Традиционно несовершеннолетние признаны одним из самых незащищенных слоев населения. Именно поэтому приобретает актуальность законодательное закрепление их прав и их защита на максимально высоком уровне. И защита должна строиться не только от посягательств на права несовершеннолетних, но и от действий совершеннолетних членов общества, направленных на вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Несовершеннолетних нередко привлекают внешние проявления личности. Вместе с тем они не всегда умеют за ними увидеть действительные побуждения. Отсюда возникают псевдоувлечения. Вот почему подростки, особенно нравственно неустойчивые, сравнительно легко могут быть вовлечены взрослыми лицами в преступную или иную антиобщественную деятельность". Поэтому негативное влияние взрослых, стимулирующее совершение преступлений и иных антиобщественных действий, особенно опасно, оно отрицательно влияет на формирование подростковой психики и духовное развитие несовершеннолетних.
Вышеуказанное влияние взрослых стало причиной появления в Уголовном кодексе РФ самостоятельных преступлений, предусматривающих вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иного антиобщественного действия, обусловленных повышенной общественной опасностью действий совершеннолетних лиц. Это статьи 150 УК РФ - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, и 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а также некоторые другие составы преступлений, в которых вовлечение или склонение несовершеннолетних является квалифицирующими признаками, например, статьи 230 УК РФ – Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, или 240 УК РФ – Вовлечение в занятие проституцией и другие.
Сами факты такого выделения в самостоятельные составы или, наоборот, включение в основные составы в качестве квалифицирующего признака общественно опасных деяний по вовлечению несовершеннолетних, их причины и предпосылки, повышенная общественная опасность самих деяний являются основанием рассмотрения этих составов в данной работе. А недостатки и пробелы в уголовном законодательстве, регламентирующем преступления по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, требуют разработки и внесения изменений и дополнений в действующий закон, при этом о наличии таких недостатков свидетельствует практика правоохранительных и судебных органов, подтверждающаяся официальными данными. Негативное влияние взрослых преступников не только способствует совершению преступлений подростками, но и нередко придает им более организованный и дерзкий характер. Законодатель обращает внимание на данный отрицательный фактор и указывает на необходимость его установления при расследовании уголовных дел в отношении подростков. Преступления, предусмотренные ст. 150, 151 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), традиционно рассматриваются следователями и дознавателями как "дополнительные" к основным составам (хищениям, угонам и пр.), по которым возбуждаются уголовные дела. По ст. 150, 151 УК РФ уголовные дела возбуждаются крайне редко. Это обуславливается несколькими факторами. Преимущественным является все-таки не столько невозможность установления фактов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, а совокупность причин, обусловленных психологическими особенностями несовершеннолетних и особенностью процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних. В связи с этим налицо существенное расхождение между у количеством преступлений, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми, и количеством взрослых лиц, которым предъявлено обвинение по статьям 150 и 151 УК РФ.
Все это обусловливает необходимость оптимизации криминологических и уголовно-правовых мер борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий на основе детального юридического анализа составов преступлений, предусмотренных ст. 150, 151 УК РФ, рассмотрения спорных вопросов их квалификации, выявления причин и условий совершения этих преступных посягательств. Преступления, обозначенные вышеуказанными статьями УК РФ, звучат как "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления" и "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий".
Прежде всего, для понятийного аппарата уголовного права интересно само понятие "вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или иного антиобщественного действия (далее – вовлечение несовершеннолетнего)", т.к. на данный момент законодательно не закреплено, что включается в его содержание. Надо отметить, что до 2000 года определение такого понятия существовало. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. № 16 под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность понимались "действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, сопряженные с применением физического или психического воздействия (побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие), а под вовлечение в занятие азартными играми или попрошайничеством – "умышленное склонение несовершеннолетнего к систематической игре на деньги и иные материальные ценности либо к систематическому выпрашиванию денег или иных материальных ценностей у посторонних лиц". Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 7 они были признаны недействующими, а соответственно был искусственно создан очередной пробел в уголовном законодательстве.
Многие правоведы сходятся во мнении, что несмотря на то, что Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. признано недействующим, тем не менее понятие "вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность" необходимо считать действующим и актуальным. Однако, такое утверждение весьма спорно, т.к., во-первых, понятие "вовлечение несовершеннолетнего" не является все-таки законодательно закрепленным на данный момент, во-вторых, данное определение понятия имеет ряд недостатков.
К таковым недостаткам и недоработкам относятся следующие моменты: 1. В понятии необходимо указать характеристику лица, которое вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или иного антиобщественного действия. Во-первых, это его совершеннолетние. Только совершеннолетнее лицо может являться субъектом преступления, предусмотренного статьями 150 и 151 УК РФ.
Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 7 разъяснено, что "судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления". Кроме того, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (распитие спиртных напитков, употребление одурманивающих веществ) предусмотрена административная ответственность статьей 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Поэтому "по смыслу указанных норм привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ подлежит совершеннолетнее лицо". Во-вторых, такое лицо должно быть вменяемо, в противном случае не будет состава преступления.
2. Все действия, применяемые к несовершеннолетнему и направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении преступления, имеют основой умысел. Поэтому эту особенность также необходимо включить в понятие "вовлечение несовершеннолетнего".
3. Необходимо также определить с какого возраста ребенка можно "вовлечь" в совершение преступления или в иные антиобщественные действия. Ребенка, которому от роду год, а то и меньше, невозможно "вовлечь" в силу его возраста и умственного (психического) развития. Здесь уместнее был бы термин "использование ребенка". В соответствии с общепринятым мнением психологов "вовлечь" ребенка во что-то можно только тогда, когда у него появились и сформировались социальные нормы и ценности, как только его внутреннее "я" начинает отражать внешние процессы и у него начинает формироваться абстрактное мышление. Этот период начинается в среднем у ребенка в 4 года Соответственно, вовлечь ребенка в совершение преступления или иного антиобщественного действия возможно именно с периода 4 года, что также необходимо указать в определении понятия "вовлечение несовершеннолетнего".
Вместе с тем, Постановление Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. игнорирует психологический аспект возраста вовлечения и связывает его только с возрастом уголовной ответственности, что является для данного понятия недопустимым.
Исправление указанных недоработок на данный момент очень актуально, т.к. при применении норм 150 и 151 статей УК РФ в судебном разбирательстве возникает огромное число вопросов, которые судьи решают, руководствуясь своим опытом и мнением, что не всегда приводит к вынесению справедливого решения суда. Поэтому имеет смысл внесение в качестве примечания в указанные статьи полноценного и отвечающего действительности определения понятия "вовлечения несовершеннолетнего".
Особенность правового статуса несовершеннолетнего, его девиантное поведение под отрицательным влиянием взрослого обусловили выделение в Уголовном кодексе РФ самостоятельной группы преступлений против семьи и несовершеннолетних в целом и отдельных преступлений против вовлечения несовершеннолетних совершение преступлений и иных антиобщественных действий в частности. Эксперты констатируют, что "едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого. Законодатель дифференцирует деяния на деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в совершение 1) преступления (ст. 150 УК РФ) и 2) антиобщественного действия (ст. 151 УК РФ). Указанные статьи относятся к числу уголовно-правовых норм с двойной превенцией, когда угроза ответственности за деяния, предусмотренные статьями 150, 151 УК РФ ограничивает возможность в последующем совершения преступлений и взрослыми, и несовершеннолетними. Данные нормы отличаются от ранее действовавшей аналогичной нормы (ст. 210 УК РСФСР) более точной дифференциацией ответственности, зависимостью ее от обстоятельств, повышающих общественную опасность деяния.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК).
Объект преступления: основной - совокупность общественных отношений, направленных на обеспечение нормального психофизического и морально-нравственного развития и воспитания несовершеннолетнего, становления его личности; факультативный - здоровье личности. Потерпевшими являются лица, не достигшие совершеннолетия.
Способы вовлечения в совершение перечисленных действий различны: уговоры, подкуп, обман, обещание, злоупотребление доверием, восхваление соответствующего образа жизни (например, бродяжничества), шантаж, угрозы различного содержания (за исключением угроз насилием).
Деяние является оконченным при совершении действий, направленных на побуждение несовершеннолетнего к совершению вышеперечисленных действий, и восприятия подростком указанного образа жизни.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный должен осознавать факт несовершеннолетия потерпевшего.
Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Хотя по логике ответственность за это деяние также должна наступать по достижении виновным 18-летия, как при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Но ст. 151 в отличие от ст. 150 УК не содержит указаний на особый возраст виновного, следовательно, он должен устанавливаться в соответствии со ст. 20 УК. Ссылка на положения ст. 150 УК в данном случае недопустима, так как в ч. 2 ст. 3 УК содержится прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии.
Квалифицирующие признаки, предусмотренные ст. 151 УК, в основном совпадают с признаками, названными в ст. 150 УК, и их анализ дан выше. Часть 3 ст. 151 УК, кроме того, говорит о совершении рассматриваемого преступления неоднократно, т.е. два и более раз независимо от того, осуждалось лицо за ранее совершенное преступление или нет. Условия вменения данного признака: если лицо не осуждалось за ранее совершенное деяние, не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности за него; если осуждалось, судимость не должна быть погашена или снята в предусмотренном законом порядке.
|