Вторник, 26.11.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Право ребенка на получение содержания

Право на получение средств на свое содержание является неотъемлемым правом каждого ребенка, поскольку его осуществление является условием, необходимым для обеспечения всех сфер жизнедеятельности ребенка. В соответствии со ст. 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Под содержанием, на наш взгляд, следует понимать предоставление ребенку денежных средств и иных материальных благ, необходимых и достаточных для его нормального физического, психического, духовного и нравственного развития, поддержания здоровья, обеспечения ребенка питанием, одеждой, школьными принадлежностями и т.д. Размер этих средств и материальных благ определяется родителями, так как именно на них возложена обязанность осуществления заботы о здоровье, воспитании и развитии своих детей. Кроме того, родителям известны индивидуальные потребности ребенка, обусловленные состоянием его здоровья, его способностями, потребностями, интересами. Размер средств, которые выделяются на содержание ребенка, определяется также имущественными возможностями, семейными устоями и традициями каждой конкретной семьи.

Статья 60 СК РФ определяет, что ребенок имеет право на содержание в порядке и размерах, установленных разд. V Семейного кодекса РФ. Статья 80 СК РФ указывает, что порядок и предоставление содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае непредставления содержания средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. По нашему мнению, ст. 80 СК РФ подтверждает вывод о том, что понятие «содержание ребенка» шире, чем понятие «алименты». Содержание предоставляется ребенку добровольно, его размер и форма определяются родителями самостоятельно, а алименты - это только денежные средства, которые взыскиваются с родителей в денежной форме по судебному постановлению или в соответствии с соглашением об уплате алиментов в порядке исполнительного производства. Такое взыскание алиментов возможно и при недостаточности добровольного содержания ребенка, когда предоставленные денежные средства и иные материальные блага не покрывают расходы на удовлетворение потребностей ребенка.

К многочисленным вопросам, связанным с характеристикой алиментных обязательств, обращались многие советские и современные ученые . Действующее семейное законодательство, регламентирующее основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей, подвергается многочисленной и обоснованной критике, с которой сложно не согласиться, так как в нем имеются пробелы и противоречия, нормы, содержание которых нуждается в дополнительном разъяснении, а также нормы, исполнение которых весьма затруднительно или даже невозможно. Такая ситуация негативно отражается на правах и охраняемых законом интересах детей, родители которых не выполняют должным образом свои обязанности по выплате алиментов.

Действующее законодательство предусматривает два вида взыскания алиментов на детей: 1) в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов и 2) в твердой денежной сумме. Статья 81 СК РФ определяет размер алиментов на детей, взыскиваемых в долях к заработку и (или) иному доходу. На одного ребенка взыскивается одна четвертая, на двоих детей - одна третья, на троих и более детей - половина заработка и (или) иного дохода. Названные доли заработка и (или) иного дохода были установлены 80 лет назад, в 1936 г. постановлением ЦИК и СНК[1] [2], и с тех пор ни разу не изменялись. С одной стороны, данный факт свидетельствует о том, что предусмотренный законом порядок определения размера алиментов на детей отвечает поставленным целям защиты имущественных прав ребенка, но, с другой стороны, за прошедшие годы в нашей стране полностью изменился экономический строй, что обусловило существенное изменение потребностей детей. Сказанное позволяет утверждать, что порядок определения долей заработка или иного дохода плательщика алиментов, установленный почти сто лет назад, в совершенно иной экономической обстановке, не в полной мере отвечает современным социальным реалиям.

Например, если родитель получает среднюю по России заработную плату в размере 33 100 рублей[3] [4], то на одного ребенка алименты будут выплачиваться в размере 8 275 рублей, на двоих 11 033 рублей, на троих и более - 16 500 рублей. Показатель среднего размера заработной платы является макроэкономической величиной, которая определяется как среднее арифметическое значение оплаты труда конкретной группы работающего населения Российской Федерации . Соответственно, у одного родителя зарплата может быть больше, у другого - меньше среднего показателя, а значит, и размер алиментов, выплачиваемых детям, будет различен. К сожалению, определение размера алиментов в долях к заработку не всегда будет удовлетворять интересы ребенка.

Одним из проблемных вопросов, достаточно часто возникающих в практике судов, является вопрос о взыскании алиментов на ребенка в тех случаях, когда у плательщика алиментов есть другой ребенок (другие дети), которым он уже выплачивает алименты. Указанные в ст. 81 СК РФ доли применяются при взыскании алиментов единовременно на указанное количество детей или при каждом последующем взыскании (при увеличении количества детей, на которых выплачиваются алименты, доля взыскания увеличивается, а доля на каждого ребенка уменьшается).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды исходят из того, что установленные в ст. 81 СК РФ доли применяются к общему количеству детей, на которых взыскиваются алименты. Это означает, что если вначале алименты были взысканы на одного ребенка, то их размер определяется в размере одной четвертой заработка и (или) иного дохода, а если в последующем алименты взыскиваются еще на одного ребенка (в соответствии со ст. 81 СК РФ алименты на двоих детей взыскиваются в размере одной трети заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов), то на каждого из детей приходится по одной шестой, поэтому суды на второго ребенка взыскивают одну шестую, уменьшая взыскание на первого ребенка также до одной шестой, обосновывая это тем, что

193

дети должны находиться в равном положении .

В свою очередь, в п. 1 ст. 119 СК РФ закреплено, что если после взыскания алиментов в судебном порядке изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе изменить установленный ранее размер алиментов (под изменением материального и семейного положения суды понимают судебное постановление о взыскании алиментов еще на одного ребенка) [5] [6] . Представляется нелогичным уменьшать размер алиментов, взыскиваемых на одного ребенка, из-за рождения другого ребенка, на содержание которого также должны выплачиваться алименты. Следуя логике суда о равенстве прав детей, если на каждого из них взыскивать по одной четвертой, то они тоже будут находиться в равном положении. При таком взыскании алиментов на содержание двоих детей имущественные права плательщика алиментов также не будут нарушены, так как в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей удержание из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов, а при взыскании алиментов на двоих детей по одной четвертой на каждого ребенка в сумме получится одна вторая, то есть пятьдесят процентов. Данная статья также подтверждает и то, что размер алиментов на двух детей, равный одной трети всех видов заработка и (или) иных доходов, применяется тогда, когда алименты взыскиваются на двоих детей в одном судебном производстве, иначе размер семьдесят процентов, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, не может возникнуть никогда, так как максимальный размер алиментов, установленный ст. 81 СК РФ, равен одной второй (что составляет пятьдесят процентов) части всех видов заработка и (или) иных доходов при взыскании алиментов на троих и более детей.

О равенстве прав детей при взыскании алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу в размерах, установленных ст. 81 СК РФ, исходя из общего количества детей плательщика алиментов, сложно говорить, так как если у плательщика алиментов один ребенок, то размер алиментов будет составлять одну четвертую, при двоих детях - каждый из них будет получать по одной шестой. Следовательно, чем больше детей, тем меньше доля на каждого из детей. В более выгодном положении оказывается ребенок, единственный у родителя - плательщика алиментов. Оправдать уменьшение доли при большем, чем один, количестве детей можно только в случае, если они воспитываются в одной семье, когда размер содержания детей не прямо пропорционален их количеству.

При взыскании алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу родителя законодательно не установлен минимальный размер взыскиваемых алиментов, так как закон определяет алименты пропорционально в долях к заработку, поэтому, чем ниже заработок и (или) иной доход плательщика алиментов, тем меньше размер взыскиваемых алиментов. Данная ситуация приобретает особо критичный характер при взыскании алиментов на троих и более детей, так как доля алиментов на каждого ребенка уменьшается пропорционально количеству детей, как это было показано ранее. Таким образом, каково бы ни было количество детей, алименты будут исчисляться из половины заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» [7] дается указание на необходимость принятия судом во внимание прежнего уровня материальной обеспеченности ребенка только при взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Алименты в твердой денежной сумме в соответствии со ст. 83 СК РФ взыскиваются на детей, если плательщик алиментов имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если он получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если заработок и (или) иной доход отсутствует вовсе, а также в случаях, если взыскание алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон.

В случае взыскания алиментов в твердой денежной сумме размер алиментов устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства получателя алиментов, если в этом субъекте Российской Федерации не установлена величина прожиточного минимума, то пропорционально величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. Размер алиментов в таком случае устанавливается в виде произведения величины прожиточного минимума для социально-демографической группы населения (в нашем случае на детей) и коэффициента, который может быть как больше, так и меньше единицы (ст. 117 СК РФ). Такой порядок установлен для индексации размера алиментов.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Минимального размера алиментов при взыскании алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу, ниже которого суд не может установить взыскание, не установлено. В настоящий момент законодатель защищает преимущественно права плательщика алиментов, устанавливая, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Данное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника- гражданина не может превышать семидесяти процентов (ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Законодательством прямо не предусмотрена индексация алиментов, выплачиваемых в долях к заработку и (или) иному доходу. Конечно, можно предположить, что алименты, взыскиваемые в долях к заработку, индексируются вместе с увеличением заработка, так как исполнительные документы передаются напрямую в организацию-работодатель плательщика алиментов и соответственно абсолютная величина алиментов возрастает при увеличении заработной платы плательщика алиментов.

Иная ситуация возникает, когда родитель обязан выплачивать алименты с доходов от передачи имущества в аренду, занятия предпринимательской деятельностью. Такой доход может быть нерегулярным (например, предприниматель может не получать прибыль), а нерегулярность заработка и дохода - один из критериев для взыскания алиментов в твердой денежной сумме. Однако взыскание в долях предусматривает взыскание не только в долях к заработку, но и к иному доходу.

Отмеченные и многие другие вопросы, снижающие эффективность мер, направленных на взыскание алиментов на содержание детей, находятся в центре внимания не только ученых и практиков, но и представителей законодательного корпуса. Так, с апреля 2012 г. и по настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей

196

на получение алиментов» , основной идеей которого является установление [8] минимального фиксированного размера алиментов, взыскиваемых в долях к заработку и (или) иному доходу на каждого ребенка, который должен быть не меньше одной четвертой величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок. Данное положение предлагается внести в ст. 81 СК РФ, дополнив ее пунктом 3.

Абзац 2 нового пункта предусматривает случаи, когда минимальный размер алиментов может быть уменьшен судом. В качестве оснований приводятся исключительные обстоятельства: тяжёлая болезнь, увечье родителя, обязанного уплачивать алименты, необходимость оплаты постороннего ухода за ним.

Указанный законопроект призван значительно повысить гарантии надлежащего обеспечения хотя бы минимального уровня жизни ребенка. Предлагаемая в Законопроекте привязка суммы алиментов к величине прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок, имеет, бесспорно, положительный характер, так как данная величина рассчитывается с учетом стоимости жизни в конкретном субъекте Российской Федерации и хотя бы примерно может обеспечить условия, необходимые для поддержания нормальной жизни ребенка.

Вместе с тем, рассматриваемый законопроект содержит определенные недочеты. В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. При минимальном размере алиментов в одну четвертую части величины прожиточного минимума на ребенка второй родитель, с которым проживает ребенок, для обеспечения прожиточного минимума должен содержать ребенка на три четвертых части величины прожиточного минимума, что неизбежно приведет к неравенству обязанностей родителей. А если учесть, что прожиточный минимум обеспечивает далеко не все потребности ребенка, а только лишь их минимальный набор и не учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка, то расходы родителя, с которым проживает ребенок, на его содержание значительно превышают минимальный размер алиментов, уплачиваемых отдельно проживающим родителем.

Полагаем, что для соблюдения прав ребенка минимальный размер содержания ребенка должен быть не менее величины прожиточного минимума, установленного в отношении детей на территории проживания ребенка, поэтому необходимо законодательно установить минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию с каждого из родителей на одного ребенка, равный половине величины прожиточного минимума на детей, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок. Указанное правило необходимо распространить на обе формы взыскания алиментов: в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов и в твердой денежной сумме (ст. 81 и 83 СК РФ).

Введение минимального размера алиментов окажет позитивное влияние и на размер алиментов, уплачиваемых по достигнутому родителями соглашению, так как родители не смогут установить размер меньше, чем установленный законом минимум, поскольку п. 2 ст. 103 СК РФ предусматривает, что размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получать при взыскании алиментов в судебном порядке, то есть в соответствии со ст. 81 СК РФ.

На основании вышеизложенного считаем, что ст. 81 СК РФ необходимо дополнить пунктом следующего содержания:

«... При этом сумма алиментов, взыскиваемых на каждого ребенка, должна быть не меньше половины величины прожиточного минимума на ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, где ребенок имеет место жительства».

Если содержание ребенка отдельно проживающим родителем осуществляется добровольно и отсутствует соглашение об уплате алиментов на этого ребенка, но размер содержания составляет менее половины величины прожиточного минимума на несовершеннолетних детей, и при отказе обязанного лица добровольно увеличить размер содержания, а также в случаях, когда отдельно проживающий родитель не содержит ребенка, на наш взгляд, существует право и обязанность родителя (или лица, его заменяющего) обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. На практике встречаются случаи, когда родитель отказывается обращаться в суд с требованием о принудительном взыскании алиментов, поскольку располагает собственными средствами, достаточными для содержания ребенка, или у него имеются личные причины, по которым он не хочет обращаться к другому родителю.

В соответствии с п. 1 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от родителей (иных членов семьи). Если один из родителей добровольно не участвует в содержании ребенка, обязанностью второго родителя становится взыскание алиментов на содержание ребенка. При этом отказ второго родителя от взыскания алиментов будет нарушать права ребенка на получение содержания от родителей. Возможно, что данные денежные средства, полученные в качестве алиментов, в настоящий момент будут излишними, так как для содержания ребенка достаточно средств проживающего с ним родителя, однако в рассматриваемой ситуации алименты также будут выполнять свою функцию по обеспечению воспитания и образования ребенка, поскольку родитель сможет перечислить суммы алиментов на счет, открытый на имя ребенка, а затем, при возникновении в будущем непредвиденных расходов, использовать имеющиеся на счете средства для их оплаты. При этом родителю не нужно будет обращаться в суд за отдельным взысканием сумм непредвиденных расходов.

В соответствии с п. 3 ст. 80 СК РФ орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на ребенка к родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, непредставлении содержания несовершеннолетним детям родителями (одним из родителей), непредъявлении иска в суд о взыскании алиментов одним из родителей. Несмотря на то, что одной из основных задач органов опеки и попечительства является защита прав ребенка, представляется нелогичным перекладывать обязанность по реализации права ребенка на содержание на этот орган, если у ребенка есть законный представитель, который должен распоряжаться суммами алиментов, выплачиваемых на его содержание. Единственным гарантом в обеспечении права ребенка на содержание от отдельно проживающего родителя является родитель, с которым ребенок проживает.

Так как право на получение содержания является правом ребенка, но не правом родителя, с которым ребенок проживает, поэтому этому родителю не предоставляется право выбора использовать или не использовать возможность получения алиментов от отдельно проживающего родителя. Поскольку взысканием алиментов родитель обеспечивает право ребенка на получение содержания, то представляется целесообразным установить ответственность не только за уклонение родителя от уплаты алиментов, но и за создание одним из родителей препятствий для соблюдения права ребенка на содержание.

Если алименты взыскиваются в долях к заработку, то, как указывалось ранее, автоматическая индексация алиментов не производится, поэтому для соблюдения прав ребенка и приведения в соответствие данного порядка с предложенной редакцией ст. 81 СК РФ предлагаем в судебных приказах и решениях суда о взыскании алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу дополнительно к размеру доли указывать: «Но не менее половины величины прожиточного минимума на каждого ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, где ребенок имеет место жительства». При недостаточности заработка алиментоплательщика для уплаты такого размера алиментов необходимо обращать взыскание на его имущество в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.

При взыскании алиментов на ребенка в твердой денежной сумме истцу необходимо обосновать величину взыскиваемых алиментов. Это означает, что родитель, с которым проживает ребенок (дети), обязан предоставить калькуляцию средних расходов на каждого ребенка в год, сумма которых делится на двенадцать месяцев, и, таким образом, сумма, составляющая половину рассчитанных месячных расходов, взыскивается с алиментоплательщика, исходя из равенства обязанностей родителей по содержанию ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 83 СК РФ и п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. На наш взгляд, указанное правило должно учитываться только в пользу ребенка, то есть тогда, когда, исходя из калькуляции, среднемесячные расходы по сравнению с прежней материальной обеспеченностью уменьшились, например, в связи с тем, что родитель, с которым проживает ребенок, не в состоянии обеспечить ему прежний уровень жизни.

Если же расходы на ребенка увеличились, то ссылаться на п. 2 ст. 83 СК РФ и п. 12 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, по нашему мнению, нельзя. Это означает, что не следует утверждать, что раньше материальная обеспеченность была меньше, поэтому суд должен определить размер алиментов, исходя из прежнего уровня обеспеченности ребенка, так как при взрослении ребенка его потребности возрастают, следовательно, расходы тоже. Это положение учитывается в законодательстве некоторых государств. Например, в Германии, Швеции, Норвегии, Латвии и др. размер алиментных платежей зависит от возраста ребенка, поскольку по мере взросления значительно возрастают потребности ребенка и стоимость его содержания[9]. Такой подход представляется разумным, обоснованным и справедливым, так как именно размер расходов, необходимых для содержания ребенка, должен быть основанием для определения размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка при взыскании алиментов в твердой денежной сумме.

В соответствии со ст. 60 СК РФ суммы алиментов, выплачиваемых на ребенка, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих, и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Таким образом, алименты, выплачиваемые на содержание ребенка, не становятся собственностью родителя, с которым проживает ребенок, или заменяющего его лица, а поступают в их распоряжение с целью, определяемой законом. Порядок расходования алиментных средств определяется ст. 37 ГК РФ. Бесспорно, что каждый родитель, в распоряжение которого поступают суммы алиментов на содержание ребенка, может толковать установленные в ГК РФ нормы по-разному, особенно в случаях, когда сумма получаемых алиментов превышает реальные расходы на содержание ребенка.

Во-первых, расходы на питание, одежду ребенка могут быть неоправданно высоки; во-вторых, родитель может выбрать дорогое учреждение дополнительного образования; в-третьих, выделять крупные суммы на карманные расходы ребенка. Однако при другом, более экономном и целевом расходовании средств, получаемых на содержание ребенка, ежемесячно оставалась бы сумма, которую можно было бы хранить на отдельном номинальном счете. Впоследствии этой суммой можно было бы воспользоваться для покрытия чрезвычайных расходов, или же ребенок сможет ею распорядиться по своему усмотрению, достигнув возраста восемнадцати лет.

В свою очередь, плательщик алиментов, если он не лишен родительских прав, имеет право и обязанность совместно с родителем, с которым проживает ребенок, определять образовательное учреждение для ребенка, выбирать формы дополнительного образования, планировать отдых и досуг ребенка. Если плательщик алиментов считает, что суммы алиментов, выплачиваемые им, являются чрезмерными, то в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 60 СК РФ он вправе заявить требование о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счет, открытый на имя ребенка. Но удовлетворение такого требования - это право, а не обязанность суда. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подчеркнула, что «принятие судом решения о перечислении не более 50% сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних в банках, возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка и сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития (питание,

 

образование, воспитание и т.д.)» , поэтому, не установив злоупотребление со

стороны родителя, с которым проживает ребенок, своими правами и обязанностями по распоряжению выплачиваемыми отдельно проживающим родителем суммами алиментов, суд отменил кассационное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции, которым было отказано в перечислении не более 50% сумм алиментов на счет, открытый на имя ребенка, указав, что в данном случае отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о перечислении не более 50% сумм алиментов на счет ребенка[10] [11].

В действующем законодательстве отсутствуют меры, направленные на осуществление контроля за порядком расходования сумм алиментов родителем, с которым проживает ребенок, в связи с чем достаточно сложно доказать, что суммы алиментов тратятся не по назначению, если основные потребности ребенка удовлетворены на должном уровне - ребенок хорошо одет, здоров, посещает школу и различные секции и кружки. Если же при значительном размере алиментов ребенок нуждается в дополнительном содержании, то это может свидетельствовать о нецелевом использовании сумм алиментов.

В тех случаях, когда ребенок не может получить алименты на свое содержание от родителей, нуждающийся ребенок имеет право на получение алиментов и от других членов семьи, в том числе своих совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер (ст. 93 СК РФ), дедушек и бабушек (ст. 94 СК РФ). С родителей, как известно, алименты взыскиваются без оценки имеющихся у сторон имущественных возможностей. Исходя из материального и семейного положения сторон, суд может только увеличить или уменьшить размер алиментов. Иное положение складывается при взыскании алиментов с совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, а также с бабушек и дедушек, поскольку в таких ситуациях необходимо, чтобы алиментоплательщики обладали средствами, необходимыми для выплаты алиментов.

Взыскание алиментов происходит в интересах ребенка на содержание, воспитание и образование, однако фактическим алиментополучателем становится второй родитель, хотя в соответствии со ст. 37 ГК РФ алименты признаются доходом ребенка. Пункт 2 ст. 26 ГК РФ предоставляет несовершеннолетнему право распоряжаться своим заработком, стипендией и иным доходом, однако Семейный кодекс РФ устанавливает, что право распоряжаться суммами алиментов закреплено за родителем, который расходует алименты в интересах ребенка. Такой законодательный подход не противоречит сути алиментных обязательств, так как алименты выплачиваются родителем на содержание, воспитание и образование ребенка, поэтому если закон предоставит ребенку право распоряжаться алиментами самостоятельно, то тем самым произойдет отстранение совместно проживающего с ним родителя от исполнения обязанности по содержанию ребенка на средства, предоставленные другим родителем.

В настоящее время в законе не содержится указаний относительно правового режима алиментов - неясно, являются ли они собственностью ребенка, поэтому такой вывод можно сделать только путем системного толкования ст. 60 СК РФ и ст. 37 ГК РФ. Мнение о том, что суммы алиментов являются собственностью ребенка, отстаивает Л.Б. Максимович [12] . Необходимость закрепления положения об отнесении сумм алиментов к доходу ребенка, к его собственности продиктована целью исключить сомнения в правовом режиме алиментов, в том числе с целью налогообложения. Однако, по нашему мнению, необходимо однозначно исключить суммы алиментов из доходов, которыми ребенок, достигнув возраста четырнадцати лет, может самостоятельно распоряжаться. На основании вышеизложенного считаем необходимым внести изменения в пп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ и изложить его в следующей редакции:

«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (за исключением сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае потери кормильца, и иных сумм, выплачиваемых на содержание ребенка)».

На наш взгляд, обязанность по содержанию ребенка лежит и на несовершеннолетних родителях, так как закон не связывает возникновение этой обязанности с достижением родителями какого-либо возраста. Ограничение касается только заключения алиментного соглашения. Статья 99 СК РФ предусматривает, что не полностью дееспособные граждане заключают такое соглашение с согласия своих законных представителей. То есть если родители ребенка являются несовершеннолетними (или один из них несовершеннолетний), и они не состоят в браке, то соглашение между ними по поводу содержания своих детей может быть заключено с согласия законных представителей несовершеннолетних родителей.

Следовательно, в случае установления материнства и отцовства несовершеннолетних они обязаны содержать своих детей. Будут ли родители несовершеннолетних родителей в случае неуплаты ими (несовершеннолетними родителями) алиментов нести субсидиарную ответственность, или они будут самостоятельными плательщиками алиментов своим внукам, так как невозможно взыскать алименты с родителей? По нашему мнению, родители

несовершеннолетних родителей не будут нести субсидиарную ответственность в случае неуплаты несовершеннолетними родителями алиментов своим детям, так как в соответствии со ст. 1074 ГК РФ родители несут ответственность за лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет только в случае причинения ими вреда и недостаточности их имущества, дохода для возмещения вреда. В тех случаях, когда неуплата алиментов причинит вред правам и интересам ребенка, то родители несовершеннолетних родителей будут нести субсидиарную

ответственность, если же вред не был причинен, то ответственность не наступает. Если же невозможно получить алименты с родителей, то несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи внуки имеют право на получение в судебном порядке алиментов от бабушки и дедушки.

Данное правомочие связано с определенным правовым парадоксом: несовершеннолетние могут обращаться в суд за защитой своих прав с четырнадцати лет. В тех же ситуациях, о которых идет речь, ребенку не более четырех-пяти лет, то есть в суд должен обращаться законный представитель ребенка (несовершеннолетний родитель), с которого невозможно получить алименты, или опекун (как правило, бабушка или дедушка ребенка), то есть дедушка или бабушка будут взыскивать алименты сами с себя. На наш взгляд, происходит смешение понятий бабушки и дедушки - алиментоплательщиков и опекунов ребенка, которые должны заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Представляется необходимым помимо закрепления в п. 2 ст. 62 СК РФ обязанности назначения ребенку несовершеннолетних родителей опекуна до достижения ими возраста восемнадцати лет, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его несовершеннолетними родителями, но и установить обязанность опекуна по содержанию ребенка, но не только как права взыскания с обязанных лиц сумм алиментов, а как личную обязанность.

Таким образом, многие положения действующего законодательства, регулирующего алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, нуждается в глубоком анализе и комплексном реформировании.

Рассмотренные выше проблемы, возникающие при взыскании алиментов на содержание детей, приобретают особенно сложный, порой неразрешимый характер, если один из родителей ребенка является иностранным гражданином или проживает на территории иностранного государства. Защитить в таких ситуациях права ребенка на получение содержания матери ребенка удается далеко не всегда, о чем свидетельствуют материалы судебной практики[13]. Так, суды иногда без должных оснований отказывают матери ребенка, обращающейся в суд с иском о взыскании алиментов на его содержание, обратить к принудительному исполнение на территории Российской Федерации решение иностранного суда, вынесенного по данному делу[14] [15].

Иногда же возможность получения алиментов на содержание ребенка не может быть реализована, несмотря на то, что оба его родители являются гражданами России. Так, например, Н. обратилась с иском к С. о взыскании алиментов, указав, что решением иностранного суда (Швейцария) с С. на содержание их малолетней дочери были взысканы алименты в размере У всех видов заработка. С. выплачивал алименты какое-то время, потом прекратил, в результате чего образовалась весьма значительная задолженность.

Решением районного суда в иске было отказано по следующим основаниям. Суд установил, что брак между Н. и С., являющимися гражданами России, был расторгнут 27 марта 2007 г. судом в Швейцарии, который утвердил соглашение сторон о порядке взыскания алиментов. В соответствии с ч. 1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Договора о правовой помощи по гражданским делам между РФ и Швейцарией не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев данное дело, указала следующее: «Решение иностранного суда о расторжении брака между российскими гражданами в той части, в которой им утверждено соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, не прошедшее процедуру признания на территории РФ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании алиментов», и признала незаконным решение суда об отказе в иске .

Вопросы алиментирования детей на международном уровне регламентированы целым рядом документов, к которым, в частности, относится Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 года[16] [17]. В свою очередь, в рамках Гаагской конференции по международному частному праву в 2007 году была заключена Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (далее - Конвенция 2007 года) и Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам[18] (далее - Протокол 2007 года).

Целями Конвенции 2007 года и Протокола 2007 года является модернизация действующих в данной сфере международно-правовых актов, в частности, Конвенции ООН о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 года[19], Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам, от 2 октября 1973 года [20] и Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, от 24 октября 1956 года[21] (Конвенция и Протокол заменяют между договаривающимися государствами указанные международные договоры).

Конвенция 2007 года достаточно детально описывает процедуру взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, порядок назначения и сношения центральных органов, их функции, а также процедуру направления запросов и порядок признания и приведения в исполнение решений. Протокол 2007 года, дополняя Конвенцию 2007 года, определяет право, применимое к алиментным обязательствам, возникающим из семейных отношений, материнства или отцовства, брака или родства, включая алиментное обязательство в отношении ребенка независимо от того, состоят ли в браке родители.

Все сказанное свидетельствует о том, что подписание Российской Федерацией данной Конвенции позволило бы решить целый ряд вопросов, имеющих весьма важное практическое значение для многих российских граждан, обращающихся в суд с иском о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, так как отсутствие между Российской Федерацией и рядом европейских государств международных договоров, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, делает невозможным исполнение на территориях данных государств решений российских судов о взыскании алиментов в случае уклонения должников от добровольного содержания детей.

 

[1]

См., напр.: Антокольская М.В. Алиментные обязательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988; Данилян М.А. Алиментные обязательства родителей по содержанию

несовершеннолетних детей и ответственность за их нарушение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015; Рясенцев В.А. О совершенствовании законодательства об алиментах на детей // Советская юстиция. 1978. № 12 и др.

[2] Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о браке и семье» // СЗ СССР. 1936. № 34. Ст. 309.

[3] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour costs/#.

[4] т

Там же.

[5]

Справка Приморского краевого суда от 05 сентября 2014 г. «По результатам изучения судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов в 2013 г. судами Приморского края» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Обзор Приморского краевого суда, Управления Судебного департамента в Приморском крае от 12 сентября 2013 г .«Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке, а также дел об административных правонарушениях в первом полугодии 2013 года» // Бюллетень судебной практики. 2013. № 2 (28).

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (ред. от 06.02.2007) // Российская газета. 05.11.1996.

[8] Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=61045-6&02

I Q”7

См.: Данилян М.А. Указ. соч. С. 13.

[10]

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 10.

[11] См.: Там же.

[12] Максимович Л.Б. Правовое регулирование имущественных прав ребенка // Актуальные проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (материальные и процессуальные аспекты): сборник научно-практических статей / под общ. ред. А.Е. Тарасовой. М., 2015. С. 13.

[13]

См., например: Определение Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. № 70-Г10-4 // СПС «КонсультантПлюс».

[14]

См., напр.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 5-Г05-1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 10. С. 2-3; Определение Судебной коллегии по гражданским дела Верховного Суда РФ от 19 августа 2008 г. № 91-Г08-6 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 5. С. 2-4 и др.

[15]

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2013 г. Определение № 5-КГ12-92 // СПС «КонсультантПлюс».

[16] Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплат социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (заключено в г. Москве 9 сентября 1994 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1994. № 2 (15). С. 89-93.

[17] Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (заключена в г. Гааге 23 ноября 2007 г.) // Журнал международного частного права. 2008. № 3. С. 68-94.

[18] Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам (подписан в г. Гааге 23 ноября 2007 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Конвенция о взыскании за границей алиментов (заключена в г. Нью-Йорк 20 июня 1956 г. (с изм. от 23.11.2007) // Международное частное право. Сборник документов. М., 1997. С. 659-664.

[20] Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам (заключена в г. Гааге 2 октября 1973 г. (с изм. от 23.11.2007)) // Международное частное право. Сборник документов. М., 1997. С. 680-684.

[21] Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (заключена в г. Гааге 24 октября 1956 г. (с изм. от 23.11.2007)) // Журнал международного частного права. 2000. № 2 - 3. (28-29). С. 67-70.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.06.2017)
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%