Суббота, 21.06.2025, 11:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Соотношение цены «на расстоянии «вытянутой руки»» и рыночной цены при регулировании налогового контроля трансфертного ценообразования в России

В НК РФ цены сделок между независимыми лицами «на расстоянии «вытянутой руки»» и рыночные цены отождествляются, поскольку употребляются поочередно[1].

По мнению К.А. Непесова, это необоснованно ввиду нетождественности данных понятий. К.А. Непесов считает, что «цена на расстоянии «вытянутой руки»» не всегда является рыночной: «Например, при снижении цен с целью проникновения на новые рынки, увеличения доли на рынке или предоставлении скидки за большой заказ можно говорить о соответствии фактической цены принципу «вытянутой руки», но не рыночному уровню. Поэтому, например, в Испании данные понятия разграничиваются»[2]. К схожему выводу приходит И.А. Хаванова: «Рынок не всегда является объективным показателем цен для целей налогообложения (как при внутренних, так и при трансграничных операциях). Среди причин - несовершенная конкуренция, сильное регулирующее воздействие государства, ценовая дискриминация как результат коррупционного поведения и т.д.»[3].

Таким образом, существует теоретическая проблема обоснованности отождествления данных понятий.

По нашему мнению, подход К.А. Непесова и И.А. Хавановой к понятию рыночной цены является достаточно узким.

Если говорить о совершенной (Perfect) рыночной цене, называемой также в экономической теории равновесной ценой[4], то рыночные цены к ней стремятся, и степень их совпадения с равновесной ценой зависит от объективных условий рынка - уровня конкуренции, покупательской способности потребителей, уровня государственного вмешательства в рыночные процессы и т.д. Например, чем ниже уровень конкуренции на рынке, тем больше предложение влияет на рыночную цену: «если отдельный производитель или совместно действующая небольшая группа производителей способны каким-то образом регулировать или ограничивать общий объем предложения продукта, то цена может быть повышена к выгоде продавца»[5]. Поэтому цена на рынке с низким уровнем конкуренции уже не является равновесной (т.е. уровень предложения оказывается ниже уровня спроса). Цена «на расстоянии «вытянутой руки»» может как совпадать с рыночной в понимании К.А. Непесова, так и отличаться от нее - в случае, если на нее дополнительно повлияли «субъективные» факторы» (например, упомянутые К.А. Непесовым цели налогоплательщика, его стратегия на рынке, из-за которой цена снижается или повышается). Цель предпринимателя, его бизнес-стратегия и тактика на рынке, которая может быть ориентирована на продвижение нового товара, увеличение интереса потребителей к уже существующему товару, продвижение товара на новые рынки, удержание рынка, является еще одним условием, влияющим на цену, применяемую налогоплательщиком в сделке и зависящим от его волеизъявления. Цена, скорректированная таким условием, не будет являться рыночной, но, тем не менее, будет оставаться ценой «на расстоянии «вытянутой руки»».

Однако мы полагаем, что поскольку понятие и механизм формирования «рыночной цены» в экономической теории сформулированы достаточно абстрактно (основным признаком рыночного ценообразования является способ формирования цены — не на предприятии исходя из затрат на производство товара, а на рынке, под воздействием спроса и предложения: «Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке... поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке»[6]), то и бизнес-стратегии, будучи направленными на завоевание рынка, также являются рыночными условиями формирования цены. Иными словами, бизнес-стратегии влияют на формирование рыночной цены также, как и объективные обстоятельства, сформировавшие спрос и предложение. Ранее в параграфе 1.1 «Понятие трансфертного ценообразования» настоящего исследования преимущественное положение взаимозависимых лиц по отношению к независимым объяснялось с точки зрения различия во влиянии на них именно рыночных механизмов.

Кроме того, даже при узком подходе к понятию рыночной цены отождествление «цены на расстоянии «вытянутой руки»» и рыночной возможно, как фактически - если на рыночные цены не повлияли «субъективные» факторы, так и юридически - если нормативное регулирование позволяет такие «субъективные» факторы учитывать при поиске сопоставимых сделок (компаний). НК РФ устанавливает, что при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки

учитываются коммерческие стратегии сторон сопоставляемых и анализируемой сделок, к которым, в частности, относятся стратегии, направленные на обновление и совершенствование выпускаемой продукции, выход на новые рынки сбыта продукции[7].

Таким образом, хотя с точки зрения экономической теории приравнивание цены «на расстоянии «вытянутой руки»» к рыночной цене, как это сделано в НК РФ может быть неверным (при узком подходе к понятию рыночной цены), с практической точки зрения это не может привести к проблеме получения и применения налоговыми органами неверной информации о интервале цен (рентабельности) на расстоянии «вытянутой руки». При применении методов трансфертного ценообразования поиск сопоставимых сделок будет осуществляться с учетом такого критерия сопоставимости, как коммерческие стратегии сторон[8].

В связи с этим мы полагаем, что использование понятия «цены на расстоянии “вытянутой руки”» и «рыночной цены» как тождественных обосновано.

 

[1] Например, в пунктах 1 и 3 статьи 105.3 НК РФ презумпция соответствия цен принципу «вытянутой руки», а также исключения из принципа «вытянутой руки» в пунктах 8-11 статьи 105.3 НК РФ употребляется через термин «рыночные цены».

[2] Непесов К. А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: Сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 152.

[3] Хаванова И.А. Категория рыночной цены в современном налоговом праве // Журнал российского права. 2016. № 7. С. 96 - 104. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.01.2017).

[4] Равновесная цена (equihbi ium price) — цена на конкурентном рынке, при которой объем спроса и предложения равны, цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг, цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению // Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 13 изд. / К.Р.Макконелл, С.Л. Брю. М., ИНФРА-М, 1999. С. 26.

[5] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 13 изд. / К.Р.Макконелл, С.Л. Брю. М., ИНФРА-М, 1999. С. 66.

[6] 2 1 2. Салимжанов И.К. Ценообразование и налогообложение. Учебник / И. К. Салимжанов, О. В. Португалова, Е. А. Морозова; Под ред. И. К. Салимжанова. - М.: Кнорус, 2002. С. 10. Также абстрактно этот термин был сформулирован и в п.4 ст. 40 НК РФ - рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

[7] Пункт 10 статьи 105.5 НК Р

[8] Пункт 10 статьи 105.5 НК РФ. Отметим, что метод сопоставимой рентабельности, а также в некоторых случаях затратный метод и метод цены последующей реализации применяется с помощью расчет рентабельности на основании сведений независимых компаний, полученных из их бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, опубликованных в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.6 НК РФ). На рентабельность компании оказывают влияние множество различных факторов деятельности (в т.ч. бизнесстратегии компаний), и информация о них не всегда может быть доступна в открытых источниках информации, поэтому рыночный интервал рентабельности лишь косвенно отражает рыночный уровень цен, что отмечается как общий недостаток методов, при которых тестируется рентабельность.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%