Вторник, 26.11.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Налоговый контроль трансфертного ценообразования в Российской Федерации

В современной научной литературе существует множество определений понятия «налоговый контроль», которые так или иначе включают в себя деятельность специализированных государственных органов, направленную на обеспечение исполнения обязанностей лиц в сфере налогообложения:

«важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключается нарушения налогового

273

законодательства или их число незначительно»[1];

«составная часть формируемого государством организационноправового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений»[2];

«Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодатель ств а»[3];

«специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль...»[4]. «Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд»[5];

«налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд»[6].

Многие исследователи выделяют налоговый контроль в отдельный институт налогового права наряду с институтом налоговой ответственности[7].

С учетом динамичного развития налогового права на 2002 год О.А. Ногина

980

выделяет следующие направления налогового контроля[8]:

Учет организаций и физических лиц.

Налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.

Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.

Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.

Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях.

Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

Организация и контроль за соблюдением налоговых режимов (таких, как налоговый склад).

Как рассматривалось ранее основной целью государства для обеспечения своих фискальных интересов при использовании группами компаний трансфертного ценообразования для снижения общей налоговой нагрузки группы является восстановление размера налоговой обязанности с помощью принудительной корректировки налоговой базы.

Таким образом налоговый контроль трансфертного ценообразования представляет собой одно из субнаправлений налогового контроля, которое нацелено на (1) отслеживание (обнаружение) ситуаций использования трансфертного ценообразования для снижения налоговой обязанности и (2) непосредственную принудительную корректировку налоговой базы в таких ситуациях. Такое субнаправление, очевидно, включается в направление налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.

Налоговый контроль трансфертного ценообразования может проводиться в двух видах в зависимости от времени его проведения:

Последующий налоговый контроль в форме (1) камеральной налоговой проверки уведомлений о контролируемых сделках, (2) Проверки трансфертного ценообразования, (3) проверки правильности исчисления и полноты уплаты сумм налогов и сборов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, в рамках камеральных и выездных налоговых проверок.

Предварительный налоговый контроль при заключении соглашения о ценообразовании.

Налоговый контроль трансфертного ценообразования является одним из основных элементов правового регулирования налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, поскольку от его организации зависит как эффективность налогового администрирования трансфертного ценообразования для защиты фискальных интересов государства, так и защита частных интересов проверяемого лица.

Поскольку правила налогового контроля трансфертного ценообразования имплементируются в существующую правовую систему Российской Федерации, они должны соответствовать законодательству, причем не только налогового, но и

иных отраслей и взаимодействовать с ними. В связи с этим необходимо рассмотреть нормы о налоговом контроле трансфертного ценообразования с точки зрения встраивания их в существующую модель налогового контроля в России, а также рассмотреть проблемы, возникшие на пересечении норм, регулирующих налоговый контроль трансфертного ценообразования и норм налогового и иных отраслей законодательства (например, законодательства о бухгалтерском учете, о коммерческой тайне, и др.).

Система налогового контроля трансфертного ценообразования должна строиться на его целях и принципах коммерческого ценообразования, и поэтому необходимо рассмотреть проблемы снижения эффективности налогового контроля, возникающие при использовании терминов неналогового права, а именно термина «сделка».

Среди элементов налогового контроля выделяются следующие[9]:

субъекты налогового контроля;

объект и предмет налогового контроля;

формы, методы и мероприятия налогового контроля;

документы налогового контроля;

этапы и порядок проведения налогового контроля.

 

[1] Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций / И.И. Кучеров. М.: Учебноконсультативный центр «ЮрИнфоР», 2001. С. 189; Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах/ И.И. Кучеров, О.Ю. Судаков, И.А. Орешкин; под ред. И.И. Кучерова. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. С. 26.

[2] Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С.38

[3] Поролло Е.В. Налоговый контроль: Принципы и методы проведения/ Е.В. Поролло. - Ростов-на-Дону, М.: Экспертное бюро: Гардарика, 1996. С. 6 - 7.

[4] Брызгалин А.В. Зарипов В.М. Комментарий основных положений Налогового кодекса Российской Федерации: Часть первая. Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль: Глава 14. Налоговый контроль (ст. 82 - 98) // Хозяйство и право. 1999. № 7. С.409.

[5] Брызгалин, А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ Авт. кол.: П.Н. Бирюков, А. В. Брызгалин, Е. Ю. Грачева и др.; отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 351.

[6] Грачева Е.Ю Соколова, Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М.: Юриспруденция, 2000. С. 141. Аналогичного мнения придерживается О.А.Макарова (см. Грисимова, Е.Н. Макарова, О.А., Ильюшихин, И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии / Авт. кол.: Е. Н. Грисимова, О. А. Макарова, И. Н. Ильюхин; под ред. Н. М. Голованова. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 187).

[7] Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С.32; Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций / И.И. Кучеров. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2001. С. 66.

[8] Под направлениями налогового контроля понимаются относительно обособленные в структуре налогового контроля сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей в сфере налогообложения. // Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 85.

[9] Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 87.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.06.2017)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%