Данный вопросу посвящена Статья 43 Закона, которая гласит, что за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации[1].
Что же имеет в виду законодатель? Самим же Законом не предусмотрена ответственность работников изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), их ответственность регулируется другими нормативными актами.
Во-первых, Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ предусматривает виды наказаний для должностных лиц, нарушивших права потребителей. Статья 14.5. КоАП РФ говорит о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения установленных Законом контрольно-кассовых машин. Статья 14.4 предусматривает ответственность за продажу товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Статья 14.7 устанавливает ответственность за обман потребителей. В статье 14.8 говорится о нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя, непредставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных Законом. Вышеперечисленные статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц предприятий и граждан.
Во-вторых, из договорных отношений вытекает гражданско-правовая ответственность заключающаяся, в основном, во взыскании неустойки и убытков. Одним из способов защиты гражданских прав, впервые установленным ГК, является самозащита, в соответствии со ст. 14 ГК РФ. Из текста данной статьи можно сделать вывод, что суть этого способа состоит в том, что гражданские права защищаются самостоятельно без обращения в суд или какие-либо другие государственные органы. Потребитель вправе выбрать конкретный способ самозащиты исходя из характера договора и нарушения прав. При этом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В частности, одним из таких способов самозащиты можно назвать предоставленное потребителю в некоторых случаях право на одностороннее расторжение договора. Вполне возможна самозащита путем удержания вещи потребителем до удовлетворения его законного требования об уплате неустойки или возмещении убытков в тех случаях, когда это предусмотрено Законом, либо возмещения произведенных расходов по доставке или ремонту товара. Основания удержания вещи предусмотрены ст. 359 ГК, которая действует в случае, если иное не предусмотрено договором.
Одним из часто упоминаемых в Законе требований потребителя является требование о взыскании убытков. Согласно Закону убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее.
В соответствии со ст. 393 ГК убытки возмещаются, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. Размер убытков определяется исходя из цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно – в день предъявления иска. По своему усмотрению суд может применить цены, существующие в день вынесения решения. Данный порядок определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Требование потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При неудовлетворении данных требований потребитель имеет право обратиться в суд о взыскании неустойки (пени). Если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства установлен, доказывание причинения при этом убытков не требуется. Согласно ст. 332 ГК неустойка, предусмотренная законом, подлежит взысканию независимо от включения условия о неустойке в договор. При удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Введение данной нормы в новой редакции Закона должно стимулировать недобросовестных продавцов, исполнителей, изготовителей на разрешение конфликта с потребителем в досудебном порядке.
В том случае, если потребитель не имеет возможности обменять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогичного товара на день обращения к продавцу, он может воспользоваться своим правом отказаться от исполнения договора купли-продажи. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
В некоторых случаях неисполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) своих обязательств, повлекшее нарушение прав потребителя, может быть вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Под ними надо понимать чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (стихийные бедствия, катастрофы, военные действия, эпидемии, забастовки и др.). Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение, лежит на изготовителе (исполнителе, продавце, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) [2].
В-третьих, в Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г. содержится ряд статей, направленных именно на защиту прав потребителей и на привлечение к ответственности виновных лиц. К ним относятся:
1) Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ);
2) Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ);
3) Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);
4) Обман потребителей (ст. 200 УК РФ).
Общепризнанно, что уголовная ответственность является, фактически, самой суровой формой ответственности, предусмотренной государством за нарушение прав человека и введение в УК РФ составов преступлений, касающихся ответственности за нарушение прав потребителей вызвано острой ситуацией, сложившейся в нашей стране на рынке потребительских товаров и услуг, и подтверждает социальную значимость необходимости охраны прав потребителей, т. е. разумно предположить, что соотношение максимальных санкций норм уголовного кодекса наиболее объективно отражает общественную значимость охраняемых благ.
[1] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Российская газета. – 1996. № 8
[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Российская газета. – 2012. №156.
|