Впервые в мировой практике институт контроля трансфертного ценообразования появился и развивался в США, поэтому в первых пунктах настоящего параграфа речь пойдет в первую очередь об истории правил налогового контроля трансфертного ценообразования США.
В 1917 году в США были приняты специальные положения Военного закона о доходах относительно трансфертного ценообразования с международноправовой направленностью — они противодействовали двойному неналогообложению и переводу прибылей в аффилированные компании за границей через увеличенные или сниженные цены в трансграничных сделках. СВД США была уполномочена принуждать аффилированные компании предоставлять консолидированную налоговую отчетность для расчета общей суммы налога группы и ее последующего распределения между компаниями группы в случае, если это необходимо для «справедливого определения инвестируемого капитала или налогооблагаемых доходов» группы . Данное правило принято считать одним из двух независимых источников возникновения принципа «вытянутой руки» (The Arm’s Length Principle).
Сделки между ассоциированными лицами и возможности злоупотреблений аффилированных лиц беспокоили Конгресс, и в 1920-е гг. Полномочие СВД США по «консолидации» (т.е. консолидированной проверке) бухгалтерской отчетности аффилированных лиц, было уточнено и подтверждено в Законе о доходах (Revenue Act) 1921 года для «тщательного распределения выручки, прибыли, доходов, расходов и капитала между такими аффилированными лицами», в т.ч. и иностранными. Считалось, что такое полномочие необходимо для «предотвращения произвольного перемещения прибылей и связанной с ним деловой активности, особенно если дело касается дочерних и иностранных торговых корпораций» .
Закон о доходах 1928 года ввел статью 45 — предшественницу действующей на данный момент (2017 год) статьи 482 «Распределение доходов и расходов» Кодекса внутренних доходов США, также подтверждающую полномочие СВД США «инициировать такие поправки дохода налогоплательщика, которые могут потребоваться для предотвращения уклонения от уплаты налогов и для обеспечения четкого отражения доходов среди связанных лиц для определения истинных налоговых обязательств» . Положения статьи 45 оставались практически неизменными до 1968 года. Эти правила сформировали принцип «вытянутой руки» в качестве основополагающего стандарта оценки допустимости цен между аффилированными лицами.
В случае несоответствия данному стандарту СВД США имела право формально «перераспределить» доходы между аффилированными лицами для целей расчета налога на прибыль так, как если бы цена в сделках устанавливалась между независимыми лицами. Однако законодательство того времени не регулировало ни процесс, ни какие-либо конкретные методы такого «пераспределения».
До 1960 года деятельность СВД США в основном распространялась на компании, зарегистрированные в США. Примеры из судебной практики США подтверждают относительно свободный подход судов в интерпретации норм и использовании принципа «вытянутой руки» в сделках между аффилированными лицами. Конкретные сделки подробно рассматривались на предмет того, получили ли аффилированные лица «полный и справедливый» доход от сделки , является ли
~ ~ 43
цена «справедливой и разумной» , соотносится ли справедливая цена с «разумным доходом» .
В Европе в этот период также развивался принцип «вытянутой руки», «он был основополагающим для корректировки дохода акционеров, получивших необычно большие доходы от дочерней компании, официально не обозначенные в качестве дивидендов. Мажоритарные акционеры имели возможность получать выгоду в результате своего особого положения» , например, принимать решения от имени подконтрольной компании о предоставлении финансовой помощи. Корректировка дохода акционеров в этих случаях означала, что в целях налогообложения такая выгода будет рассматриваться в качестве дивидендов — так называемых «конструктивных дивидендов», или «скрытых распределений прибыли», которые не учитываются компанией, получившей ее. Такой подход был принят в национальном законодательстве Австрии, Германии, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии и других континентальных европейских странах .
Оба похода (американский и европейский) основаны на концепции равного отношения или принципе нейтралитета: мажоритарные акционеры, способные принимать решение от имени подконтрольной компании занимают ту же позицию, что и другие акционеры. Аффилированные лица поставлены в равное положение с независимыми через применение принципа «вытянутой руки», нейтрализующего привилегии аффилированных.
Принцип «вытянутой руки» был также включен в международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Францией, Великобританией и США в 1920-30-е гг.
В международном многостороннем формате принцип «вытянутой руки» впервые был сформулирован в статье 6 проекта Конвенции Лиги наций «О распределении прибыли и имущества международных компаний» (League of Nations draft Convention on the Allocation of Profits and Property of International Enterprises) в 1936 году и в статье VII Мексиканского проекта Конвенции 1943 года и Лондонского проекта Конвенции в редакции 1946 года. Эти статьи по существу идентичны статье 9 проекта Модельной конвенции ОЭСР 1963 года и пункту 1 статьи 9 действующих модельных конвенций ОЭСР и ООН , которые также тождественны друг другу. Статья 9 модельных налоговых конвенций ОЭСР и ООН в ситуации, подпадающей под действие соглашения об избежании двойного налогообложения, подтверждает национальное право страны, вступившей в соглашение, скорректировать прибыль предприятия другого государства, вступившего в соглашение, если условия их взаимоотношений отличаются от условий, которые были бы установлены независимыми лицами. Такая корректировка позволяет восполнить сумму налога, недополученную государством в результате использования трансфертного ценообразования.
Таким образом, рассматриваемый период можно охарактеризовать как период зарождения и закрепления в национальных законодательствах и международном правовом формате принципа «вытянутой руки», который впоследствии станет основополагающим стандартом корректировки налоговой базы в сделках между аффилированными лицами, применившими трансфертное ценообразование в целях снижения своей общей налоговой нагрузки.
|