный закон № 273-ФЗ содержится норма, в соответствии с которой обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Обязательный характер норм локальных актов подтверждается установлением ответственности за их неисполнение или нарушение. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Федеральный закон № 273-ФЗ к обучающимся в этом случае могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и их родителями (законными представителями). Оформление возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, установлено ч. 4 ст. 44 Федеральный закон № 273-ФЗ.
В исследованиях на тему локального правотворчества в сфере образования отмечается, что локальные акты играют роль средства конкретизации законодательных предписаний[3] [4], но лишь в том случае, если локальные акты не наделены «правом» приоритетного по отношению к актам органов государственной власти регулирования отношений.
В этих локальных нормативных актах регулируются «мнимые» пробелы законодательства постольку, поскольку законодатель специально отказался от установления правовых норм, считая допустимым разнообразие режимов правового регулирования тех или иных отношений на уровне образовательной организации. Результатом подобных законодательных решений стала ситуация, при которой «регулирование процедурных механизмов реализации соответствующих прав граждан перенесено на уровень локальных актов»1.
Несомненно, режимы саморегуляции внутри образовательного сообщества необходимы и их нужно развивать, но предварительные итоги реализации Федерального закона № 273-ФЗ показывают, что руководители образовательных организаций общего образования в большинстве своем ждут актов «сверху» и в тех случаях, когда Федеральный закон однозначно отнес установление данных правил к компетенции образовательной организации[5] [6].
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
Будучи одним из признаков автономии образовательной организации, нормы локальных нормативных актов регулируют образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
При этом следует помнить, что в силу ч. 1 и 4 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ локальные нормативные акты не включены в систему нормативного правового регулирования образовательных отношений.
Если локальные нормативные акты затрагивают права обучающихся и работников образовательной организации, то при принятии таких актов обязателен учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления образовательной организацией в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы построения управления образовательной организацией. Порядок принятия локальных актов необходимо зафиксировать в уставе, продумав вопрос, какая модель является наиболее актуальной для конкретной образовательной организации.
В уставах образовательных организаций локальным нормативным актам могут посвящаться отдельные статьи или даже разделы.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с указанным Законом следующие локальные нормативные акты и иные документы (табл. 2.2).
Локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения
Таблица 2.2
№
п/п
Наименование локального акта
Правовые основания разработки и принятия локального акта согласно Федеральному закону № 273-ФЗ
1
Положение о структурном подразделении образовательной организации
Части 2 и 4 ст. 27
2
Правила внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
3
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации
Пункт 1 ч. 3 ст. 28
4
Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в образовательной организации
Пункт 11 ч. 3 ст. 28
5
Локальный акт, регламентирующий правила приема обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55
6
Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами
Часть 5 ст. 55
7
Локальный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся
Часть 2 ст. 30
8
Локальный акт, регламентирующий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации
Часть 2 ст. 30
№
п/п
Наименование локального акта
Правовые основания разработки и принятия локального акта согласно Федеральному закону № 273-ФЗ
9
Локальный акт, регламентирующий порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Часть 2 ст. 30
10
Локальный акт, регламентирующий порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организации и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся
Часть 2 ст. 30
11
Порядок, регламентирующий обучение обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
Пункт 3 ч. 1 ст. 34
12
Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Пункт 7 ч. 1 ст. 34
13
Документы, регламентирующие проведение самообследования образовательной организацией
Пункт 13 ч. 3 ст. 28
14
Документы, регламентирующие обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации
Пункт 13 Часть 3 ст. 28
15
Документы, регламентирующие порядок выдачи документов, подтверждающих обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Часть 4 ст. 33
16
Документ, регламентирующий бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации
Пункт 20 ч. 1 ст. 34
17
Порядок, регламентирующий пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации
Пункт 21 ч. 1 ст. 34
18
Порядок, регламентирующий посещение мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом
Часть 4 ст. 34
№
п/п
Наименование локального акта
Правовые основания разработки и принятия локального акта согласно Федеральному закону № 273-ФЗ
19
Требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения
Часть 1 ст. 38
20
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
Часть 6 ст. 45
21
Нормы профессиональной этики педагогических работников образовательной организации
Часть 4 ст. 47
22
Порядок, регламентирующий бесплатное пользование педагогическими работниками образовательной организации библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности
Пункт 7 ч. 3 ст. 47
23
Порядок, регламентирующий пользование педагогическими работниками образовательной организации образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность
Пункт 8 ч. 3 ст. 47
24
Документ, регламентирующий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг
Часть 5 ст. 54
25
Документ, устанавливающий образцы документов об образовании и (или) о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию
Часть 3 ст. 60
26
Документ, регламентирующий порядок формирования аттестационной комиссии в целях подтверждения педагогических работников занимаемым ими должностям
Часть 2 ст. 49
Приведенный перечень локальных актов и иных документов не является исчерпывающим для образовательных организаций. Анализ практики показывает, что локальные нормативные акты принимаются образовательными организациями и по многим иным вопросам.
Локальный акт представляет собой официальный правовой документ, который издается в письменной форме и содержит необходимые реквизиты (наименование, дату издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, пе-
чать образовательной организации и др.). Общеобязательные требования к оформлению локальных актов в настоящее время отсутствуют, а требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению документов», носят рекомендательный характер.
Локальные нормативные акты могут издаваться в различных формах. Наиболее часто встречающимися являются положения, порядки, инструкции, правила.
Поскольку ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией, приведем наиболее часто встречающиеся в работе органов контроля и надзора по итогам мониторингов нарушения локальных документов образовательных организаций[7] [8].
Положение о дежурстве учащихся по школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ и приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»1 (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ и приказу Минобрнауки России № 373 норм Положения о дежурстве учащихся по школе
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение п. 16, 19.5, 19.6, 19.10 приказа Минобрнауки России № 373 п. 1.2 Положения предусматривает дежурство по школе как вид внеурочной деятельности
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.1 Положения предусматривает обязательное дежурство по школе для всех обучающихся без их согласия или согласия их родителей (законных представителей)
Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается
В нарушение ч. 2 и 4 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.3 Положения предусматривает обязанности учеников по дежурству в школе на дополнительный срок и применение мер дисциплинарного взыскания за неисполнение обязанностей по дежурству
Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливаются данным Законом и иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.1 Положения о не может быть приложением к уставу школы
ст. 25 и иные статьи Федерального закона № 273-ФЗ не предусматривают в качестве приложений локальные нормативные акты
В нарушение ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.2 и 6.4 Положения предусматривают применение дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся за нарушение локального нормативного акта, не регламентирующего вопросы образовательной деятельности
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает в п. 6.2 основания для оставления обучающихся первого класса на повторное обучение (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану
Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ст. 62 Федерального закона № 273-ФЗ п. 4.1 Положения предусматривает восстановление обучающихся (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено
Положение о промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля обучающихся в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.7).
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение содержит формы промежуточной аттестации (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 1 ст. 58 и п. 22 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что форма промежуточной аттестации определяется в учебном плане образовательной организации
Таблица 2.8
Положение о формах обучения в школе противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.8).
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о формах обучения в школе
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает ступени общего образования
Частью 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а уровни общего образования
В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает перевод обучающихся в следующий класс по решению педагогического совета (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрен условной перевод обучающегося, имеющего академическую задолженность, по решению педагогического совета или иного органа управления образовательной организации. Педагогический совет при наличии у обучающегося академической задолженности не может принять решения о том, что обучающийся условно не переводится в следующий класс
Положение о педагогическом совете школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.9).
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о педагогическом совете школы
Таблица 2.9
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ разд. 2 и 3 Положения предусматривают компетенцию (функции, задачи и права) педагогического совета (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Пунктом 4 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в уставе образовательной организации должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий
Положение о порядке приема обучающихся по уровням начального, основного, среднего общего образования в школе противоречит Порядку приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32, и Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.10).
80
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
и приказу Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32
Положения о порядке приема обучающихся
Нарушение
Комментарий к нарушению
Пункт 4.6 Положения противоречит п. 9 и 10 приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Пунктами 9 и 10 приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 предусмотрены следующие правила. Прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для приема в ОООД: родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в ОООД на время обучения ребенка. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы
Нарушение
Комментарий к нарушению
Пункты 6.1 и 6.3 Положения противоречат п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Пунктом 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено следующее. Обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-меди- ко-педагоги-ческой комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Положение о приеме в десятые профильные классы школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о приеме в десятые профильные классы школы
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 5 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает организацию индивидуального отбора при приеме для получения профильного обучения в отсутствие порядка, предусмотренного законодательством г. Москвы (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 5 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ
Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся, о порядке оформления и возникновения, приостановления и прекращения отношений между школой и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.12)
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ст. 62 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает восстановление обучающихся в общеобразовательном учреждении (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Статьей 62 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по и н и циативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено. Частью 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ к основным профессиональным образовательным программам относятся:
а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательная организация вправе реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
Положение о порядке приема и отчисления обучающихся из организации, осуществляющей образовательную деятельность, противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.13).
Таблица 2.13
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения о порядке приема и отчисления обучающихся
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает основания для отчисления воспитанников по основаниям, не предусмотренным законодательством (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 1 и 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
в связи с получением образования (завершением обучения);
досрочно по следующим основаниям:
по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность
Процедура самообследования школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ, приказам Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»1 и от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ,
приказам Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324
и от 14.06.2013 № 462 процедуры самообследования школы
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение п. 3 ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ, приказов Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 и от 14.06.2013 № 462 отчет о результатах самообследования школы не содержит: анализа показателей деятельности образовательной организации; оценку образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебнометодического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Приказом Минобрнауки России от
10.12.2013№ 1324 утверждены показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию. Приказом Минобрнауки России от
№ 462 предусмотрено, что в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию
Положение об условном переводе обучающихся школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.15).
Таблица 2.15
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения об условном переводе обучающихся школы [9] [10]
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Частью 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а уровни общего образования
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает условный перевод обучающихся в следующий класс по решению педагогического совета (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 8 ст. 58 и иными нормами Федерального закона № 273-ФЗ не предусмотрен условной перевод обучающегося, имеющего академическую задолженность, по решению педагогического совета или иного органа управления образовательной организации. Педагогический совет при наличии у обучающего академической задолженности не может принять решения о том, что обучающийся условно не переводится в следующий класс
В нарушение ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ Положение предусматривает допуск до государственной итоговой аттестации обучающихся девятых классов, имеющих академическую задолженность и не в полном объеме выполнивших учебный план (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 6 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам
Положение о приносящей доход деятельности школы противоречит уставу, ГК РФ и Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (табл. 2.16).
Таблица 2.16
Перечень противоречий уставу, ГК РФ и Федеральному закону «О некоммерческих организациях» Положения о приносящей доход деятельности школы
Нарушение
Комментарий к нарушению
Положение о приносящей доход деятельности школы содержит перечень приносящей доход деятельности в нарушение п. 4 ст. 50 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 2.8 устава
Пунктом 4 ст. 50 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих ор ганизациях» предусмотрено, что исчерпывающий перечень приносящей доход деятельности содержится в уставе организации
Положение об организации обучения на дому школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.17).
Таблица 2.17
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения об организации обучения на дому школы
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 2 ст. 43 и ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ п. 1.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.4.6, 4.4.7 Положения содержат обязанности родителей и обучающихся, не предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его наличии) (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 5 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
Нарушение
Комментарий к нарушению
В частности, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений
Положение о неудовлетворительной оценке школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.18).
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ
Положения о неудовлетворительной оценке школы
Таблица 2.18
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ п. 6.3 и 6.4 Положения содержат обязанности обучающихся, не предусмотренные федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)
Частью 2 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что иные права и обязанности обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
В частности, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
Положение о заочной, очно-заочной формах обучения школы противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ (табл. 2.19)
Перечень противоречий Федеральному закону № 273-ФЗ Положения о заочной, очно-заочной формах обучения школы
Нарушение
Комментарий к нарушению
В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.4 и 2.5 Положения предусматривают ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Частью 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены не ступени, а уровни общего образования
В нарушение ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ п. 2.22 Положения предусматривает перевод обучающихся в следующий класс по решению педагогического совета (нарушение указывается в акте по итогам проверке и предписании)
Частью 8 ст. 58 и иными нормами Федерального закона № 273-ФЗ не предусмотрен перевод обучающегося в следующий класс по решению педагогического совета или иного органа управления образовательной организации. Педагогический совет при наличии у обучающего академической задолженности не может принять решения о том, что обучающийся условно не переводится в следующий класс
Примерные перечень типовых нарушений, выявляемый органами контроля и надзора в сфере образования в части соблюдения законодательства об образовании при локальном правотворчестве, приведен в приложении к монографии.
|